Рейтинговый бал. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний учащихся

А ты готов перейти на новый формат? Ведь это система, в которой отсутствует традиционное оценивание студентов по пятибалльной шкале. Вместо этого в процессе учебы студент получает баллы за работу на семинарах, за посещение, за ведение конспектов и т.д

Продолжим знакомиться с понятиями, с которыми вам придется столкнуться, когда вы станете студентами.

Сегодня хочу рассказать о БРС – балльно-рейтинговой системе.
Что это? В чём её суть? В каких университетах применяется? Какие плюсы и минусы имеет эта система? Ответы на данные вопросы вы узнаете в этой статье.

Что такое балльно-рейтинговая система?

Другими словами, это система, в которой отсутствует традиционное оценивание студентов по пятибалльной шкале.

Вместо этого в процессе учебы студент получает баллы за работу на семинарах, за посещение, за ведение конспектов и т.д (в сумме не более 40 баллов*). В конце каждого семестра все баллы суммируются между собой и прибавляются к баллам, полученным студентом на экзамене (максимально можно получить 60 баллов) и уже после этого переводятся в оценку по следующей схеме*:
86 – 100 баллов – «5»
70 – 85 баллов – «4»
51 – 69 баллов – «3»
Если по итогу студент набирает меньше 51 балла, то считается, что он не освоил дисциплину.

*- данная схема, так же как и деление 100 баллов на «40 – за семестр, 60 за экзамен» может незначительно отличаться в зависимости от вуза.

В каких университетах применяется?

Балльно-рейтинговая система применяется в таких вузах, как ВШЭ, РУДН, РЭУ, Финансовый Университет, МФЮА, МПГУ, СПБГЭУ, УРФУ, КФУ, ЮФУ и др. Точную информацию о том, применяется ли балльно-рейтинговая система в выбранном вами учебном заведении, вы всегда можете найти на сайте самого вуза.

Какие плюсы и минусы имеет балльно-рейтинговая система?

Плюсы:

  • Повышается объективность оценки студенческих достижений в учебе.
    Объективность – главное требование, предъявляемое к оценке, — в традиционной системе реализуется не очень хорошо. В балльно-рейтинговой системе экзамен перестает быть «последним приговором», потому что он только добавит баллы к тем, которые набраны за семестр. Если же наоборот, на экзамене студент перенервничает и напишет его не так хорошо, оценка будет снижена не так сильно за счет баллов, набранных за семестр.
  • Усиливается мотивация к постоянной активной работе на протяжении всего семестра (хотя для кого-то, наверное, это минус).
    Как известно, раньше многие студенты руководствовались правилом «от сессии до сессии живут студенты весело», то есть почти совсем ничего не делали на протяжении семестра, а за пару-тройку дней зубрили весь материал и успешно (или не очень) сдавали экзамен. При БРС же сделать так будет труднее.
  • По окончании каждого семестра формируется общий рейтинг курса, который делает более доступными различные возможности университета, например, поездка на семестр или год в иностранный университет на обучение. Все просто, хочешь получать крутые возможности – учись хорошо.
  • «Гонка» за баллами.
    При балльно-рейтинговой системе обучения некоторые студенты (особенно в не особо дружных группах) испытывают чувство постоянной конкуренции. Чаще всего это проявляется, когда преподаватель, например, дает 2-3 темы для презентаций или доклада и студенты должны сами между собой распределить, кто их будет делать и кто, соответственно, получит баллы. И бывает так, что студенты, у которых и так уже достаточно баллов, не дают сделать подобные работы тем, кому эти баллы нужнее, у кого их очень мало. Вот в таких ситуациях и проявляется человечность и умение уступать.
  • Иногда не совсем понятное распределение баллов между различными видами работ.
    Согласитесь, странно слышать от преподавателя, что он, например, ставит одинаковое количество баллов за ответ на семинаре и за написание эссе или реферата. Ведь на два этих вида работ тратится совершенно разное количество времени. Тем не менее, иногда попадаются преподаватели, которые распределяют баллы не совсем понятным и логичным образом.
  • Субъективность при отсутствии чётких критериев.

Минусы:

Хотя одной из целей БРС и является ликвидация субъективности при оценивании студентов, все равно, если нет чётких критериев того, как должен оцениваться тот или иной вид работы, преподаватель устанавливает их так, как считает нужным. Более того, нередко преподаватели учитывают баллы студентов лишь формально, ставя оценку в конце семестра «на глазок».

Я, как человек, который совсем недавно ушел от привычной школьной системы и стал учиться по балльно-рейтинговой, могу сказать, что мне гораздо труднее было написать о минусах БРС, чем о плюсах.

А это значит, что все-таки учиться, получая баллы, а не оценки, немного проще. Ведь ты всегда знаешь: всё зависит только от тебя, ты можешь немного «похалявить» в течение семестра, но тогда на экзамене станет сложнее, потому что будешь знать, что до желаемой оценки тебе не хватает немало баллов, а это добавляет волнения (я лично была свидетелем несчастной сцены,к когда одногруппникам не хватило 3-5 баллов до четверки и они «слетели» со стипендии»). Так что в этой системе уж точно всё в ваших руках!

Теперь, увидев на сайте понравившегося вам вуза информацию о том, что в нем применяется балльно-рейтинговая система, вы будете знать о ней чуточку больше и будете предполагать, что вас ждет!

В соответствии с решением Ученого совета исторического факультета МГУ (протокол № 1 от 20.02.2015 г.) , начиная с осеннего семестра 2015/2016 учебного года на факультете вводится балльно-рейтинговая система контроля знаний студентов бакалавриата на годовых семинарских занятиях по отечественной и всеобщей истории I-III курсов всех форм обучения.

Норматив расчета баллов

Виды работ Количество баллов
Посещение и текущая работа в семинаре
(Количество баллов, получаемых за каждый семинар, определяется исходя из фактического числа семинаров в данном учебном году)
60 (30 + 30)
Написание рефератов, устные выступления по источникам и другие формы самостоятельной работы студентов по заранее полученным от преподавателя заданиям 20
Оппонирование докладов 5 + 5
Коллоквиум, тесты 10 - 20
Доклад 45 - 60 - 70
Обсуждение доклада
(Чтобы быть поставленной на обсуждение, работа должна быть сдана вовремя; в противном случае студент теряет баллы за обсуждение. Дается оценка устного выступления, ответов на вопросы и замечания выступавших в дискуссии)
10 - 15 - 20
Максимальная итоговая сумма баллов за год 200

Предусматривается, что каждый преподаватель в течение учебного года в рамках семинарских занятий обязан обеспечить проведение всех видов работ, позволяющих студенту набрать максимально возможное количество баллов.

Результирующая оценка "Зачет" ставится при получении не ниже 120 баллов . Обязательное условие получение зачета – балл за доклад не должен быть ниже 45, и балл за коллоквиум не должен быть ниже 10. Балльно-рейтинговая система является ключевым основанием для получения зачета. Если студент набирает менее 120 баллов, преподаватель обязан, в соответствии с действующим "Законом об образовании" три раза провести формальную процедуру принятия зачета, имея право не ставить зачет, основываясь на результатах рейтинга.

Пример расчета баллов

Посещение и текущая работа в семинаре :

Учебный год содержит обычно 30 недель; если студент посетил все 30 семинаров, он получает 30 баллов (1 балл за каждое занятие). Если на каждом семинаре он активно участвовал в текущей работе, то ему добавляется по одному баллу за каждый семинар. Всего по этой позиции можно получить максимум 60 баллов.

Написание рефератов, устные выступления по источникам и другие формы самостоятельной работы студентов по заданиям преподавателя :

В этом случае преподаватель исходит из того набора форм контроля знаний, который он использует в своей педагогической практике. Студенты имеют возможность максимально набрать по этому показателю 20 баллов за год. Каждая из работ оценивается по пятибалльной шкале, учитывая, что студенту предлагается выполнение максимум четырех работ данного вида.

Оппонирование докладов :

Одно оппонирование в течение семестра, за год - два. Максимальное количество баллов за одно оппонирование – 5 (исходя из пятибалльной шкалы).

Коллоквиум, тесты :

Коллоквиум может проводиться как в устной, так и в письменной форме по выбору преподавателя. В течение учебного года обязательно проведение минимум одного коллоквиума по предмету. Cтуденты имеют возможность набрать по этому показателю максимально 20 баллов за год. По усмотрению преподавателя он может выбирать те виды контроля успеваемости студентов, которые представляются ему наиболее целесообразными, исходя из того, что максимальный балл за тестирование может составлять 5, а за сдачу коллоквиума – 10.

Доклад :

Доклад - это обязательная письменная работа, представляющая собой самостоятельное исследование по заданной теме, выполненная на основе анализа источников и научной литературы. Оценки 3, 4, 5 за текст доклада соответствуют 45, 60 и 70 баллам. Промежуточные баллы не допускаются.

Обсуждение доклада :

Обсуждение доклада на семинарском занятии является обязательным. Оценки 3, 4, 5 за устное представление доклада и его защиту соответствуют 10, 15, 20 баллам. Промежуточные баллы не допускаются.

В итоге студент, который успешно прошел все этапы контроля знаний, может получить за год работы в семинаре максимум 200 баллов. Если предположить, что студент прошел все этапы контроля, кроме доклада, успешно, но по обеим позициям оценки доклада получил «удовлетворительно» (45+10), то в сумме у него будет 165 баллов. Если при этом студент пропустил больше половины занятий, не проявляя активности на посещенных занятиях (что влечет за собой потерю более 45 баллов), то он наберет в итоге меньше 120 баллов, а это недостаточно для получения зачета. Если студент прошел все этапы контроля отлично, но доклад не сдал, он теряет 90 баллов, в сумме у него будет всего 110 баллов (недостаточно для зачета)..

Результаты всех этапов контроля знаний студентов заносятся преподавателем в журнал.

Традиционная для российских вузов система оценивания знаний базируется на том, что свои знания студент должен показать на экзамене или зачете. Интенсивность же работы в семестре, посещаемость, качество выполнения лабораторных работ и другая учебная активность при этом может влиять на допуск к экзамену - но не на итоговую отметку. Конечно, зачастую преподаватели ставят особо отличившимся студентам пятерки «автоматом»; а на экзамене мучают «прогульщиков» каверзными дополнительными вопросами и гораздо мягче относятся к тем, кто в течение семестра демонстрировал учебное рвение, а на экзамене вытащил не самый удачный билет. Однако все равно решающим фактором при традиционной системе оценивания остается успешность сдачи экзамена. Как при этом учитывать работу в семестре (и учитывать ли вообще) - зависит лишь от «доброй воли» преподавателя.

Балльно-рейтинговая система , переходить на которую отечественные вузы начали с 2011 года, основывается на совершенно других принципах. Здесь успешность сдачи экзамена или зачета - лишь один из факторов, влияющих на оценку. Не меньшее (а часто - гораздо большее) значение имеет работа в течение семестра - посещение занятий, ответы на вопросы, выполнение контрольных работ и домашних заданий и т.д. Таким образом, студенты, претендующие на хорошие оценки, вынуждены «грызть гранит науки» на протяжении всего учебного года, накапливая баллы для успешной аттестации. При этом объем «домашних работ» при БРС в среднем выше, чем при традиционной системе оценивания - ведь баллы надо на чем-то зарабатывать.

Часто одновременно с введением БРС университеты также запускают системы личных кабинетов, выполняющие также роль «электронных журналов» - и у студентов появляется возможность отслеживать свой рейтинг «в режиме реального времени».

Что влияет на оценку при балльно-рейтинговой системе обучения

Как правило, при БРС используется стобалльная шкала. При этом определенную долю баллов (как правило, от 20 до 40) студенту может принести ответ на экзамене, остальное же - баллы, которые «накапливаются» в течение семестра. Они могут начисляться, например:

  • за текущую работу (посещение занятий, ведение конспектов, ответы «с места», выполнение домашних заданий);
  • за подготовку докладов, презентаций, рефератов, эссе;
  • за выполнение тестов или промежуточных контрольных работ по разделам курса.

Часто преподаватели ближе к концу семестра предлагают студентам, набравшим малое количество баллов, дополнительные задания, выполнение которых может повысить их рейтинг.

Накопленные таким образом баллы суммируются с баллами, полученными за экзамен. Полученный итог переводится в оценку, которая проставляется в ведомость и зачетку.

Шкала может варьироваться в зависимости от положения о балльно-рейтинговой системе обучения, принятой вузом. Как правило:

  • на «отлично» надо набрать от 80-85 до 100 баллов;
  • «четверка» ставится, если сумма баллов находится в пределах от 60-64 до 80-84 баллов;
  • для получения «тройки» необходимо получить не менее 40-45 баллов;
  • студенты, не набравшие минимального количества баллов, получают оценку «неудовлетворительно».

Во многих случаях баллы, накопленные в семестре, можно «обменять» на оценку, не сдавая экзамен . Естественно, «отлично» в таком случае получить практически нереально, но студенты, которые не гонятся за «красной» зачеткой, часто используют эту возможность облегчить себе жизнь в сессию.

На что еще влияет рейтинг студента

Несмотря на то, что в ведомость оценка проставляется по пятибалльной системе, результаты по стобалльной шкале как правило учитываются при формировании рейтинга успеваемости студентов курса. А он, в свою очередь, может влиять на назначение повышенных (в том числе персональных) стипендий, установление индивидуальных скидок на обучение и предоставление иных «бонусов».

В некоторых университетах баллами, учитываемыми при формировании рейтинга, могут оцениваться также другие достижения студентов - научная работа, участие в общественной жизни вуза, волонтерская деятельность и т.д.

Плюсы и минусы балльно-рейтинговой системы

  • системная работа студентов в течение всего учебного года позволяет эффективней освоить учебный материал, при этом повышение нагрузки в семестре компенсируется отсутствием «перенапряжения» в сессию;
  • необходимость сдавать в срок промежуточные работы «подхлестывает» и дисциплинирует (что особенно актуально для младшекурсников, еще не привыкших самостоятельно планировать свою нагрузку);
  • студенты получают возможность зарабатывать баллы на тех видах деятельности, в которых они наиболее сильны - кто-то предпочитает устные выступления, кто-то делает акцент на письменных работах;
  • итоговая оценка становится более предсказуемой и «прозрачной», студент имеет больше возможности повлиять на нее;
  • студенты, которым не чужд «соревновательный дух», получают дополнительную - и достаточно сильную - мотивацию к учебе.

Однако то, насколько адекватной является БРС в каждом конкретном случае, во многом зависит от вуза, и от конкретного преподавателя. Такая система оценивания значительно увеличивает объем его работы: он должен разработать и утвердить на заседании кафедры систему оценивания, придумать задания, а в течение семестра тратить время на их проверку. И, если преподаватель отнесся к этому делу чисто формально, учеба по балльно-рейтинговой системе может вылиться в бесконечные тесты и скучные рефераты.

Про этом довольно часто непроработанная система начисления накопительных баллов ведет к «перекосам» - например, простое присутствие на занятии оказывается «дороже» успешно выполненной работы, а несколько слов «в тему», сказанных на семинаре, приносят столько же баллов, сколько трудоемкая письменная работа. И в таких случаях о повышении мотивации говорить трудно.

Кроме того, БРС иногда ведет к парадоксальному, казалось бы, результату: снижению успеваемости студентов. Многие молодые люди, стремясь сэкономить время и силы, просто отказываются от дополнительных заданий или сдачи экзамена, если знают, что уже набрали «минимальный балл», позволяющий им быть аттестованными по курсу.

А ты готов перейти на новый формат? Ведь это система, в которой отсутствует традиционное оценивание студентов по пятибалльной шкале. Вместо этого в процессе учебы студент получает баллы за работу на семинарах, за посещение, за ведение конспектов и т.д

Продолжим знакомиться с понятиями, с которыми вам придется столкнуться, когда вы станете студентами.

Сегодня хочу рассказать о БРС – балльно-рейтинговой системе.
Что это? В чём её суть? В каких университетах применяется? Какие плюсы и минусы имеет эта система? Ответы на данные вопросы вы узнаете в этой статье.

Что такое балльно-рейтинговая система?

Другими словами, это система, в которой отсутствует традиционное оценивание студентов по пятибалльной шкале.

Вместо этого в процессе учебы студент получает баллы за работу на семинарах, за посещение, за ведение конспектов и т.д (в сумме не более 40 баллов*). В конце каждого семестра все баллы суммируются между собой и прибавляются к баллам, полученным студентом на экзамене (максимально можно получить 60 баллов) и уже после этого переводятся в оценку по следующей схеме*:
86 – 100 баллов – «5»
70 – 85 баллов – «4»
51 – 69 баллов – «3»
Если по итогу студент набирает меньше 51 балла, то считается, что он не освоил дисциплину.

*- данная схема, так же как и деление 100 баллов на «40 – за семестр, 60 за экзамен» может незначительно отличаться в зависимости от вуза.

В каких университетах применяется?

Балльно-рейтинговая система применяется в таких вузах, как ВШЭ, РУДН, РЭУ, Финансовый Университет, МФЮА, МПГУ, СПБГЭУ, УРФУ, КФУ, ЮФУ и др. Точную информацию о том, применяется ли балльно-рейтинговая система в выбранном вами учебном заведении, вы всегда можете найти на сайте самого вуза.

Какие плюсы и минусы имеет балльно-рейтинговая система?

Плюсы:

  • Повышается объективность оценки студенческих достижений в учебе.
    Объективность – главное требование, предъявляемое к оценке, — в традиционной системе реализуется не очень хорошо. В балльно-рейтинговой системе экзамен перестает быть «последним приговором», потому что он только добавит баллы к тем, которые набраны за семестр. Если же наоборот, на экзамене студент перенервничает и напишет его не так хорошо, оценка будет снижена не так сильно за счет баллов, набранных за семестр.
  • Усиливается мотивация к постоянной активной работе на протяжении всего семестра (хотя для кого-то, наверное, это минус).
    Как известно, раньше многие студенты руководствовались правилом «от сессии до сессии живут студенты весело», то есть почти совсем ничего не делали на протяжении семестра, а за пару-тройку дней зубрили весь материал и успешно (или не очень) сдавали экзамен. При БРС же сделать так будет труднее.
  • По окончании каждого семестра формируется общий рейтинг курса, который делает более доступными различные возможности университета, например, поездка на семестр или год в иностранный университет на обучение. Все просто, хочешь получать крутые возможности – учись хорошо.
  • «Гонка» за баллами.
    При балльно-рейтинговой системе обучения некоторые студенты (особенно в не особо дружных группах) испытывают чувство постоянной конкуренции. Чаще всего это проявляется, когда преподаватель, например, дает 2-3 темы для презентаций или доклада и студенты должны сами между собой распределить, кто их будет делать и кто, соответственно, получит баллы. И бывает так, что студенты, у которых и так уже достаточно баллов, не дают сделать подобные работы тем, кому эти баллы нужнее, у кого их очень мало. Вот в таких ситуациях и проявляется человечность и умение уступать.
  • Иногда не совсем понятное распределение баллов между различными видами работ.
    Согласитесь, странно слышать от преподавателя, что он, например, ставит одинаковое количество баллов за ответ на семинаре и за написание эссе или реферата. Ведь на два этих вида работ тратится совершенно разное количество времени. Тем не менее, иногда попадаются преподаватели, которые распределяют баллы не совсем понятным и логичным образом.
  • Субъективность при отсутствии чётких критериев.

Минусы:

Хотя одной из целей БРС и является ликвидация субъективности при оценивании студентов, все равно, если нет чётких критериев того, как должен оцениваться тот или иной вид работы, преподаватель устанавливает их так, как считает нужным. Более того, нередко преподаватели учитывают баллы студентов лишь формально, ставя оценку в конце семестра «на глазок».

Я, как человек, который совсем недавно ушел от привычной школьной системы и стал учиться по балльно-рейтинговой, могу сказать, что мне гораздо труднее было написать о минусах БРС, чем о плюсах.

А это значит, что все-таки учиться, получая баллы, а не оценки, немного проще. Ведь ты всегда знаешь: всё зависит только от тебя, ты можешь немного «похалявить» в течение семестра, но тогда на экзамене станет сложнее, потому что будешь знать, что до желаемой оценки тебе не хватает немало баллов, а это добавляет волнения (я лично была свидетелем несчастной сцены,к когда одногруппникам не хватило 3-5 баллов до четверки и они «слетели» со стипендии»). Так что в этой системе уж точно всё в ваших руках!

Теперь, увидев на сайте понравившегося вам вуза информацию о том, что в нем применяется балльно-рейтинговая система, вы будете знать о ней чуточку больше и будете предполагать, что вас ждет!

Предназначена для преподавателей, использующих балльно-рейтинговую систему стимулирования и оценивания учения студентов по курсам. Программное обеспечение разработано Отделом ОиТ Управления информатизации ЯГПУ им К.Д. Ушинского для поддержки деятельности ППС 2.1 в соответствии с университета в последней редакции (февраль 2015 г.).

Базовым педагогическим подходом использования БРС 2.2 в вузе является реализация субъектно-ориентированного типа педагогического процесса с приоритетом ответственного отношения студента к результатам своего обучения, постановки собственных учебных задач и индивидуальных образовательных траекторий изучения курса. Развитие ответственности и преодоление школярства обучающегося рассматриваются как ключевое средство повышения качества образования и роста профессионализма выпускника.

Расчёт трудоёмкости выполненных заданий ведётся на основе стандарта нового поколения и европейской системы ECTS – European Credit Test System .

Спецификой настоящего программного обеспечения является предоставление широких возможностей (свобод) преподавателю в выборе суммы заданий, их значимости, установления требований к ИОМ 2.3 , норм получения зачетов, параметров промежуточной и итоговой аттестации студентов при вписывании их в существующую кредитно-модульную структуру основной образовательной программы (учебного плана).

Балльно-рейтинговая сопоставительная система

4
Кредит Оценка Неуд 3 5
Оценка ECTS F FX E D C B A
Сумма баллов 2 2+ 3 3+ 4 5 5+
1 36 менее 13 13 19 22 25 31 34
2 72 менее 25 25 37 43 49 61 67
3 108 менее 37 37 55 64 73 91 100
4 144 менее 49 49 73 85 97 121 133
5 180 менее 61 61 91 106 121 151 166
6 216 менее 73 73 109 127 145 181 199
7 252 менее 85 85 127 148 169 211 232
8 288 менее 97 97 145 169 193 241 265

2.2. Назначение БРС

  • Организационное средство создания и регулирования индивидуальных образовательных траекторий студентов.
  • Средство распределения трудозатрат студентов по освоению заданных компетенций и оценивания их (трудозатрат) в баллах.
  • Средство стимулирования самоорганизации деятельности студентов по изучению курса.
  • Средство оценки успешности студентов (рейтинговая оценка).

2.3. Этапы разработки БРС по дисциплине (курсу)

  1. Уточнение трудоёмкости курса Т в кредитах, ресурса времени студента на изучение курса в часах и рекомендуемого количества баллов оценки реальных учебных усилий студентов из расчёта 1 кредит = 36 баллов ECTS = 36 часов .
  2. Уточнение компетентностей, являющихся результатом изучения курса и деятельности обучающихся, в ходе которой они должны быть сформированы.
  3. Разработка перечня заданий по курсу, которые должен выполнить студент и назначение суммы баллов за их выполнение.
  4. Заполнение формы БРС-1 (количество и название заданий, их статус).
  5. Оформление Рекомендаций студентам по БРС-оцениванию их успехов и требованиям к минимуму баллов для получения зачета (допуска к экзаменам). Желательно не только представить студентам е-версию таблицы оценок БРС, рекомендуется разместить её в сетевом УМК 2.4 .
  6. Работа с БРС-1: текущее заполнение формы и размещение её в доступе студентов.

2.5. Открытость сведений по БРС

БРС-оценивание успеваемости студентов по дисциплине может достичь своих целей только при условии открытости её сведений. Идеология БРС-оценивания предполагает постоянный доступ обучающихся к текущим оценкам, рейтинговому списку группы (групп по дисциплине), однако используемая версия web-интерфейса обеспечивает открытость фиксированных данных самому преподавателю и возможность их обработки в АСУ университета. Информирование студентов, желательно постоянное, должно производиться через размещение PDF-версии 2.6 таблицы БРС в среде электронного обучения http://Moodle.yspu.org или рассылки её студентам по установленным адресам электронной почты.

2.6. Пример описания БРС для студентов

Самостоятельная работа студента оценивается в баллах. Ниже приведены виды работ и вес их в баллах

Кол-во (до)
Вид работы Баллы Обязательные задания (по уровням)
О С П
Формулировка вопросов 5-10 2
Итоговый тест 20 + + + 1
Разработка аналитической записки (анализ образовательной среды, программы развития ОУ) 30 + 1
Подготовка Проекта 60 + 1
Собеседование (зачетное занятие) 10-15 + + + 1
Реферат / РРР 15 – 40 / 20 + 1
Ответы на семинаре (практикуме) 10-20 + + + *
Письменные ответы 5-20 + + + 3
Контрольная работа 20 1
Дополнительные задания До 30 1
Вопросы на вопросы зачёта 10 2
Бонус 5
Всего баллов: 170-240 70 120
Примечание: БРС: Мин. количество баллов для зачета – 74 («3»). «5» - от 122 балла. По окончании курса составляется рейтинговый лист магистрантов. Обязательные для выполнения задания соответствуют выбранному студентом уровню изучения курса. В ходе самостоятельной работы студентов ведется учет набранных ими баллов и подсчитывается текущий рейтинг студента в группе. По суммарным результатам зачетов оформляется и опубликовывается итоговый рейтинг студентов.