Иное название индейцев сиу 6. Отступные для сиу

Индеец сиу по имени Амос Два Быка в шоу «Дикий Запад» Буффало Билла. Фотография Гертруды Кейсбир. 1900 год Library of Congress

1. Люди бизонов

Сиу — это группа индейских племен, живущая на севере США. Племена, входящие в эту группу, объединяет более или менее общий язык и некоторое культурное единство. Большинство сиу в прошлом охотились на американских бизонов, и именно вокруг этого животного в большой степени выстраивалась их духовная, экономическая и социальная жизнь, поэтому раньше сиу были известны как «люди бизонов». Многие племена из этой группы жили в традиционных жилищах кочевых индейцев — типи, это позволяло им в течение года перемещаться с места на место, следуя за стадами бизонов.

В XVII веке французские торговцы услышали название, которое дали этим племенам их соседи (и враги) — индейцы оджибве. Они называли сиу nadewesioux — «маленькие змеи» (противопоставляя их таким образом «большим змеям», ирокезам). Во французском название сократилось до «сиу». Сами сиу никогда так себя не называли, но использовали слово, которое, в зависимости от диалекта их языка, звучит как «лакота», «дакота» или «накота» — «друзья» или «союзники». Отсюда возникли названия трех крупнейших подгрупп племен сиу: лакота — те, кто живет на западе, дакота — на востоке, накота — в центре.

2. Индейцы из вестернов

Приход колонизаторов изначально не только не навредил сиу, но и пошел им на пользу: испанцы не претендовали на их территории, зато привезли в Америку лошадей, которых сиу стали использовать для охоты и переходов между стоянками. Но во второй половине XIX века выходцы из Европы добрались до северных степей и сначала уничтожили популяцию бизонов, а потом начали строить через территории, занятые сиу, железную дорогу. В конце 1860-х годов, когда закончилась Гражданская война и население США стало быстро расти, американцы приступили к завоеванию степей — начались так называемые войны сиу.

К этому времени в Америке уже существовали газеты и журналы, вовсю работали фотографы. Поэтому американцы оказались прекрасно информированы о том, как живут сиу. В результате именно сиу стали стереотипными североамериканскими индейцами: те индейцы, которых мы видим в вестернах, срисованы именно с них.

Чаще всего в исторических сочинениях речь идет о лакоте — западной группе племен сиу. Лакота были очень могущественны, они контролировали территорию, на которой теперь расположены штаты Северная и Южная Дакота, Вайоминг и Монтана. В числе вождей племен лакота были знаменитые в Америке Сидящий Бык и Неистовый Конь.

3. Великая резервация сиу и золотая лихорадка Блэк-Хилс

Сиу проиграли войну, став последними дикими индейцами, покоренными США. В 1851 и 1866 году сиу подписали с правительством два договора в Форт-Ларами, в соответствии с которыми они отдавали властям обширные территории, ресурсы и права в обмен на признание за ними некоторых земель, в том числе горного массива Блэк-Хилс, имевшего для сиу особенное, сакральное значение. В 1868 году была создана Великая резервация сиу. В 1873-1874 годах в Блэк-Хилс нашли золото, после чего американская армия вытеснила индейцев с гарантированных им территорий. Индейцев переправили в разные резервации, созданные на территории первоначальной Великой резервации сиу.

Сегодня у сиу около двух десятков резерваций, самые крупные из них находятся в Южной Дакоте. По набору прав резервация мало чем отличается от штата: у каждой резервации есть свои законы, свои номерные знаки на машинах, свое правительство, система образования и здравоохранения, но они контролируются федеральными властями — Бюро по делам индейцев. Сегодня сиу в общем свыклись с идеей резерваций, но продолжают бороться за расширение своих прав: они хотят сами решать, на что и как тратить деньги, какая у них будет образовательная система и другие вопросы такого рода.

4. Самый знаменитый сиу

Расселл Минс родился в резервации Пайн-Ридж. Подростком употреблял наркотики и много пил. Подозревался в убийстве, один раз его порезали ножом и несколько раз пытались застрелить. В 1968 году Минс присоединился к Движению американских индейцев, после чего участвовал в захвате корабля Mayflower II (1970), скалы президентов на горе Рашмор (1971), здания Бюро по делам индейцев в Вашингтоне (1972) и Вундед-Ни — одного из поселков резервации Пайн-Ридж, в котором активисты объявили традиционное племенное правление (1973 год, военное противостояние с американскими властями продолжалось 71 день). В 1987 году попытался баллотироваться в президенты США от Либертарианской партии.

Расселл Минс в 1992 году Rex Features / Fotodom

В 1992 году Минс сыграл вождя Чингачгука в американской экранизации романа «Последний из могикан», после чего снялся еще в нескольких фильмах, в том числе в роли старого шамана в «Прирожденных убийцах», и озвучил одного из героев мультфильма «Покахонтас».

Будучи уже известным актером, в 2002 году Минс опять попытался принять участие в политической жизни страны, баллотируясь в губернаторы штата Нью-Мехико, но опять потерпел поражение. Тогда он попытался создать на территории США отдельное государство. В 2012 году, в возрасте 72 лет, не добившись не только выполнения своих требований, но и какого бы то ни было внимания к своей затее, Расселл Минс скончался от рака.

5. Независимое государство

17 декабря 2007 года Расселл Минс и несколько его сторонников объявили о создании независимого государства племен лакота. Минс заявил, что считает все договоры, заключенные племенами с правительством США, недействительными, поскольку власти сами нарушили их, выгнав индейцев из Блэк-Хилс. Спорные территории (части штатов Северная Дакота, Южная Дакота, Небраска, Вайоминг и Монтана) он потребовал передать новому государству — и обратился в посольства нескольких стран с просьбой признать новое государственное образование.

На призывы Минса не отреагировало ни одно правительство. Некоторые индейские вожди официально отмежевались от идеи республики, подчеркнув, что намерены соблюдать договоры, которые их предки заключили с США в середине XIX века.

«Как дяде пришла в голову идея Республики Лакота, я точно не знаю. Мы с ним говорили о том, что было бы здорово создать целое отдельное государство для индейцев, но это было задолго до того, как он перешел к делу. В декабре 2007 года он заявил, что Лакота отсоединяется от Америки, пусть все сдают американские паспорта: у граждан новой республики будут новые паспорта и новые водительские права, и им не придется платить налоги в федеральную казну. Но реальной концепции того, что это будет за государство, какая у него будет структура, управление и все прочее, конечно, не было. Не было никаких атрибутов суверенного государства: ни флага, ни гимна, ни конституции. Не было понимания, как будет избираться президент. Дядя говорил: „Каждый может прийти ко мне за гражданством, стать лакотинцем и переехать в Республику Лакота“. Под республикой он тогда имел в виду 23 акра своего участка. Поэтому все восприняли это как шутку — не только американцы, но даже жители нашей резервации. Мол, Минс c ребятами пошутили, проехали. После того заявления Расселла больше ничего и не произошло. Волонтеры запустили какой-то сайт, но это тоже заглохло год спустя.

Возможно, если бы кто-то из людей, официально возглавлявших органы самоуправления лакота, поддержал бы Расселла, все могло бы сложиться по-другому. Но они к этому проекту отнеслись, как Путин к Чечне. И это жаль, потому что из Республики Лакота могло бы получиться что-то стоящее. Просто народ лакота не верит в перемены. Нас так долго мучит федеральное правительство, что никто не верит, что когда-нибудь что-то изменится к лучшему. Последний раз, когда у нас в племени были выборы, на голосование пришло только двадцать процентов».

Пайу Харрис, племянник Расселла Минса

6. Кого заинтересовала Республика Лакота

В США создание республики осталось фактически незамеченным, об этом не написало ни одно федеральное издание. Иначе на инициативу Минса отреагировали российские СМИ: в «Новых известиях» вышла статья «Индейцы лакота провозгласили независимость в США», в «Независимой газете» — «Косовский синдром поразил индейцев США и Боливии», в «Комсомольской правде» — «Индейцы объявили о выходе из США и грозят отсоединить от страны несколько штатов».

В 2011 году, то есть через четыре года после объявления о создании республики, спохватилась и Маргарита Симоньян. Она провела с Минсом телемост, начинавшийся словами: «Чингачгук хочет независимости. А чем индейцы хуже Косово, мы решили спросить у самого Чингачгука».

НТВ не оставляет тему до сих пор: последний репортаж из «Республики Лакота» канал сделал уже в 2014 году, с вводкой «Индейцы США вдохновились примером Крыма и взяли курс на независимость».

Большинство представителей племен лакота, с которыми удалось
связаться корреспонденту Arzamas, вообще не смогли вспомнить, что это
за республика.

За помощь в работе над материалом Arzamas благодарит Колина Кэллоуэя, профессора программы индеанистики Дартмутского колледжа; Уэйда Дэвиса, профессора факультета индеанистики Университета Монтаны; Расселла Торнтона, заслуженного профессора антропологического факультета Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе; Филипа Делориа, профессора исторического факультета и факультета американской культуры в Мичиганском университете, и Фрэнсис Уошберн, преподавателя Аризонского университета.

Пожалуйста, напишите об индейцах Северной Америки. Это интересует не только меня, а всех ребят нашего двора.
А. Осипов, г. Арзамас

Христофор Колумб не только открыл Новый Свет и наградил его обитателей именем «индейцы», но и дал первое в истории их описание. Не научный, конечно, отчет, из тех, что делают исследующие народ ученые,— этнографией Колумб не занимался, и цели его были другие. Приобретя для своего повелителя — Фердинанда, короля Кастилии и Леона,— новых подданных, он должен был дать им характеристику, ибо управляться с ними можно, лишь хорошо зная положительные их и отрицательные качества.

Столь высоко оцененные душевные качества индейцев не помешали, однако, завоевателям отбирать у них «все, чем те обладали», включая и жизнь. Правда, при этом белые провозглашали, что заботятся о душе краснокожих, обращая их огнем и мечом и — значительно реже — увещеваниями в истинную веру.

На юге испанцы и португальцы, на севере — англичане и французы принялись за освоение Нового Света, получившего уже название Америки. Европейцы прибыли в Америку, чтобы поселиться там навсегда, построить дома, распахать землю. Натиск поселенцев был непреодолим, и индейцы, разделенные на множество разобщенных племен, остановить его не могли.

Войны с индейцами продолжались два с половиной века — до 29 декабря 1891 года, битвы у поселка Вундед-Ни. Впрочем, «битва» в данном случае слово неточное. Полк кавалерии Соединенных Штатов, поддержанный артиллерией, истребил — поголовно — лагерь индейцев племени сиу: воинов, женщин, детей.

Итак, 29 декабря 1891 года войны с индейцами завершились победой белого человека и его цивилизации. Остатки многочисленных некогда племен оказались разбросанными по двумстам шестидесяти трем резервациям. Больше всего индейцев сохранилось в пустынном штате Аризона. Много их в Оклахоме, Нью-Мексико и Южной Дакоте. И самое большое число резерваций приходится на эти штаты. Граница между Вайомингом и Южной Дакотой делит на две неравные части нагорье Блэк-Хилс — Черные Горы. В не столь уж отдаленные времена — дату можно назвать точно: до 1877 года — старейшины кланов сиу каждую весну собирались в Черных Горах. Они обсуждали важные вопросы общеплеменного значения, приносили жертвы Великому Духу. Через несколько дней поднимался над горами дым священного костра, и, внимательно следя за его формой, шаманы узнавали волю предков. Прогноз этот мы бы назвали краткосрочным, потому что касался он планов на ближайший год: где каким кланам кочевать, с кем поддерживать мир и союз, кого из соседей остерегаться. Долгосрочных прогнозов индейцы не делали.

Когда совещание старейшин принимало решение, собиралось все племя, и десять дней длился праздник: индейцы отмечали начало нового года. Трудно сказать, сколько раз собирались сиу в Черных Горах,— историю племени никто не писал,— но известно одно: как бы далеко ни кочевал тот или иной клан, на праздник все прибывали в срок.

Когда юноше приходило время найти себе духа-покровителя, он отправлялся в пещеры Черных Гор, постился до изнеможения, пока однажды во сне не являлся к нему дух в образе зверя или птицы. Дух сообщал юноше его новое — взрослое — имя, объявлял запреты, которые следовало соблюдать до конца жизни. Только побывавший в Черных Горах считался взрослым полноправным воином. Верили, что там он рождается вновь. Ни один воин сиу не решился бы обнажить оружие в священном месте: даже злейшие враги должны были выкурить трубку мира.

Мы говорим о верованиях племени сиу, связанных с Черными Горами, столь подробно, чтобы показать, какую роль играла и играет по сей день эта местность в жизни племени.

Именно здесь решил создать памятник вождю сиу Тасанке Уитке — Неистовой Лошади — скульптор Корчак-Зюлковски, вырубив его из целой скалы. Совет племени постановил помогать скульптору: славное прошлое сиу должно возродиться в этом священном для них месте.

Задолго до последней битвы индейской войны — Вундед-Ни — в 1868 году правительство Соединенных Штатов ратифицировало договор, по которому племени сиу гарантировались вечные и неотъемлемые права на Блэк-Хилс. «До тех пор, пока текут реки, растет трава и зеленеют деревья, Черные Горы на веки вечные останутся священными землями Индейцев». Сиу серьезно отнеслись к бумаге, на которой вожди поставили отпечатки больших пальцев. Они не смачивали пальцы чернилами: каждый надрезал ножом кожу и оставил кровавую печать. Представитель властей обмакнул перо в чернильницу. Для правительства это был всего лишь один из четырехсот договоров и двух тысяч соглашений, заключенных между коренными жителями Америки и властями.

Реки по-прежнему текут, трава растет, и деревья зеленеют. Не во всех, впрочем, местах: на больших пространствах в Черных Горах не осталось растительности, ибо плодородный слой почвы там срыт напрочь — сначала заступом, а в наши дни бульдозером.

Кто мог подумать, что именно в этих негостеприимных местах найдут золото! Отчего-то его всегда находят в малоудобных для белого человека местах с суровым климатом. Да еще индейцы путаются под ногами, то ли молятся там дикари чертовы, то ли еще что-то делают, но уж точно, что ничем хорошим они не заняты и заняты быть не могут. На то они и индейцы. Так — а то и еще пожестче — считали в те времена белые.

С индейцами, впрочем, особо и не мудрствовали. В 1877 году правительство пересмотрело договор о Черных Горах. Восемь десятых этой территории было провозглашено «US Forests» — государственными лесами. О чем вождям племени сиу и было мимоходом объявлено. Подписей от них уже никто не требовал. Когда индейцы согласно своему обычаю пытались собраться в Блэк-Хилс, их встретили войска. Сражения не произошло. Но за пределами священной территории начались стычки воинов сиу с солдатами. Они продолжались до 1891 года, когда в битве при Вундед-Ни поставлена была последняя точка в истории индейских войн.

Золотоносную землю распродали по участкам старателям за смехотворно низкую цену. Определенный процент с вырученной суммы — шесть миллионов долларов — был предложен сиу на устройство приличной резервации. Сиу деньги взять отказались: обитель духов предков нельзя продавать ни за какие деньги. Отвергли шесть миллионов долларов люди, лишенные средств к существованию, племя, где мало оставалось здоровых молодых мужчин, способных прокормить стариков, женщин и детей. Но решение было принято единодушно — и не только старейшинами.

Власти уговаривать их не стали. Сочли, что за темнотой и неграмотностью индейцев и в связи с их подавленностью, вызванной, очевидно, военным поражением, деньги им не навязывать, а поместить в банк, где ими должен был распоряжаться уполномоченный департамента по делам индейцев.

Что из этих фондов пошло на благо индейцев — покрыто мраком, однако же известно, что тогдашний уполномоченный — мистер Осия Дж. Айронсайд, выйдя в отставку, кончил свои дни зажиточным и почтенным домовладельцем на Восточном побережье, где индейцев поблизости на сотни миль нет.

Владельцы шахт в местечке Хоум Стэйк в округе Блэк-Хилс за прошедшие сто с небольшим лет заработали свыше миллиарда долларов. Эти данные зарегистрированы в отчетах налогового ведомства. Индейцы сиу не получили из этой суммы ни цента. Эти цифры привел на заседании Верховного суда США адвокат племени. Но, напомнил он, племя сиу всегда требовало не денег, а возврата их собственной земли. Всего, подчеркнул он, отобрано шестьдесят миллионов гектаров: в Северной и Южной Дакоте, Небраске, Вайоминге и Монтане. Но он уполномочен вести разговор для начала только о семи миллионах гектаров — о священном нагорье Блэк-Хилс.

Когда два десятка лет тому назад возникло Движение индейцев за свои права и представители двухсот восьмидесяти семи официально признанных племен (а с ними меньших групп, вроде бы существующих, но тем не менее в списки не попавших) собрались выработать свои требования, вопрос о Черных Горах стал одним из первых. Ведь племя сиу — шестьдесят тысяч человек, сохранивших язык и сознание своей общности — одно из крупнейших в стране. Тогда-то и принято было решение действовать через суды — «томагавк белого человека».

Отчего же индейцы вдруг поверили в суд? Ведь к индейцам за прошедшие столетия закон был скорее пристрастен. Но когда подписывать договоры приходили закутанные в одеяла вожди с перьями в волосах, белые составляли бумаги, не слишком ломая головы. Дикарь, мол, все равно не прочтет, а если кого попросит прочитать — много ли поймет? Сверх того, чиновники и офицеры, если бывали в шутливом настроении, такое могли понаписать, что потом катались от хохота, вспоминая, как краснокожий все это серьезно выслушивал. Да и кто мог предположить век назад, что племя краснокожих выживет, а правнук вон того индейца станет адвокатом и к тому же квалифицированным крючкотвором? Те, кто составлял договоры, этого, конечно, не предвидели. Кстати, успехи многих индейцев в юриспруденции, очевидно, не случайны: умение логично и красноречиво говорить почиталось во всех племенах наравне с воинской доблестью. И эта способность к логике вместе с терпеливостью и отвагой унаследована индейцами от своих славных предков. Разбор жалобы сиу продолжался в Верховном суде одиннадцать лет. 30 июня 1980 года Верховный суд США признал, что нагорье Блэк-Хилс было отобрано у сиу незаконно. Суд постановил выплатить племени сто двадцать два с половиной миллиона долларов. Из них — семнадцать с половиной на землю, а сто пять — за сто три года пользования (все по ценам 1877 года!). Следует заметить, что в том же году жалованье уполномоченного департамента по делам индейцев при племени сиу составляло сто два доллара в месяц, и он считался высокооплачиваемым служащим. Сейчас за эти деньги он не снял бы мало-мальски приличной квартиры.

Самые безлюдные, безводные и неудобные для жизни места, куда в свое время вытеснили индейцев, оказались богатыми полезными ископаемыми. Только в резервациях, где живут двадцать три племени американского Запада, залегает под поверхностью треть запасов угля страны, восемьдесят процентов урана, нефть и газ.

И снова в печати возникают вопросы: следует ли оставлять во владении индейцев — этих людей прошлого — такие богатства? Не лучше ли заплатить им отступные? На эти деньги можно закупить виски — залейся, японских индейских костюмов и гонконгских томагавков — по сто штук на каждого, да еще и на строительство школы останется...

Но в том-то и дело, что нынешние индейцы — люди уже не каменного века. Они знают свое прошлое, понимают, что проиграна индейская война, но знают и свои цели. Нынешние цели. Потому вся индейская Америка ждала исхода борьбы сиу в суде.

Сиу от предложенных денег отказались. Они не признают сумму достаточной, ибо их цель — восстановить первозданность Черных Гор. А главное, им нужны не деньги, а земля. Своя земля.

Блэк Хиллс (Black Hills). Южная Дакота.
Музей Североамериканских индейцев.
30.09. Продолжение.


Неподалеку от мемориала Неистовому Коню расположено здание
Учебного центра и Музея Североамериканских индейцев.

Сегодня в Музее находится богатая коллекция индейских реликвий
и исторических предметов.

Эта выставка признана одной из лучших и наиболее полных в мире.

Там представлены тысячи экспонатов, рассказывающих о жизни
индейских племен Северной Америки.

Американки индейского происхождения Приссилла Энгин и Фреда
Гудселл (оглала-лакота), работающие в музее, готовы ответить
на вопросы и рассказать о выставленных предметах искусства
и рукоделия.

Доновин Спрейг, преподаватель университета, представитель
племени миннеконджу-лакота, также может проконсультировать
посетителей музея.
Он прапраправнук Хумпа, вождя племени,
участника битвы при Литтл-Бигхорн 1876 года.

Работники мемориала с большой гордостью рассказывают о его
создании, как о своем любимом детище.

Здесь есть классные комнаты, где желающих могут обучить
древним ремеслам индейцев, исследовательская библиотека,
содержащая справочную литературу о коренных жителях Америки,
ресторан и киоски по продаже сувениров и брошюр.

В музее можно увидеть очень оригинальные и необычные изделия,
сделанные индейцами - национальную одежду, различные украшения
из серебра и полудрагоценных камней, картины, скульптуры,
изделия из керамики.

Традиция изготовления керамики у индейцев как Северной, так
и Центральной и Южной Америки возникла задолго до контакта
с европейцами, а местные стили керамики были весьма разнообразны.

При этом ни одна доколумбова культура не имела гончарного круга
(что можно связать с отсутствием у индейцев колеса).

По этой причине все известные археологам и этнографам виды
индейской керамики вылеплены вручную с использованием ряда
традиционных технологий: скульптурного моделирования, лепки
по форме или каркасу, лепки из глиняного шнура, формовки
лопаткой.

Помимо керамических сосудов, различные индейские культуры
изготавливали также глиняные статуэтки, маски, другие ритуальные
предметы.

Здесь же представлены скульптурные работы Корчака Циолковского,
создателя памятника Неистовому Коню.

А на самом почётном месте его большой портрет.

Очень красивый музей, ухоженная территория мемориала, над которой
возвышается гора со скульптурой Неистового Коня.

Мемориальный центр Crazy Horse создан с благородной целью сохранения
культурных и исторических
ценностей Native American - индейцев
северной Америки.

Он является учебным и просветительским центром для всех желающих
лучше узнать жизнь и исторические ценности североамериканских индейцев.

Музей ежедневно открыт для посетителей, все собранные средства
направляются на продолжение создания монумента.

Дети индейцев лакота(сиу).

К сожалению, в музей мы попали уже незадолго до закрытия.

Не так много времени оставалось на осмотр экспозиции, а там
было столько интересного!
Но я всё-таки успела сделать
эти фото, увидеть несколько танцевальных номеров на открытой
площадке у музея и даже приняла участие в заключительном танце дружбы.

Танцевала и снимала на камеру одновременно, что конечно сказалось
на качестве съёмки.
Танцуем танец дружбы.


Несколько интересных фактов об индейцах лакота (сиу).

Численность населения в США 113,7 тыс. человек согласно
последней переписи.

Говорят на языке сиу (лакота), среди молодёжи преобладает английский
язык.

Свыше 70 % дакота США - христиане (католики, англикане и др.),
однако же у них сохраняются и традиционные верования.

Родина лакота - земли к западу от озера Мичиган (штаты Миннесота
и Висконсин).

Занимались загонной охотой на бизонов, делились на восточных
и западных лакота.
В XVIII веке под давлением вооружённых
огнестрельным оружием индейских племён оджибве и кри, а также
привлекаемые охотничьими угодьями и торговыми факториями на реках
Де-Мойн, Миссисипи и Миссури, постепенно переселялись на запад.

К середине XIX века занимали территории на западе Миннесоты,
севере Айовы, Северную и Южную Дакоту, восток Монтаны и Вайоминга,
северо-восток Небраски.

Заимствовав у соседей лошадь, перешли к конной охоте
на бизонов.

Центральные и западные лакота по традиционной культуре -это
типичные представители кочевой культуры индейцев Великих Равнин.

Они сочетали элементы кочевничества с земледелием, собирательством
и рыболовством.

Община,составлявшая их лагерь, включала семьи родных, приёмных
и двоюродных братьев (каждая семья проживала в типи), управлялась
вождём (итанчан) и советом (типи ийокихэ).
Несколько общин
объединялись в подразделения племени и племена.

Для обеспечения порядка в лагере и, особенно, во время
охоты назначались «полицейские» (акичита), при перекочёвке движением
руководили выборные лидеры (вакичонза), также выступавшие судьями
при внутренних спорах.

В основе традиционной религии - вера в безличную силу
(вакан-танка) и её проявления (вакан): таку шканшкан («то, что движет»,
«энергия»), солнце, луна, ветер, ураган, Четыре ветра, Громовые создания
(Вакинйан), камень, земля, Дева-Белая Бизониха, бизон, двуногие,
множество невидимых духов.
Человек мог обратиться к вакан-танка
с мольбой о помощи (вачекийе - «просьба о помощи по-родственному»),
связующим предметом считалась курительная трубка (чанунпа).

Существовали шаманы: вичаша-вакан и пежута-вичаша (лекарь).

Основной ритуал у западных и центральных лакота - летняя Пляска Солнца.

Договорные отношения с США начали заключать с начала XIX века.

Захват земель белыми, нарушения прежних договоров, истребление
бизонов вызвало вооружённое сопротивление лакота (т. н. Война Воронёнка
1862-63, Война Красного Облака 1866-67, Война за Чёрные холмы 1876-77).

В конце 1870-х годов после подписания договоров лакота были окончательно
переселены в резервации.

Индейцы в наше время.

В результате массовой борьбы за гражданские права в США
ряд несправедливостей в отношении индейцев был устранен.

В 1968 году был принят важный Закон о Гражданских Правах Индейцев
(Indian Civil Rights Act).
В 1972 году - Закон об Образовании
Индейцев (Indian Education Act).
В 1975 году Закон об
Самоопределении и Образовании Индейцев (Indian Self-Determination
and Education Act), которые создали ныне существующую систему
взаимоотношений.

Индейцы получили право самоуправления, а также прямого контроля
над своими финансами, системой образования и т.д.

В результате, уровень жизни и образования коренных
обитателей Америки заметно выросли.
Некоторые вожди племен
проявили недюжинные управленческие способности.

Появились многочисленные индейские писатели, художники, философы,
актеры.

Однако до сих пор сохраняется разрыв в уровне благосостояния
между индейцами и представителями иных расовых и этнических групп США.

Кроме того, в последние годы племена разделились на "богатые"
и "бедные", что местами провоцирует напряженность.

Более половины лакота живут в городах по всей территории
США, а не в резервациях.

Активно участвуют в политических выступлениях.

Для жителей резерваций существует несколько видов дотаций.

Это продовольственная помощь, повышенные детские пособия,
государственные финансовые гарантии на приобретение жилья,
различные курсы повышения квалификации.

Коренные американцы могут получать высшее образование,
пользуясь особыми льготами: они не платят за обучение и поступают
в колледж или университет по специальной квоте.

Несмотря на то, что индейцы пользуются значительными
льготами при поступлении в высшие учебные заведения
и обучение для них бесплатное, уровень образования среди
индейцев остаётся невысоким.

Среднюю школу закончили 72% индейцев - в целом для США
этот показатель равен 80%.

Диплом бакалавра (вручается после окончания ВУЗа) имеют 11%
индейцев,впрочем, есть среди индейцев и доктора наук.

Неудивительно, что доля индейцев, занимающих
управленческие посты, заметно уступает показателям иных
расовых групп, проживающих в США.

Современные лакота в резервациях заняты в сельском хозяйстве,
имеют доходы с игорного бизнеса, сдают земли в аренду.

В современных Соединённых Штатах индейцы имеют два основных
источника дохода - государственные субсидии и азартные игры.

Индейские резервации получили право создавать
казино в 1998 году, когда был принят соответствующий федеральный
закон (называется Indian Gaming Regulatory Act).

Причиной этого стал вердикт Верховного Суда США (US Supreme
Court) 1997 года.
Суд постановил, что раз индейцы были
вытеснены в неплодородные места, не имеющие полезных ископаемых,
и не могут заниматься традиционными промыслами, позволяющими
им получить средства для жизни, они имеют право заниматься
игорным бизнесом.

Это стало важнейшей победой индейцев, потому что
в большинстве штатов США подобные заведения запрещены законом.

Поэтому индейские казино стали островками азарта, привлекающими
большое количество посетителей.

По данным Национальной Индейской Игровой Ассоциации
(National Indian Gaming Association), в 2005 году (последние
данные) игорные заведения действовали в 227-и (из 563) резерваций.

В 2006 году индейцы заработали на любителях азартных игр $25.7 млрд.
(в 2005 году - $22.6 млрд.) - по степени прибыльности индейские
казино опережают лишь игорные дома Лас-Вегаса.

Игорный бизнес позволил создать более 670 тыс. рабочих
мест для индейцев.
Исследование 2005 года показало, что
власти резерваций (они же вожди племен) 20% доходов от казино
направляют на поддержку образовательных программ, 19% - на
экономическое развитие, по 17% - на финансирование правo-
охранительных органов и здравоохранение.

США - страна религиозной свободы.

Однако лишь в отношении индейцев принят особый закон,
который позволяет им свободно практиковать свой религиозный
культ (некоторые индейцы и религиоведы считают правильным,
называть это "духовной практикой").

Дело в том, что для исполнения большинства обрядов требуются
орлиные перья, но орлы в США защищены законом, и охота на
них запрещена.

Для индейцев сделано исключение: только члены племен могут
приобретать орлиные перья.

Однако им запрещено продавать или передавать их неиндейцам.

При подготовке материала использована информация из книг Делории,
Вайн и Клиффорда Литтл (Deloria, Vine и Clifford Lytle)"Американские
Индейцы, Американское Правосудие" ("American Indians, American Justice")
и Стивена Певара (Stephen Pevar) "Права Индейцев и Племен" ("The Rights of Indians and Tribes").