«Уроки технологии в школе» Из опыта работы учителя трудового обучения Тертычной Марины Васильевны Из опыта работы учителя трудового обучения Тертычной. Из опыта работы.docx - Из опыта работы учителя технологии Гончаренко В.В

Из опыта работы учителя технологии

Пусть ум и руки наши

Родят лишь чудеса,

И мир прекрасней станет

От мудрости творца!

Развитие современных социально-экономических отношений в России требует нового качественного образования. Оно предусматривает готовность и способность выпускников образовательных учреждений нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества в целом. Важную роль в достижении этой цели должно сыграть технологическое образование школьников. Существовавшая долгие годы в российских школах трудовая подготовка учащихся имела и положительные, и отрицательные стороны. Следует отметить, что интерес к трудовому обучению был невысок, так как не был связан с потребностями и склонностями учащихся. Они не видели социальной и личностной значимости своего труда. Традиционные формы и методы организации трудового обучения не вовлекали учащихся в исследовательскую деятельность, наиболее для них привлекательную. Вызвать желание творить, мыслить – задача трудная и интересная, тем более что она не имеет однозначного решения, и в каждом классе приходится решать ее заново, зачастую находя новые средства и методы. Образование – процесс обоюдный, без активных усилий ученика он обречен на провал, каким бы замечательным учитель не был. Такой процесс требует изменения позиции ученика и переосмысления педагогической деятельности учителя.

Трудовое обучение, преемницей которого является образовательная область «Технология», с самого начала его введения в общеобразовательную школу строилось на основе овладения учащимися умениями и навыками при работе с различными материалами (бумагой, картоном, тканью, древесиной и другими материалами) и изготовлением из них разнообразных, преимущественно бытовых изделий. По мере развития материального производства, его научно-технических основ в содержание трудового обучения стали включаться элементы машиноведения, электротехники, общих основ техники, технологии и экономики производства, внедрялся политехнический принцип обучения. При этом всегда существовала известная тенденция: дать ученикам, хотя бы и на элементарном уровне, конкретную рабочую профессию (специальность).

Замена в учебном плане предмета «Трудовое обучение» на предмет «Технология» сделала актуальным поиск нового содержания и методов обучения.

На практике последних лет я убедилась в целесообразности и эффективности использования метода проектов в технологическом обучении школьников. Под методом проектов в курсе «Технология» понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся, предусматривающий определение потребностей людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценку качества проведенного исследования и созданного продукта, определение реального спроса на него на рынке товаров и услуг.

Метод проектов позволяет формировать у школьников такие качества, как бережливость, расчетливость, деловитость, коммуникабельность и др. Упор при применении метода проектов делается на активное обучение детей через проектирование и изготовление изделий или оказание услуг, которые нужны кому-либо в реальной жизни. Роль учителя – создать такие условия, при которых это будет возможно.

Идея внедрения проектной технологии позволяет пройти путь познания вместе с детьми.

На уроках технологии то, что открывают ученики или создают по мере разработки своих проектов, есть лишь упрощенное повторение уже созданного наукой – суть в том, что они открывают субъективно новые для них факты и строят новые для себя понятия, а не получают их в качестве готовых от учителя или из учебников.

Реализация проектной деятельности мы начинаем с разработки проекта освоения большой темы или раздела программы по учебному курсу. Я готовлю предварительный план раскрытия темы, учащиеся вносят свои коррективы. Затем они распределяются по микрогруппам, договариваются о формах подведения итогов. Творческий характер деятельности усиливает мотивацию участия. Проектная технология позволяет решить ряд задач, а именно, выдвигать темы проектов, определять свою позицию, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и в то же время понимать роль и значение групповой работы.

С чего начинаем работу по данной технологии?

    Индивидуальная работа – первый шаг в творческой работе. Главное условие – чтобы ученики поняли, что от них требуется. Потребуются время и терпение!

    Начинать нужно с примера проекта-образца, который показываю ученикам.

    Выслушав мнение учащихся сначала о своей работе, а потом о работе других учащихся, оцениваю вклад каждого. Отдельные учащиеся, получив одобрение, будут обсуждать, делать предложения, как организовать работу, что нужно для этого сделать, как использовать виды деятельности, умения.

    Воплощение проекта необычным, неожиданным способом откроет возможности и для «слабых» учащихся. Ученики всегда поддержат интересные идеи.

    Трудоемкость внедрения проектной технологии заключается в обновлении обеспечения учебно-методическим комплексом.

Сложной, но, пожалуй, самой интересной является моя организация работы по выработке идей при проектировании изделий для удовлетворения потребности конкретного человека или группы людей. Например, определена потребность: маме нужна салфетка, в этом случае можно осуществлять разработку идей по изготовлению какой-то определенной салфетки.

В организации технологического обучения использование проектов с элементами поисково-исследовательской, конструкторской и преобразовательной деятельности повышает положительную мотивацию обучения, делает образовательный процесс осмысленным и интересным.

Логическим продолжением уроков является и работа детского объединения «Подарок своими руками». Занятия в объединении предоставляют большие возможности для способных и увлеченных детей. В нем учитываются основные направления современного технологического образования школьников: целенаправленное формирование и развитие творческой личности, организация созидательной деятельности школьников, мотивация и стимулирование деятельности, контроль и самооценка деятельности, воспитывается чувство бережливости и экономии, так как в процессе изготовления изделий могут быть использованы старые вещи.

Искусство вышивки, шитьё из лоскутков – искусство, имеющее давнюю историю и богатые традиции по всему миру. Лоскутные изделия – покрывала, одеяла, подушки – до сих пор можно встретить в разных уголках России. Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.

Искусство создавать из кусочков ткани одежду, красивые вещи, украшающие жилище, возникло на Руси с появлением ситца. Народные мастерицы с любовью, тщательно подбирая кусочки ткани, создавали неожиданные, яркие по цвету композиции, которые поражают и сегодня не только мастерством исполнения, но и удивительным художественным вкусом, присущим народным творцам. Вышивка имеет большое значение в оформлении одежды и изделий, украшающих наш быт. Благодаря умению вышивать, мы сможем обновить свою одежду, сделать её нарядной, украсить и создать полезные вещи – салфетку, панно, фартук, наволочку на подушку, сувенир для подарка своим близким и друзьям.

Мой опыт работы показал, что учащиеся, изучая различные приёмы лоскутного шитья, вышивки и аппликации, выполняли сначала небольшие, несложные по способу изготовления вещи и постепенно переходили к более сложным работам.

Учащиеся изучают основные законы композиции и цветоведения, знакомятся с традиционными орнаментами разных народов, осваивают основные приёмы работы на швейной машине и вручную; сначала работают по готовым образцам, копируя их, а затем приступают к разработке индивидуального проекта и выполняют изделие, используя ранее изученные способы соединения лоскутков и вышивки. Работая с лоскутками, как элементами мозаики, учащиеся складывают различные цветные композиции. Они пытаются найти наиболее рациональное решение, что стимулирует их творческую изобретательность. При создании рисунка, его выборе развиваются творческие способности, такие как оригинальность, продуктивность. При выборе элементов композиции и их сборке развиваются гибкость в выборе способов обработки, способность усовершенствовать объект, добавляя детали. И самое удивительное то, что учащиеся, не умеющие рисовать, составляют композицию из фрагментов, взятых их детских книжек. Они чисто интуитивно подбирают ткань по цвету и структуре и в результате получают неповторимое декоративное панно. Именно здесь и раскрываются творческие способности учащихся, их творческий потенциал. Чему же способствует внедрение проектной технологии? Опыт доказывает, что данное внедрение способствует:

    повышению личной уверенности в успехе у каждого участника проектного обучения, его самореализации;

    развитию в классе навыков коллективной работы. (Важным является умение не только высказать свою точку зрения, но и выслушать, понять другую);

    развитию исследовательских умений (анализ проблемной ситуации, осуществление отбора необходимой информации, умение строить гипотезы, обобщать, делать выводы).

По 3-х летнему опыту работы доказано, что успешно стимулируют творческую работу учащихся следующие приемы:

    создание ситуации занимательности, ситуации успеха;

    создание ситуации, при которой школьники испытывают интеллектуальное удовлетворение своей нестандартностью.

Я целенаправленно работаю по формированию структуры умственной деятельности, акцентируя внимание на:

    использование ранее усвоенных знаний и умений в создании новой модели;

    доказательность суждений;

владение методами сравнения, сопоставления, обобщения.

Как показывает опыт, в развитии познавательной сферы учащихся важную роль

играет интеграция уроков технологии с другими предметами. При использовании межпредметных связей на уроках и внеклассных мероприятиях мы способствуем усвоению технологических, экономических, экологических, предпринимательских знаний. История названия тех или иных понятий, деятельность изобретателей, история моды – вот неполный перечень вопросов, которыми интересуются ученики. А хорошее знание литературы, русского языка, математики позволит грамотно и точно рассчитать формулы при построении чертежей основы изделий, искусство рисовать поможет при создании новых моделей. Использование национально-регионального компонента в «Технологии» позволяет мне на уроках использовать традиции бурятского народа в разработке проектов по изготовлению текстильных и кулинарных изделий.

В своей работе опираюсь на здоровьесберегающие технологии. При выполнении практических работ (а они занимают большую часть рабочего времени урока) использую музыкальный ряд и физкультминутки. Это позволяет снять психологическое напряжение учащихся.

Применение проектных технологий в обучении предмета позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности, формировать мыслительные и самостоятельные практические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся.

В процессе преподавания предмета по традиционной методике внимание было сосредоточено на усвоении основных знаний и умений, а воспитание разносторонней личности и развитие творческих способностей школьников зачастую осуществлялось спонтанно. Здесь же в основном преобладал авторитарный стиль общения учителя с учениками.

Проектное обучение обладает рядом преимуществ в отличие от традиционного.

Во-первых, организация процесса обучения ориентирована на развитие личности учащегося. Во-вторых, овладение мыслительными процессами определяется как сравнение (при выборе ткани для изготовления изделия учитываются технологические, эксплуатационные, гигиенические, эстетические требования), классификация (разновидности ручных стежков и строчек), обобщение (направления моды, стили и силуэты одежды). В-третьих, появляется интерес к творчеству, усиливается мотивация личностного роста, появляется стремление изменить себя в лучшую сторону. В-четвертых, изменяется роль учителя. Я выступаю как организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся.

При применении методов проектов учащимся предлагаю практические ситуации (часто в форме самих проектов, упражнений- исследований, дизайн-анализов), для того, чтобы они могли развивать свои способности и пополнять полученные знания. При этом я предоставляю учащимся возможность что-то делать, быть активным в проектировании и изготовлении изделий, исследовать, анализировать, размышлять, принимать решения и осуществлять их. Здесь же мы используем полученные ранее знания и умения для решения практических задач.

В своей работе я часто использую основные формы организации учебного процесса, способствующие развитию творческих способностей учащихся: организация выставок, демонстраций, мастер-класс; проведение тематических конкурсов, освоение компьютерного моделирования.

Из опыта работы

Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь…

И чтобы дать ученикам искорку знаний,

Учителю надо впитать целое море света.

В.А. Сухомлинский .

Есть ли на свете профессия благороднее профессии учителя? Наверное, никто не сможет с полной уверенностью утверждать обратное. Испокон веков учителем становились люди глубоко любящие других, самоотверженные, уверенные в себе. История несет много примеров этому. Не будь в мире учителей, не было бы людей других профессий.

Я – учитель. И я горжусь этим званием. Я люблю свою работу, своих воспитанников. Мне нравится отвечать на их вопросы, порой серьезные и сложные, порой нелепые, а то и вовсе непонятные. Но раз человек спрашивает, значит, его ум работает, и работает целенаправленно.

В самом деле, требования современной жизни очень жестоки, и выстоять в новых условиях способна лишь личность, которая будет крепка во всех отношениях.

Я учитель технологии для девочек, поэтому я считаю, что уровень подготовки девочек к жизни, на прямую зависит от нас. Мы живем в очень трудный период, многие наши выпускники, оказавшись за стенами школы, встречаются с трудностями и часто остаются без работы. Поэтому еще в школе мы должны проводить трудовую и экономическую подготовку учащихся, чтобы, оказавшись за стенами школы, будь это отличник, ударник или троечник могли адаптироваться в условиях рыночной экономики.

Трудовое становление личности в любых социально-экономических условиях остается фундаментальной задачей воспитания. Недооценка технологии и трудового воспитания в школе приводит к тому, что у современной молодежи не формируется уважение и интересы к труду в сфере материального производства, техническому творчеству. Технологическая подготовка основывается на включение учащихся в разнообразные виды деятельности: учебную, самообслуживания, общественно-полезную, в том числе и созидательную, производственно-предпринимательскую и поисково-исследовательскую.

Моя методическая тема: «Воспитание и обучение конкурентоспособной личности, способной адаптироваться в условиях рыночной экономики».

Я преподаю уроки технологии с 1991года. Имею следующие достижения:

– победитель Приоритетного национального проекта «Образование» 2006 года; (приложение 1 )

Победитель районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года -2002»; (приложение- 2 )

Победитель III Республиканского конкурса «Использование новых информационных технологий в учебном процессе и управлении школой» в номинации «Лучшая методика использования новых информационных технологий при изучении предметов с использованием технологических процессов » . (приложение 3)

Общий педагогический стаж 32 года. За эти годы я выпустила 5 выпускных классов, в данный момент классный руководитель 10 класса. Меня радует, что мои ученики в жизни нашли правильный путь, они всегда уважительны к старшим и не безразличны к возникающим обстоятельствам. Многие, окончив высшие учебные заведения, занимают руководящие посты. Трое выпускников окончили высшую военную школу и в данный момент служат Отечеству.

В своем классе я стараюсь воспитывать коллективизм, дружбу, взаимопонимание. Привлекаю к различным мероприятиям, сплачивающим детский коллектив, помогаю ученикам утвердить свое «Я». Уроки технологии близки к жизни. Успеваемость и качество учащихся по предмету всегда на высоком уровне. Какая же это мама, которая плохо освоила уроки кулинарии, шитья, вязания, личной гигиены, экологии. Ведь не бывает мам, не умеющих готовить, шить, вязать, не соблюдать правил личной гигиены. экологии.

Успеваемость учащихся - 100%;

Качество обучения -100%.

В своей работе я стараюсь использовать различные методы и формы работы. Большое внимание уделяю методу проектов. Ежегодно учащиеся, начиная с 5 по11 классы, выполняют проектные работы. Они выбирают тему проекта, обосновывают выбор темы проекта, ищут пути решения поставленной задачи, делают экономические расчеты, составляют технологическую карту по изготовлению изделия. Например, проекты: «Тапочки мои тапочки» работа ученицы 10 класса Газизуллиной Алии - 2010 год, «Черепашка простым крючком» работа ученицы 11 класса Махмутовой Алии - 2011год, «Волшебная паутина» работа ученицы 8 класса Сунгатуллиной Гульназ – 2012 год, «Букет невесты своими руками» работа ученицы 10 класса Зайдуллиной Лианы - 2012 год, «Универсальная пляжная сумка –«УПС» работа ученицы 10 класса Хабировой Алины - 2011 год, «Волшебная корзина» работа ученицы 11 класса Хабировой Алины - 2012 год.

Хабирова Алина Ильшатовна является участницей Республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии 2012 и 2013 гг. (приложения 4,5 сертификаты ).

Я люблю посещать семинары, проводимые моими коллегами. В марте 2012 года я сама провела мастер – класс в рамках районного семинара учителей технологии по теме «Использование проектной деятельности на уроках технологии». (приложения 6,7 )

В программу семинарского занятия были включены следующие вопросы:

  1. Выступление по теме: «Использование проектной деятельности на уроках технологии»
  2. Презентация продукции школьной компании «ЛОТОС»
  3. Мастер класс по карвингу для учителей технологии.
  4. Презентация лучших проектов республиканской олимпиады.

Мною были проведены открытые уроки для учителей технологии, родителей и коллег по школе на темы: «Сервировка стола» в 7-8 классах – 2010 год; «Виды декоративно- прикладного творчества» в 10 классе – 2011год; «Вязание крючком от А до Я» 5-6 классах – 2011 год; «Экологические проблемы и природоохранные технологии» в 11 классе 2012 год, ежегодно во всех классах проводим защиту творческих проектов.

Помимо уроков провожу внеклассные мероприятия с приглашением мам, бабушек. Так, провела внеклассное мероприятие: «А ну-ка, девочки» среди девочек 5-8 классов, 2011год; «Вдвоем за чайным столом», мероприятие со старшеклассника, посвященное истории чая – 2011год. Мероприятие закончилось чаепитием.

Ведется большая работа по пошиву сценических костюмов к различным школьным и районным конкурсам.

Большое внимание уделяю трудовому воспитанию.

Своеобразным девизом в моей работе стали слова Антона Семеновича Макаренко:

«Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры»

Приобщение школьников к труду, формирование готовности к социально-ответственным действиям, самостоятельному принятию решений – одна из актуальных задач современного воспитания. Работа школьников на пришкольных участках, в лагерях труда и отдыха вовлекает подростков в производительный плановый труд, обеспечивает знакомство с современным технологическим циклом.

Трудовая практика организуется с целью эффективного использования возможностей пришкольных территорий, ознакомления детей с новыми технологиями в области зеленого градостроительства, с современными подходами и методами природоохранной работы, способствует проявлению самостоятельности, самоутверждению школьников.

Трудовое воспитание и трудовая практика проводится:

Во время учебно – воспитательного процесса;

На пришкольном участке;

В пришкольной теплице;

Внутри здания школы во время ремонтных работ;

Через школьную бизнес-компанию;

В пришкольном питомнике.

Трудовое становление личности в любых социально-экономических условиях остается фундаментальной задачей воспитания. Другое дело, что в современном обществе достаточно риторическую в прошлом установку на коллективный труд во имя общего блага сменила более жизненная, ориентированная на достижение личного успеха. Но при этом не должны ущемляться интересы общества и попираться нравственные нормы.

Успех трудового воспитания молодого поколения во многом зависит от объединения усилия образовательных учреждений, семьи и общественности. Сегодня сельская школа располагает большими возможностями для трудового воспитания детей располагает школа.

При этом в новых условиях на первый план выступает задача подготовки сельских школьников к грамотному ведению индивидуального (фермерского) хозяйства на современной агро-, зоотехнической и экономической основе.

Все это в полной мере представлено в деятельности нашей школы.

При этом теоретический материал изучается в неразрывной связи с практикой, поскольку школа обладает хорошей материально-технической базой и земельным участком.

Я также являюсь заведующим пришкольным учебно- опытным участком.

Наша школа дважды в 2005 и 2008 году участвовала в республиканском конкурсе учебно-опытных участков, в 2005 году заняли 2 место, в 2008 году заняла 3 место. Школа награждена почетной грамотой МО и Н РТ и ценным призом – телевизор. Меня, как заведующую пришкольным участком, наградили Почетной грамотой МО и Н РТ. (Приложения 8,9);

В 2011 году был представлен пакет документов на соискание Гранта Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в размере 100000 рулей. Школа и я награждены Почетной грамотой Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан. (приложения 12,13 – грамоты )

В 2010 году мы стали лауреатами VIII Международного конкурса имени А.С. Макаренко, который проходил в г Москва в апреле 2010 года.(приложение14)

- В 2012 году стали лауреатами X Международного конкурса имени А.С. Макаренко, который проходил в городе Чебаркуль Челябинской области с1по 5 апреля 2012 года. (приложение15 )

В учебное и внеучебное время, большое внимание уделяю экологическому воспитанию. Вместе с детьми участвуем в различных операциях: «Чистый родник», «Самая зеленая школа», «Самая зеленая улица», «Чисто там, где не сорят» и т.д. В 2010 наша школа включилась в проект «Больше кислорода». Создали школьный питомник, было посажено 1500 штук сосны и 400 штук дуда. За хорошую организацию работы активные участники и руководители награждены Дипломами МОО «ЭКА». (Приложения 16,17,18,19 )

С 2004 года являюсь руководителем школьных бизнес компаний.

Одной из инноваций в нашей школе является создание школьных бизнес компаний, результатом деятельности которых является выращивание рассады овощей и клумбовых цветов, изготовление универсальной пляжной сумки «УПС», вязаные вещи.

Ребята компаний занимаются и благотворительной деятельностью, так, например, в прошлом году, они стали участниками акции «Вязаные изделия – воспитанникам детского сада». Благотворительный фонд составил тысячу рублей.(приложение 20 )

22 декабря школьная компания «Лотос» участвовала в республиканской благотворительной ярмарке в городе Казани и вырученные 3250 рублей были направлены на лечение маленькой Ванечки. (приложения 21, 22)

Все бизнес компании школы ежегодно участвуют в республиканских и всероссийских слетах школьных бизнес компаний и награждены дипломами за победы в различных номинациях. (Приложения 23,24,25 )

В этом году получила старт школьная бизнес компания под красивым названием «Лотос», которая оказывает услуги по оформлению праздничных столов художественной резьбой по овощам и фруктам, применяя технологию «Карвинг»

Компания «Лотос» победитель XII республиканского слета школьных бизнес компаний и награждена Дипломом третьей степени МО и Н РТ, а также и я как руководитель. (приложения 26,27,28)

Бизнес компании школы призваны воспитывать у школьников навыки управления, умения быть не иждивенцами, а хозяевами, хозяевами земли.

Фантазии и творчеству ребят нет предела. Мы очень много работаем, совершенствуемся, изучаем новинки, не останавливаемся на достигнутом, идем в ногу со временем.

О наших успехах говорят и пишут не только в местных, но и республиканских средствах массовой информации, наш опыт работы также показывают по республиканскому телевидению.(Приложения 29,30,31,32)

Член школьной компании «УПС», воспитанник объединения Садыков Айрат участвовал на IX Республиканском фестивале «Паруса науки» (приложения 33,34)

Долгие годы веду кружки по интересам «Веселые квадратики», «Шаг к бизнесу» и мои воспитанники участвуют в конкурсах различного уровня. Так, например Махмутова Алия участвовала в конкурсе «Нетающий иней» и награждена Дипломом МО и Н РТ. (приложения 35,36 )

В 2012 году я приняла участие в VIII республиканском конкурсе «50 лучших инновационных идей для Республики Татарстана». Выступила на секции и презентовала, защищала проект «Лотос» (приложения37,38)

Мои публикации:

1.«Универсальная пляжная сумка – УПС», журнал «Школа и производство» №1, 2010 год. (приложение 39 ).

2. «Цветы из овощей» материал в журнал «Школа и производство», материал на стадии рассмотрения.

На уроках и во вне урочное время уделяю внимание национальному воспитанию, на основе традиционных промыслов татарского народа. Это национальная вышивка, изготовление национальных украшений, национальных блюд. Одним из интересных внеклассных мероприятий является праздник «Каз омасы». (Приложение 40)

Успешному проведению уроков способствует кабинет технологии, который соответствует нормативным требованиям. Имеется 5 ручных, 2 электрических швейных машин, оверлок, утюг, гладильная доска, ножницы и т.д.

Для успешного ведения учебно-воспитательного процесса постоянно и своевременно прохожу курсы повышения квалификации :

  1. «Норматино - правовые и технологические основы детско - взрослого образовательного производства», 1по5 апреля,2012год, Челябинский институт развития профессионального образования.(приложения 41,42,43 )
  2. «Антикризисное управление: практические вопросы автономных учреждений и управление ими», Москва, Государственное образовательное учреждение дополнительного образования, Московский областной учебный центр «Нахабино», с 10 марта по 4 апреля 2010 года.
  3. «Технологическое обеспечение экспертизы педагогической деятельности с использованием компьютерных технологий: новые методики оценки уровня квалификации педагогических работников», институт развития образования РТ, 4.10.2011.
  4. «Методика оценки квалификации педагогических работников», институт развития образования РТ, г.Казань, 2011г.
  5. Непрерывно работаю над самообразованием, обобщением опыта:

Презентация на республиканском августовском совещании педагогических работников РТ в г. Мамадыш в августе 2012 год.(приложения 44,45)

Презентация продукции компании «Лотос» на районном августовском совещании педагогических работников.

Выступление на районном августовском совещании педагогических работников на тему:

«Школьные бизнес компании – основа для зарождения навыков предпринимательства и малого бизнеса», 2012г.

Доброта, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине – вот те качества, которые я стараюсь воспитать в своих детях. Эти качества во все века составляли непреходящую ценность человеческой культуры. Поэтому главная цель моей работы – вырастить здорового, самостоятельного, ответственного, критически мыслящего, свободного и счастливого гражданина своей страны и всей планеты. Я обязана привить вкус к интеллектуальному труду: научить смотреть и видеть, наблюдать, мыслить, вести диалог… важно, как миссию человека.

Я мечтаю только о том, чтобы мои дети вышли из школы в большой мир с сердцем, открытым добру и красоте, душой способной любить и сострадать. Чтобы просто стали Людьми!

Учителя! Как огонек в пути!
Какое ж нужно пламенное сердце,
Чтоб людям свет нести,
Чтоб след его вовек не мог стереться!


«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

Актуальность и перспективность опыта.

Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело. Предмет «Технология» особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Умение много и хорошо делать своими руками - залог уверенности в себе. Современный социум, технический прогресс, сложные экономические условия в стране требуют развитие таких способностей человека как: мобильности, профессионализма, компетентности, умения ориентироваться в различных сферах науки, культуры и производства; постоянно совершенствующего свою компетентность, умеющего и желающего учиться.

Трудовая деятельность - это целенаправленная работа всего педагогического коллектива при постоянном взаимодействии с родителями; это кропотливый труд, состоящий из целого ряда взаимосвязанных мероприятий (школьные традиции, экскурсии, конкурсы, праздники …) в результате которых у учащихся формируются навыки самообслуживания; культуры поведения; воспитывается эстетический вкус. А главное быть самостоятельным, знать свои возможности, с радостью раскрывать свои способности и в будущем стать востребованным человеком в обществе.

Важным аспектом педагогической деятельности учителя является возможность в процессе трудового обучения сформировать устойчивую мотивацию к самопознанию и самосовершенствованию, через расширение функциональных возможностей побудить его к успешной творческой самореализации. Целенаправленная деятельность моя, как учителя, направлена на выявление и развитие у детей трудовых интересов и склонностей в соответствии с их личными способностями, потребностями и пригодностью к той или иной профессии.

Концептуальность. Наличие теоретической базы опыта.

В своей работе учитываю индивидуальные особенности учащихся, использую коммуникативные методы обучения, провожу различные типы уроков как стандартные, так и нестандартные: урок - соревнование, урок - конкурс, урок - презентация, интегрированные уроки. При обучении применяю различные типы заданий разного уровня сложности, обеспечивая дифференцированный подход к обучению, что позволяет полнее раскрыть творческие и интеллектуальные способности учащихся, активизировать их познавательную деятельность. Исходя из возможностей ученика, условий обучения и материального обеспечения выбираю соответствующие виды труда, учитываю содержание программы (некоторые темы могут опускаться или по их образу разрабатываю новые для других видов труда), а также определяю время, необходимое на отработку содержания программной темы.

Занятия строю с учётом педагогической работы, они должны быть увязаны со всеми этапами урока, с содержанием учебного материала, с дидактическими целями и методами обучения. Трудовое воспитание учащихся направляю на формирование мотивации позитивного отношения к труду как форме бытия и самореализации человека, к выбору профессии.

Новые социально-экономические условия жизни диктуют свои требования к детям. Поэтому учу воспитанников планировать и организовывать работу, оценивать результаты, находить и использовать необходимую информацию, владеть знаниями, умениями, использовать разные средства и пути преобразования материалов, информации в конечный потребительский продукт, творчески относиться к качественному осуществлению трудовой деятельности.

Наиболее эффективным, считаю в нашей школе, является индивидуальное и дифференцированное обучение. В разработанной программе по развитию творческих способностей, ребенку дается возможность начать свое обучение с любого раздела программы и выбрать то направление, которое он готов воспринять именно сейчас, исходя из своих реальных возможностей. Для этого предусматриваю разноуровневые практические задания по разделам в соответствии с уровнем развития учащегося и его возраста. Причём проявлять творчество в труде воспитанник сможет лишь в том случае, когда труд является посильным. Но перед ребенком не только ставится сложная задача, и предоставляется свобо-да в выборе средств, но и обязанность нести ответственность за свой выбор в качестве выполнения работы. Все это является дополнительным стимулом в освоении декоративно - прикладного искусства в будущем для более успешной социализации в обществе. Такая организация дополнительного образования вырабатывает целеустремленность, силу воли, значимость труда для их будущего. Работы, выполненные детьми на уроках, участвуют в выставках, что придает силу и повышает самооценку учащихся, дает уверенность в завтрашнем дне.

В настоящее время одним из принципов образования является гумманизация, которая требует конкретных инновационных технологий, обеспечивая ее реализацию. Я использую технологию личностно - ориентированного обучения, которая помогает создать условия для самопознания, самоопределения и самореализации слабовидящих учащихся. Метод проектов является одним из ведущих направлений в личностно - ориентированном подходе к обучению учащихся. «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л. С. Выгодский, - завтра он становится способен выполнить, самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Этому во многом способствует выполнение творческих проектов.

Ведущая педагогическая идея.

Работа на уроках технологии у меня заключается в том, что одним из направлений работы является метод проектов, который всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений школьников.

Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям учащихся и их интересам.

В ходе проектирования учитель является консультантом: дает рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляет в верное русло, если ученики отошли от темы, обсуждает с учащимися этапы реализации проекта. Творческий проект учащихся, способ организации познавательно-трудовой деятельности школьника. Он предусматривает реализацию определенных потребностей людей, разработку, проектирование и создание изделия, услуги, оценку качества, определение реального спроса на рынке товаров. Проект направлен на самореализацию личности в деятельности. При выполнении проекта учитываю индивидуальные способности учащихся, веру в творческие силы человека, в его возможности, идет «проектирование в человеке лучшего».

При выборе темы проекта учитываю уровень развития ребенка: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям. Принимаю ученика таким, какой он есть, использую все хорошее и доброе заложенное в нем, его желания и способности которые станут основанием для создания, задуманного изделия. При его органи-зации над проектом учитываю возрастные и индиви-дуальные особенности ребенка. При работе над проектом ребенок работает самостоятельно, но во благо общества на коллектив, так как нацелен на социальные интересы. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, села, дома и т.п. Ребенок работает ради создания общественного блага, находя его применение на рынке товаров и услуг. Например: При выполнении проекта по теме «Изготовление декоративного панно для комнаты» ученик встает перед проблемой, для чего он будет изготавливать панно, где оно пригодится. Как изготовить? Находит решение. Работа по такой схеме, несет в себе организацию творческого пространства вокруг изготовления изделия. Выходом творческого проекта ребенка будет служить общественная значимость его работы, одобрение коллектива, приобретенные знания и умения при выполнении изделия, умение защитить свою работу, свой проект, развитие мышления через творческий поиск. Обучение проектным методам развивает личность как социально-значимую за счет включения ее в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных условиях, прививает учащимся жизненно-необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи, помогает адаптироваться в условиях конкуренции. Образовательная область «Технология» на основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Пройдут годы, и сегодняшние школьники создадут новые материалы и прогрессивные технологии. Им-то и предстоит возродить былую славу и гордость России. Проектная деятельность - это поиск, разработка, передача идей: поисковый метод, метод экспериментов, исследовательский метод, реализация теории в практическую деятельность, подведение итогов. На первом этапе все предстоящие действия проектируются учащимися в теоретическом виде с обязательным выявлением возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов их преодоления. Использование в работе проектные методы обучения, которые способствуют раскрытию творческого потенциала, обеспечивают развитие и саморазвитие личности школьника. Наибольшую ценность имеют работы исследовательского характера, проводимые с учащимися, как на уроках, так и во внеурочной работе, способствующие формированию аналитических навыков, умения работать с первоисточниками. Все это позволяет повышать не только качество знаний учащихся и их интерес к предмету, но и развивать индивидуальные способности школьников.

Учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения. Цель - развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения. Мотивы - радость творчества, самосовершенствование, уверенность в себе, получение новых знаний и умений. Методы - преобладание активных методов: - проблемная, - эвристическая беседа, - диспут,- совместный поиск, - методы активизации творческого мышления. Формы организации занятия - групповые и индивидуальные:- самостоятельная исследовательская работа, - дискуссия,- «мозговой штурм»,- консультация. Функции учителя - организация, координация и активизация творческого процесса, решение учащимися проблем, познавательных и практических задач. Функции учащихся - освоение способов приобретения знаний, овладение умениями по мере необходимости, совершенствование себя и окружающего мира. Статус учителя - помощник, советчик, консультант, старший друг. Результат - развитая творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания и умения, применять их в новой ситуации.

Формирование положительной «Я - концепции». (Ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, т.е. мотивирует, организует, координирует, консультирует).

Трудовая подготовка учащихся, долгие годы существовавшая в российских школах, имела как положительные, так и отрицательные стороны.

1.Интерес учащихся к трудовому обучению был невысок, так как не был связан с потребностями и склонностями учащихся.

2.Мотивация школьников к предметно-преобразующей деятельности на уроках трудового обучения находилась на низком уровне, потому что учащиеся не видели социальной и личностной значимости своего труда.

Традиционные формы и методы организации трудового обучения не вовлекали школьников в исследовательскую деятельность, наиболее для них привлекательную. Планируя процесс обучения, решает, какие навыки полезны, а учителя обучают школьников, у которых нет выбора, чему и как учиться. Такой подход можно считать односторонней передачей знаний:

учитель учит - ученик учится;

учитель говорит - ученик слушает;

учитель активен - ученик пассивен;

учитель субъект обучения - ученик объект обучения;

учитель думает - ученик воспроизводит знания, получаемые в готовом виде

При использовании метода проектов в технологическом обучении школьники включаются в творческую деятельность. Отношения учитель - ученик в корне меняются:

ученик определяет цель деятельности - учитель помогает ему в этом;

ученик открывает новые знание - учитель рекомендует источники знаний;

ученик активен - учитель создает условия для проявления активности;

ученик субъект обучения - учитель партнер;

ученик выбирает - учитель содействует прогнозированию результатов выбора

Важная проблема для педагога - показать учащимся творческое содержание интересующих их профессий, так, как школьники должны осознавать необходимость социального творчества во всех сферах трудовой деятельности. Совокупность применяемых мной форм, методов и приёмов обучения даёт положительный результат.

Оптимальность и эффективность средств.

В ходе выполнения работы над проектом у учащихся развиваются следующие способности:

Коммуникативная - способность к общению;

Проблемно - поисковая - способность решать жизненные вопросы;

Рефлексивная - способность к анализу совершенной деятельности.

Имея те или иные способности, слабовидящие учащиеся активно проявляют себя в групповой проектной деятельности. Распределив все этапы выполнения проекта, учащиеся конкретно приступают к выполнению своего задания.

Начиная с 5 класса, учащиеся выполняют проекты по выбору: изготовление швейного изделия, украшение интерьера кухни, столовой; сервировка стола к празднику; изготовление картины; лоскутная пластика, изготовление декоративных вязаных вещей; вышивка крестиком и гладью; изготовление цветов из бумаги и многое другое.

Каждый этап работы внимательно и строго контролируется. Учащиеся осуществляют самостоятельную деятельность, включая в работу различные учебные дисциплины.

Результативность опыта.

Важная проблема для педагога - показать учащимся творческое содержание интересующих их профессий, так, как школьники должны осознавать необходимость социального творчества во всех сферах трудовой деятельности. Совокупность применяемых мной форм, методов и приёмов обучения даёт положительный результат, о чём можно судить по позитивной динамике успеваемости в классах, в которых я преподаю технологию и по результатам проведённых школьных и районных мероприятий. Свои умения и навыки я с радостью передаю детям. Очень рада, когда горят творческим азартом глаза учащихся. Лучшие работы учащихся выставляются на конкурсы, фестивали, выставки. За последние годы ученицы неоднократно становились призерами и победителями школьных, районных предметных олимпиад. Два года подряд учащиеся являются участниками и призерами районного конкурса «Умелые руки» победителями и призёрами районной научно- практической конференции. Принимаю участие в общественной жизни школы, провожу открытые уроки, выступаю на районных семинарах, педагогическом совете школы и на методическом объединении учителей « Технологии и ФК».

Общественная активность педагога

Член всероссийской политической партии ЕДИНАЯ РОССИЯ с 2009 года. Классный руководитель