Сообщение про эзопа. Эзоп биография для детей и интересные факты

Биографические сведения об Эзопе легендарны. Вот, к примеру, какие сведения о нем дает «Российский Энциклопедический словарь.»

Эзоп, древнегреческий баснописец 6 в.до н.э., считавшийся создателем басни. Легенды рисуют Эзопа юродивым, народным мудрецом (в обличье хромого раба),безвинно сброшенным со скалы. Эзопу приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен(«Эзоповы басни»), обрабатывавшиеся многими баснописцами- от Федра и Бабрия до Ж. Лафонтена и И.А.Крылова.

«Энциклопедический словарь Брокгаузена и Ефрона» дает более полную информацию.

Эзоп - родоначальник названной по его имени «Эзоповой» басни. По древнейшему преданию, он жил около середины 6в. до Р.Хр., был рабом самосца Иадмона и умер насильственной смертью в Дельфах. Позднее его родиной называли Малую Азию, что вполне правдоподобно, так как с этим согласуется характер его имени. Его смерть в Дельфах была украшена легендой: находясь в Дельфах, своим злословием возбудил против себя нескольких граждан, и они решили наказать его. Для этого они, похитив золотую чашу из храмовой утвари, тайно вложили ее в котомку Эзопа и затем забили тревогу; приказано было обыскать богомольцев, чаша была найдена у Эзопа, и он, как святотатец, был побит камнями. Через много лет последовало чудесное, обнаружение невинности Эзопа; потомки его убийц были вынуждены уплатить виру, за получением которой явился внук того Иадмона, который был его господином.

Что касается до Эзоповой басни, то под этим именем древние разумели ту, в которой действующими лицами выступали животные и др. бессловесные существа и предметы. Другой разновидностью была так называемая сибаритская басня, в которой выступали люди; кроме того, были еще басни ливийские, египетские, кипрские, карийские, киликийские. Поименованные местности все лежат на окраинах греческого мира; это стоит в связи с часто замеченным фактом, что произведения народной словесности лучше сохраняются и раньше обращают на себя внимание именно на окраинах, где антогонизм с иными народностями заставляет более дорожить сокровищницей национальных преданий Согласно этому мы и во фригийце Эзопе должны будем видеть просто собирателя и пересказчика греческих басен; его популярность была причиной того, что всякая басня «эзопического» характера была приписываема ему. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзоп не выучил!», говорит у Аристофана, одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, безо всякой художественной отделки. Свод Эзоповых басен в прозе составил в конце 4в. Дмитрий Фалерский. До нас из древности дошли лишь вольные поэтические переделки Бабрия на греческом, Федра и Авиена - на латинском языке; те же сухие прозаические пересказы, которые озаглавлены в рукописях, как «Эзоповы басни», все составлены в средние века. Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нем прибегали к легенде. Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны - одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона. В средние века была сочинена в Византии анекдотическая биография Эзопу, которая долго принималась за источник достоверных сведений о нем. Эзоп представлен здесь рабом, за бесценок продаваемым из рук в руки, постоянно обижаемым и товарищами рабами, и надсмотрщиками, и хозяевами, но умеющий удачно мстить своим обидчикам. Эта биография не только не вытекла из подлинной традиции об Эзопе - она даже и не греческого происхождения. Биография Эзопа получила широкую популярность и была рано переведена на многие языки.

Английский исследователь Г.К.Честертон считает, что если Эзоп существовал, то он, очевидно, был фригийцем рабом или по крайней мере человеком, не заслужившим фригийский колпак свободы. Жил он примерно в шестом веке до нашей эры, во времена того самого Креза, история которого вызывает у нас чувство восхищения и недоверия.

Существуют также истории о том, что Эзоп якобы был уродом и сквернословом; истории, которые объясняют, но ничуть не оправдывают поведение тех, кто столкнул его в глубокую пропасть в Дельфах. Впрочем, пусть те, кто читал его басни, сами судят о том, чем он провинился: уродством и невоздержанностью или, напротив, нравственностью и благочестием. Эзоп мог быть вымыслом, как дядюшка Римус, но мог быть, как тот же дядюшка Римус, и реальностью. Ведь подлинно известно, что в старое время перед рабами могли преклоняться, как преклонялись перед Эзопом, или любить их, как любили дядюшку Римуса. Любопытно, что оба великих раба свои лучшие истории писали про зверей и птиц.

Геродот, утверждал, что Эзоп жил в 6-ом веке до н.э. и был рабом, а Плутарх говорил, что Эзоп жил в 6-ом веке до н.э. и был советником у легендарного лидийского царя Креза. А египетский биограф 1-го века н.э. утверждает, что Эзоп был рабом на острове Самоса, потом получил свободу от своего хозяина и направился в Вавилон, где встретился с легендарным спартанским законодателем Ликургом и загадывал ему загадки, а смерть свою встретил в Дельфах - есть сведения, что он был убит.

Как видим, достоверных источников о жизни Эзопа нет (обратите внимание на ссылки: считается, по древнейшему приданию). Возможно, что Эзоп - это не более чем только выдуманное имя.

полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э.


Был ли Эзоп историческим лицом - сказать невозможно. Научной традиции о жизни Эзопа не существовало. Геродот (II, 134) пишет, что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса (570-526 до н. э.) и был убит дельфийцами; за его гибель Дельфы заплатили выкуп потомкам Иадмона. Гераклид Понтийский сто с лишним лет спустя пишет, что Эзоп происходил из Фракии, был современником Ферекида, и первого его хозяина звали Ксанф, но эти данные он извлекает из того же рассказа Геродота путем ненадежных умозаключений (например, Фракия как родина Эзопа навеяна тем, что Геродот упоминает об Эзопе в связи с фракиянкой гетерой Родопис, бывшей также в рабстве у Иадмона). Аристофан («Осы», 1446-1448) уже сообщает подробности о смерти Эзопа - бродячий мотив подброшенной чаши, послужившей поводом для его обвинения, и басню об орле и жуке, рассказанную им перед смертью. Спустя век это утверждение героев Аристофана повторяется уже как исторический факт. Комик Платон (конец V в.) уже упоминает и о посмертных перевоплощениях души Эзопа. Комик Алексид (конец IV в.), написавший комедию «Эзоп», сталкивает своего героя с Солоном, то есть уже вплетает легенду об Эзопе в цикл легенд о семи мудрецах и царе Крезе. Его современник Лисипп также знал эту версию, изображая Эзопа во главе семи мудрецов.

Рабство у Ксанфа, связь с семью мудрецами, смерть от коварства дельфийских жрецов,- все эти мотивы стали звеньями последующей эзоповской легенды, ядро которой сложилось уже к концу IV в. до н. э. Важнейшим памятником этой традиции стало составленное на народном языке «Жизнеописание Эзопа», дошедшее в нескольких редакциях. В этой версии важную роль играет уродство Эзопа (не упоминавшееся у древних авторов), родиной его вместо Фракии становится Фригия (стереотипное место, ассоциирующееся с рабами), Эзоп выступает как мудрец и шутник, дурачащий царей и своего хозяина - глупого философа. В этом сюжете, как ни удивительно, почти никакой роли не играют собственно басни Эзопа; анекдоты и шутки, рассказываемые Эзопом в «Жизнеописании», не входят в дошедший до нас от античности свод «эзоповых басен» и жанрово довольно далеки от него. Образ уродливого, мудрого и хитрого «фригийского раба» в готовом виде достаётся новоевропейской традиции. Древность не сомневалась в историчности Эзопа, Возрождение впервые поставило этот вопрос под сомнение (Лютер), филология XVIII век обосновала это сомнение (Ричард Бентли), филология XIX века довела его до предела (Отто Крузиус и за ним Резерфорд утверждали мифичность Эзопа с решительностью, характерной для гиперкритицизма их эпохи), XX век стал вновь склоняться к допущению исторического прототипа образа Эзопа.

Наследие

Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей

в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», - говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки. В действительности, в так называемый Эзопов сборник вошли басни самых различных эпох.

В III веке до н. э. его басни были записаны в 10 книгах Деметрием Фалерским (ок. 350 - ок. 283 до н. э.). Это собрание было утрачено после IX в. н. э.

В I веке вольноотпущенник императора Августа Федр осуществил переложение этих басен латинским ямбическим стихом (многие басни Федра оригинального происхождения), а Авиан, около IV в., переложил 42 басни латинским элегическим дистихом; в Средневековье басни Авиана, несмотря на их не очень высокий художественный уровень, пользовались большой популярностью. Латинские версии многих басен Эзопова сборника, с добавлением более поздних сказок, а затем и средневековых фаблио, составили так называемый сборник «Ромул». Около 100 н. э. живший, по-видимому, в Сирии Бабрий, римлянин по происхождению, изложил эзоповы басни греческими стихами размером холиямб. Сочинения Бабрия были включены Планудом (1260-1310) в его знаменитую коллекцию, оказавшую влияние на позднейших баснописцев.

Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нём прибегали к легенде. Фригийский краснобай, иносказательно поносивший сильных мира сего, естественно, представлялся человеком сварливым и злобным, наподобие Гомеровского Терсита, а потому и портрет Терсита, подробно изображённый Гомером, был перенесён и на Эзопа. Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны - одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре, между прочим - в том интересном изваянии, которое до нас сохранилось.

В средние века была сочинена в Византии анекдотическая биография Эзопа, которая долго принималась за источник достоверных сведений о нём. Эзоп представлен здесь рабом, за бесценок продаваемым из рук в руки, постоянно обижаемым и товарищами-рабами, и надсмотрщиками, и хозяевами, но умеющим удачно мстить своим обидчикам. Эта биография не только не вытекла из подлинной традиции об Эзопе - она даже и не греческого происхождения[источник не указан 566 дней]. Её источник - еврейская повесть VI века до н. э. о мудром Ахикаре, принадлежащая к циклу легенд, которыми была окружена у позднейших евреев личность царя Соломона. Сама повесть известна, главным образом, из древнеславянских переделок (Повесть об Акире Премудром).

Мартен Лютер открыл, что книга басен Эзопа является не единоличным произведением одного автора, а сборником более древних и более новых басен, и что традиционный образ Эзопа - плод «поэтического сказания».

Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми басенниками Жаном Лафонтеном и Иваном Крыловым.

На русском языке полный перевод всех басен Эзопа был опубликован в 1968 году

Кто такой Эзоп? Ответ на этот вопрос обязан знать каждый человек, которому нравятся такие поучительные литературные произведения, как басни. Древнегреческий писатель считается практически отцом-основателем жанра, однако существование этого персонажа до сих пор остается недоказанным. Его биография состоит, скорее, из легенд, многие из которых противоречат друг другу, чем из достоверных фактов.

- человек или легенда?

Впервые в существовании этого персонажа усомнился в XVI веке до него никто не оспаривал факт жития древнегреческого писателя. С тех пор дискуссия не прекращается, ученые подразделились на несколько лагерей, предлагая различные версии ответа на вопрос о том, кто такой Эзоп.

Сторонники теории, подтверждающей историчность сочинителя, приводят массу аргументов, которые могут косвенно доказывать его существование. Однако даже они не способны отрицать тот факт, что о внешности, которой обладал баснописец Эзоп, неизвестно практически ничего. В жизнеописаниях, рассматривающих его личность, он наделяется различными чертами. Существует даже популярная версия, гласящая, что баснописец был горбуном, обладал крайне отталкивающей наружностью.

Характер мудреца описывается всеми авторами приблизительно одинаково. Кто такой Эзоп, если доверять их характеристикам? Хитрый, изворотливый человек, наделенный острым умом и чувством юмора, способный обмануть любого. Часто ему приписывают и такие качества, как сварливость, злобность. Однако фактами эти характеристики также практически не подтверждаются, лишь сохранившимися легендами.

Биография писателя

Баснописец Эзоп, если верить в его существование, родился в 6-м веке до нашей эры. Все популярные легенды о его происхождении свидетельствуют, что сочинитель родился и вырос в рабстве, этот факт историками не оспаривается. Самая распространенная версия гласит, что этот человек являлся собственностью хозяина, которого звали Иадмон, проживавшего на Эта теория получила распространение благодаря греческому историку Геродоту, настаивавшему именно на ней.

Кто такой Эзоп, если предположить, что сведения, которыми обладал Геродот, верны? Ученый утверждал, что писатель являлся вольноотпущенником, пал от руки дельфийских жрецов. При этом Иадмон настоял на выкупе, который был получен им от служителей храма. Предполагается, что казнь мудреца связана с его насмешками над богом Аполлоном, которые не смогли стерпеть поклонявшиеся ему люди.

Есть и другая версия, настаивающая на том, что владельцем Эзопа был Ксанф, а на свет сочинитель появился во Фракии. Основанием для таких утверждений стало изучение басен, приписываемых полулегендарному герою, а также переработка сведений, предоставленных Геродотом.

Что известно о баснях

Жил ли человек по имени Эзоп в действительности, или это лишь красивая легенда? Ему приписывается создание более 450 басен. Предполагается, что произведения были написаны в стихотворной форме, однако оригинал не сохранился. Басни Эзопа дошли до наших современников в виде пересказов, излагаются в прозе. Считается также, что изначально они путешествовали из поколения в поколение в устном виде.

Первым, кто объединил произведения баснописца в тома, стал Деметрий Фалерский, по крайней мере, его труды являются самыми древними из известных. В третьем веке до нашей эры Деметрием было создано 10 книг, к сожалению, они были утеряны более 10 веков назад. Далее переводить басни на латынь и записывать стали другие ученые, к примеру, Флавий Авиан.

Особенности произведений

Рассуждение Эзопа о мире оказало большое влияние на многих писателей, живших гораздо позднее легендарного персонажа. Неудивительно, ведь им была придумана целая вселенная, обитателями которой стали животные, птицы, насекомые. Так как люди не являются героями произведений, поучительный урок приобретает иносказательный характер.

Истории, которые приписываются баснописцу, очаровывают лаконичностью, простотой и незамысловатостью морали. Объектом высмеивания в них становятся пороки, от которых люди не смогли избавиться и по сей день. Это наделяет произведения Эзопа неизменной актуальностью. Поучительное завершение - характерная черта, свойственная всем басням без исключения. Человеку, их читающему, не приходится самостоятельно догадываться, где именно ошибся главный герой.

Писатель предлагает читателям задуматься о собственном поведении, поступках, взглядах на окружающий мир, отделить истинные ценности от ложных. Его сочинения полезны для людей всех возрастов, начиная от самых маленьких детей. Последним все же лучше знакомиться с поучительным творчеством с помощью басен Крылова.

Сюжеты произведений

Многие сюжеты басен, написанных предположительно Эзопом, знакомы людям с раннего детства. Едва ли кто-то не слышал о детях, которые в тщетных поисках отцовского наследства перекопали весь виноградник. О лисице, которая не силой, а хитростью и лестью отняла у ворона его пищу, оставив несчастную птицу в дураках. О лисице, которая оправдала свою неспособность добыть виноград, расположенный на слишком высокой ветке, тем, что он еще не дозрел. О том, как была поймана блоха, и что из этого получилось.

Влияние на других писателей

Русский Эзоп - так называют писателя Ивана Крылова, на чье древнегреческого мудреца действительно оказали колоссальное влияние. Чтобы убедиться в этом, достаточно лишь вспомнить знаменитую историю о вороне, лисице и сыре, а затем сравнить ее с «оригиналом». Действительно, практически все сюжеты популярных крыловских басен взяты из произведений, сохранившихся с древних времен. Это не означает, что писателя можно обвинить в плагиате. Именно его произведения, написанные простым языком, идеально подходят для чтения маленьким детям, считаются безупречным образцом современного жанра.

Те, кому нравятся басни Крылова и Эзопа, могут обратить внимание и на творчество других сочинителей, активно использовавших древнегреческие истории как источник вдохновения. К примеру, произведения француза Жана де Лафонтена, «упрощенные» переводы Льва Толстого.

Легендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э.
Был ли Эзоп историческим лицом - сказать невозможно. Научной традиции о жизни Эзопа не существовало. Геродот (II, 134) пишет, что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса (570-526 до н. э.) и был убит дельфийцами; за его гибель Дельфы заплатили выкуп потомкам Иадмона. Гераклид Понтийский сто с лишним лет спустя пишет, что Эзоп происходил из Фракии, был современником Ферекида, и первого его хозяина звали Ксанф, но эти данные он извлекает из того же рассказа Геродота путем ненадежных умозаключений (например, Фракия как родина Эзопа навеяна тем, что Геродот упоминает об Эзопе в связи с фракиянкой гетерой Родопис, бывшей также в рабстве у Иадмона). Аристофан («Осы», 1446-1448) уже сообщает подробности о смерти Эзопа - бродячий мотив подброшенной чаши, послужившей поводом для его обвинения, и басню об орле и жуке, рассказанную им перед смертью. Спустя век это утверждение героев Аристофана повторяется уже как исторический факт. Комик Платон (конец V в.) уже упоминает и о посмертных перевоплощениях души Эзопа. Комик Алексид (конец IV в.), написавший комедию «Эзоп», сталкивает своего героя с Солоном, то есть уже вплетает легенду об Эзопе в цикл легенд о семи мудрецах и царе Крезе. Его современник Лисипп также знал эту версию, изображая Эзопа во главе семи мудрецов.

Рабство у Ксанфа, связь с семью мудрецами, смерть от коварства дельфийских жрецов,- все эти мотивы стали звеньями последующей эзоповской легенды, ядро которой сложилось уже к концу IV в. до н. э. Важнейшим памятником этой традиции стало составленное на народном языке «Жизнеописание Эзопа», дошедшее в нескольких редакциях. В этой версии важную роль играет уродство Эзопа (не упоминавшееся у древних авторов), родиной его вместо Фракии становится Фригия (стереотипное место, ассоциирующееся с рабами), Эзоп выступает как мудрец и шутник, дурачащий царей и своего хозяина - глупого философа. В этом сюжете, как ни удивительно, почти никакой роли не играют собственно басни Эзопа; анекдоты и шутки, рассказываемые Эзопом в «Жизнеописании», не входят в дошедший до нас от античности свод «эзоповых басен» и жанрово довольно далеки от него. Образ уродливого, мудрого и хитрого «фригийского раба» в готовом виде достаётся новоевропейской традиции. Древность не сомневалась в историчности Эзопа, Возрождение впервые поставило этот вопрос под сомнение (Лютер), филология XVIII век обосновала это сомнение (Ричард Бентли), филология XIX века довела его до предела (Отто Крузиус и за ним Резерфорд утверждали мифичность Эзопа с решительностью, характерной для гиперкритицизма их эпохи), XX век стал вновь склоняться к допущению исторического прототипа образа Эзопа.

В настоящее время существует две точки зрения относительно личности Эзопа: это реальный мужчина или собирательный образ. Большинство информации об Эзопе носит противоречивый характер и не имеет официально исторического подтверждения. Единственным упоминанием историков о биографии Эзопа является запись Геродота о нем как о рабе. Противником ему, к примеру, выступал Мартин Лютер. Он полагал, что сборник эзоповых басен был произведениями нескольких авторов более древних басен, а образ Эзопа является плодом «поэтического сказания».

Согласно Геродоту, современником Эзопа был древнеегипетский царь Амасис (570-526 гг. до н.э.).

Жизненный путь

Родиной поэта-баснописца считается Фригия, что расположена на полуострове Малая Азия. Эзоп был рабом эллина Иадамона, жившего на острове Самос. Именно он впоследствии даровал баснописцу свободу. Точной даты жизненного пути Эзопа не существует. Считается, что он был рожден около 620 года до н.э., а скончался в 564 году до н.э. Талантливый грек был известен не только своими баснями, но и знаменитыми изречениями. Так, один раз его знакомый Хилон спросил своего друга: «Чем занимается Зевс?

». На это Эзоп ему дал следующий ответ: «Делает высокое низким, а низкое высоким».

Он понимал мораль по-своему, говоря о том, что благодарность является признаком благородства души, а каждому человеку дано свое дело и каждому делу - свое время. Одним из самых важных его изречений была мысль, что умение трудиться является истинным сокровищем для каждого человека. Так выглядит краткая биография баснописца Эзопа.

Внешность

Эзопа практически всегда изображали горбатым стариком низкого роста с шепелявым голосом. По слухам, он обладал нелицеприятной внешностью. С другой стороны, есть мнение, что это плод фантазии более поздних литераторов. Если Эзоп был рабом, он должен был терпеть побои от своего хозяина, что должно было повлечь за собой образование горба на его спине. А внешнюю безобразность должен был компенсировать богатый внутренний мир грека.

Творчество

Характерными особенностями басен Эзопа являются их краткость, сатиричность и мудрость. В них он высмеивал всевозможные человеческие пороки, среди которых алчность, коварство, жадность, самолюбие и зависть. Главными героями басен, как правило, выступают животные. Иногда персонажами сюжета также выступали люди и боги Олимпа. Эзоп сотворил целый мир, который превратился в лакмусовую бумажку для людей, которые смогли со стороны увидеть свои пороки.

Каждое произведение включает в себя небольшой сценой из жизни, который имеет обязательный подтекст. Так, одаренный скоростью заяц проигрывает забег черепахе, которая упорно боролась за победу, пока тот прилег поспать. Глупая и ленивая свинья подкапывает корни дерева, плодами которого совсем недавно набила свое брюхо. А сыновья в поисках сокровища своего отца перекапывают весь виноградник старика.

Читая эзоповы произведения, люди вспоминают о простых истинах, о том, что истинной ценностью является умение работать, а в мире нет ничего одновременно и хуже, и лучше, чем человеческий язык.

Эзоп является основоположником басни и первым знаменосцем воспевания человеческой добродетели и морали.

Тест по биографии

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку