Самые знаменитые рыцари в мировой истории. Кто же такие «крестоносцы»? Крестоносцы кто они такие

Для того, чтобы представить себе тот или иной исторический факт, надо сперва четко представлять его подоплеку. В ноябре 1095 г. Урбан II созвал церковный собор во Франции, в Клер-моне, на котором присутствовали 14 архиепископов, 200 епископов и 400 аббатов. Собор решил организовать Крестовый поход на Восток - «ради освобождения Гроба Господня в Иерусалиме».
Итак, епископы провозгласили начало крестового похода. Находившаяся под постоянной непрекращающейся угрозой голода и смерти от него Западная Европа (смотрите европейские хроники и читайте европейские же сказки, не только фольклор, но и, например, братьев Гримм, Гофмана и других) сбросила часть своего лишнего населения. Безземельные крестьяне, обедневшие рыцари, не имевшие за душой ничего, «кроме гонора да вострой сабли», ринулись в Восточное Средиземноморье искать себе лучшей доли. Разумеется, за счет местного населения. Первым пунктом их следования были христианские же страны Венгрия и Болгария. Об их «манерах» можно судить по тому факту, что венгерский король (между прочим, католик, как и крестоносцы) в дальнейшем соглашался пропускать их через свои земли, только лишь взяв предварительно заложников из их среды.
С 1096 по 1099 год эти толпы прошли от Константинополя до Иерусалима. По пути они везде являли собой «образец высокой морали и добродетели». Примером этого является описание одним из крестоносцев взятия богатого сирийского города Маары. "В Мааре наши варили язычников (последним словом крестоносцы называли всех своих врагов - мусульман, евреев, различных еретиков, под которыми понимали и восточных христиан) в котлах, а детей насаживали на вертела, жарили и ели", - пишет франкский летописец Рауль де Каэн. "Фарандж (франки, арабское собирательное название для западноевропейцев) имеют превосходство в отваге и ярости в бою, но больше ни в чем, подобно тому, как животные имеют превосходство в силе и агрессивности", - писал сирийский аристократ Усама. Никогда арабы не забудут о "людоедстве" крестоносцев - факте, подтверждаемом рыцарем Альбером д"Эксом ("Наши ели не только турок и сарацин, но и собак"). В литературе тех лет крестоносцы описаны как ужасные людоеды. Отличалось оригинальностью и их отношение к своим, казалось бы, естественным союзникам - местному христианскому населению. Прибыв сюда, в том числе и под предлогом защиты христиан, крестоносцы нередко истребляли их наравне с мусульманами. Так, например, в городе Эдесса, значительную часть которого составляли армяне, с радушием принявшие поначалу своих единоверцев, армянская аристократия была чуть позже попросту вырезана «освободителями».
Таким образом, к 7 июня 1099 года остатки от 300-тысячного отряда крестоносного воинства, наводя страх и ужас на местное население, потеряв в пути более половины своего состава, приблизились к Иерусалиму. По сведениям летописцев, Святой город с семидесятитысячным населением охранялся тысячным египетским гарнизоном, на помощь которому пришли местные жители.
В анонимной итало-нормандской хронике XI века «Деяния франков и прочих иерусалимцев» описывается взятие Иерусалима крестоносцами 15 июля 1099 г. «И вот мы подошли к Иерусалиму во вторник, за 8 дней до июньских ид. Роберт Нормандский осадил Иерусалим с северной стороны, возле церкви первомученика святого Стефана, где тот был побит камнями за Христа. К герцогу Нормандскому примыкал граф Роберт Фландрский. С запада город осаждали герцоги Гот-фрид и Танкред. С юга, укрепившись на горе Сион, вел осаду граф Сен-Жиль. В пятницу 15 июля мы ринулись на укрепления. Была такая бойня, что наши стояли по лодыжки в крови». Другие летописцы, разумеется, из числа крестоносцев (местное население было поголовно истреблено, поэтому описать уже ничего не могло) упоминают про горы отрубленных рук, ног и голов, издевательства над телами убитых. Эти же летописцы-свидетели сообщают про факт убийства всех жителей - мусульман, евреев, христиан-несториан.
Было образовано три государства - Иерусалимское, Антиохийское и Эдесское во главе со знатными феодалами - вождями крестоносцев. Но соседние мусульманские правители не могли мириться с таким соседством и поступили так, как только и можно вести себя по отношению к новоявленному соседу - маньяку-убийце, отличающемуся склонностью к каннибализму. Борьбу с крестоносцами поначалу возглавляли эмиры Мосула из тюркской династии Занги - Имад ад-Дин и Нур ад-Дин. Позже это знамя подхватил их бывший военачальник курдского происхождения Юсуф Салах ад-Дин ибн Айюб (в Европе известен под именем Саладина), захвативший власть в Египте и упразднивший там исмаилитскую династию Фатимидов.
В 1187 году мусульманскими войсками под командованием Салах ад-Дина войска крестоносцев были разбиты у Тивериадского озера, после чего Иерусалим был сдан жителями по условиям договора, заключенного между победившими мусульманами и жителями Иерусалима.
2 октября 1187 года Салах ад-Дин вступает в Иерусалим. Он приказывает: никакой резни, никаких грабежей. Ни один христианин, франкский или восточный, не должен быть обижен. И бедняки могут уйти без выкупа. Без выкупа! Казначей аль-Асфахани приходит в ярость, видя, как патриарх Иерусалима вывозит телеги, груженные золотом, коврами, драгоценностями: "Мы позволили им унести свое имущество, но не сокровища церквей и монастырей. Их нужно остановить!" Салах ад-Дин отказывается: "Мы должны выполнять соглашения, которые подписали. Так христиане будут повсюду рассказывать о тех благодеяниях, которыми мы их осыпали".
Вечером 9 октября в мечети Аль-Акса имам воздает хвалу Богу и "Салах ад-Дину Юсуфу, сыну Айюба, вернувшему этой нации ее попранное достоинство". В той самой мечети Аль-Акса, с места расположения которой когда-то совершил путешествие на седьмое небо пророк Мухаммад, и которую упорно пытаются разрушить крестоносцы современности. История Аль-Аксы и ее освобождения имеет для российских мусульман и еще одно немалое значение - дело в том, что большинство войск Салах ад-Дина составляли мамлюки. Подразделения мамлюков - кыпчаков и черкесов (под черкесами подразумеваются не только адыги, но и остальные коренные народы Северного Кавказа), формировались из купленных невольников, которых воспитали воинами. Основным источником пополнения мамлюков были бесчисленные междоусобные войны, потрясавшие степи Дешт-и-Кыпчака (от Алтая до юга современной Украины) и горы Кавказа. В процессе воспитания этих мальчиков не только учили воевать, им давали необходимые знания по исламу (наши предки, за исключением булгар, тогда не были еще мусульманами). Впоследствии из среды мамлюков выходили не только военачальники и госчиновники, но также ученые и поэты. Через считанные годы мамлюки захватили власть в Египте и продолжали править этой богатой страной с древней культурой на протяжении многих столетий. Из них произошли знаменитые султаны Бейбарс и Котуз, остановившие продвижение монголов и уничтожившие крестоносцев.
А что же крестоносцы? Некоторые остались. Их потомками считают ливанских и палестинских католиков. Часть же приняла ислам, и потомки принявших религию, с которой боролись их предки, до сих пор живут в этом регионе. Немалая часть уехала. Некогда прибывшие в Палестину, Ливан и Сирию в поисках «лучшей доли», они и вовсе разучились работать. Вместе с тем нельзя отказать им в умении воевать - это было их единственное ремесло. После краха их государств они были вынуждены вернуться на историческую родину, в Западную Европу. Но и там их ждали безземелье и бедность. Обычно из подобных людей сколачиваются банды разбойников и грабителей... Папа римский нашел им хорошее применение - направил их в новый крестовый поход - на берега Балтийского моря, земли пруссов, балтов, финнов и славян.

Ахмад МАКАРОВ

Крестовые походы… эти слова кажутся нам неотъемлемой частью Средневековья - между тем, в Средние века такого термина не существовало (его ввели историки Нового времени), а тогда про тех, кто отправлялся на Святую землю воевать с неверными, говорили просто - «приняли крест»… или же называли их «пилигримами», так же, как и тех, кто отправлялся туда в паломничество - ведь и крестовый поход был для людей Средневековья своего рода паломничеством - правда, с оружием в руках…

Как и почему это началось?

В наше время любят говорить о об алчности и светских феодалов, жаждущих богатой добычи и новых владений, о необходимости призвать к порядку безземельных странствующих рыцарей (читай: грабителей)… да, и это тоже было. Но всё же присмотримся повнимательней к тому, что происходило в Палестине. Ведь там тоже жили христиане… какой была их жизнь?

1009 год. Халиф Хаким приказал разрушить все христианские храмы, начиная с церкви Гроба Господня, христиан же обязал постоянно носить на шее медный крест весом около 5 кг, а евреев - волочь за собой плаху в форме телячьей головы. Правда, в 1020 г. такие откровенные гонения прекратились (а византийцы в 1048 г. восстановили храм Гроба Господня), но христианам стало не намного легче - и тем, кто жил там постоянно, и тем, кто отправлялся в паломничество… впрочем, вторые могли легко перейти в разряд первых: став жертвой грабителей, можно было лишиться всех денег - и попросту не на что было возвращаться домой (то же самое могло произойти с пленником, отпущенным за выкуп).

Впрочем, такие люди ещё должны были быть благодарны судьбе - в отличие, например, от паломников во главе с епископом Гюнтером, которые весной 1065 г. стали жертвами нападения арабов. Те немногие из них, у кого было оружие, в конце концов отказались от сопротивления, умоляя вождя о перемирии - но это не спасло их от расправы… Это происшествие примечательно только большим количеством жертв - а ведь подобных случаев было много. Тех, кого не убили, могли продать в рабство. Отказаться же от паломничеств было немыслимо - хоть это и не являлось обязательным (как хадж для мусульман), всё же каждый христианин того времени считал своим долгом прикоснуться к земле, которая помнит Спасителя…

Информация тогда распространялась не так быстро, как сейчас - и всё же вести о такого рода событиях доходили до христианского мира - и вызывали не меньшее возмущение, чем у нас сейчас - убийства русских детей американскими усыновителями или расправы над косовскими сербами. Вот только не было тогда ни ООН, ни международных трибуналов - и там, где мы ждём какой-то реакции от международных институтов, человек Средневековья мог только действовать. Непосредственным же толчком к началу крестоносного движения послужило вторжение турок-сельджуков в христианскую Византию - и просьба византийского императора о помощи (не будем забывать, что в Средние века национального самосознания ещё не существовало - и то место, которое занимает у нас солидарность национальная, тогда занимала солидарность религиозная).

Словом, когда в 1095 на соборе в Клермоне папа римский Урбан II произнёс свою знаменитую речь с призывом «быстрее поспешить на выручку нашим братьям, проживающим на Востоке», люди, до которых дошёл его призыв, отнюдь не только желанием пограбить… Были и такие, конечно - но увы, определённый процент «человеческой грязи» всегда пристаёт к любому делу - даже самому благородному.

Так или иначе, в Первом крестовом походе, начавшемся в 1096 г., приняло участие около 300 000 человек. Во главе его стоял весь цвет рыцарства тех времен: Раймунд IV Тулузский, брат французского короля Гуго де Вермандуа, герцог Нормандии Роберт Куртгёз, Готфрид Бульонский, Боэмунд Тарентский и его племянник Танкред. Этот самый первый поход был, пожалуй, самым успешным: крестоносцы одержали победу над турками при Дорилее, захватили Антиохию (основав там христианское государство), помогли армянскому правителю Торосу отвоевать область Эдессы (правда, ничего не сделали, чтобы спасти Тороса во время бунта - и правителем Эдессы стал Балдуин Булонский… графство Эдесское просуществовало до 1144 г.), и достигли главной своей цели - взяли Иерусалим. Для сохранения завоеваний было решено назначить Готфрида Бульонского королём Иерусалимским - но он не посчитал возможным принять королевский венец там, где Спаситель принял венец терновый, и ограничился титулом «защитника Гроба Господня». Правда, последующие правители Иерусалимского королевства (начиная с Балдуина, брата Готфрида) не стеснялись именоваться королями… Кроме княжества антиохийского, графства Эдесского и Иерусалимского королевства было основано ещё одно христианское государство - графство Триполитанское.

Неудачи начались со Второго похода, предпринятого в 1147 г. после падения Эдесского княжества - главного форпоста христиан на Востоке. Поход этот был плохо организован, поражение следовало за поражением - и единственным результатом похода стала уверенность мусульман в возможности уничтожения христиан на Востоке.

По настоящему тяжёлые времена для христиан в Палестине наступили в 1187 г., когда «стараниями» бездарного короля Иерусалимского Гвидо де Лузиньяна христианская армия потерпела поражение при Хаттине, а затем мусульмане захватили несколько христианских владений: Аккру, Яффу, Бейрут и наконец - Иерусалим.

Ответом на эти события стал Третий Крестовый поход (1189-1192гг.), который возглавили четыре могущественных монарха: Ричард I Львиное Сердце, Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и австрийский герцог Леопольд V. Главным же их противником султан Египта и Сирии Салах-ад-Дин (известный в Европе как Саладин) - тот самый, который незадолго до этого победил христиан при Хаттине и взял Иерусалим. Его уважали даже враги - за такие "рыцарские добродетели", ценимые и в Европе, как храбрость и великодушие к противнику. И Саладин оказался достойным противникам: Иерусалим взять так и не удалось… рассказывают, что королю Ричарду посоветовали подняться на холм, с которого виден Иерусалим, но Ричард отказался: он считал, что раз он не смог отвоевать свящённый город - то и видеть его недостоин… Правда, крестоносцам удалось отвоевать Аккру, которая стала теперь столицей Иерусалимского королевства. Кроме того, было основано ещё одно христианское государство - Кипрское королевство, существовавшее до 1489 г.

Но пожалуй, самым позорным событием в истории крестоносного движения стал Четвёртый Крестовый поход (1202-1204 гг.). Началось всё с того, что венецианцы, пообещав предоставить корабли, в последний момент заломили за них такую цену, что денег не хватило. В счёт долга венецианский дон Энрике Дандоло предложил вождям крестоносцев оказать услугу Венеции, а именно… разгромить Задар - город в Далмации (разумеется, христианский), составлявший конкуренцию Венеции - что и было сделано. Надо отдать должное папе Иннокентию III - он отлучил от церкви всех, кто принял в этом участие, но вскоре отменил отлучение, оставив его в силе только в отношении зачинщиков-венецианцев.

Затем в лагерь крестоносцев явился Алексей Ангел - сын свергнутого византийского императора Исаака Ангела - и попросил помощи в деле возвращения трона его отцу. Он обещал щедрое вознаграждение, а главное - передачу Византийской церкви (православной) под власть папского престола. Вопрос был оставлен на усмотрение папы римского, папа - как умный политик - напомнил крестоносцам о главной цели их экспедиции, но твёрдого «нет» не сказал… на языке дипломатии это означало «да» - и крестоносцы двинулись на Константинополь. Справедливости ради следует заметить, что некоторые вожди крестоносцев (в частности, Симон де Монфор - тот самый, о котором чаще всего вспоминают в связи с расправой над катарами и фразой «Убивайте всех - господь отличит своих») отказались воевать с христианами (пусть даже не католиками) и отвели свои войска, но большинство крестоносцев соблазнились посулами Алексея. Константинополь был взят, престол был возвращён Исааку. Правда, слепой престарелый император уже не владел реальной властью…

Впрочем, не намного больше её было и у Алексея. Во всяком случае, выполнить свои обещания он не мог: во-первых, казна оказалась пустой (стараниями сбежавшего узурпатора), во-вторых, подданные были отнюдь не рады непрошенным спасателям… В конечном итоге, Исаак снова бы свергнут, Алексей убит - а новый правитель не желал иметь дела с крестоносцами. И тогда они решили, что сами возьмут своё.

Последовал новый штурм Константинополя, а затем - варварский грабёж, сопровождавшийся расправой над мирными жителями и откровенным святотатством: не щадили ни гробницы императоров, ни храмы, куда откуда выносили всё, что было ценного (а святые мощи просто разбрасывали), в храмы приводили мулов и лошадей, чтобы вывезти награбленное. Глумление над православным святынями дошло до того, что в в храмы приводили уличных девок и заставляли их обнажёнными танцевать на святых престолах.

Остаётся только догадываться, как всё это объяснили тем рядовым участникам похода, которые отправились не пограбить, а « за идею»… и если в отношении Константинополя ещё можно было пришить какую-то идеологическую подкладку - борьба с «православной ересью» (впрочем, как мы уже видели, и это не со всеми «работало») - то как им объяснили разгром Задара?

Наверное, неудивительно, что после этих событий в Европе стали сомневаться, что отвоевание Святой Земли возможно - слишком уж грешны стали христиане… а такое дело только тем по плечу, кто безгрешен. А безгрешны только дети!

Если идея носится , то непременно найдётся тот, кто её реализует… 12-летний пастушок Этьен увидел во сне Христа, повелевшего ему отправиться на святое дело - освобождение Святой Земли. Конечно же, нашлись взрослые, которые этот случай - как бы сказали сейчас - «раскрутили» - и в 1212 г. «войско» французских и немецких подростков двинулось в путь. Многие погибли ещё по дороге к морю - а перед теми, кто его достиг, море почему-то не расступилось (как ожидали). На помощь пришли купцы, предоставившие корабли юным крестоносцам. Но у купцов были свои планы: тех детей, которые не погибли во время шторма, они продали в рабство…

Впоследствии состоялось ещё 4 Крестовых похода: в 1217 г., в 1228г., в 1248 г. и 1270 г. - но крестоносному движению так и не удалось подняться до высот Первого крестового похода: всё больше было распрей между самими крестоносцами, всё меньше успехов в Святой Земле… Сарацины отвоёвывали христианские владения на Востоке одно за другим - и финалом стал захват Триполи в 1289 г. - это означало конец христианских государств в Святой земле.

Ещё больше опозорили саму идею крестоносного движения Крестовые походы в Европе: крестовые походы против славян в земли за рекой Лаба (ныне - Эльба) в 1147 г., крестовые походы в Прибалтике, Эстонии, Финляндии - и, конечно, на Русь (когда с крестоносцами успешно воевал князь Александр Невский), а также Альбигойский крестовый поход - когда под предлогом борьбы с ересью катаров были захвачены и разграблены земли Окситании…

Крестоносное движение правильнее всего будет охарактеризовать одним известным изречением времени: «Хотели как лучше - получилось как всегда»… неужели это вечная судьба человечества - любую идею опошлить, обесчестить и превратить в полную противоположность?

20.09.2014

Историки преподнесли, да и сейчас продолжают уведомлять человечество, что крестоносцы - это рыцари, жертвовавшие собой ради идеалов. Они шли буквально на край света только для того, чтобы отыскать и освободить все свои святыни. И самым внушительным и впечатляющим считается самый первый поход. Но так ли это было в действительности? Может, есть другая правда, несколько отличная от всем известной? Да, есть.

И именуется она войной с мусульманами и выгодой правящих от этой войны. Византия стала вдохновителем крестовых походов. Уже тогда, в XI веке, турки выиграли битву с византийским императором Романом IV Диогеном. Потом половцы и печенеги усугубили правителей христианской Византии. А вот прибывшие с Востока солдаты и путешественники рассказывали, что в тех землях живут какие-то совершенно непохожие на них люди, и золото с драгоценными камнями прямо под ногами валяются.

Как же тут было не потерять рассудок? И тогда Урбан II совместно с Алексеем Комниным решаются отослать на Восток военный корпус для борьбы с турками-сельджуками. Никто и не предполагал, что этот поход станет самым многочисленным в Европе. Воины нашили на свою одежду кресты, якобы доказывающие, что идут они не воевать, а освобождать свои святыни… Двинулись на Восток не только воины, но и простой народ. Цель и у народа тоже была: шли они отвоевывать Гроб Господень.

Но масса людей численностью в десятки тысяч без оружия, провианта шла за своим счастьем, которое они должны были обрести на Востоке. В Европе уже несколько лет подряд была засуха и сопутствующий ей голод. Как предсказывали организаторы, в походе им должен был помочь Бог. А ведь восточные земли были для них совсем незнакомыми, и никто не мог себе даже представить, что они испытают в пути и сколько дней или месяцев он будет продолжаться. Этот поход простой люд считал своим спасением.

Тем более, из уст Урбана II прозвучало напутствие, что в восточных землях обретет счастье тот, кто несчастлив в Европе. Чем дальше двигался люд, тем больше разочарований их настигало. Кроме всего, крестоносцы были уверены, что все встреченные ими люди будут счастливы уже от встречи с ними. В действительности все получалось наоборот. Кому хочется делиться последним куском хлеба с какими-то пришлыми людьми, идущими сами не зная куда?

Так все братство крестоносцев с толпами идущего с ним народа постепенно становилось грабителями. Когда император Алексей увидел пришедшее к нему на подмогу войско, то пришел в ужас. Ни о каком сражении с турками не могло быть и речи. Но бойня, а иначе назвать это сражение было нельзя, все-таки состоялась. Турки разбили наголову крестоносцев. Оставшихся в живых крестоносцев продали в рабство на невольничьих рынках. Но и этим дело не закончилось.

Главные, невесть как вооруженные, силы крестоносцев подошли после первой битвы с турками. В июле 1099 года крестоносцы начали штурм Иерусалима. Продолжался он чуть более суток и закончился победой атакующих. Так на Востоке появилось государство крестоносцев, во главе которого был избран Готфрид Бульонский. Хоть он и отказался от такой чести, предпочтя титул защитника Гроба Господня, но его потомки на протяжении веков именовали себя только королями, совершенно при этом не смущаясь.

краткое содержание других презентаций

«Рыцарский замок в Средние века» - Донжон. Копье. Кольчуга. Турнир. Кодекс рыцарской чести. Жилище феодала. Феодалы. Установление феодального общества. Феодал. В рыцарском замке. Герб. Жилище хозяина замка. Замок. Поработаем с учебником. Рыцарь.

«Рыцари и замки в Средние века» - Статуя Джотто. Расцвет настенной живописи. Миниатюра. Бранль. Средние века. Печатный станок. Рыцарский турнир. Портрет Джотто. Исав перед Исааком. Б. Торвальдсен. Портрет Иоганна Гутенберга.

«Замки» - Снаряжение рыцаря. Кодекс чести рыцаря. Обычно замок возводился на холме или высокой скале. В рыцарском замке. Сначала замки строили из дерева, а потом стали сооружать из камня. Только после длительной службы отличившихся посвящали в рыцари. Рыцарский турнир. Внутреннее убранство замка. Через ров часто был перекинут подъемный мост. Турниры устраивали короли и знатные феодалы. Рыцарь – конный воин.

«Средневековые рыцари и замки» - Сколько пар лыж было получено магазином. Рыцари болезненно относились к сохранению своей чести. Врагам, чтобы взобраться в замок, приходилось взбираться на стены. Почему среди крестоносцев было много младших сыновей феодалов. Блиц – турнир «В рыцарском замке». Правильное написание названий городов. Целью первых крестовых походов было освобождение Гроба Господня. Забрало. Владелец крупного земельного владения.

«Рыцарство» - Обычаи и нравы. Рыцарство. Конный воин. Обряд посвящения в рыцари. Герб. Этапы становления рыцаря. Рыцарские гербы. Кольчуга. Происхождение средневекового рыцарства. Фридрих Ницше. Куртуазность. Составные части герба. Замок.

«Времена рыцарей» - Рыцарство. Образовались многие города: Берлин, Амстердам, Москва, которые существуют и поныне. Кажется, что огромный собор невесом. Многобожие, или политеизм, уступало место единобожию- монотеизму. Средневековье. Появились новые боги, старых забывали. Посвящение в Рыцари. Турниры. Мореплаватели открыли Америку и Австралию. С развитием общества изменились и верования людей. Средние века время рыцарей и замков.

Истории рыцарей, верных королю, прекрасной даме и воинскому долгу уже много веков вдохновляют мужчин на подвиги, а людей искусства - на творчество.

Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278)

Ульрих фон Лихтенштейн не брал штурмом Иерусалим, не сражался с маврами, не участвовал в Реконкисте. Он прославился как рыцарь-поэт. В 1227 и 1240 он совершил путешествия, которые описал в куртуазном романе «Служение дамам».

По его словам, он прошёл от Венеции до Вены, вызывая каждого встречного рыцаря на бой во имя Венеры. Также он создал «Дамскую книгу», теоретическое сочинение о любовной поэзии.

«Служение дамам» Лихтенштейна является хрестоматийным примером куртуазного романа. В нем рассказывается о том, как рыцарь добивался расположения прекрасной дамы. Для этого ему пришлось ампутировать мизинец и половину верхней губы, победить на турнирах три сотни противников, но дама осталась непреклонна. Уже в конце романа Лихтенштейн заключает, «что только глупец может до бесконечности служить там, где нечего и рассчитывать на награду».

Ричард Львиное Сердце (1157-1199)

Ричард Львиное Сердце – единственный король-рыцарь в нашем списке. Кроме общеизвестного и героического прозвища было у Ричарда и второе - «Да и нет». Его придумал другой рыцарь, Бертран де Борн, окрестивший так молодого принца за нерешительность.

Уже будучи королем, управлением Англией Ричард совершенно не занимался. В памяти потомков он остался бесстрашным воином, заботившимся о личной славе более, чем о благополучии своих владений. Практически все время своего царствования Ричард провел за границей.

Он принял участие в Третьем крестовом походе, завоевал Сицилию и Кипр, осадил и взял Акру, однако на штурм Иерусалима английский король так и не решился. На обратном пути Ричард попал в плен к герцогу Австрии Леопольду. Только богатый выкуп позволил ему вернуться домой.

После возвращения в Англию Ричард ещё пять лет воевал с французским королем Филиппом II Августом. Единственная крупная победа Ричарда в этой войне - взятие Жизора под Парижем в 1197 году.

Раймунд VI (1156-1222)

Граф Раймунд VI Тулузский был нетипичным рыцарем. Он прославился противоборством Ватикану. Один из крупнейших феодалов Лангедока в Южной Франции, он покровительствовал катарам, религию которых исповедовало во время его правления большинство населения Лангодека.

Папа Иннокентий II дважды отлучал Раймунда от церкви за отказ от подчинения, а в 1208 году призвал к походу на его земли, вошедшему в историю как Альбигойский крестовый поход. Раймунд сопротивления не оказал и в 1209 году публично покаялся.

Однако слишком жестокие, по его мнению, требования к Тулузе привели к очередному разладу с католической церковью. Два года, с 1211 по 1213 год ему удавалось удерживать Тулузу, но после поражения крестоносцам в Битве при Мюре Раймунд IV бежал в Англию, ко двору Иоанна Безземельного.

В 1214 году он снова официально покорился папе. В 1215 году Четвёртый Латеранский собор, на котором он присутствовал, лишил его прав на все земли, оставив только маркизат Прованс его сыну, будущему Раймунду VII.

Уильям Маршал (1146-1219)

Уильям Маршал был одним из немногих рыцарей, чью биографию издали практически сразу же после его смерти. В 1219 году в свет вышла поэма под названием «История Уильяма Маршала».

Маршал стал знаменит не из-за ратных подвигах на войнах (хотя и в них он участвовал), а благодаря победам на рыцарских турнирах. Им он отдал целых шестнадцать лет жизни.

Архиепископ Кентерберийский называл Маршала величайшим рыцарем всех времен.

Уже в 70-летнем возрасте Маршал возглавил королевскую армию в походе на Францию. Его подпись стоит на Великой хартии вольностей в качестве гаранта ее соблюдения.

Эдуард Черный принц (1330-1376)

Старший сын короля Эдуарда III, Принц Уэльский. Свое прозвище он получил либо из-за тяжелого характера, или из-за происхождения матери, или по цвету доспехов.

Свою славу «Черный принц» стяжал в боях. Он выиграл две ставшие классическими битвы средневековья - при Кресси и при Пуатье.

За это отец особо отметил его, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки. Его брак на кузине, Джоанне Кентский, также добавил Эдарду рыцарской славы. Эта пара была одной из самых ярких в Европе.

8 июня 1376 года, за год до смерти отца, принц Эдуард умер, и был похоронен в Кентерберийском соборе. Английскую корону унаследовал его сын Ричард II.

Черный принц оставил след в культуре. Он является одним из героев дилогии Артура Конана Дойля о Столетней войне, персонажем романа Дюма «Бастард де Молеон».

Бертран де Борн (1140-1215)

Рыцарь и трубадур Бертран де Борн был правителем Перигорда, владельцем замка Отфор. Данте Алигьери изобразил Бертрана де Борна в своей «Божественной Комедии»: трубадур находится в Аду, и держит свою отрезанную голову в руке в наказание за то, что в жизни он раздувал ссоры между людьми и любил войны.

И пел, по мнению Данте, Бертран де Борн только для того, чтобы сеять раздор.

Де Борн, между тем, прославился и своей куртуазной поэзией. В своих стихах он прославил, например, герцогиню Матильду, старшую дочь Генриха II и Алиеноры Аквитанской. Де Борн был знаком со многими трубадурами своего времени, такими как Гильем де Бергедан, Арнаут Даниэль, Фольке де Марселья, Гаусельм Файдит и даже с французским трувером Кононом Бетюнским. К концу жизни Бертран де Борн удалился в цистерцианское аббатство Далон, где скончался в 1215 году.

Готфрид Бульонский (1060-1100)

Чтобы стать одним из предводителей Первого крестового похода, Готфрид Бульонский продал все, что у него было и отказался от своих земель. Вершиной его военной карьеры стал штурм Иерусалима.

Готфрид Бульонский был избран первым королем царства крестоносцев на Святой земле, но отказался от такого титула, предпочтя ему титул барона и Защитника Гроба Господня.

Он оставил распоряжение короновать своего брата Болдуина королем Иерусалима в случае, если сам Готфрид погибнет – так была основана целая династия.

Будучи правителем, Готфрид позаботился о расширении пределов государства, налагал подати на эмиссаров Кесарии, Птолемаиды, Аскалона и подчинял своей власти аравитян по левую сторону Иордана. По его инициативе было введено законоположение, которое получило название Иерусалимских Ассизи.

Погиб, по сообщению Ибн аль-Каланиси, при осаде Акры. По другой версии, умер от холеры.

Жак де Моле (1244-1314)

Де Моле был последним магистром ордена тамплиеров. В 1291 году, после падения Акры, тамплиеры переместили свою штаб-квартиру на Кипр.

Жак де Моле ставил перед собой две амбициозные задачи: он хотел реформировать орден и убедить папу и европейских монархов снарядить новый Крестовый поход на Святую землю.

Орден тамплиеров был самой богатой организацией в истории средневековой Европы, и его экономические амбиции начинали мешать европейским монархам.

13 октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого все французские тамплиеры были арестованы. Орден был официально запрещен.

Последний магистр трамплиеров остался в истории в том числе благодаря легенде о так называемом «проклятии де Моле». Согласно Жоффруа Парижскому, 18 марта 1314 года Жак де Моле, взойдя на костёр, вызвал на Божий суд французского короля Филиппа IV, его советника Гийома де Ногарэ и папу Климента V. Уже окутанный клубами дыма, он пообещал королю, советнику и папе, что они переживут его не более чем на год. Также он проклял королевский род до тринадцатого колена.

Кроме этого, существует легенда о том, что Жак де Моле перед смертью основал первые масонские ложи, в которых должен был сохраниться в подполье запрещённый орден тамплиеров.

Жан ле Менгр Бусико (1366-1421)

Бусико был одним из самых прославленных французских рыцарей. В 18 лет он поехал в Пруссию, чтобы помогать Тевтонскому ордену, затем он участвовал в сражениях против мавров в Испании и стал одним из героев Столетней войны. Во время перемирия в 1390 году Бусико выступил на рыцарском турнире и занял на нем первое место.

Бусико был странствующим рыцарем и слагал стихи о своей доблести.

Его была настолько велика, что король Филипп VI сделал его маршалом Франции.

В знаменитой битве при Азенкуре Бусико попал в плен и умер в Англии через шесть лет.

Сид Кампеадор (1041(1057)-1099)

Настоящее имя этого прославленного рыцаря было Родриго Диас де Вивар. Это был кастильский дворянин, военный и политический деятель, национальный герой Испании, герой испанских народных преданий, поэм, романсов и драм, а также знаменитой трагедии Корнеля.

Сидом рыцаря прозвали арабы. В переводе с народного арабского «сиди» значит «мой господин». Кроме прозвания «Сид» Родриго также заслужил другое прозвище – Кампеадор, что переводится как «победитель».

Слава Родриго была выкована при короле Альфонсо. При нем Эль Сид стал главнокомандующим кастильской армией. В 1094 году Сид захватил Валенсию и стал её правителем. Все попытки Альморравидов отвоевать Валенсию кончились их поражениями в битвах при Куарте (в 1094) и Байрене (в 1097). После своей смерти в 1099 году Сид превратился в народного героя, воспетого в поэмах и песнях.

Считается, что перед последней битвой с маврами Эль Сид был смертельно ранен отравленной стрелой. Его жена облачила тело Компеадора в доспехи и усадила на коня, чтобы его армия сохранила боевой дух.

В 1919 году останки Сида и его жены доньи Химены были захоронены в Бургосском соборе. Здесь же с 2007 года находится Тисона - меч, предположительно принадлежавший Сиду.

Уильям Уоллес (ок. 1272-1305)

Уильям Уоллес - национальный герой Шотландии, одна из самых важных фигур в её войнах за независимость в 1296-1328 годах. Его образ воплотил Мэл Гибсон в фильме «Храброе сердце».

В 1297 году Уоллес убил английского шерифа Ланарка и вскоре зарекомендовал себя как один из лидеров шотландского восстания против англичан. 11 сентября того же года небольшая армия Уоллеса разбила 10-тысячное английское войско на Стерлингском мосту. Большая часть страны была освобождена. Уоллес был посвящен в рыцари и объявлен хранителем королевства, управляя от имени Баллиола.

Через год английский король Эдуард I вновь вторгся в Шотландию. 22 июля 1298 года состоялась Фолкеркская битва. Силы Уоллеса были разбиты, и он был вынужден уйти в подполье. Тем не менее, сохранилось письмо французского короля его послам в Риме от 7 ноября 1300 года, в котором он требует, чтобы те оказали поддержку Уоллесу.

В Шотландии в это время продолжалась партизанская война, и Уоллес в 1304 году возвратился на родину и принял участие в нескольких столкновениях. Однако 5 августа 1305 года он был схвачен в окрестностях Глазго английскими солдатами.

Обвинения в измене на суде Уоллес отверг, сказав: «Я не могу быть предателем Эдуарда, потому что я никогда не был его подданным».

23 августа 1305 года в Лондоне Уильям Уоллес был казнен. Его тело было обезглавлено и разрублено на части, голова вывешена на Большом Лондонском мосту, а части тела выставлены в крупнейших городах Шотландии - Ньюкасле, Бервике, Стерлинге и Перте.

Генри Перси (1364-1403)

За свой характер Генри Перси получил прозвище «хотспур» (горячая шпора). Перси – один из героев исторических хроник Шекспира. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он под командованием отца участвовал в осаде и захвате Берика, через десять лет уже сам командовал двумя рейдами на Булонь. В том же 1388 году он был посвящен в рыцари подвязки королем Англии Эдуардом III, принимал активное участие в войне с Францией.

За поддержку будущего короля Генриха IV Перси стал констеблем замков Флинт, Конви, Честер, Карнарвон и Денби, а также был назначен юстициарием Северного Уэльса. В битве при Хомилдон-Хилле Хотспур захватил в плен графа Арчибальда Дугласа, который командовал шотландцами.

Выдающийся военачальник Столетней войны Бертран Дегюклен в детстве был мало похож на будущего прославленного рыцаря.

По словам трубадура Кувелье из Турне, составившего жизнеописание Дюгеклена, Бертран был «самым уродливым ребенком в Ренне и Динане» – с короткими ногами, слишком широкими плечами и длинными руками, некрасивой круглой головой и смуглой «кабаньей» кожей.

На первый турнир Дегюклен попал в 1337 году, в возрасте 17 лет, а позже избрал военную карьеру – как пишет исследователь Жан Фавье, он сделал войну своим ремеслом «столь же по необходимости, сколь и по душевной склонности».

Больше всего Бертран Дюгеклен прославился своим умением брать штурмом хорошо укреплённые замки. Его небольшой отряд, поддерживаемый стрельбой лучников и арбалетчиков, штурмовал стены с помощью лестниц. Большинство замков, имевших незначительные гарнизоны, не могло противостоять подобной тактике.

После гибели Дюгеклена при осаде города Шатонеф-де-Рандон ему была оказана высшая посмертная почесть: он похоронен в усыпальнице французских королей в церкви Сен-Дени в ногах Карла V.

Джон Хоквуд (ок. 1320-1323 -1394)

Английский кондотьер Джон Хоквуд был самым известным предводителем «белой роты» - отряда итальянских наемников XIV века, послужившим прототипом для героев романа Конана Дойля «Белая рота».

Вместе с Хоквудом в Италии появились английские лучники и пешие латники. Хоквуд за свои боевые заслуги получил прозвище l’acuto, «крутой», которое впоследствии стало его именем - Giovanni Acuto.

Слава Хоквуда была так велика, что английский король Ричард II попросил разрешения флорентийцев похоронить его на родине в Хедингаме. Флорентийцы вернули прах великого кондотьера на родину, но заказали для его опустевшей могилы во флорентийском соборе Санта-Мариа-дель-Фиоре надгробие и фреску.