Что значит до нашей эры и после. Кто и когда начал считать года до и после Рождества Христова? Почему наша эра называется христианской

», сокращённая запись - «от Р. Х. », и, соответственно, «До Рождества́ Христо́ва », «до Р. Х. ». Подобная запись хронологически эквивалентна (не требуется конвертации или введения нулевого года). Кроме того, ранее (в том числе в первом издании Большой Советской энциклопедии) использовались обозначения христиа́нская э́ра, хр. э. и до христиа́нской э́ры, до хр. э.

Начало отсчёта

По мнению большинства учёных, при вычислении в VI веке римским игуменом Дионисием Малым года Рождества Христова, была сделана небольшая ошибка (в несколько лет) .

Распространение записи

Применение нашей эры в летосчислении получило распространение после использования Бедой Достопочтенным , начиная с 731 года. Постепенно все страны Западной Европы перешли на этот календарь. Последней на Западе , 22 августа 1422 года, на новый календарь перешла Португалия (с испанской эры).

Конфликт светской и религиозной записей

Существует ряд аргументов за и против использования светской нотации («до н. э.» и «н. э.») вместо религиозной («до Р. Х.» и «от Р. Х.»).

Доводы в поддержку светской записи

Доводы в поддержку светской записи в основном сводятся к её религиозной нейтральности и удобству для межкультурного использования.

Указывается также на простоту перехода: не требуется какой-либо сдвиг годов и, например, 33 годом до Р. Х. становится 33 год до н. э.

Отмечается также, что религиозная запись вводит в заблуждение относительно года рождения Христа - исторические факты слишком размыты, чтобы точно установить эту дату.

Доводы в поддержку религиозной записи

Сторонники религиозной записи считают, что замена на светскую запись исторически некорректна, потому что даже если человек не разделяет христианских убеждений, календарная нотация сама по себе имеет христианские корни. Кроме того, множество уже изданных работ используют запись «от Р. Х.».

Также сторонники такой записи указывают на другие календарные понятия, заимствованные из других религий (январь - Янус , март - Марс и т. п.).

Доводы в поддержку обоих видов записи

Дата начала нашей эры сдвинута от даты Рождества Христова на постоянную величину истинного сдвига, неизвестную современной науке. Приблизительная величина истинного сдвига по разным вычислениям составляет от 1 до 12 лет. Таким образом, даты 33 год от Р. Х. и 33 год от начала н. э. - это две разные даты, истинный сдвиг между которыми постоянен, но неизвестен. Из-за отсутствия достоверной величины истинного сдвига и жёсткой привязки дат недавних событий к современному календарю от начала н. э. даты многих событий удобнее считать от начала н. э., но даты некоторых событий, особенно начала христианских времён, удобнее считать от Рождества Христова.

См. также

  • До настоящего времени - система записи дат, относящихся к прошлому
  • Нью-эйдж (новое религиозное движение) - возможен перевод англ. New Age как «новая эра»; хронологическое понятие «новая эра» в английском - англ. Common Era .

Напишите отзыв о статье "Наша эра"

Примечания

Литература

  • Аноприенко А.Я. . - Донецк: УНИТЕХ, 2007. - С. 197-202.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Наша эра

В апреле месяце Ростов был дежурным. В 8 м часу утра, вернувшись домой, после бессонной ночи, он велел принести жару, переменил измокшее от дождя белье, помолился Богу, напился чаю, согрелся, убрал в порядок вещи в своем уголке и на столе, и с обветрившимся, горевшим лицом, в одной рубашке, лег на спину, заложив руки под голову. Он приятно размышлял о том, что на днях должен выйти ему следующий чин за последнюю рекогносцировку, и ожидал куда то вышедшего Денисова. Ростову хотелось поговорить с ним.
За шалашом послышался перекатывающийся крик Денисова, очевидно разгорячившегося. Ростов подвинулся к окну посмотреть, с кем он имел дело, и увидал вахмистра Топчеенко.
– Я тебе пг"иказывал не пускать их жг"ать этот ког"ень, машкин какой то! – кричал Денисов. – Ведь я сам видел, Лазаг"чук с поля тащил.
– Я приказывал, ваше высокоблагородие, не слушают, – отвечал вахмистр.
Ростов опять лег на свою кровать и с удовольствием подумал: «пускай его теперь возится, хлопочет, я свое дело отделал и лежу – отлично!» Из за стенки он слышал, что, кроме вахмистра, еще говорил Лаврушка, этот бойкий плутоватый лакей Денисова. Лаврушка что то рассказывал о каких то подводах, сухарях и быках, которых он видел, ездивши за провизией.
За балаганом послышался опять удаляющийся крик Денисова и слова: «Седлай! Второй взвод!»
«Куда это собрались?» подумал Ростов.
Через пять минут Денисов вошел в балаган, влез с грязными ногами на кровать, сердито выкурил трубку, раскидал все свои вещи, надел нагайку и саблю и стал выходить из землянки. На вопрос Ростова, куда? он сердито и неопределенно отвечал, что есть дело.
– Суди меня там Бог и великий государь! – сказал Денисов, выходя; и Ростов услыхал, как за балаганом зашлепали по грязи ноги нескольких лошадей. Ростов не позаботился даже узнать, куда поехал Денисов. Угревшись в своем угле, он заснул и перед вечером только вышел из балагана. Денисов еще не возвращался. Вечер разгулялся; около соседней землянки два офицера с юнкером играли в свайку, с смехом засаживая редьки в рыхлую грязную землю. Ростов присоединился к ним. В середине игры офицеры увидали подъезжавшие к ним повозки: человек 15 гусар на худых лошадях следовали за ними. Повозки, конвоируемые гусарами, подъехали к коновязям, и толпа гусар окружила их.
– Ну вот Денисов всё тужил, – сказал Ростов, – вот и провиант прибыл.
– И то! – сказали офицеры. – То то радешеньки солдаты! – Немного позади гусар ехал Денисов, сопутствуемый двумя пехотными офицерами, с которыми он о чем то разговаривал. Ростов пошел к нему навстречу.
– Я вас предупреждаю, ротмистр, – говорил один из офицеров, худой, маленький ростом и видимо озлобленный.
– Ведь сказал, что не отдам, – отвечал Денисов.
– Вы будете отвечать, ротмистр, это буйство, – у своих транспорты отбивать! Наши два дня не ели.
– А мои две недели не ели, – отвечал Денисов.
– Это разбой, ответите, милостивый государь! – возвышая голос, повторил пехотный офицер.
– Да вы что ко мне пристали? А? – крикнул Денисов, вдруг разгорячась, – отвечать буду я, а не вы, а вы тут не жужжите, пока целы. Марш! – крикнул он на офицеров.
– Хорошо же! – не робея и не отъезжая, кричал маленький офицер, – разбойничать, так я вам…
– К чог"ту марш скорым шагом, пока цел. – И Денисов повернул лошадь к офицеру.
– Хорошо, хорошо, – проговорил офицер с угрозой, и, повернув лошадь, поехал прочь рысью, трясясь на седле.
– Собака на забог"е, живая собака на забог"е, – сказал Денисов ему вслед – высшую насмешку кавалериста над верховым пехотным, и, подъехав к Ростову, расхохотался.
– Отбил у пехоты, отбил силой транспорт! – сказал он. – Что ж, не с голоду же издыхать людям?
Повозки, которые подъехали к гусарам были назначены в пехотный полк, но, известившись через Лаврушку, что этот транспорт идет один, Денисов с гусарами силой отбил его. Солдатам раздали сухарей в волю, поделились даже с другими эскадронами.
На другой день, полковой командир позвал к себе Денисова и сказал ему, закрыв раскрытыми пальцами глаза: «Я на это смотрю вот так, я ничего не знаю и дела не начну; но советую съездить в штаб и там, в провиантском ведомстве уладить это дело, и, если возможно, расписаться, что получили столько то провианту; в противном случае, требованье записано на пехотный полк: дело поднимется и может кончиться дурно».
Денисов прямо от полкового командира поехал в штаб, с искренним желанием исполнить его совет. Вечером он возвратился в свою землянку в таком положении, в котором Ростов еще никогда не видал своего друга. Денисов не мог говорить и задыхался. Когда Ростов спрашивал его, что с ним, он только хриплым и слабым голосом произносил непонятные ругательства и угрозы…
Испуганный положением Денисова, Ростов предлагал ему раздеться, выпить воды и послал за лекарем.
– Меня за г"азбой судить – ох! Дай еще воды – пускай судят, а буду, всегда буду подлецов бить, и госудаг"ю скажу. Льду дайте, – приговаривал он.

Откуда взялась христианская эра, которая применяется в настоящее время в большинстве стран мира?

Множественность систем исчисления времени порождала большие неудобства. В VI в. назрела необходимость установить наконец единую систему для большинства культурных народов того времени.

В 525 г. н. э., или в 241 г. эры Диоклетиана, римский монах Дионисий Малый, скиф по происхождению, занимался, по приказу папы Римского Иоанна I, вычислением так называемых «пасхалий» -- специальных таблиц для определения времени наступления праздника пасхи на многие годы вперед. Он должен был продолжить их, начиная с 248 г. эры Диоклетиана.

Христиане считали Диоклетиана своим злейшим врагом за преследования, которым они подвергались во времена его правления. Поэтому Дионисий высказал мысль о замене эры Диоклетиана какой-либо другой, имеющей отношение к христианству. И вот в одном из писем он предложил впредь считать годы от «рождества Христова».

На основе совершенно произвольных расчетов он «вычислил» дату рождения Христа и заявил, что это событие произошло 525 лет назад, т. е. в 284 г. до эры Диоклетиана (284 + 241 = 525), или в 753 г. от «основания Рима». Если учесть, что пасхалии Дионисия начинаются с 248 г. эры Диоклетиана, то это должно соответствовать 532 г. от «рождества Христова» (284 + 248 = 532).

Следует особо подчеркнуть, что в течение более пяти веков христиане обходились без своего летосчисления, не имели ни малейшего понятия о времени рождения Христа и даже не задумывались над этим вопросом.

Как же Дионисий сумел вычислить дату рождения Христа -- события, происшедшего, по его утверждению, более пяти веков назад? Хотя монах не оставил никаких документов, историки постарались восстановить весь ход его рассуждений. Дионисий, вероятно, исходил из евангельского предания о том, что Христос родился в дни царствования Ирода. Однако это неправдоподобно, так как иудейский царь Ирод умер в четвертом году до нашей эры. Очевидно, Дионисий имел в виду и другое евангельское предание о том, что Христос был распят в возрасте 30 лет и воскрес в день так называемого «благовещения», который отмечается 25 марта. Из евангельского сказания следует, что произошло это в воскресенье, в день «первой христианской пасхи».

Тогда Дионисий начал искать ближайший к своему времени год, в котором 25 марта приходилось бы на пасхальное воскресенье. Такой год должен был наступить через 38 лет, т. е. в 279 г. эры Диоклетиана и соответствовать 563 г. н. э. Отняв от последнего числа 532, Дионисий «установил», что Христос воскрес 25 марта 31 г. н. э. Отняв от этой даты 30 лет, Дионисий определил, что «рождество Христово» произошло в первом году нашей эры.

Но откуда появилось число 532? Почему Дионисий именно его отнимал от числа 563?

Церковники называют его «великим индиктионом». Оно играет большую роль при вычислении таблиц пасхалий. Это число -- результат перемножения чисел 19 и 28: 19 Ч 28 = 532.

Особенность числа 19, известного под названием «круга Луны», состоит в том, что через каждые 19 лет все фазы Луны приходятся на те же числа месяца. Второе число -- 28 -- называется «кругом Солнца». Через каждые 28 лет числа месяца приходятся опять на те же дни недели.

Таким образом, через каждые 532 года одним и тем же числам месяцев будут соответствовать одни и те же названия дней недели, а также одни и те же фазы Луны. По этой же причине через 532 года пасхальные дни падают на одни и те же числа и дни недели. Значит, первое пасхальное воскресенье 25 марта было в 31 г., и оно вновь повторилось в 563 г.

Нелепость попыток установить дату рождения Христа настолько очевидна, что даже многие богословы вынуждены были это признать. Так, когда в 1899 г. на заседании Комиссии Русского астрономического общества по реформе календаря был поднят вопрос о христианском летосчислении, то представитель святейшего синода профессор духовной академии В. В. Болотов заявил: «Год рождения Христа лучше исключить из списка тех эпох, на которых Комиссия может остановить свой выбор. Научно год рождения Христа (даже только год, а не месяц и число) установить невозможно». Понятно, что это выступление, сделанное на закрытом заседании, не было предано широкой огласке.

Таким образом, неопровержимо установлено отсутствие у Дионисия каких-либо данных о рождении Христа. Все евангельские даты, на которые он ссылается, противоречивы и лишены всякой достоверности.

Летосчисление, предложенное монахом Дионисием, было принято не сразу. Впервые официальное упоминание «рождества Христова» появилось в церковных документах лишь через два века после Дионисия, в 742 г. В Х в. новое летосчисление стало чаще применяться в различных актах римских пап, и только в середине XV в. все папские документы обязательно имели дату от «рождества Христова». Правда, одновременно в обязательном порядке указывался и год от «сотворения мира».

Господствующие классы и духовенство приняли христианское летоисчисление потому, что оно способствовало укреплению веры в существование Христа. Таким образом, действующее летосчисление совершенно произвольно и не связано с каким-либо историческим событием.

В России христианское летосчисление было введено в 1699 г. указом Петра I, по которому «лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах» после 31 декабря 7208 года от «сотворения мира» начали считать 1700 годом от «рождества Христова».

Два способа счета лет -- исторический и астрономический. Одним из недостатков христианского летосчисления многими историками считается то, что начало его приходится на сравнительно недавнее время. Поэтому многие вопросы истории и хронологии, относящиеся к высококультурным странам древнего мира, очень долго считали в более древних эрах, в частности «от основания Рима» и «от первых олимпиад».

Только в XVIII в. английские ученые начали применять счет в годах до «рождества Христова» (ante Deum -- до господа или сокращенно «a. D.» У нас применялось сокращение «до Р. X.». В английском языке «В. С.» -- before Christ (до Христа). Обозначению «от Р. X.» по-латыни соответствует «A.D», что значит «Anno Domini» (год господа). Однако такой способ счёта должен подразумевать наличие нулевого года - 3, -2, -1, 0, 1, 2, 3 и т.д., но его в нашем исчислении нет. И это обстоятельство необходимо учитывать, совершая хронологические операции. Впервые условное отождествление года предшествующее первому году н.э. с нулевым предложил в 1740г. французский астроном Жак Кассини (1677-1756г.г.)в своих трудах «Элементы астрономии» и «Астрономические таблицы». Таким образом, все остальные годы до н. э., конечно, кроме нулевого, начали обозначаться отрицательными числами. Такой счет лет, в отличие от исторического, получил название астрономического счета. В нём номера всех годов до нашей эры по абсолютному значению будут на единицу меньше исторического счёта. «Правило Кассини» следует учитывать при переводе годов различных эр и номеров олимпиад. В счёте лет по олимпиадам, о которых изложено выше, год обозначается порядковым номером олимпиады и порядковым числительным в текущем четырехлетии. Эра олимпиад соответствует 776г. до н.э. Следовательно, перевод дат этой эры на современное летоисчисление можно произвести по формуле:

эра сущность вид особенность

А=776-((Н-1)*4+ (Т-1)),

Где А- искомая дата, Н-номер олимпиады, Т- номер года в четырёхлетии.

Если известно, что окончание Пелопонесской войны произошло в 1-й год 94 олимпиады, то, подставив в формулу значение, получим:

А=776 -((94-1)*4+(1-1))=404

Действительно война окончилась в 404г. до н.э.

В большинстве стран мира, включая Россию, церковь отделена от государства, но религиозные традиции оказывают огромное влияние на повседневную светскую жизнь. Одно из проявлений этого — использование христианского календаря, ведущего отсчёт от дня рождения Иисуса Христа.

Хронология монаха Дионисия

Начало христианского летоисчисления связано с именем монаха, богослова и хрониста Дионисия Малого. О его жизни известно немного. В Риме он появился около 500 года н.э. и вскоре был назначен настоятелем одного из итальянских монастырей. Ему принадлежат несколько богословских сочинений. Главным же трудом была христианская хронология, которую приняли в 525 году, хотя далеко не сразу и не повсеместно. После долгих и сложных расчётов, предположив, что 248 год Эры Диоклетиана соответствует 525 году после Р.Х., Дионисий пришёл к выводу, что Иисус родился в 754 году от основания Рима.

По мнению ряда западных богословов, Дионисий Малый ошибся в расчётах на 4 года. Согласно обычной хронологии, Рождество свершилось в 750 году от основания Рима. Если они правы, то на нашем календаре сейчас не 2014, а 2018 год. Даже Ватикан не сразу принял новую христианскую эру. В папских актах современный отсчёт встречается со времён Папы Иоанна XIII, то есть с X века. И лишь документы Папы Евгения IV с 1431 года ведут отсчёт лет строго от Р.Х.

Исходя из расчётов Дионисия, богословы вычислили, что Иисус Христос родился в 5508 году после того, как, согласно библейской легенде, бог Саваоф сотворил мир.

По царскому хотению

В русских письменных источниках конца XVII — начала XVIII вв. писцы иногда ставили двойную дату - от сотворения мира и от Рождества Христова. Перевод одной системы в другую осложняется ещё и тем, что у нас дважды сдвигалось начало нового года. В Древней Руси его отмечали 1 марта, что было началом нового цикла сельхозработ. Великий князь Иван III Васильевич в 1492 году от Р.Х. (в 7000 г. от сотворения мира) перенёс начало нового года на 1 сентября, что было логично.

К этому времени завершался очередной цикл сельхозработ, подводились итоги трудового года. Кроме того, эта дата совпадала с принятой в восточной церкви. Византийский император Константин Великий, одержав 1 сентября 312 года победу над римским консулом Максентием, даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. Отцы первого Вселенского Собора 325 года определили начинать новый год с 1 сентября - дня «памяти начала свободы христианской».

Вторую подвижку осуществил Пётр I в 1700 году (7208 г. от сотворения мира). Вместе с переходом на новую эру он, по аналогии с Западом, приказал отмечать начало нового года 1 января.

Послушаем апостолов и поспорим

В текстах четырёх канонических Евангелий нет ни одного прямого указания на год, когда родился Христос (текст Нового Завета цитируется по каноническому синодальному переводу «Господа нашего Иисуса Христа святое Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна». Изд. тринадцатое. СПб., 1885). Единственное косвенное указание сохранилось в Евангелии от Луки: когда Иисус начал своё служение, ему было «около 30 лет» (3.23). Точный возраст Иисуса ему, видимо, был неизвестен.

В этой же главе Лука сообщает, что Иоанн Креститель, двоюродный брат Иисуса, начал свою проповедь в 15-й год правления императора Тиберия (3.1). Хорошо разработанное античное летоисчисление за начальную точку отсчёта принимало год основания Рима. К этой условной дате были привязаны все события истории Римской империи. Христианские хронисты встроили в эту систему летоисчисления дату рождения Христа, начав с неё отсчёт новой эры.

Император Тиберий Клавдий Нерон родился в 42 году до н.э., а умер в 37 году н.э. Императорский трон он занял в 14 году н.э. Христианский хронист рассуждал примерно так. Если Иисусу было около 30 лет в 15-й год правления Тиберия, то это соответствовало 29 году н.э. То есть Христос родился в первом году н.э. Однако такая система рассуждений вызывает возражения, основанные на других временных ориентирах, отмеченных в Евангелиях. Осторожность апостола Луки в определении возраста Иисуса допускает отклонения и в одну, и в другую сторону. А вместе с этим может быть сдвинуто начало новой эры.

Попробуем применить для решения этой сложной проблемы методы теории свидетельских показаний, широко применяемые в современной криминалистике. Одно из положений теории состоит в ограниченности человеческой фантазии. Человек может что-то преувеличить, что-то преуменьшить, что-то исказить, собрать реальные факты в нереальные сочетания. Но придумать обстоятельства, которых нет в природе, он не может (закономерности искажения реальности описаны психологией и прикладной математикой).

В Евангелии сохранилось несколько упоминаний о событиях, которые во времени были косвенно связаны с датой Рождества Христова. Если удастся привязать их к абсолютной хронологической шкале, то можно будет ввести определённые коррективы к традиционной дате Р.Х.

1. В Евангелии от Иоанна иудеи говорили, что во время допроса перед казнью Иисусу «ещё нет пятидесяти лет» (8.57). Традиционно считается, что Иисус был казнён в возрасте 33 лет. Странно, что видевшие Иисуса иудеи могли говорить про молодого 33-летнего человека, что ему нет пятидесяти. Возможно, Иисус выглядел старше своего предполагаемого возраста, а возможно, он на самом деле был старше.

2. В Евангелии от Матфея прямо говорится, что Иисус родился во время правления царя Ирода (2.1).

Биография Ирода Великого известна достаточно хорошо. Он родился в 73 году и умер в апреле 4 года до н.э. (750 г. римского счёта). Царём Иудеи стал в 37 году, хотя номинально исполнял функции главы государства с 40 года. Троном завладел при помощи римских войск. Мстительный и честолюбивый, беспредельно жестокий и коварный, Ирод уничтожал всех, в ком видел соперников. Традиция приписывает ему избиение младенцев двухлетнего возраста в Вифлееме и округе при получении известия о рождении в этом городе Иисуса, царя Иудеи.

Насколько достоверно это сообщение евангелиста? Некоторые историки церкви склонны считать его легендой на том основании, что об избиении младенцев сообщил только Матфей. Три других евангелиста не упоминают об этом чудовищном преступлении. Иосиф Флавий, хорошо знавший историю Иудеи, ни словом не упомянул об этом событии. С другой стороны, на совести Ирода столько кровавых злодеяний, что и данное вполне могло иметь место.

Не останавливаясь на оценке моральных качеств Ирода, сопоставим дату его смерти с принятой в христианской традиции датой рождения Иисуса. Если Спаситель родился в первом году н.э., как мог Ирод, умерший за 4 года до Р.Х., организовать массовое убийство детей в Вифлееме?

3. Евангелист Матфей пишет о бегстве Святого Семейства в Египет из-за угрозы со стороны Ирода (2.1). Этот сюжет многократно обыгрывали в христианском искусстве. На окраине Каира стоит древнейший христианский храм, возведённый якобы на том месте, где находился дом, в котором проживало Святое Семейство во время пребывания в Египте. (О бегстве Святого Семейства в Египет сообщает и римский писатель Цельс.) Далее Матфей пишет, что ангел передал Иосифу известие о том, что Ирод умер и можно возвращаться в Палестину (2.20).

Опять нестыковка дат. Ирод Великий умер в 4 году до н.э. Если в это время Святое Семейство проживало в Египте, то к первому году н.э. Иисусу должно было быть чуть более четырёх лет.

4. Евангелист Лука утверждает (2.1), что Иосиф и Мария накануне рождения Спасителя совершили путешествие в Вифлеем. Оно было вызвано необходимостью участвовать в переписи, которая проводилась в Иудее по распоряжению кесаря Августа и была организована прокуратором Сирии Квиринием. В настоящее время факт переписи (но не по всей земле, как писал Лука, а в Иудее) не вызывает сомнений.

Согласно римским традициям, переписи населения всегда проводились во вновь завоёванных областях. Они носили чисто фискальный характер. После окончательного присоединения к империи этой области Палестины в 6 году н.э. такая перепись была проведена. Если следовать точному тексту Евангелия от Луки, то придётся признать, что Иисус родился в 6 или 7 году н.э.

И взошла звезда на востоке

Евангелист Матфей сообщает о звезде, которая указала восточным мудрецам время рождения Иисуса (2.2-10.11). Эта звезда под названием Вифлеемской прочно вошла в религиозную традицию, в литературу, искусство,-в оформление религиозных праздников во имя Рождества Христова. Об этом небесном явлении не сообщают ни Марк, ни Лука, ни Иоанн. Но возможно, что тогда жители Иудеи действительно видели необычное небесное явление. Историки науки убеждены в том, что астрономы Древнего Востока прекрасно знали звёздное небо и появление нового объекта не могло не привлечь их внимания.

Загадка Вифлеемской звезды давно интересует учёных. Поиски астрономов и других представителей материалистических наук велись в двух направлениях: какова физическая сущность Вифлеемской звезды и когда она появилась в небесных сферах? Теоретически эффект яркой звезды мог быть порождён либо видимым сближением на небосводе двух крупных планет, либо появлением кометы, либо вспышкой новой звезды.

Версия кометы изначально вызывала сомнение, ибо кометы не стоят длительное время на одном месте.
В последнее время возникла гипотеза, что волхвы наблюдали НЛО. Этот вариант не выдерживает критики. Небесные объекты, вне зависимости от того, считать их естественными образованиями или созданием Высшего Разума, всегда перемещаются в пространстве, лишь на короткое время зависая в одном пункте. А евангелист Матфей сообщает, что Вифлеемская звезда несколько дней наблюдалась в одной точке небосвода.

Николай Коперник рассчитал, что около первого года н.э. в течение двух дней наблюдалось видимое сближение Юпитера и Сатурна. В начале XVII века Иоганн Кеплер наблюдал редкое явление: пути трёх планет — Сатурна, Юпитера и Марса — пересекались так, что на небе была видна одна звезда необычной яркости. Такое видимое сближение трёх планет случается раз в 800 лет. Исходя из этого, Кеплер предположил, что 1600 лет назад сближение имело место и на небосводе вспыхнула Вифлеемская звезда. По его расчёту, Иисус родился в 748 году Римской эры (25 декабря 6 года до н.э.).

Опираясь на современную теорию движения планет, астрономы рассчитали видимое с Земли положение планет-гигантов Юпитера и Сатурна 2000 лет назад. Оказалось, что в 7 году до н.э. Юпитер и Сатурн трижды сближались в зодиакальном созвездии Рыб. Угловое расстояние между ними сократилось до одного градуса. Но они не слились в одну яркую точку. Недавно американские астрономы установили, что во 2 году до н.э. Венера и Юпитер так близко сошлись, что могло показаться, будто на небе вспыхнул пламенеющий факел. Но это событие произошло в июне, а Рождество традиционно отмечается зимой.

Также недавно установили, что в 4 году до н.э., в первый день нового года, который тогда отмечался весной, в созвездии Орла вспыхнула новая звезда. Сейчас в этой точке небосвода фиксируется пульсар. Расчёты показали, что этот ярчайший объект был виден из Иерусалима в сторону Вифлеема. Как и всё звёздное небо, объект двигался с востока на запад, что совпадает с показаниями волхвов. Вполне вероятно, что эта звезда привлекла внимание жителей Иудеи как уникальное и грандиозное космическое явление.

Версия кометы вызывает некоторые возражения, но современная астрономия полностью её не отвергает. В китайских и корейских хрониках упоминаются две кометы, которые наблюдались на Дальнем Востоке с 10 марта по 7 апреля 5 года до н.э. и в феврале 4 года до н.э. В труде французского астронома Пингре «Космография» (Париж, 1783) сообщается, что одну из этих комет (или обе, если два сообщения относятся к одной и той же комете) ещё в 1736 году отождествляли с Вифлеемской звездой. Астрономы считают, что комету, видимую на Дальнем Востоке, могли наблюдать и в Палестине.

Если исходить из этого, то Христос родился в 5 или 4 году до н.э. между февралём и мартом. Учитывая, что проповедовал он, будучи зрелым человеком, логично допустить, что ему в это время было не 33 года по канону церкви, а ближе к сорока.

Сопоставляя всю доступную информацию, можно сделать достаточно обоснованное предположение, что Иисус Христос родился в 4 году до н.э. и сегодня на дворе 2018 год. Но, разумеется, пересмотр современного календаря нереален.

Борис Сапунов, Валентин Сапунов

Историческая хронология, как известно, делится на два периода. Вначале было время, которое современники называют этапом до нашей эры. Оно заканчивается с наступлением первого года. В это время началась наша эра, которая до сегодняшнего дня и длится. И хотя сегодня, называя год, люди не говорят "н. э.", тем не менее, это подразумевается.

Первые календари

Процесс эволюции человека создал необходимость упорядочить даты и время. Древнему земледельцу нужно было максимально точно знать, в какое время ему лучше засевать семена, животноводу-кочевнику - когда переходить на другие территории, чтобы успеть обеспечить свой скот кормом.

Так стали появляться самые первые календари. И основаны они были на наблюдениях за небесными телами и природой. У разных народов существовали и отличающиеся друг от друга временные календари. К примеру, римляне вели свое летосчисление со дня основания Рима - с 753 года до нашей эры, тогда как египтяне - с первого момента правления каждой из династий фараонов. Собственные календари создавали и многие религии. Например, в исламе новая эра начинается с года, когда родился пророк Мухаммед.

Юлианский и Григорианский календари

В 45 году до нашей эры Гай Юлий Цезарь основал свой календарь. В нем год начинался с первого января и продолжался двенадцать месяцев. Этот календарь назвали Юлианским.

Тот, которым пользуемся сегодня мы, был введен в 1582 году Папой Римским Григорием Двенадцатым. Ему удалось устранить некоторые значительные неточности, накопившиеся с первого На тот момент они составляли целых десять дней. Разница между Юлианским и увеличивается примерно на сутки за каждое столетие, и сегодня составляет уже тринадцать суток.

В истории летоисчисление всегда играет большую роль. Ведь важно представлять, в какой период времени происходило значимое в жизни человечества событие, будь это создание первых орудий труда или же начало Говорят, что история без дат похожа на математику без цифр.

Религиозная форма летоисчисления

Поскольку начало нашей эры исчисляется с года, считающегося датой рождения Иисуса, в религиозном варианте часто используется соответствующая запись: от Рождества Христова и до него. До сих пор нет совершенно точных исторических данных о том, когда на нашей планете появилась жизнь. И только основываясь на религиозных и исторических артефактах, ученые могут делать заключения о том, когда примерно произошло то или другое событие. При этом года до нашей эры указываются в хронологически обратном порядке.

Нулевой год

Упоминание раздела между временем до и после Рождества Христова связано с расчетом в астрономической записи, сделанным согласно номерам целых чисел на оси координат. Нулевой год не принято использовать ни в религиозной, ни в светской нотациях. Зато он очень распространен в астрономической записи и в ISO 8601 — международном стандарте, выданном такой организацией, как International Organization for Standardization. В нем описывается формат дат и времен, а также даются рекомендации для их применения в международном контексте.

Отсчет

Понятие «до нашей эры» получило свое распространение в летосчислении после использования его Достопочтенным Бедой - бенедиктинским монахом. Он написал о нем в одном из своих трактатов. И уже начиная с 731 года исчисление времени было поделено на два периода: до нашей эры и после нее. Постепенно практически все страны в Западной Европе стали переходить на этот календарь. Самой последней из них стала Португалия. Произошло это 22 августа 1422 года. До первого января 1700 года Россия пользовалась хронологическим исчислением Константинопольской эры. За исходную точку в ней была принята христианская эпоха «от сотворения мира». По большому счету, в основе многих эр было заложено соотношение между «днями творения мира» и всей продолжительностью его существования. А Константинопольская была создана при Констанции, и летосчисление по ней велось с первого сентября 5509 года до нашей эры. Однако поскольку этот император не являлся «последовательным христианином», его имя, а заодно и составленный им отсчет времени, упоминаются неохотно.

Доисторическая и историческая эпохи

История - это доисторическая и историческая эпохи. Первая из них начинается с момента появления первого человека, а заканчивается тогда, когда появилась письменность. Эпоха доисторическая разделена на несколько временных периодов. Основой их классификации служат археологические находки. Эти материалы, из которых люди до нашей эры изготавливали орудия труда, период, когда они ими пользовались, легли в основу воссоздания не только временных рамок, но и названий этапов доисторической эпохи.

Историческая же эра состоит из периодов Античности и Средневековья, а также Нового и Новейшего времен. В разных странах они наступали в разные времена, поэтому ученые не имеют возможности определять их точные временные рамки.

Общеизвестно, что новая эра в самом начале не исчислялась непрерывным отсчетом лет, например, начиная от первого года и до, предположим, нынешнего. Ее хронология началась гораздо позже, с датой Рождества Христова. Считается, что первым ее вычислил римский монах по имени Дионисий Малый в шестом веке, то есть спустя более чем пять сотен лет после датируемого события. Чтобы получить результат, Дионисий сначала отсчитал дату Воскресения Христа, основываясь на церковном предании о том, что Сын Божий был распят на тридцать первом году жизни.

Дата его Воскресения, согласно римскому монаху - это двадцать пятое марта 5539 года по летоисчислению «от Адама», а годом Рождества Христова, следовательно, стал 5508-й по византийской эре. Надо сказать, что вычисления Дионисия вплоть до пятнадцатого века вызывали сомнения на Западе. В самой же Византии их так и не признали каноническими.

С седьмого по третье тысячелетие до нашей эры на планете была эпоха неолита - периода перехода присваивающей формы хозяйства, а именно охоты и собирательства, к производящей - земледелию и скотоводству. В это время появились ткачество, шлифовка каменных орудий и глиняная посуда.

Конец четвертого - начало первого тысячелетия до нашей эры: на планете царит Бронзовый век. Получает распространение металлическое и бронзовое оружие, появляются кочевые скотоводы. сменился Железным. В это время в Египте правили первая и вторая династии, объединившие страну в единое

В 2850-2450 годах до н. э. начался экономический подъем шумерской цивилизации. С 2800-го по 1100-й поднимается Эгейская, или культура Древней Греции. Почти в то же время в долине Инда зародилась Индская цивилизация, наблюдался наивысший расцвет царства Трои.

Около 1190 года до н. э. рухнула мощная Хеттская держава. Спустя почти четыре десятка лет Эламский царь захватил Вавилонию, и наступил расцвет его могущества.

В 1126-1105 годах до н. э. наступило правление вавилонского государя Навуходоносора. В 331-м на Кавказе образовалось первое государство. В 327 году до н. э. проходила индийская компания Александра Македонского. В этот период произошло очень много событий, в том числе и восстание рабов на Сицилии, Союзническая война, Митридатовы войны, поход на парфян, правление императора Августа.

И, наконец, между восьмым и четвертым годами до нашей эры родился Христос.

Новое летоисчисление

У разных народов понятие о летоисчислении всегда было неодинаковым. Каждое государство решало данную проблему самостоятельно, при этом руководствуясь как религиозными, так и политическими мотивами. И лишь к девятнадцатому веку все христианские государства установили единую точку отсчета, используемую и поныне под наименованием "наша эра". Календарь древних майя, византийская эра, древнееврейское летоисчисление, китайское - все они имели свою дату сотворения мира.

Например, японский календарь начинался в 660 году до нашей эры и обновлялся после каждой смерти императора. Буддистская эра скоро войдет в год 2484, а календарь хинди - в 2080 год. Ацтеки обновляли свое летоисчисление раз в 1454 года, после смерти и возрождения Солнца. Поэтому если бы их цивилизация не погибла, для них сегодня был бы всего 546 год новой эры...

Древняя карта мира

До нашей эры путешественники тоже интересовались миром и составляли рисунки своих маршрутов. Они переносили их на древесную кору, песок или папирус. Первая карта мира появилась еще за много тысячелетий до новой эры. Именно наскальные рисунки стали одними из первых изображений. В то время как люди разведывали Землю, их стали особенно интересовать древние карты былых эпох. Одни из них представляют нашу планету как омываемый океаном огромный остров, на других уже можно увидеть очертания континентов.

Вавилонская карта

Самой первой картой, созданной до нашей эры, была небольшая глиняная табличка, найденная в Месопотамии. Она датируется концом восьмого - началом седьмого веков до нашего летоисчисления и является единственной дошедшей до нас от вавилонян. Земля на ней окружена морями, названными «соленой водой». За водой - треугольники, обозначающие, очевидно, горы далеких земель.

На этой карте обозначено государство Урарту (современная Армения), Ассирия (Ирак), Элам (Иран) и сам Вавилон, посередине которого протекает Евфрат.

Карта Эратосфена

Даже древние греки представляли Землю сферой и весьма изящно аргументировали это. Пифагор, например, говорил, что все гармонично в природе, а самая совершенная форма в ней - шар, в виде которого существует наша планета. Первая карта, составленная с учетом этого изображения Земли, принадлежит Эратосфену. Он жил в третьем веке до нашей эры в Кирене. Считается, что этот ученый, который возглавлял и придумал такой термин, как «география». Именно он впервые еще до нашей эры расчертил мир на параллели и меридианы и назвал их «идущими рядом» или «полуденными» линиями. Миром Эратосфена был один остров, который омывался Северным сверху и Атлантическим океаном снизу. Он делился на Европу, Ариану и Аравию, Индию и Скифию. На юге находился Тапробан - нынешний Цейлон.

При этом Эратосфену казалось, что на другом полушарии живут «антиподы», добраться до которых невозможно. Ведь люди тогда, в том числе и древние греки, думали, что у экватора настолько жарко, что море там кипит, а все живое сгорает. И, напротив, у полюсов очень холодно, и там не выживает ни один человек.

Карта Птолемея

На протяжении нескольких веков основной считалась другая карта мира. Она была составлена древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Созданная около ста пятидесяти лет до нашей эры, она была частью восьмитомника "Руководство по географии".

У Птолемея Азия занимала пространство от Северного полюса до самого экватора, вытеснив Тихий океан, при этом Африка плавно перетекала в terra incognita, занимая весь Южный полюс. На севере от Скифии была мифическая Гиперборея, а об Америке или Австралии не было сказано ничего. Именно благодаря этой карте Колумб стал добираться до Индии, плывя при этом на запад. И даже после открытия Америки еще некоторое время продолжали пользоваться картой от Птолемея.

Христианская эра у Беды Достопочтенного

Не нужно думать, что пренебрежение историей распространения календаря является особенностью русских авторов с их антирелигиозными тенденциями. Этот стиль восходит и к Иделеру, и к еще более ранним западным хронологам, для которых «знание» структуры календаря, его морфологии, было важнее, чем история его распространения. Я подозреваю, что истинная причина такого подхода заключается в том, что большинство календарных и с эрами связанных баек были придуманы незадолго до григорианской календарной реформы или даже после нее, когда еще не было ясно, как сильно будут сопротивляться новому календарю не католические страны.

Самым солидным трудом по хронологии еще и сегодня все считают книгу почти столетней давности: трехтомник Гинзеля «Справочник по математической и технической хронологии», отдельные тома которого издавались в Лейпциге в 1906–1914 годы. Так вот, этот солидный труд, значительно превосходящий по объему и по списку рассмотренной литературы книгу Иделера, тоже построен по принципу изложения всего того, что нам якобы известно о календарях разных - в основном принимаемых за очень древние - якобы древних народов.

Том 1 (1906): Календари Вавилона, Египта, мусульман, персов, индусов, народов югo-восточной Азии, китайцев, японцев и индейцев Центральной Америки.

Том 2 (1911): Календари евреев, примитивных народов, римлян и греков.

Том 3 (1914): Календари македонцев, кельтов, германцев, коптов, византийцев и русских, а также жителей малой Азии, Сирии, Армении и Абиссинии. Здесь же рассмотрены календари нового времени.

Посмотрим, в состоянии ли сказать западные хронологи чтo-либо вразумительное о распространении эры от Рождества Христова. В книге фон ден Бринкен этой проблеме посвящены пять страниц, целый раздел под заглавием «Христианская эра и связанные с ней проблемы» (стр. 80–85). Она подчеркивает связь этой эры с верой в историчность Христа и пишет, что отсчет лет по этой эре в течение полутора тысяч лет является привычным способов расчетов в Старом свете, а в последние пятьсот лет постепенно он превратился в международную привычку. Последнее не является большим секретом, но вот про первое утверждение хотелось бы прочитать побольше деталей.

Рассказав о духовном подвиге Дионисия Малого, который, оказывается, был не простым монахом, а аббатом, и, хотя и скифом, но римлянином по формам поведения, она повторяет версию, которую мы уже прочитали у Селешникова. О письме, правда, ни слова, но зато следует замечание, в котором с горечью подчеркивается существование эры Христа на самом краю лишь в немногих (выдуманных задним числом в эпоху Ренессанса? - Е.Г. ) таблицах для расчета пасхалий, которые было принято составлять раз в столетие или на 95 лет. При этом, мол, год указывался и по Христу, и по «созданию мира».

Никаких свидетельств о поддержке антипапами или папами римскими до Григория Великого летоисчисления по Христу или хотя бы об их поддержке использования этого летоисчисления в таблицах с результатами расчета пасхалий у фон ден Бринкен нет. Судя по всему папы римские и антипапы Св. Феликс III (526.VII. 12-530.IX.22), Бонифаций II (530.IX.22–532.X.17), Диоскур (антипапа) (530.IX.22–530.X.14), Иоанн II (533.I.2–535.V.8), Св. Агапет I (535.V.13–536.IV.22), Св. Сильверий (536.VI.8–537.III.11), Вигилий (537.III.29–555.VI.7), Пелагий I (556.IV.16–561.III.4), Иоанн III (561.VII.17–574.VII.13), Бенедикт I (575.VI.2–579.VII.30) и Пелагий II (579.XI.26–590.II.7) продолжали игнорировать возможность усилить веру в Христа за счет введения эры от его рождения. Зато последовавший якобы за ними папа Св. Григорий I (Великий) (590.IX.3–604.III.12), первым из всех римских пап одумался и стал поддерживать описанные выше расчеты пасхалий.

В качестве конкретного последователя таких расчетов пасхалий фон ден Бринкен называет Августина из Кэнтербери в Англии, игравшего якобы роль апостола папы Григория Великого в Англии и занесшего их, мол, из Рима (где они согласно Селешникову еще не использовались, около 600 г. в Англию). Якобы в Англии эта датировка по Христу с удовольствием после этого использовалась. Так и хочется спросить: почему же только в Англии, на самом крае христианского мира историков - традиционалистов? А между Римом и Кэнтербери сей Августин нигде не останавливался и ни в одном монастыре у себя на пути идею эры от Христа не посеял? Наверное, очень торопился вовремя прибыть в Англию! А в самой Италии папа не сумел найти христианскo-календарного апостола?

Тем не менее даже и для Англии, про ближайшие 100 лет опять ничего нам не сообщают. Понадобился Беда Достопочтенный (якобы 673–735), который, мол, в хрониках 703 года и 725 года продолжил расчеты Дионисия аж до 1063 года вперед. Правда он использовал в этих таблицах некую эру от сотворения мира, основанную на его расчетах времени этого исторического события, но зато в своей истории церкви в Англии он уже воспользовался датами от Рождества Христова. Явный анахронизм, ничуть однако не смущающий историков традиционной выучки.

Топпер относит Беду к выдуманным гуманистами фигурам. В особенности из-за использования Бедой не только эры от рождения Христа, но даже и дат до рождения Христа. Про последние принято считать, что их ввел в обиход Дени Пето (Петавиус) в XVII веке. Так, Беда Достопочтенный («Церковная история народа англов». СПб.: Алетейя, 2003, стр. 190) пишет:

«В шестидесятом году до воплощения Господа Гай Юлий Цезарь первым из римлян пришел с войной в Британию».

Да, действительно, в XVII веке вполне могли так писать. Да и вся хронологическая насыщенность и точность книги в сравнении с хронологией Скалигера наводит на мысль, что ее не могли сочинить до XVII века. Кроме того, Топпер спотыкается на использовании Бедой еврейской Библии, в то время в Европе еще не известной. Лишь в XI веке она, согласно ТИ, начинает появляться в Европе. Из описания университетов молодого талантливого писателя, приведенного в статье «Отец английской истории» переводчика и комментатора В. Эрлихмана в приложении к сделанной им книге [Беда] читаем:

«Таланты юного послушника были замечены епископом Хексема Иоанном, высоко ценившим ученость. По его просьбе Беда был посвящен сначала в диаконы, потом в священники и получил возможность целиком отдаться научным занятиям. Главным предметом этих занятий также была Библия: монахи учили латынь, разбирали и заучивали наизусть отрывки из Писания, изучали жития и труды отцов церкви. К их услугам была богатая библиотека, собранная Бенедиктом и Кеолфритом в разных странах. О составе ее можно судить по источникам сочинений Беды; кроме патристики, там были представлены исторические труды, книги по естественной истории, поэтические сборники - не только христианские, но и античные. Прилежно изучая эти сочинения, молодой священник уже через несколько лет начал сам учить других, параллельно продолжая свои литературные занятия».

Поэтические сборники, да еще не только христианские, это, конечно, замечательно, но ведь арамейский язык не был, кажется, разговорным в среде средневековых англов (не путать с ангелами, которые, конечно, все были полиглотами), а еврейская Библия не обязательно писалась готическим шрифтом.

Топпера смущает использование Бедой византийской хронологии для сравнения с английской. Ничего более близкого и знакомого англам Беда найти не смог? На стр. 43 он говорит о 603 годе и о событиях в Англии в этом году и подчеркивает, что это был якобы третий год царствования Фоки, ставшего незадолго до того восточнo-римским императором. Историки - традиционалисты придумают, конечно, какую - нибудь байку о том, что, мол, через сто с лишним лет после этих событий Беда ну просто обязан был напомнить своим читателям в Англии о византийском узурпаторе Фоке. Хотя, конечно, мог бы и на японского городового сослаться, не говоря уже о китайском императоре.

Топпера смущает также то, что Беда предпринимает весьма основательные усилия, чтобы развеять сомнения в том, что еще сравнительно недавно Англией владели римляне (неужели память об этом так быстро улетучилась, а об описываемых в «Истории» многочисленных местных королях сохранились детальные сведения?). Само римское владычество в Англии он относит к гораздо более позднему времени. Для Беды христианская церковь правит в годы его жизни Африкой и Египтом, хотя традиционная история считает это время периодом владычества ислама в Северной Африке. Топпер приводит различные другие несоответствия, связанные как с церковными, так и с календарными вопросами.

Подозрение у Топпера вызывают и частые поездки Беды в Рим, о которых он прочитал у кого-то из немецких хронологов - традиционалистов. Я попытался рассеять эти сомнения в своем комментарии к его книге, написав следующее: «Сохранились его командировочные удостоверения и ксерокопии его авиационных билетов. Уровнем обслуживания в первом классе достопочтенный пассажир был, в принципе, удовлетворен». Не знаю, удалось ли мне переубедить Топпера, но сам я, право, тоже не лишен сомнений на тему о столь раннем развитии христианства в Англии, о существовании в VIII веке не только исторических записей, но и целых книг по истории и на разные другие темы.

Правда, вопреки Топперу, Вайнштейн пишет, что Беда безвыездно прожил всю свою жизнь в двух монастырях - близнецах и никогда Англию не покидал. Это, конечно, гораздо более удобная версия для придуманного гуманистами великого историка (сидел себе в глуши на краю света и потому никто его не встречал и этих встреч не описывал), но при этой версии возникает вопрос о том, а где же Беда понабрался еретических идей про счет лет от рождения Христа, который даже папы римские якобы за исключением Григория Великого не пропагандировали?

В отличие от нас - скептиков редактор русского издания книги Беды сомнений не знает. Он пишет (стр. 325):

«Уже в то время у него проявился живой интерес к хронологии, которая из чисто технической дисциплины давно превратилась в предмет ожесточенных споров между различными церквями и сектами. (Так вот прямо и давно! - Е.Г. ) Незадолго до того в западной церкви утвердилось новое летосчисление от Рождества Христова (Утвердилось! Как здорово! Жаль, что об этом не догадывается ни один из специалистов - традиционалистов по истории хронологии. - Е.Г. ), сменившее прежнее „от сотворения мира“, а также принятую в позднеримский период эру Диоклетиана (Все, капут, нет больше ни сотворения мира, ни Диоклетиана. И авторы, которые продолжают считать годы от сотворения мира и в XV, и в XVI веках просто невежды, которые не читали Эрлихмана в подлиннике. - Е.Г. ). Остро стоял и вопрос об исчислении Пасхи: хотя Христово Воскресенье везде отмечали в воскресный день после первого весеннего полнолуния, дата последнего определялась по-разному. Завязался спор между Римом и кельтскими церквами (ирландской и бритте - кой), причем прежде всего речь шла не о богословских тонкостях, а о вопросе юрисдикции. Борьба кельтов за свою самостоятельность длилась до конца VIII века, и Беда в ней решительно принял сторону Рима. Одно из первых его сочинений „Книга о временах“ (De temporibus liber), написанное около 703 года, было посвящено защите нового летоисчисления и римской Пасхи. В книгу входила так называемая „Малая хроника“ - краткий перечень исторических событий, образцом для которого была „Хроника“ Проспера Аквитанского. Беда дополнил ее сведениями из истории Британии и исправил некоторые даты Проспера по работам других авторов. В небольшой по объему хронике были впервые применены принципы, которые позднее легли в основу „Церковной истории народа англов“, а также „Большой хроники“. Последняя входила в состав написанного в 726 году сочинения „О шести возрастах мира“ (De sex aetatibus mundi); в нем Беда подошел к истории более философски, восприняв ее не как механическую последовательность событий, но как смену эпох, ведущую к наступлению Царства Божьего. Впервые эту концепцию блаженного Августина пытался воплотить в жизнь Павел Орозий в своей „Истории против язычников“, но именно Беда сумел приспособить ее к новым историческим реалиям».

Вайнштейн считает Беду общепризнанным авторитетом в области хронологии. Его основной хронологический труд «De temporibus ratione» сохранился мол в 81 рукописи. Не многовато ли для автора VIII века? Ведь рукописи не только горят, но и гниют и используются в пищу всем живым: от крыс до грибка. Вот для автора XVI–XVII веков такое количество было бы легко объяснимо. Как и то обстоятельство, что в его рукописях мало ошибок: при переписывании с печатных книг так оно и бывает.

Интересно, что Беда как пользователь эры от Рождества Христова совсем не попал в фокус внимания Гертруды Бодманн, которую много цитирует Уве Топпер. Например, на стр. 99 он пишет:

«Весьма эрудированный и проницательный критик Гертруда Бодманн, исследовав в своей диссертации «Летоисчисление и возраст мира весьма строго средневековые представления о времени, очертила границы, которых следовало бы придерживаться в будущем. […]

На недвусмысленный вопрос, с каких пор существует наше летоисчисление (стр. 38), Гертруда Бодманн отвечает: «Счет от Рождества Христова начался в XI–XII веках; счет до новой эры - в XVII–XVIII веках»».

Да, не согласовали историки между собой даже такой краеугольный вопрос, как начало использования нашего летоисчисления! Зато Бодманн относит Адама Бременского якобы умершего 12 октября, только вот не совсем ясно какого года в конце XI века (не ранее 1081 года), автора вторичного по отношению к Беде, к числу пользователей эры Христа. Интересно, что в 12–томной истории Германии в посвященных Средневековью томах имя этого Адама даже не упомянуто.

Что же касается веков под номерами XI и XII, то настораживает меня здесь то обстоятельство, что фон ден Бринкен на многих страницах, рассматриваемого раздела, ни одного примера, кроме уже описанной «Истории» Беды, о применении эры Христа для исторической хронологии не приводит. Она, правда, рассказывает о критике Бедой эры от рождения Христа (не успел разочек применить, как уже и раскритиковал, а если не нравилось, зачем применял?!), а также о его скрупулезной работе по уточнению дат из жизни Христа, но и эта его работа мне представляется попавшей не в ту эпоху. После 1500 года она смотрелась бы более естественно! К тому же вряд ли рассмотрение вопроса о том, на сколько лет до рождения Христа родился Иисус Христос, можно идентифицировать с практическим применением новой эры в рамках хронологии.

В связи с распространением идеи датировок от Христа фон ден Бринкен рассказывает затем про скепсис, который эта новая эра якобы вызвала в связи с критикой Беды. Правда, последователи снова раскачивались четверть тысячелетия с лишним, прежде чем накануне круглой даты конца первого тысячелетия от рождения Христа они вспомнили о критике Беды. При этом, характеризуя сложившуюся к временной границе двух тысячелетий (которые вроде бы и как тысячелетия не должны были бы никем восприниматься, раз христианская эра еще не пробила себе пути в сознание людей!) фон ден Бринкен отмечает, что:

Эра Дионисия ни в коей мере не являлась практикой датирования (иными словами, все еще не применялась).

Вовсю использовались, вопреки цитированному Эрлихману, различные эры от сотворения мира.

Ватиканская канцелярия и римские папы датировали свои документы годами правления того или иного папы.

Французские короли в аналогичных случаях хронологически отталкивались от годов своего правления.

Подтверждения использования христианской эры крайне редки (скорее всего, просто отсутствуют: полное отсутствие не является частые использованием!) и встречаются только в копиях (кто знает, когда на самом деле изготовленных).

«Императорская канцелярия использовала христианскую эру, однако на всех других уровнях время до 1000 года является в Германии темным и бедным письменными свидетельствами».

Если мы еще учтем, что подавляющее большинство документов, якобы вышедших из этой якобы существовавшей имперской канцелярии, самими же историками приняты за подделки (вспомним про 6000 поддельных императорских дарственных, выявленных австрийским историком средневекового права профессором Фаусснером из общего числа менее 6200 известных таких дарственных). Но все - таки, что это была за дискуссия о смене тысячелетия? И здесь снова ее рассказ концентрируется на одном единственном лице Аббо из Флери во Франции на Луаре, причем этот то ли Аббо, то ли Аббат Флерийский (было, начиная с 988 года, и такое темное пятно в его - якобы с 945 года по 1004 год - жизни) интересовался больше тем фактом, что в XI веке (но ни коим образом не в начале оного) в третий раз должен был начаться якобы введенный Дионисием Малым пасхальный цикл длиной в 532 года.

При этом оказывается, что он и некоторые последующие авторы в последующие два века так запутали вопрос о времени рождения Христа и о правильном начале отсчета циклов Дионисия Малого, что окончательно дискредитировали надолго, на несколько столетий, саму идею счета лет (пусть даже и в пасхалиях) от рождения Христа.

Умер Аббо Флерийский не совсем добровольно: был убит, когда пытался внедрять исходящую из монастыря в Клуни реформу. Реформа эта никак с календарем и эрой Христа связана не была, но якобы, по крайней мере, с именем Христа и идеями христианства, столь раннее наличие которых исторической аналитике представляется сомнительным. Речь шла вроде бы о борьбе с упадком нравов, но на самом деле с попыткой монастыря Клуни возвыситься над другими монастырями, создать нечто вроде монастырского государства под собственной эгидой. Аббо примкнул к этой реформе, но нашлись и вольнолюбивые монахи, которые его попытку захватить их монастырь не одобрили. Вот как опасно, оказывается, было внедрять реформы. Но где же, сравнимые с Аббо Флерийским, великомученики реформы календаря и христианской эры?

В самом конце рассматриваемого раздела о датировках по Христу фон ден Бринкен пишет на стр. 85:

«В конце Средневековья наш метод счета лет воспринимался подчас как затруднительный (ясно, легче написать 6745 от сотворения мира по неизвестно какой из эр такого рода, чем дать выражаемую меньшим числом дату - год - от рождения единственного в своем роде, да еще и горячее любимого в религиозном плане Христа. - Е.Г. ) и его применение ограничивали - особенно в случаях менее торжественных текстов, например, копий, - передачей так называемого минимального числа, т. е. количества единиц и десятков соответствующей даты, которым часто предшествовала формула типа «год такой - то». Чаще всего такая краткая датировка применялась в XVI веке, в XVII веке возник обычай выписывать снова, по крайней мере, еще и количество сотен, это значит, что, например, вместо 1639 писали 639».

Не знаю, читатель, насколько убедительным показался тебе проанализированный мной раздел о якобы рано возникшем применении эры от рождения Христа. На меня он производит впечатление притянутой за уши попытки во что бы ни стало обосновать тезис, не имеющий никакого права на существование. И выдуманный Беда, и - скорее всего тоже выдуманные - дискуссии о недостатках нашей эры (чего же она распространилась по всему миру?) производят впечатление беспомощности в попытках прикрыть истину: позднее возникновение эры Христа (из которого, боюсь, следует и позднее возникновение самой легенды о Христе, которая кажется мне проникшей в массовое сознание после 1500 года). Тогда будет и ясно, почему в XVI веке писали год 39 от рождения Христа, а в 1639 году сперва писали 139 от рождения Христа, а потом, под влиянием разработки длинной хронологии, начали увеличивать это число сначала до 639, а со временем и до 1639.

Вряд ли даты от рождения Христа имели большое распространение в мире до григорианской реформы календаря. Утверждается, правда, что Ватикан начал использовать такие даты в своей внутренней переписке аж за 140 лет до этой реформы. Но и это утверждение я бы рекомендовал скептически проанализировать.

В России христианское летосчисление было введено только в правление Петра I. Первой в России датой от Рождества Христова стало по его указу 1 января 1700 года. Сколько времени понадобилось этому летосчислению, чтобы распространиться по бескрайним просторам Российской империи - об этом книги о хронологии предпочитают умалчивать. А английские ученые, согласно [Селешников2], и того позже, тоже только в XVIII веке начали применять обратный счет: даты до рождения Христа.

Из книги Тайна царя-отрока Петра II автора Алексеева Адель Ивановна

«У ГОРЬКОЙ БЕДЫ НЕТ СЛАДКОЙ ЕДЫ» Горькое зрелище открылось путникам, когда поднялись они на высокий берег реки Сосьвы и вошли в ворота острога.Городьба из длинных, заострённых вверху брёвен, острые колы, будто копья, отделяли острог от городка Берёзова…Посредине площади

Из книги Сказания о стародавних временах русских [Довелесова книга] автора Древнерусская литература Автор неизвестен --

СКАЗАНИЯ ПРО БЕДЫ КИЕВА-ГРАДА ак не в один день дерево вырастает, как не в один день яблоко поспевает, так не в один день и Киев-град появился.Ещё и Щуры наши не жили, а самый старый от горшка два вершка был и за материнский подол цеплялся, так в те времена уже Кий ставил

Из книги Мистика Древнего Рима. Тайны, легенды, предания автора Бурлак Вадим Николаевич

Свист беды Уходят в небытие племена и народы, а их предания и мифы нередко продолжают свою жизнь, передаваясь из поколения в поколение уже в других странах и временах.Хромоногое божество, демон царства мертвых, не исчез вместе с этрусками. Хару не угомонился и совершал

Из книги Восхождение денег автора Фергюсон Найл

Из книги Неизвестный Гитлер автора Воробьевский Юрий Юрьевич

После беды - победа! Вот наиболее известная история о заступничестве Матери Божией. Она началась с того, что патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Митрополит гор Ливанских Илия,

Из книги В тени побед. Немецкий хирург на Восточном фронте. 1941–1943 автора Киллиан Ханс

Предчувствие беды Конец октября. У меня должен состояться разговор с майором медицинской службы из инспекции по использованию противогангренозной сыворотки. Фамилия его Разина. Я дожидаюсь в приемной. На столе лежит препарированный поблекший череп с зияющей на затылке

Из книги Вариант дракона автора Скуратов Юрий Ильич

ЗНАК БЕДЫ Тот мартовский день был солнечным. С самого утра пахло свежестью, оживающими деревьями, весной, талым снегом, еще чем-то очень вкусным, рождающим доброе настроение.Но на душе доброго настроения не было. Хотя, если взглянуть на ситуацию с позиций чистого факта,

Из книги Высший генералитет в годы потрясений Мировая история автора Зенькович Николай Александрович

Глава 1. Знак беды Рано утром 23 апреля 1937 года заместитель наркома Михаил Николаевич Тухачевский в безукоризненно сидевшей на нем маршальской форме, источая запах хорошего мужского одеколона, спустился к ожидавшей у подъезда служебной машине.Водитель, услышав звук

Из книги Русская Америка автора Бурлак Вадим Никласович

«Не отступают беды, не отступим и мы» Эти слова, по свидетельству современников Баранова, он нередко повторял, когда происходили трагедии и всевозможные испытания.«А победы и несчастья всегда были рядом с нами», - писал один из русских колонистов Нового Света в начале XIX

Из книги Церковная история народа англов автора Достопочтенный Беда

Продолжатель Беды Достопочтенного (Continuatio Bedae) Манускрипт Мура: В году 731-м король Кеолвулф отрекся, был пострижен и потом вернулся к власти; епископ Акка изгнан со своей кафедры.В году 732-м Эгберт стал епископом Эборака вместо Вилфрида.В году 733-м, в восемнадцатый день до

Из книги Трагедия России. Цареубийство 1 марта 1881 г. автора Брюханов Владимир Андреевич

3.1. Политические беды пореформенной России Александр II, разрушив крепостное право, оказался в уникальной политической ситуации: на верхах государственного управления у него не осталось почти никаких политических приверженцев. Если считать в качестве таковых главнейших

Из книги Молодая Екатерина автора Елисеева Ольга Игоревна

Беды сэра Уильямса Самым горячим на надежды оказалось как раз лето 1756 г. Предотвратить сближение с Францией могла только смерть Елизаветы, о которой и старик Бестужев, и Екатерина не уставали говорить послу как о деле ближайшего времени. Это прикрывало их бессилие перед

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Северная Америка. Южная Америка автора Ершова Галина Гавриловна

Все беды – от грамотности? Образование в Тауантинсуйю зависело от социального статуса человека мужского пола. Выходцы из слоев знати получали образование в специальных заведениях, где изучались теология, история, математика, география, инженерное искусство, экономика.

Из книги Века и воды автора Кондратов Александр Михайлович

Беды и опасности Впрочем, слух о том, что ученые нашли сокровища, с быстротой молнии разнесся сначала по Кингстону, а вслед за тем по всему острову. Стоимость находки, как это часто бывает, людская молва увеличила десятикратно и стократно. Говорили о миллионах долларов,

Из книги Срывайте маски!: Идентичность и самозванство в России автора Фицпатрик Шейла

Беды и радости патронажа Как уже отмечалось, советский патрон не получал от клиентов осязаемой выгоды. Срок пребывания советских официальных лиц в должности не зависел от популярности или победы на выборах. Клиенты славили великодушие своих благодетелей, но грубая

Из книги Прикрой, атакую! В атаке - «Меч» автора Якименко Антон Дмитриевич

Беды и радости Февраль. Погода немного улучшилась. Нет-нет да и выглянет солнце, покажется синее небо. Однако после недолгих «просветов» может так закрутить, что не видно ни земли, ни неба. Такая пора времени года. И все-таки мы летаем, деремся с врагом, помогаем пехоте.