Самые распространённые формы музыкальных произведений. Период (музыка) Строение музыкального периода

Период с расширением второго предложения – период,в котором второе предложение больше по масштабу (количеству тактов), чем первое предложение (4т.+6т., 4т.+7т. и т.д.). Приемы расширения второго предложения:

а) дословное или варьированное повторение фраз, мотивов;

21. «СПИ, БАЮ-БАЙ» (Немецкая народная песня)

1-ое предложение 2-ое предложение

б) секвенцирование в зоне второго предложения;

22. «МАРИЯ ШЛА ЧЕРЕЗ ЛЕС» (Швейцарская песня)

в) наличие прерванной или несовершенной каденции: (пример 23)

S 6 s DDVII 7 b3 K 6/4 D 7 VI II 6 K 6/4 D 7 t

Период с дополнением очень похож на период с расширением. Но дополнение появляется после заключительной каденции: (пример 24)

T t 6 II 6 D 7 t t 6 s D 7 t t 6 s D 7 t

Хотя дополнение формально находится за пределами периода, оно органически необходимо для полного завершения музыкальной мысли, как в пьесе Ф. Бланджини «Ариетта». Чаще в качестве дополнения выступает повтор заключительного мелодико-гармонического оборота, заключительной каденции.

Период из трех предложений характерен в основном для вокально-хоровой музыки. В таком периоде одно из предложений повторяет предшествующее предложение либо дословно, либо с вариантными изменениями. Период из трех предложений может быть по тематическому строению двух видов. Чаще встречается такой вариант периода, когда третье предложение повторяет второе предложение: a b b (a b b 1):

25. «ПЕСЕНКА ДЕДА МОРОЗА» МузыкаЕ. Крылатова

Анализируя период из трех предложений, следует в компоненте «структура» просто указывать количество тактов, а в компоненте «строение» - условное буквенное обозначение предложений. Так о «Песенке Деда Мороза» можно сказать, что она написана в форме периода из трех предложений:

1 предл. 2 предл. 3 предл.

Структура периода: 4т. + 4т. + 4т.

Строение периода: а b b 1

Данный период модуляционный (так как начинается и заканчивается в G-dur, а второе предложение начинается с отклонения в а-moll), замкнутый.

Реже встречается вариант периода, когда второе предложение повторяет первое предложение: a a b (или а а 1 b).

Большой период – это период, состоящий из двух предложений большой длины. Возможны периоды протяжением в 32, 40 тактов и др.

Период единого строения (или период, неделимый на предложения, или период-предложение) практически невозможно «разделить» на два предложения, как в теме «32 вариаций» Л. Бетховена: Пример 26.

Музыкальная мысль в теме бетховенских вариаций завершена, значит, следует считать это построение периодом; а поскольку имеется только одна каденция – это одновременно и предложение. При анализе такого периода-предложения структура и строение не оговариваются.

Период с сокращением второго предложения: второе предложение меньше первого по масштабу, как в Вариациях (ор.72) А. Глазунова(4т.+3т.)

Сложный период состоит из двух предложений, каждый из которых пригоден для существования в качестве самостоятельного периода. Сложный период, обыкновенно, похож на простой период сходством начал обоих предложений. Как правило, первое предложение такого периода заканчивается модуляцией (типичны тональности D группы).

28. «МОЙ САДИК» Музыка П.И. Чайковского



Задание №3. Проанализируйте разновидности, структуру, строение, тональный план и степень завершенности следующих периодов:

СЛОВАЦКАЯ ПЕСНЯ

30. «ДОБРЫЙ МЕЛЬНИК» (Литовская нар. песня)

31. «КОРАБЛИК И ЮНГА» (Французская песня)

32. «ВЕЧЕР» (Словацкая песня)

33. «МУЗЫКАНТЫ» (Немецкая песня)


34. «МОЙ СПУТНИК»

Музыка Л. Бакалова

35. МЕЛОДИЯ (из оперы «Свадьба Фигаро»)

В.-А. Моцарт

Задание №4. Сыграйте детские песни с аккомпанементом по «цифровке». Проанализируйте разновидности, структуру, строение, тональный план и степень завершенности следующих периодов. Подумайте, какую роль играет гармония в этих песнях.

36. «ВАЖНАЯ ЛЕДИ»

Музыка М. Раухвергера

Период

Мелодико-синтаксические структуры

Периодическая повторность мелодико-ритмического оборота служит важным фактором закономерно упорядоченного расчленения небольших построений. В связи с этим в основе классификации мелодико-синтаксических (мелодико-тематических) структур лежит соотношение мотивной повторяемости или неповторяемости (подобие или неподобие).

1. Периодичность – последовательность элементов одинаковой продленности (за количеством тактов – 4+4, 2+2+2+2, 1+1+1+1).

2. Сложение (суммирование) – сопоставление двух или нескольких построений со следующим объединительным построением, которое равняется их сумме (2+2+4, 4+4+8 и так далее).

3. Дробление – сопоставление построения со следующими за ним более короткими построениями, которые равняются ему в сумме (4+2+2, 8+4+4 и так далее).

4. Дробление с замыканием (или суммированием) (2+2+1+1+2, 4+4+2+2+4 и так далее).

5. Двойное суммирование (1+1+2+4, 2+2+4+8).

Период – это изложение законченной или относительно законченной музыкальной темы, завершенное кадансом.

Термин «период» идет от древнегреческой метрики и означает буквально «круговой ход».

Основное применение периода – часть более крупной формы. Основная функция – экспозиционная, дополнительная – неэкспозиционная.

Период выступает и как самостоятельная музыкальная форма, начиная с эпохи романтизма, где появилась эстетика фрагмента, сказавшаяся также и в возникновении кратчайших стихотворений. В музыке традицию периода в качестве формы отдельного сочинения заложил Шопен в цикле «Прелюдий».

Признак окончания периода – полная совершенная каденция.

Классификация структурных видов периода делается на основе нескольких критериев:

I. По количеству предложений или отсутствию делений на предложения:

1) период из двух или трех предложений;

2) период единого строения (слитный):

Период единого строения может иметь непрерывное гармоническое развитие с единственным кадансом в конце.

II. По тематическому сходству или несходству начал предложений:

1) период повторного строения (а+а).

(а+а") Штрих означает несущественные фактурные изменения: перенесение в другой регистр, орнаментику, распевание.

(а+а 1) Единица означает существенные структурные или тонально-гармонические изменения;

2) период неповторного строения (а+b);

3) период секвентно-повторного строения (иногда не выделяют как самостоятельный вид периода) – второе предложение повторяет первое на другой высоте (а+а 1);

III. По метрическому признаку:

1) квадратный (количество тактов кратно 4):

(а + a) или (а + b)

2) неквадратный.



Неквадратность может возникать из-за:

a) расширения (внутри периода, до каденции, за счет секвенции, прерванного оборота, интенсивного внутреннего развития):

б) сжатия (усечения) второго предложения (редко) (Мендельсон, Песня без слов №30);

в) наложения (совпадение окончания предыдущего построения с началом следующего):

(а+ а 1)
8 8;

г) органической неквадратности (характерно для русской музыки, где количество тактов в предложениях может быть равно 5, 6, 7 и т.д.).

IV. По тонально-гармоническим признакам:

1) однотональные (начинаются и заканчиваются в одной тональности);

2) Модулирующие (заключительный каданс в иной тональности, нежели начало периода);

3) при одинаковом серединном и заключительном кадансах образуется период из тождественных предложений (используется часто в пьесах для детей, в музыке с народным оттенком);

4) завершенные неустойчивым кадансом (редко).

V. По степени тематической развитости:

1) элементарные (построение типа периода);

2) развитые.

В элементарных периодах тема только излагается, а в развитых – не только излагается, но и содержит мотивную разработку, больше во втором предложении.

VI. По степени завершенности:

1) замкнутый (заканчивается тонической функцией в основной или побочной тональности):

2) разомкнутый (заканчивается не на тонике):

Разомкнутый период может в самом конце вообще избежать какой-либо каденции и перейти в следующий раздел формы. Это часто встречается в темах средних частей, эпизодах рондо и т.д. (Бетховен, соната №20, менуэт).

VII. По взаимодействию с другими формами , возникающему при совпадении периода с произведением (с чертами простых форм, рондо, вариаций, сонатной формы):

1) аналогия с двухчастной формой (ааba) (Бетховен, 7 соната, II ч.; Чайковский, 6 симфония, I ч., ПП). Такой же эффект создает расширение третьего предложения:

(a+b+b 1) – Бетховен, финал 8 сонаты;

2) черты простой трехчастной формы естественны для периода из трех предложений, где переход от второго к третьему идентичен соотношению середины и репризы трехчастной формы:

(a+a 1 +a 2) – Шопен, прелюдия №9; Чайковский, симфония №5, II ч.;

3) с чертами вариационности: Шопен, Ноктюрн Es-dur;

4) с сонатными отношениями – чаще в сложном периоде:

В XIX–XX веках:

(а доп + a 1 доп)
→D D T T (Шопен, Ноктюрн ор. 72 №1).

Классическим видом является период повторного или неповторного строения, квадратный, с полным совершенным заключительным кадансом, несущий экспозиционную функцию.

Форма периода в существенной мере организуется гармоническими кадансами предложений. Предложения – это наиболее крупные части периода. Между двумя кадансами периода образуется функциональное тяготение на расстоянии.

Сложный (двойной) период имеет две структурные разновидности:

1) из 4 предложений, объединенных попарно в 2 сложных предложения с 4 кадансами;

2) из 2 сложных предложений, не делящихся на простые, с двумя кадансами. При этом первое предложение модулирует.

Сложный период отличается от простого повторного (или варьированно повторенного) тем, что при простом повторе заключительный каданс остается тем же, хотя могут быть небольшие изменения в фактуре, а в сложном периоде меняется заключительный каданс.

Периоды могут быть очень больших размеров. Например, в Скерцо h-moll Шопена период состоит из двух предложений по 60 тактов с разными каденциями.

Это период повторного строения (1 строчка), квадратный (2 строчка), однотональный (последняя строчка), замкнутый.

(a + b)
4 6
D T
E-fis

Период неповторного строения, неквадратный (за счет расширения), модулирующий, замкнутый.

1. Структура периода: а). квадратный - 8 тактов (малый), 16 т. (большой); б). не квадратный - 7т, 10, 17; в). повторного или не повторного строения.

2. Структуры, организующие период: а). суммирование, дробление, пара периодичностей и др.; б). за счёт чего происходит расширение структуры: за счёт расширения - возникновение дополнительных тактов перед кадансом; за счёт дополнения - «лишние» такты появляются после каданса.

3. Характер музыки в предлагаемом фрагменте: в создании характера обязательно участвуют лад, темп, штрихи - всё это необходимо указать.

4. Тип мелодии: а). вокальный (кантилена - мелодия «широкого дыхания», льющаяся, не прерывая паузами; декламация - «речевая мелодия» со множеством нюансов: пауз, коротких лиг; речитатив - «сухая», невзрачная мелодия с малым звуковым объёмом, почти на одной высоте); б). инструментальный (широкие скачки, сложные пассажи и штрихи).

5. Фактура (характер взаимодействия мелодии и сопровождения): а). монодийная - принципиальное одноголосие, характерное для григорианских хоралов и знаменного пения; б). гетерофонная - многослойное одноголосие (ведущая мелодия изложена несколькими голосами - см. Мусоргского, романсы Бородина, фортепианные произведения Рахманинова; в). гомофонно-гармоническая или гомофонная - чёткое разделение фактуры на мелодию и сопровождение - большая часть классической и романтической музыки 18-20 веков); г). полифоническая - наличие нескольких ведущих мелодий; д). смешанная - присутствие в одном произведении или его фрагменте одновременно нескольких фактурных принципов, например, гомофонного и полифонического - см. Шопен, Полонез №1, средний раздел («диалог» голосов).

6. Тип фигураций в фактуре: а). аккордовая ; б). гармоническая - позвукам гармонических оборотов; в). альбертиевы басы - чаще всего присутствуют в классической музыке Гайдна, Моцарта, Бетховена и их зарубежных и русских современников - это упрощённая гармоническая фигурация; г). мелодическая - фигурация по своей сложности напоминает мелодию или даже превосходит её - см. Музыкальный момент №4 Рахманинова, произведения Листа Ф,

7. Особенности гармонического строения периода: а). написать схему с указанием отклонений и модуляций, если они есть; б). выявить определяющую черту гармонического строения периода - например, его гармонии просты или, напротив, сложны, преимущественно используются автентические или плагальные обороты.

8. Жанровые истоки периода: а). хорал - медленный или умеренный темп движения, строгая аккордовая фактура, мелодия декламационного или кантиленного характера; б). ария - кантиленная мелодия, вокальные фиоритуры, гомофонная фактура;в). вокальное произведение - мелодия кантиленного или декламационного характера, которую можно пропеть; г). инструментальное произведение - принципиально не вокальная мелодия: широкие скачки, большое количество встречных знаков, хроматизмов и других технических трудностей. д). марш - чётный метр, умеренный или умеренно-быстрый темп движения, аккордовая фактура, «угловатая» мелодия с опорой на движение по звукам основных гармонических функций; е). танец - подвижный темп, фактура бас-два аккорда, инструментальный тип мелодий.

9. Метро - ритмические особенности данного фрагмента: характерныйритмический рисунок (ритмоформула ): марш -, полонез -, вальс -; особенности нарушения регулярной акцентности (синкопы, дробление сильной доли), переменный метр или размер - для чего это сделано композитором?

10. Стилевые особенности композитора или эпохи: Барокко - полифоническая фактура, использование риторических фигур, черты старинных танцев- аллеманды, куранты, сарабанды. жиги, гавота или жанра токкаты; предклассицизм - гомофонная фактура, но несколько угловатые, «неловкие» приёмы развития, основанные на повторах мелодического фрагмента на разной высоте;классицизм - гомофонная фактура, альбертиевы басы, чёткая гармоническая схема с обязательными кадансами, характерная инструментальная мелодия, фигуры игровой логики; романтизм - смешанный тип фактуры, несколько ведущих мелодий (чаще всего соотносящихся друг с другом по принципу диалога), сложные гармонические сопоставления, затрагивающие тональности 2-й и 3-й степени родства, детальная нюансировка динамики и штрихов; ХХ век - использование различных техник 20 века: серийной техники, аллеаторики, сложная мелодия со встречными знаками, тексты.

    Художественный результат: что получилось в синтезе всех средств муз.выразительности, каков художественный замысел композитора в данном фрагменте произведения?

Пример анализа классического периода:

Предложенный в качестве анализа период по структуре представляет собой малый не квадратный период (10 тактов) повторного строения с расширением во втором предложении. Первое предложение организует структура пары периодичностей, во втором предложении возникает возникает элемент игрового повтора (фигура «застрявшего тона») за счёт чего и происходит расширение структуры периода. Мелодия данного музыкального периода ярко выраженного инструментального типа, на что указывают широкие скачки, виртуозные пассажи, опора на звуки основных трезвучий. Возникающий во втором предложении эффект «застрявшего тона» создаёт момент диалога, спора, что наводит на мысль о принадлежности данного периода к эпохе классицизма, поскольку именно в творчестве венских классиков и русских композиторов 18 века часто применяются элементы инструментального театра.

Принадлежность данного периода названной эпохе могут обосновать так же выверенные гармонические отношения с чёткой организацией кадансов, применением простого отклонения в тональность первой степени родства, преимуществом автентических оборотов. Прерванный оборот в конце второго предложения (там, где возникает расширение структуры) так же является ожидаемым и типичным элементом в данном месте структуры периода классических произведений. Гармоническая схема данного фрагмента выглядит следующим образом:

Схема отчётливо показывает равномерную гармоническую пульсацию (т.е., две функции в такте на протяжении всего периода). Появляющаяся во втором предложении восходящая диатоническая секвенция создаёт тональное движение и предпосылки для развития. Данный приём так же часто встречается в классической музыке.

Фактурное решение данного периода выдержано в гомофонно-гармонической фактуре с чётким разделением голосов на ведущий и сопровождающий. Гармоническая фигурация изложена в виде альбертиевых басов, что создаёт единый и цельный темп движения.

Метро ритмическая организация периода поддерживает равномерную гармоническую пульсацию (четыре четверти). Изложенная восьмыми гармоническая фигурация создаёт прочный фундамент для подвижной ритмической организации мелодии, включающей в себя движение шестнадцатыми, синкопы. Характерный ритмический рисунок данного периода передаёт живость и брызжущую энергию - короткий пунктир и 4 шестнадцатых.

Обобщая проведённые в ходе анализа периода наблюдения и учитывая достаточную мелодическую простоту и скромность в изобретении развивающих приёмов, можно предположить, что данный музыкальный фрагмент заимствован из инструментальной музыки Й.Гайдна, являющийся частью сонаты или симфонии.

Такие мелодии характерны, например, для вокальных жанровых сценок Даргомыжского и Мусоргского, типичны для музыки ХХ века.

Согласно типологии В.Конен.

Музыкальный синтаксис. Типы периодов. Теория музыки

Музыкальный синтаксис изучает строение музыкальной речи . Музыкальное произведение делится на части , называемые построениями . Границей между построениями служит цезура . Признаками цезуры являются 1) пауза , 2) ритмическая остановка (долгая длительность), 3) повтор , 4) контраст .

Музыкальное построение , содержащее законченную музыкальную мысль , называется периодом . Законченность музыкальной мысли определяется по ладовому и метроритмическому признаку. Наибольшие части, на которые делится период , называются предложениями . Предложения делятся на фразы , фразы - на мотивы . Мотив - это наименьшая смысловая структурная единица.

Сочетания фраз в периоде образуют масштабно-тематические структуры

1. Периодичность - образуется при сочетании одинаковых по размерам фраз (2т+2т+2т+2т). Шопен Вальс №9 (Ля-бемоль мажор)

2. Суммирование - образуется от сочетания 2-х или нескольких коротких фраз и одной протяженной. Григ "Смерть Озе" из сюиты Пер Гюнт (1+1+2)

3. Дробление - образуется от сочетания более длинной фразы и 2-х или нескольких коротких. Чайковский. Вальс из Детского альбома.(4+2+2).

4. Дробление с замыканием . Григ. Поэтическая картинка №1. Сочетание длинной фразы, нескольких коротких и снова протяженной. (4+1+1+2).

Типы периодов . Все многообразие периодов можно разделить по следующим признакам:

I. Строение . По строению периоды бывают

1. Квадратные - а) общее количество тактов - 8,16,32 и тд б) период делится на 2 одинаковых по размерам предложения. Бетховен Соната №8, II часть.

2. Неквадратные

  • расширенные (2-е предложение больше первого) Бетховен Соната №3, II часть (4+6)
  • сокращенные (2-е предложение меньше первого) Бетховен Соната №7 (5+4)
  • симметричные (делятся на 2 одинаковых предложения, но количество тактов не соответствует норме квадратности (6+6, 7+7 и тд) Чайковский Русская песня из Детского альбома.(6+6)

3. Периоды из 3-х предложений . Шопен Прелюдия №9, Ми мажор.(4+4+4)

II. Тематизм .

1. Повторный период . Повтор бывает точный (Шуман Смелый наездник) и видоизмененный.

Видоизмененный повтор бывает варьированный и секвентный.

При варьированном повторе изменяются отдельные элементы темы: ритм, лад, фактура изложения, мелодия (интонационная сторона), но тема в целом узнаваема. Гайдн. Соната Ре мажор, I часть, ГП, Моцарт Соната №12 Фа мажор, II часть.

Период считается повторным даже в том случае, если 2-е предложение воспроизводит только начальную интонацию 1-го.

При секвентном повторе тема без особых изменений проводится на другой высоте. Григ Концерт Ля минор, II часть.

2. Неповторный период - предложения содержат разный тематический материал, чаще всего 2-е предложение продолжает тему 1-го. Бетховен "Патетическая соната", II часть.

Весь период в целом может быть повторен без изменений (записывается со знаком репризы) или с некоторыми фактурными изменениями. Такой период называется повторенный.

III. Тональное оформление .

1. Модулирующий период - заканчивается в другой тональности по сравнению с началом.(Чайковский Вальс из Детского альбома)

2. Немодулирующий (однотональный)период - заканчивается в начальной тональности.

Период может иметь вступление или дополнение (после окончательного разрешения), которые не влияют на его структуру.

1)Любые консультации по музыкальной журналистике (колледж-консерватория (академия)), по современной музыке (колледж-консерватория (академия), по истории музыки (консерватория (академия)), по музыкальной литературе (колледж) по скайпу. Скайп kramsi651. Почта [email protected]

2)Помощь в написании курсовых, дипломных и кандидатских работ по музыковедению по скайпу. Скайп kramsi651. Почта [email protected]

3)Консультации по музыкальной грамоте (сольфеджио) для родителей и детей (в скайпе). Скайп kramsi651. Почта [email protected]

26 Дек 2016

Музыкальная форма период. Простая 2-х и 3-х частная формы. Видео урок

Во многих видах искусства есть понятие «формы». В музыке, как во временном виде искусства, музыкальная форма произведения играет важную роль.

Форма – это своего рода конструкция музыкального произведения, закономерность следования одной за другой частей, характер отношений между ними.

Музыкальные произведения очень отличаются по своему масштабу. Есть произведения, которые длятся всего несколько секунд, а есть произведения, которые звучат более часа. В связи с этим, музыкальные формы бывают простые и сложные. Для того, чтобы определять и понимать музыкальные формы, надо научиться определять границы наименьшей музыкальной мысли.

Наименьшей законченной музыкальной мыслью в музыке последних трех столетий является период. Если проводить параллель с литературой, то аналогичной наименьшей законченной мыслью в литературе является предложение, а в музыке это период.

Очень часто классический период состоит из двух частей, которые называются предложениями. Обратите внимание, что предложение в музыке не является законченной мыслью. Если второе предложение начинается так же, как первое, то такой период называется периодом повторного строения.


А если второе предложение начинается не так как первое, то такой период называется периодом неповторного строения. Если музыкальное произведение состоит только из одного периода, то такая форма называется одночастной.

Очень часто одночастная форма встречается в песнях.

Песни часто пишутся в куплетной форме, особенностью которой является то, что одна и та же мелодия повторяется несколько раз с разными словами.

И этой мелодией часто является период.

Большинству слушателей трудно запомнить музыку с одного раза, поэтому произведения, написанные в одночастной форме, т.е. имеющие только одну тему, изложенную в форме периода, часто написаны в форме периода повторного строения. Внутренняя повторность этого периода (повторность во втором предложении) позволяет лучше запомнить тему.

Когда тема не содержит внутренних повторений, то есть написана в форме периода неповторного строения, то она может повториться сразу за первым проведением, причем повторение может быть как точным, так и с небольшими изменениями. В качестве примера можно вспомнить начальную тему «Рондо в турецком стиле» Моцарта, где тема повторяется без изменения.

А вот во 2-й части 8 сонаты Бетховена тема повторяется с небольшими изменениями (мелодия звучит в более высоком регистре, немного меняется и сопровождение).

Повторение темы не всегда бывает полным, иногда, чаще всего в песнях, повторяется только второе предложение периода. Нередко это повторение имеет более высокую кульминацию. В качестве примера можно вспомнить куплет народной песни «Тонкая рябина», написанный в форме периода, в котором 2-е предложение повторяется дважды.

Если произведение написано в одночастной форме, то есть состоит только из периода, после него может быть заключение. Это можно услышать в «Утренней молитве» П.И.Чайковского из Детского альбома, написанной в форме периода с заключением.

Вступление к периоду бывает редко. Если оно есть, то чаще всего оно представляет собой аккомпанемент к еще не начавшейся теме. В «Неаполитанской песенке» П.И. Чайковского из Детского альбома начало темы предваряет очень короткое вступление.

Следующая форма, с которой мы с вами познакомимся, будет простая двухчастная форма, которая может быть как формой самостоятельного произведения, так и частью более сложной формы. Первая часть в этой форме является периодом. Вторая часть вполне самостоятельная, но не сложнее периода. В простых формах большого контраста между частями нет, наоборот, между частями часто существует ясно слышимая связь, которая проявляется в общем ладе, тональности, фактуре.

Часто в конце второй части простой двухчастной формы повторяется одно из предложений 1-й части (чаще второе), т.е. вторая часть состоит из двух предложений, второе из которых повторяет одно из предложений первой части. Такая форма называется простой двухчастной репризной формой .

Но так бывает не всегда. Иногда вторая часть построена на новом тематическом материале. Такая форма называется простой двухчастной без репризы. В качестве примера можно вспомнить пьесу П.И. Чайковкого «Шарманщик поет» из Детского альбома.

Простая двухчастная форма может быть как формой отдельного сочинения, так и частью более крупной формы. Очень часто простая двухчастная форма встречается в песнях, куплет которых может быть написан как в простой двухчастной репризной форме, так и в простой двухчастной форме без репризы.

Если вместо повторения одного предложения повторить первый период целиком, то получится другая форма – простая трехчастная репризная, в этой форме первая и третья части одинаковые по размеру, в этом ее главное отличие от простой двухчастной репризной формы. Трехчастная форма более уравновешена, более пропорциональна, чем двухчастная.

Благодаря этому отдельные сочинения или самостоятельные части многочастных сочинений значительно чаще пишутся в этой форме. Если двухчастная форма чаще встречается в вокальной музыке, то трехчастная форма преимущественно характерна для инструментальной музыки.

Вторую часть в простой трехчастной форме называют серединой , и она не всегда по размерам равна первой. Например, в 20 сонате Бетховена 1часть состоит из 8 тактов, а вторая – всего 4 такта.

Мы с вами познакомились с тремя музыкальными формами: одночастной, в которой тема излагается в форме периода; простой двухчастной и простой трехчастной. Проверьте как вы усвоили этот материал, ответив на вопросы теста в видео уроке.