28 сентября 1797 федор петрович литке. Вложения для Литке Фёдор Петрович

Литке, граф Федор Петрович

Адмирал, президент Академии Наук; род. 17 сентября 1797 г., ум. 8 августа 1882 г. Сын Петра Ивановича Л., Ф. П. Литке лишился матери в день своего рождения; отец скоро вступил во второй брак с девушкой, которая оказалась для сирот настоящею мачехою. Федор Литке рос, можно сказать, без всякого призора и не получил сколько-нибудь правильного образования. На шестом году он отдан был в пансион Мейера, о котором, при всей своей доброте и строгости прежде всего к себе, не мог сказать ничего хорошего. Когда Федору Литке шел одиннадцатый год, умер и его отец; платить в пансион за него было нечем, и мальчика взял к себе дядя, Ф. И. Энгель; в его доме Литке и прожил до весны 1813 г. Ф. И. Энгель был статс-секретарем и умер в звании члена Государственного Совета; Ф. П. Литке вспоминает о нем как о "человеке ума необыкновенного", но ему он был мало чем обязан. Дядя не чувствовал склонности к семейной жизни, детей не любил, и племянник рос у него в полном забросе. Мальчик отличался большою любознательностью и недюжинными способностями. Он с жадностью читал все, что ему попадалось, стремился приобрести и необходимые школьные сведения; в этом он действительно и успел в значительной степени, как это доказывается дальнейшими событиями его жизни. Но при крайней своей добросовестности, он на всю жизнь сохранил какую-то особенную недоверчивость к себе, к своим знаниям даже и тогда, когда был осыпан знаками внимания и уважения ученых кругов и когда, по справедливости, являлся одним из просвещеннейших людей Европы.

С лета 1811 г. молодой Литке часто посещал Кронштадт, где жила его сестра, бывшая замужем за морским офицером; эти посещения дали ему случай познакомиться несколько с морем и флотскою жизнью и поддерживали его давнишнюю мечту сделаться моряком, что было еще мыслью его отца, память которого Литке свято чтил. Муж сестры Литке поддерживал в нем это желание. Зиму 1812-1813 г. Литке провел в Свеаборге у зятя, несколько подготовился и весною 1813 г. по экзамену, который сам Литке называет лишь формальностью, был 27 апреля 1813 г. зачислен волонтером во флот, с тем что после одной кампании он получит чин мичмана; 29 мая он был произведен в гардемарины. Выйдя в том же году на галете "Аглая" в отряде гребной флотилии, которая предназначена была содействовать корпусу, осаждавшему Данциг, Литке принимал участие в нескольких бомбардировках, за что был произведен в мичманы и получил знак отличия Военного ордена; в сентябре 1813 г. флотилия пришла на зимовку в Кенигсберг. Литке вспоминает это время и ближайшие три года, как время веселой, беззаботной жизни, и это вполне понятно после того, чем было его детство; вскользь вспоминает он, что читал и учился, но, очевидно, что он учился много; его быстро заметили ближайшие начальники и не только оказывали ему лично большое внимание, но и аттестовали его, как отличного офицера. Когда снаряжалась кругосветная экспедиция В. М. Головина в 1817 г., Литке был ему отлично рекомендован. В. М. Головин, отличавшийся крайне суровым характером и большою строгостью и требовательностью по службе, взял к себе этого молодого офицера, не имевшего никакого специального образования и всего пятый год служившего. Головин оценил дарования и энергию молодого офицера; не сблизившись с ним лично, он тем не менее интересовался им, двигал его, сколько мог, по службе и давал ему ценные советы. Сам Литке говорит, что отправился в плавание, не имея ни малейшего понятия о службе, а воротился "настоящим моряком, моряком школы Головина". Шлюп "Камчатка", на котором плавал Литке, вернулся в 1819 г. По просьбе Литке он в 1820 г. был переведен в Архангельск и совершил оттуда морской переход в Кронштадт. Вскоре, по рекомендации Головина, молодому Литке поручено было начальство над экспедициею, отправлявшеюся в Северный Ледовитый океан. Литке совершил четыре экспедиции, в 1821, 1822, 1823 и 1824 гг. Результаты их описаны им самим в сочинении "Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан, совершенное по повелению Императора Александра І на военном бриге "Новая Земля" в 1821, 1822, 1823 и 1824 годах флота капитан-лейтенантом Федором Литке. Издано по Высочайшему повелению. В двух частях. СПб., 1828". Если уже назначение свидетельствовало о том отличном мнении, какое имели о Литке знавшие его, то выполнение экспедиции, можно сказать, превзошло все ожидания. Помимо того, что Литке имел не раз случай проявить в экспедиции качества отличного командира и моряка, он явился в полном смысле слова выдающимся ученым. Четырехлетнее путешествие Литке было первым научным исследованием всего пройденного им пространства, вся карта Белого моря впервые точно определилась лишь его наблюдениями; путешествие Литке внесло новый свет в географические представления о всем крайнем севере Европы и до сих пор остается одним из замечательнейших исследований северных морей. Научные результаты путешествия разработаны у Литке превосходно и изложены удивительно талантливо и изящно. В европейской науке сочинение это немедленно привлекло к себе внимание; оно было переведено на немецкий язык (во II томе Kabinеts-Bibliothek der neuesten Reisen..., Berlin, 1835) и послужило поводом для многих ученых вступить в переписку с молодым, до того времени совершенно неизвестным офицером. Строже всех относился к своему путешествию и описанию его сам Литке, и В. М. Головин, в числе других, старался его успокоить и ободрить. 14 августа 1826 г. Литке отправлен был в кругосветное плавание начальником экспедиции, в состав которой входили два шлюпа - "Моллер", под командою капитан-лейтенанта Станюковича, и "Сенявин", под командою самого Литке. Экспедиция продолжалась ровно три года. По возвращении - 4 сентября 1829 г. Литке был, в виде особого отличия, произведен через чин в капитаны 1-го ранга. Описание этого путешествия издано было в 1834-1836 г. на русском и французском языках: "Путешествие вокруг света, совершенное по повелению Императора Николая І на военном шлюпе "Сенявин" в 1826, 1827, 1828 и 1829 гг. флота капитаном Федором Литке". Это есть главнейший труд Литке, труд весьма замечательный. Чрезвычайно богаты были географические результаты путешествия; по отзывам специалистов, экспедиция Литке принадлежит к числу самых замечательных и самых успешных в истории путешествий. В Беринговом море определены были астрономически важнейшие пункты берега Камчатки к северу от Авачинской губы; измерены высоты многих сопок; подробно описаны вовсе неизвестные ранее острова Карачинские, остров св. Матвея, остров Прибылова и др.; в Каролинском архипелаге открыто вновь 12 островов и подробно описаны 20, так что с тех пор архипелаг этот, ранее почти необследованный и почитавшийся весьма опасным, принадлежит к числу наиболее спокойных для мореплавателей морей; отысканы и описаны острова Бонин-Сима, положение которых прежде было известно весьма неточно. Все определения были сделаны Литке с точностью и верностью изумительными, особенно если принять во внимание употребление на то время и несовершенство многих инструментов; еще в конце 70-х годов XIX в. при спорах, возникших у Германии с Испанией по поводу Каролинских островов, основанием для решений служили именно описания Литке. Обширные познания Литке в области естественных наук вообще выразились в том, что он превосходно произвел множество наблюдений, которые не имели непременной связи с его путешествием, но были весьма важны для разрешения некоторых научных вопросов. Особенно замечательны наблюдения его над постоянным магнитом, - такими опытами определяется сжатие земного шара, элемент, точное знание которого весьма важно для разных геодезических работ и для точнейшего исследования некоторых сложных движений в солнечной системе; опыты и наблюдения Литке принадлежат к числу лучших в своей области. Сочинение Литке было увенчано от Академии Наук полною Демидовскою премией, и автор избран в члены-корреспонденты Академии; он сблизился со многими академиками - Бером, Купфером, Остроградским; в 1829-1830 г. Литке познакомился с Гумбольдтом во время пребывания его в Петербурге и пользовался вниманием великого ученого; теперь все более и более мечтал Литке о специальной ученой деятельности, к которой всегда особенно лежало его сердце. Но талантливого моряка имело постоянно в виду высшее морское начальство и разными поручениями отвлекало его от научных работ. Весною и летом 1830 г. Литке, в качестве начальника, совершил плавание со старшим классом гардемаринов, к берегам Исландии, оттуда в Брест и обратно в Кронштадт; сам Литке был очень недоволен теми порядками, какие были на всех трех судах его отряда и которых он не мог исправить в короткое сравнительно время; но, по-видимому, государь и морское начальство ценили снисходительнее; в 1831 г. Литке был откомандирован в Данциг, в распоряжение Паскевича и во время этой командировки завязал дружеские отношения с тогдашним нашим консулом в Данциге, Тенгоборским, известным экономистом; 1 февраля 1832 г. Литке был назначен флигель-адъютантом, а 3 ноября того же года назначен состоять при великом князе Константине Николаевиче.

Этот пункт времени - поворотный в жизни и деятельности Литке; теперь он не мог уже отдаваться исключительно ученой деятельности, ученым интересам; силою вещей он привлекался на поприще государственной деятельности. Литке не чувствовал к ней призвания и никогда ее не искал, но, поставленный на эту дорогу волею государя, он отнесся к своим новым обязанностям с присущею ему крайнею добросовестностью. Сперва в должности воспитателя, затем с 26 июня 1847 г. в должности попечителя, Литке был почти неразлучен со своим воспитанником и успел заслужить его глубокое уважение и особенное доверие.

В смысле служебном Литке за это время шел весьма быстро: в 1835 г. он произведен был в контр-адмиралы с назначением в свиту Его Величества, в 1842 г. назначен генерал-адъютантом, в 1843 г. произведен в вице-адмиралы, в 1840 г. назначен председателем морского ученого комитета; с 1838 г. по 1847 г. он получил сверх того ордена св. Станислава 1 ст., св. Анны 1 ст., Белого Орла и св. Владимира 2 ст. В 1850 г., сохраняя звание попечителя великого князя, Литке назначен был главным командиром Ревельского порта и ревельским военным губернатором; 4 ноября 1853 г. был назначен кронштадтским военным губернатором и главным командиром кронштадтского порта. Это было весьма важное и трудное для Литке поручение; настояла необходимость принять быстро военные меры по укреплению Кронштадта и защите побережья. Деятельность такого рода была совершенно чужда Литке, но, благодаря своим высоким дарованиям и необыкновенному трудолюбию, он оказался вполне на высоте своего положения посреди чрезвычайно трудных обстоятельств того времени; помимо исправления своих непосредственных обязанностей, он был призываем постоянно к совещаниям об охране балтийского побережья и о балтийском флоте и принимал в них весьма деятельное участие. Вообще в. кн. Константин Николаевич, высоко ценивший своего воспитателя, обращался к Литке по всем важным вопросам, касавшимся морского дела, и в бумагах Литке сохранилось множество записок его, представленных великому князю. 25 октября 1855 г. Литке был назначен членом Государственного Совета. Здесь, стремясь, согласно основным свойствам своего характера, быть по возможности в тени, Литке, тем не менее, с величайшею добросовестностью изучал все проходившие через его руки дела, подготавливался к их обсуждению, спрашивал совета у специалистов, чтобы совершенно сознательно подать свой голос. Между прочим, он в возрасте 60 лет с лишком принялся за изучение юридических наук, пользуясь советами Н. Х. Бунге, впоследствии министра финансов и председателя комитета министров.

Со времени приближения своего ко двору Литке не забыл тех истинно научных интересов, которые составляли для него прежде главное содержание и интерес жизни, но теперь ему привелось участвовать в научной работе не непосредственно исследованиями. Уже по назначении воспитателем, в 1833 г. Литке издал свои "Опыты над постоянным маятником, произведенные в путешествии вокруг света на военном шлюпе Сенявин"; дальнейшую обработку собранных материалов он должен был передать уже другим лицам - акад. Э. Ленцу и проф. Гельштрему; первый напечатал "О наклонности и напряжении магнитной стрелки по наблюдениям Литке", второй - "О барометрических и симпьезометрических наблюдениях Литке и о теплоте в тропических климатах"; сам Литке напечатал еще: "О приливах и отливах в Северном Арктическом океане" ("Записки Акад. Наук", 1843), "Доклад в. кн. Константину Николаевичу об экспедиции в Азовское море" (в "Записках Имп. Русск. Геогр. общ.", 1862) и разборы сочинений: Тихменева, "Историческое обозрение российско-американской компании" (в "Тридцатом присуждении Демидовских премий") и Сидорова "Туруханский край" ("Труды Вольного эконом. общ." 1863). Впрочем, и теперь Литке принимал не менее, если не более, живое участие в ученой жизни, но только как организатор и руководитель ученых учреждений. Первое место в числе этих дел Литке занимает основание Русского Географического Общества, совершившееся в 1845 г. главнейшим образом при содействии именно Литке. Он давно уже был в дружеских отношениях с известнейшими деятелями географической науки в России - акад. Бером, Миддендорфом, Струве, Гельмерсеном, Кеппеном, с бар. Ф. Врангелем, своим бывшим товарищем по плаванию к "Камчатке"; привлечены были к участию, кроме этих лиц, Даль, Надеждин, К. И. Арсеньев, М. Н. Муравьев, братья Д. А. и К. А. Милютины - и в 1845 г. основано Русское Географическое Общество, устав и организация которого были выработаны главным образом Литке; он исходатайствовал обществу субсидию в 10000 руб. ежегодно; звание президента приняли на себя в. кн. Константин Николаевич, а вице-президентом, в сущности душою и руководителем общества - стал Ф. П. Литке; эту обязанность Литке исполнял с 1845 г. по 1873 г. за исключением лишь 1850-1856 гг., когда по службе находился вне Петербурга. 23 февраля 1864 г. Ф. П. Литке был назначен президентом Академии Наук и на этом высоком ученом посту трудился неустанно, живо интересуясь успехами всех отраслей наук и всеми силами стремясь к развитию их и интереса к ним в обществе. Особенно много сделал Литке для устройства Пулковской обсерватории. 28 октября 1866 г. Литке Высочайшим указом возведен был с нисходящим потомством в графское Российской Империи достоинство "в ознаменование особого Монаршего благоволения и в изъявление признательности за долговременное, усердное и полезное служение, стяжавшее ему и в ученом мире европейскую известность, а равно и за неизменную преданность, доказанную им при исполнении особых важных обязанностей, Высочайшим доверием ему поручаемых". Должность президента Академии Наук Литке оставил лишь 25 апреля 1882 г., за несколько месяцев до кончины; здоровье его было совершенно уже расстроено, и он совершенно ослеп.

Литке оставил после себя весьма обширный архив. Значительную часть его составляют записки, веденные им во время его двух знаменитых экспедиций; рядом с обработанными самим Литке описаниями этих путешествий, рукописные материалы для них не имеют большого значения; немало любопытного содержит официальная и деловая его переписка. Драгоценным материалом явятся со временем его записки, которые он вел изо дня в день со времени поступления ко Двору, до 1868 г.; они обнимают 11 томов и сыновьями гр. Ф. П. Литке повергнуты после его кончины в распоряжение Государя Императора. В 1868 г. гр. Ф. П. Литке закончил свою автобиографию, доведенную им до назначения ко Двору. Это в вышей степени любопытное произведение издано в книге Безобразова, посвященной жизнеописанию Литке. Эта автобиография - произведение весьма любопытное, отлично рисующее нравственный облик Литке. Она заканчивается такими словами: "Я не имел намерения писать полной моей биографии. Цель этой записки - передать моим детям сведения, какие есть, о прошедшем нашего семейства, и представить очерк первой половины моей жизни, из которого они могут увидеть, как круглый сирота, в первые годы своей юности почти заброшенный, без всякой протекции, может, с помощью Божией, собственными трудами пробить себе дорогу в жизни и оставить своим потомкам доброе, незапятнанное имя". Жизнь Литке, действительно, помимо того интереса, какой представляет она для истории географической науки, может служить образцом, чего можно достигнуть неустанным трудом, одушевляемым истинною любовью к знанию и науке.

В. П. Безобразов, "Граф Ф. П. Литке" (II приложение к LVII тому записок Академии Наук; тут общий очерк деятельности Литке, I-LXIV, автобиография его - стр. 5-134, речи о деятельности его, произнесенные в память его О. В. Струве и Ф. Ф. Веселого, 139-157 и некоторые извлечения из бумаг Литке). - "История Имп. Русского Географ. Общества", СПб. - "Военно-энциклопедический лексикон". - Справочный энциклопедический словарь Крайя, VII. - Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 34 полутом. - Некрологи: во всех главнейших газетах, август 1882 г. - Мюнстер , "Портретная галерея". - Д. Д. Языков , "Обзор жизни и трудов покойных русских писателей", вып. II, стр. 30.

Н. Чечулин.

{Половцов}

Литке, граф Федор Петрович

Адмирал, президент Императорской академии наук, известный путешественник (17 сентября 1797 г. - 8 октября 1882 г.), род. и умер в СПб. События 1812 г. породили в Л. желание посвятить себя морской службе. Уже гардемарином он отличился при бомбардировании Данцига (1883). В 1817 г. он был назначен в кругосветное плавание на военном шлюпе "Камчатка" под командою капитана В. М. Головнина; на судне ближайшим товарищем Л. был барон Ф. П. Врангель (см.), будущий исследователь Арктического океана; одинаковость стремлений сблизила обоих моряков и создала между ними тесную дружбу до последних дней их жизни. В 1821 г. Л. поручена опись берегов Новой Земли, куда он отправился на бриге того же названия. В первую навигацию сильные противные ветры задерживали бриг, и Л. за шесть недель плавания вдоль берега только дважды удалось издали видеть возвышенности Новой Земли; на обратном пути Л. исправил карту сев. части Белого моря; в следующие две навигации он описал весь зап. берег Новой Земли до мыса Нассавского, южный до входа в Карское море и пролив Маточкин Шар. Ни тогда, ни в следующий рейс (1824) пробраться в Карское море Л. не удалось из-за сплошных ледяных масс. Помимо описи берегов Новой Земли, Л. сделал много географических определений мест по берегу Белого моря, подробно исследовал глубины фарватера и опасных отмелей этого моря. Описание этой экспедиции появилось (СПб., 1828) под заглавием: "Четырехкратное путешествие в Сев. Ледовитый океан в 1821-24 гг." (нем. перевод А. Эрмана, Б., 1835). В введении к этой книге Л. приводит исторический обзор всех до него предпринятых исследований (большею частью неудачных) Новой Земли и соседних с нею морей и стран - огромный труд, важный для каждого мореплавателя в Арктическом океане. В 1826 г. Л. был назначен командиром шлюпа "Сенявин" и отправился в третий раз в кругосветное плавание, продолжавшееся три года. По результатам своим - это одна из наиболее успешных экспедиций первой половины нынешнего столетия: в Беринговом море определены важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к С; описаны до того неизвестные о-ва Карагинские, о-в св. Матвея и берег Чукотской Земли; определены о-ва Прибылова; исследованы и описаны архипелаг Каролинский, о-ва Бонин-Сима и мн. др. Результаты экспедиции опубликованы в книгах: "Путешествие вокруг света на военном шлюпе "Сенявин", в 1826-29 гг." (с атласом, СПб., 1835-36; удостоено полной Демидовской премии) и "Опыты над постоянным маятником, произведенные в путешествии вокруг света на военном шлюпе "Сенявин" в 1826-29 гг." (СПб., 1833). Последние опыты всего важнее как по своей точности, так и по предусмотрительному распределению многочисленных своих наблюдений на возможно удаленные между собой точки земного шара. Занятый историческим и гидрографическим описанием результатов экспедиции, Л. вынужден был часть своих научных материалов передать другим ученым, академику Э. Ленцу и гельсингфорскому проф. Гельштрему. Первый напечатал в академических "Мемуарах" "О наклонности и напряжении магнитной стрелки по наблюдениям Л.", второй - "О барометрических и симпиезометрических наблюдениях Л. и о теплоте в тропических климатах". Все эти труды доставили автору их репутацию одного из заслуженнейших географов нашего времени. В 1832 г. Л. был назначен воспитателем великого князя Константина Николаевича, будущего генерал-адмирала русского флота. Задачи воспитателя, постоянная жажда знаний побуждали Л. следить за новейшими успехами науки и сблизили его со многими выдающимися людьми его времени (В. Я. Струве, К. М. ф.-Бэр). В беседах с этими лицами, К. И. Арсеньевым и бароном Врангелем зародилась у Л. первая мысль об образовании географического общества (см.), которое стараниями Л. и содействием его августейшего воспитанника в 1845 г. призвано к жизни. 20 лет (с перерывом, пока Л. был командиром порта и военным губернатором в Ревеле и Кронштадте) А. состоял вице-президентом названного общества, направляя его деятельность, особенно трудную в первое время, когда приходилось открывать пути и способы его действия. Как любитель и знаток астрономии, Л. принимал весьма деятельное участие в жизни Николаевской главной обсерватории, одно время управляя ее делами. Большие заслуги принадлежат Л. и на посту президента академии наук, который он занимал с 1864 по 1881 г. При нем расширились средства главной физической обсерватории, метеорологической и магнитной обсерватории в Павловске; увеличилось число премий для увенчания научных и литературных произведений, улучшено состояние музеев, коллекций и других ученых пособий. Кроме поименованных трудов, Л. напечатал: "О приливах и отливах в Сев. Арктическом океане" ("Записки Имп. Акд. Наук", 1843); "Доклад вел. кн. Константину Николаевичу об экспедиции в Азовское море" ("Записки Имп. Рус. Геогр. Общ.", 1862, кн. 3); разборы соч. Тихменева - "Историческое обозрение российско-американской компании" ("Тридцатое присуждение Демидовских наград", СПб., 1862), Сидорова - "Туруханский край" ("Труды Имп. Вольно-Эконом. Общ.", 1863, т. II, кн. 2). С 1855 г. Л. состоял адмиралом и членом государственного совета, граф - с 1866 г. См. о нем академик О. В. Струве, "Об ученых заслугах графа Ф. П. Л." ("Записки Имп. Акд. Наук", 1883); "Портретная галерея русских деятелей", изд. Мюнстера (СПб., 1865, т. I); "Русские современные деятели", изд. А. О. Баумана (СПб., 1877, т. II); В. Безобразов, "Граф Ф. П. Л." (приложение к LVII т. "Записок Имп. Акд. Наук", ч. I; отд. СПб., 1888); Венюков, "Aperçu hist. des découverts géographiques etc." (стр. 13); Ивашинцев, "Обозрение русских кругосветных путешествий" (СПб., 1850).

{Брокгауз}

Литке, граф Федор Петрович

Адм., извест. мореплаватель, гидрограф и ученый. В день своего рожд-ния, 17 снт. 1797 г., Л. потерял мать, умершую от родов; отец его женился вторично, и по настоянию мачехи мальчик 7 л. был отдан в пансион, где воспитание велось весьма небрежно. 11-ти л., по смерти отца, сироту приютил его дядя, чл. Гос. Сов. Энгель, также мало заботившийся о его воспитании. В это время уже начал складываться характер мальчика, всю жизнь стремившегося к науке: целыми днями сидя в библиотеке дяди, читая все без разбора, кроме больш. колич-ва отрывоч. сведений, он приобрел здесь знание иностр. языков. В 1810 г. сестра Л. вышла замуж за кап.-лейт. Сульменева, и Л. вошел в среду моряков, возбудивших в нем страстное желание путешествовать. С помощью зятя в 1813 г. Л. поступил во флот волонтером, был через месяц пожалован в гардемарины и на галете "Аглая" послан к Данцигу, где за участие в сраж. под Вейксельмюнде награжден знаком отличия Воен. ордена и произв. в мичманы. В 1817 г. Л. отправился в кругосв. плавание на шлюпе "Камчатка" под ком. высокообразованного моряка, кап. 2 ранга В. М. Головкина, в школе которого сложились служеб. взгляды Л. Головнин оценил талантл. офицера: по возвращении из плавания в 1821 г. по его рекомендации Л. был назначен начальником эксп-ции для описи берегов Новой Земли. В теч. 4 л., неутомимо работая, Л. произвел подроб. описание сев. части Белого моря, зап. и южн. берегов Новой Земли и т. д. О размерах этого капитал. труда м. судить по его сочинению "Четырехкратное путешествие в Сев. Лед. океан". Едва кончив эту книгу, Л. был назначен командиром шлюпа "Сенявин", отправленного в кругосв. плавание для произв-ва гидрографич. работ в Охотск. и Беринг. морях. Снова 3 г. напряженной деятельности, за научные резул-ты которой Л. произв., через чин, в кап-ны 1 ранга. Съемка вост. берега Камчатки и Карагинского о-ва в 1907 г. показала безукоризн. точность определенных Л. астрономич. пунктов. По пути он подробно описал неизвестные до него Каролинские о-ва и о-ва Бонин-Сима. Помимо этого, Л. во время плавания произвел массу метеорологич. и магнит. наблюдений и опытов над пост. маятником с целью определения фигуры земли; эти послед. работы создали ему всемирн. извес-ть в науке. Имп. академия наук избрала Л. в чл.-кор. и за сочинение о плавании на "Сенявине" присудила ему полную Демидовск. премию. В 1831 г. его науч. труды были прерваны служебн. поручением: командированный в Данциг для орг-зации снабжения наших войск в Польше провиантом, он блестяще выполнил эту задачу. В 1832 г. Л. назначается восп-лем Вел. Кн. Константина Николаевича, впоследствии генерал-адм-ла, при котором почти безотлучно находился в течение 16 л. Несмотря на высокую и благодарную задачу воспитывать такого исключительно даровитого юношу, каким был Вел. Кн., и на все выс. милости, которыми он был щедро осыпан (1835 г. - контр-адмирал, 1842 г. - г.-адм., 1843 г. - вице-адмирал), Л. в глубине души сожалел, что так рано принужден был забросить свое истинное призвание - самостоят. науч. работы. Но и в этот период жизни он не прекратил общения с наукой, настоял на посылке в Белое море гидрографа Рейнеке для описи берегов и наблюдений над качанием маятника, а сам принимал деят. участие в собраниях небольш. кружка ученых, среди которых глав. членами были такие светила науки, как Бэр, Миддендорф, Ленц, Остроградский, Струве и др. В этом хотя и открытом для молод. ученых, но совершенно частн. кружке Л. предложил на обсуждение свою давнишнюю мечту о создании в России географич. общ-ва, по образцу лондонского, которое в 1845 г. и было основано под именем Имп. рус. геогр. общ-ва. В первое 5-летие его сущ-ния Л. был его в.-председ-лем и деят. участником всех работ. Чтобы создать общ-ву устойч. положение, Л. пришлось выдержать упорн. борьбу, и своим последующим состоянием общ-во обязано Л. В 1846 г. Л. был назначен председ-лем мор. уч. комитета, в 1850 г. - глав. командиром и воен. губернатором Ревельск. порта, где учредил мор. клуб и библиотеку. После Ревеля ок. 2 л. Л. был глав. командиром и воен. губернатором Кронштадта, а в 1855 г., с произ-вом в адм-лы, назн. чл. Гос. Сов. Простран. записки Л. по вопросам о преобраз-нии мор. ведомства, поставленным на обсуждение генерал-адм-лом, несомненно, сыграли извест. роль при создании глав. реформ нашего флота этой эпохи, т. к. Вел. Кн. высоко ценил ум, искрен. преданность делу и жизн. опыт своего восп-ля, с которым он постоянно советовался. С 1856 по 1873 г. Л. был снова в.-председ-лем геогр. общ-ва, а в 1864 г. назн. президентом Имп. академии наук. Здесь Л. обратил особен. внимание на глав. физич. и Николаевск. Пулк. обсерватории, добился увеличения их средств и учредил в Павловске магнит. обсерваторию, по своему оборуд-нию считавшуюся первой в Европе. В 1866 г. "за долговрем. службу, особо важные поручения и учен. труды, приобретшие европ. извес-ть", Л. возведен в графское дост-во. В 1870 г. назн. попечителем Вел. Кн. Константина Николаевича, а в 1877 г. - почетн. чл. Николаевской мор. академии. В апр. 1882 г. он был уволен по болезни от звания президента академии наук и 8 авг. того же года скончался. Наряду с науч. заслугами Л. в областях географии, астрономии, геодезии и навигации, главнейшей обществ. заслугой Л. перед Россией и рус. флотом было воспитание Вел. Кн. Константина Николаевича. (Автобиография гр. Федора Петровича Литке; Безобразов . Гр. Ф. П. Литке. "Записки Имп. академии наук", 1888; Струве . Речь об ученых заслугах гр. Литке. "Зап. Имп. академии наук", 1883; Веселаго . Воспоминания об ученых заслугах гр. Литке).

28 сентября (17 сентября по старому стилю) 1797 года в Санкт-Петербурге родился Фёдор Петрович Литке. Адмирал, граф – не по наследству, а по заслугам. Мореплаватель, географ, политик. Человек, предложивший идею создания Русского географического общества и во многом определивший его облик.

Фёдор Петрович – первый граф в роду Литке. Титул получил в 1866 году "за долговременную службу, особо важные поручения и учёные труды, приобретшие европейскую известность".

Именно Фёдор Петрович привил любовь к мореплаванию и географической науке своему воспитаннику – великому князю Константину Николаевичу, сыну Николая I и младшему брату Александра ΙΙ. А без него – был бы высочайше одобрен проект Географо-статистического общества, созданный группой лучших учёных и мыслителей страны?

Наше отечество, простираясь по долготе более чем на полуокружность Земли, представляет само по себе особую часть света со всеми свойственными такому огромному протяжению различиями в климатах, явлениях органической природы и т. д. и такие совершенно особые условия указывают прямо, что главным предметом Русского географического общества должно быть возделывание географии России.

(Ф.П.Литке, речь на первом заседании Совета Русского географического общества, 1845 год)

Когда Константин Николаевич станет председателем Императорского Русского географического общества (ИРГО), его помощником, потом вице-президентом – то есть фактическим руководителем Общества – будет именно Литке. На этом посту мореплаватель получит и адмиральское звание, и графский титул, и должность президента Академии Наук.

Но вначале было трудное – без матери, а затем и без отца – детство, в котором отдушиной были лишь многочисленные книги. И юность, посвящённая морю: старшим другом и наставником Фёдора Петровича был муж его сестры, капитан (а затем и адмирал) Иван Сульменев. Именно Сульменев устроил племянника, уже послужившего (и награждённого Георгиевским крестом) под его началом, в кругосветное плавание на шлюпе "Камчатка".

Плавание длилось два года – с августа 1817 года по сентябрь 1819. Путешественники пересекли Атлантику, обогнули мыс Горн, прошли вдоль всего побережья обеих Америк, добрались до Камчатки и оттуда, через Индийский океан, вокруг Африки вернулись в Кронштадт. Фёдор Литке в этой экспедиции отвечал за гидрографические исследования – и вернулся домой настоящим морским волком. Заметим – и пламенным патриотом.

Кто бы мог думать, чтобы первое судно, которое мы встретили по выходе из Рио-Жанейро, было русское; чтобы в южных пределах света увидели соотечественников своих, услышали отечественный свой язык! Не знаю: более ли радовался Колумб, нашедши Новый Свет, как мы радовались встрече сей!

(из дневника Ф.П.Литке во время его плавания на шлюпе "Камчатка")

А потом был Север – с 1821 по 1824 год на шестнадцатипушечном бриге "Новая Земля" Фёдор Литке исследует Белое море, Новую Землю и прилегающие районы Северного Ледовитого океана. Именно здесь Фёдор Петрович приобретает славу не только мореплавателя, но и серьёзного учёного – книга "Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге "Новая Земля"" выходит в 1828 году и приносит Литке известность.

Меняется и патриотизм путешественника: место пылких юношеских восторгов занимает фундаментальная доказательность. В своих трудах Литке убедительно доказывает приоритет русских в освоении Арктики.

Но к какому времени нужно отнести начало мореплавания русских по Северному океану? Когда именно сделалась им известной Новая Земля? - вопросы, которые по своей вероятности навсегда останутся неразрешенными, и по причинам весьма естественным. Еще и ныне не можем мы похвалиться множеством писателей, посвятивших себя похвальному труду передать потомству отдельные деяния и подвиги своих соотечественников. Могли ли они существовать в непросвещенные века, предшествовавшие XVI-му, когда и искусство письма немногим еще известно было? История первых попыток россиян в Ледовитом море и постепенных открытий всех мест, им омываемых представила бы, конечно, не менее удивления и любопытства, чем и подобная история норманнов; но все это скрыто от нас непроницаемою завесою неизвестности.

(Ф.П.Литке, "Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге "Новая Земля"")

Следующее плавание – ещё более масштабное: Литке возглавляет кругосветное путешествие на шлюпе "Сенявин" продолжительностью в три года (1826 – 1829). Исследовано Берингово море и открыты неизвестные ранее острова, изучены побережья Камчатки. Из плавания Фёдор Петрович возвращается знаменитым – шлюп встречают в Кронштадте пушечным салютом – в этом же году получает внеочередное звание капитана I ранга и становится членом-корреспондентом Академии наук.

Вскоре после этого – в 1832 году – начинается 16-летняя история его наставничества. Великому князю Константину Николаевичу было всего пять лет, когда отец определил его судьбу – быть моряком, командующим Российским флотом. С этим прицелом и выбран в преподаватели самый учёный из мореплавателей – делом, да и словом, доказавший свою преданность стране.

Именно в эти годы вместе с друзьями и единомышленниками – Фердинандом Врангелем, Карлом Бэром, Константином Арсеньевым – Литке думает о создании в России географо-статистического общества по образцу тех, что уже существовали на тот момент в Великобритании и Франции. В 1845 году высочайшее соизволение было получено: создается Русское географическое общество, через пять лет приобретшее статус Императорского.

Основной целью Русского географического общества в первом его Уставе было признано "собрание и распространение географических сведений вообще и, в особенности, о России, равно как распространение достоверных сведений о нашем отечестве в других землях".

Дальше в жизни Фёдора Петровича Литке были и успешная оборона Финского залива в Крымскую войну, и генерал-губернаторство в Ревеле (ныне Таллин), и руководство Академией наук. Географическое общество оставалось, впрочем, любимым детищем мореплавателя: если только Литке был в Санкт-Петербурге, он вникал в проекты новых исследований и путешествий, хлопотал о выделении средств и издании научных трудов.

Когда в 1873 году ИРГО провожало Фёдора Петровича на покой, коллеги приготовили ему "вечный" подарок – именем Литке назвали почётную золотую медаль Общества, которая и поныне присуждается за "новые и важные географические открытия в Мировом океане и полярных странах".

Федор Петрович прожил долгий век, покинув наш мир лишь в 1882 году. Вырастив двоих сыновей, одного из них – также путешественника и морского офицера. К сожалению, Константин Фёдорович Литке пережил своего отца лишь на 10 лет. Но другое дитя великого мореплавателя – Русское географическое общество – оказалось действительно долговечным и живет уже больше 170 лет. А значит, труды его не были напрасными.

О пребывании на одном из Коралинских островов Литке писал: «…Трехнедельное пребывание наше на Юалане не только не стоило ни одной капли крови человеческой, но… мы добрых островитян могли оставить с прежними неполными сведениями о действии огнестрельных орудий наших, которые они почитают назначенными только для убивания птиц… Не знаю, найдется ли подобный пример в летописях раннейших путешествий в Южное море» (Ф. П. Литке. Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Сенявин» в 1826-1829 гг.).

В первой половине XIX в. русские мореплаватели совершили более 20 кругосветных путешествий, что значительно превысило количество таких экспедиций, предпринятых англичанами и французами вместе взятыми. А некоторые русские мореходы совершили кругосветные плавания дважды и трижды. В первой русской кругосветке мичманом на шлюпе Крузенштерна «Надежда» был Беллинсгаузен, который через некоторое время первым подойдет к берегам Антарктиды. На этом же корабле совершил свое первое плавание О. Коцебу, впоследствии возглавивший две кругосветки: в 1815-1818 и в 1823-1826 гг.

В 1817 г. Василий Михайлович Головнин, уже завершивший кругосветное плавание на шлюпе «Диана», которое стало легендарным, собрался в свою вторую кругосветку. Попасть в команду знаменитого мореплавателя считалось великой честью. По рекомендации капитана 2-го ранга И. С. Сульменева, впоследствии адмирала, Головнин взял на судно в качестве начальника гидрографической службы его воспитанника, 19-летнего мичмана Федора Литке, уже успевшего принять участие в морских боях с французами и заслужить орден.

На шлюпе «Камчатка», готовившемся к выходу в кругосветное плавание, собралась замечательная компания - будущее русского флота. Литке встретился здесь с волонтером Федором Матюшкиным, бывшим лицеистом и однокашником Пушкина, будущим адмиралом и сенатором, и с младшим вахтенным офицером Фердинандом Врангелем, впоследствии знаменитым исследователем Арктики, адмиралом. В команду вошел и совсем юный гардемарин Феопемпт Лутковский, который сначала увлечется идеями декабристов, а потом станет контр-адмиралом и морским писателем. В ходе двухлетнего плавания «Камчатка» прошла Атлантику с севера на юг, обогнула мыс Горн, через Тихий океан достигла Камчатки, побывала в Русской Америке, на Гавайях, Марианах и Молукках, затем пересекла Индийский океан и, обойдя Африку, 5 сентября 1819 г. вернулась в Кронштадт.

В 1821 г. по рекомендации Головнина Литке, уже ставший лейтенантом, был назначен руководителем арктической экспедиции на бриге «Новая Земля». Экспедиция обследовала Мурманский берег, западный берег Новой Земли, пролив Маточкин Шар, северный берег острова Колгуев. Проводились астрономические наблюдения. Обработав экспедиционные материалы, Литке опубликовал книгу «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге “Новая Земля” в 1821-1824 годах». Этот труд был переведен на несколько языков и принес автору заслуженное признание в научном мире. Карты, составленные экспедицией, служили морякам на протяжении века.

В 1826 г. капитан-лейтенант Литке, которому в то время не было еще и 29 лет, принял командование шлюпом «Сенявин», построенным специально для новой кругосветки. В августе того же года корабль вышел из Кронштадта в сопровождении второго шлюпа «Моллер», которым командовал М. Н. Станюкович (отец известного писателя). Согласно инструкции, экспедиция должна была произвести опись берегов Охотского и Берингова морей, а также Шантарских островов и осуществить исследования в Русской Америке. В зимнее время ей предстояло вести научные изыскания в тропиках.

Шлюп Станюковича оказался значительно быстроходнее «Сенявина» (почему-то в большинстве русских кругосветных экспедиций пары комплектовались из кораблей с существенно различавшимися ходовыми качествами), и второму пришлось все время догонять первый, главным образом на стоянках в портах. Почти сразу же корабли разлучились и далее совершали плавание в основном по отдельности.

После остановок в Копенгагене, Портсмуте и на Тенерифе «Сенявин» пересек Атлантику и в конце декабря прибыл в Рио-де-Жанейро, где уже стоял «Моллер». В январе 1827 г. шлюпы вместе направились к мысу Горн. Обогнув его, они попали в жестокий шторм - один из тех, которые, похоже, специально поджидают корабли, входящие в Тихий океан, - и вновь потеряли друг друга. В поисках «Моллера» Литке зашел в бухту Консепсьон, а затем в Вальпараисо. Здесь корабли и встретились, но Станюкович уже отправлялся на Камчатку, транзитом через Гавайские острова.

Литке же остановился в Вальпараисо. Там он проводил магнитные и астрономические наблюдения, а натуралисты экспедиции совершали экскурсии по окрестностям и собирали коллекции. В начале апреля «Сенявин» отправился на Аляску. До Новоархангельска добрались 11 июня и пробыли там больше месяца, ремонтируя шлюп, собирая коллекции, занимаясь этнографическими изысканиями. Затем экспедиция обследовала острова Прибылова и произвела съемку острова Святого Матвея. В середине сентября «Сенявин» пришел на Камчатку, где экспедиция в ожидании почты оставалась до 29 октября, изучая окрестности.

Двинувшись на юг, в конце ноября Литке достиг Каролинских островов. В самом начале 1828 г. экспедиция открыла доселе неизвестную часть этого огромного архипелага, назвав ее в честь своего корабля островами Сенявина. Затем шлюп зашел на Гуам и другие Марианские острова. Постоянно велись гидрографические работы; Литке, сверх того, выполнял астрономические, магнитные и гравиметрические измерения. На островах натуралисты продолжали пополнять свои коллекции. В конце марта шлюп отправился на север, к островам Бонин (Огасавара). Моряки обследовали их и подобрали двух англичан, потерпевших крушение. В начале мая Литке взял курс на Камчатку.

В Петропавловске простояли три недели, а в середине июня началась вторая северная кампания Литке. «Сенявин» проводил гидрографические исследования в Беринговом море. Продвигаясь на север, экспедиция определила координаты точек камчатского побережья, описала остров Карагинский, затем направилась в Берингов пролив и определила координаты мыса Восточный (ныне мыс Дежнёва). Работы по описи южного побережья Чукотки пришлось прервать в связи с неблагоприятной погодой. В конце сентября «Сенявин» вернулся на Камчатку, а через месяц вместе с «Моллером» вышел в Тихий океан.

В начале ноября корабли вновь разлучил шторм. Условленное место встречи находилось в Маниле. Перед тем как двинуться к Филиппинам, Литке решил еще раз зайти на Каролинские острова. И снова удачно: ему удалось открыть несколько коралловых атоллов. После этого он направился на запад и 31 декабря подошел к Маниле. «Моллер» уже был там. В середине января 1829 г. шлюпы двинулись на родину, прошли Зондским проливом и 11 февраля оказались в Индийском океане. Затем их пути снова разошлись: «Моллер» отправился в Южную Африку, а «Сенявин» к острову Святой Елены. Там в конце апреля шлюпы воссоединились, а 30 июня вместе достигли Гавра. Отсюда Станюкович взял курс прямо на Кронштадт, а Литке еще зашел в Англию, чтобы проверить инструменты в Гринвичской обсерватории.

Наконец 25 августа 1829 г. «Сенявин» прибыл на кронштадтский рейд. Он был встречен пушечным салютом. Сразу после возвращения Литке произвели в капитаны 1-го ранга.

Эта экспедиция, продлившаяся три года, стала одной из самых плодотворных в истории мореплавания, и не только российского. Были открыты 12 островов, исследовано на значительном протяжении азиатское побережье Берингова моря и ряд островов, собраны богатейшие материалы по океанографии, биологии, этнографии, составлен атлас из нескольких десятков карт и планов. Большой интерес у физиков вызвали опыты Литке с постоянным маятником, в результате которых была определена величина полярного сжатия Земли, и измерения магнитного склонения в различных точках мирового океана. В 1835-1836 гг. Литке опубликовал трехтомное «Путешествие вокруг света на военном шлюпе “Сенявин” в 1826-1829 гг.», переведенное на несколько языков. Оно было удостоено академической Демидовской премии, а Литке избран членом- корреспондентом Академии наук.

Однако путешествие Литке на «Сенявине» стало для него последним - против его собственной воли. В 1832 г. император Николай I назначил офицера и ученого воспитателем своего второго сына Константина. Литке оставался при дворе в качестве воспитателя 16 лет. Он не был рад этой высочайшей милости, но ослушаться не посмел. Именно в эти годы Федор Петрович Литке сделался одним из основателей Русского Географического общества (наряду с моряком Врангелем и академиками Арсеньевым и Бэром) и был избран его вице-председателем, тогда как почетным председателем стал великий князь Константин Николаевич, воспитанник Литке. К слову, он был толковым морским офицером и дослужился до адмирала, сыграл видную роль в проведении либеральных реформ в России, а в 1861 г. стал председателем Государственного совета. Неплохое воспитание.

В 1850-1857 гг. в географической деятельности Литке наступил перерыв. В это время он был командиром Ревельского порта, а затем Кронштадтского. На его плечи легла организация обороны Финского залива от англичан и французов в ходе Крымской войны (1854-1855 гг.). За блестящее выполнение этой задачи Литке получил чин адмирала и был назначен членом Государственного совета, а в 1866 г. получил графский титул. В 1857 г. Литке снова был избран вице-председателем Общества; его заместителем стал Петр Петрович Семёнов-Тян-Шанский. Достижения отечественной географии в значительной мере связаны с деятельностью Общества и не в последнюю очередь с умением Литке и его преемников привлекать к своим предприятиям талантливую молодежь. В 1864 г. Литке занял пост президента Академии наук и параллельно до 1873 г. продолжал руководить Географическим обществом.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой

Федор Петрович Литке, русский мореплаватель, географ

Другие действующие лица

Мореходы В. М. Головнин, М. Н. Станюкович, Ф. П. Врангель; Великий князь Константин Николаевич; географы К. И. Арсеньев, К. М. Бэр, П. П. Семёнов-Тян-Шанский

Время действия

Маршрут

Вокруг света с востока на запад

Цели

Описание дальневосточных берегов России, исследования в Русской Америке и в тропической области Тихого океана

Федор Петрович Литке
(1797-1882)

Российский военно-морской деятель, мореплаватель, ученый-географ, исследователь Арктики. Адмирал (1855), член-корреспондент (1829), почетный член (1855) и президент (1864-1882) Российской (Петербургской) академии наук, член Государственного совета (1855), граф (1866), почетный член российских и зарубежных научных обществ, член-корреспондент Парижской академии наук. Военно-морскую службу начал с 16-летнего возраста в 1813 г. на Балтийском флоте. Участвовал в войне с наполеоновской Францией, за боевые отличия при осаде Данцига в 1813 г. произведен в чин мичмана. В 1817-1819 гг. участвовал в кругосветном плавании на военном шлюпе "Камчатка" (начальник экспедиции В.М. Головнин). В 1821-1824гг. возглавлял экспедицию по исследованию западного побережья Новой Земли, островов Баренца, Мурманского побережья до Варангер-фьорда, восточной части Баренцева и Белого морей.

В 1826-1829 гг. Ф.П. Литке руководил кругосветным экспедиционным плаванием на шлюпе "Сенявин". Корабль, выйдя из Кронштадта, пересек Атлантический океан, обогнул Южную Америку через пролив Дрейка и взял курс на север через Тихий океан, направившись в Ново-Архангельск (Русская Америка). Отсюда в 1827 г. "Сенявин" посещал Камчатку, о-в Гуам на Марианских островах, Каролинские острова, вновь возвратившись к Камчатскому берегу Берингова моря. На следующий год шлюп взял курс на юг, пересек Индийский океан, вокруг мыса Доброй Надежды обогнул Африку и в 1829 г. возвратился в Кронштадт. За годы экспедиционной работы Ф.П. Литке собрал обширный научный материал по океанологии, метеорологии, навигации, описал западное побережье Берингова моря, острова Прибылова, Бонин, Каролинские. Экспедиция открыла 12 новых островов. Литке составил комплексную характеристику Берингова моря, его побережья и островов.

Ему принадлежала идея создания в 1839 г. первого в России приливометра, который был установлен в 1841 г. на побережье Северного Ледовитого и Тихого океанов.

Ф. П.Литке был один из основных организаторов российской науки. Именно он встал у истоков создания Русского Географического общества в 1845 г., был его первым вице-председателем (1845-1850, 1857-1872). С 1846 г. возглавлял Морской ученый комитет; в 1850-1857 гг. военный губернатор и командир Ревельского, затем Кронштадтского портов. С присвоением звания адмирала в 1855 г. введен в состав членов Государственного совета.

Перу Литке принадлежали выдающиеся научные труды: "Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге "Новая Земля" в 1821-1824 годах" (1828), "Путешествие вокруг света... на военном шлюпе "Сенявин" в 1826-1829 годах" (1834-1836). В его честь в 1873 г. Императорское Русское Географическое общество учредило Большую золотую медаль.

В 1832-1853 гг. Ф.П. Литке было доверено воспитание Великого князя Константина Николаевича.

Заслуги Ф.П. Литке перед Отечеством, флотом и мировой наукой отмечены наименованием в его честь мыса, полуострова, горы и залива на Новой Земле; острова в архипелаге Земля Франца-Иосифа, островов в Байдарац-кой губе Карского моря, архипелаге Норденшельда; мысов на островах Врангеля, Унимак, юго-западного побережья Охотского моря и в Беринговом проливе; мели к северу от о-ва Моржовец, течения из Карского в Баренцево море, пролива между Камчаткой и о-вом Карагинским, острова в Тихом океане (Восточный Фаю), горы в Антарктиде и др. Всего 18 раз имя Литке стоит на карте Мирового океана. Именем Ф.П. Литке также назывались ледорез и портовый ледокол.

Продолжим рассматривать марки из серии, посвященной русским географическим экспедициям. Сегодня на очереди история исследований островов Новой Земли, предпринятых экспедицией под руководством Фёдора Петровича Литке в 1821, 1822, 1823 и 1824 годах.

Статьи о предыдущих марках серии — , .

Фёдор Петрович Литке

Фёдор Петрович Литке принадлежал к славной плеяде моряков, выходцев из остзейских немцев. Его дед Иван Филиппович Литке (Иоганн Филипп Литке) приехал в Петербург в 1735 году. Он был ученым богословом, лютеранским пастором. Отёц Фёдора Петровича — Петр Иванович Литке был военным, принимал участие в битвах при Ларге и Кагуле в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. и служил адъютантом у князя Н.В. Репнина.

Фёдор родился в Петербурге 17 сентября (28 сентября) 1797 года. Во время родов его мать умирает. В своей автобиографии Фёдор Петрович пишет:

…приближался первый и несчастнейший час моей жизни. 17 сентября 1797 года сделался я убийцею моей матери. Появление мое на свете пережила она не более двух часов…

Отец женился вторично, но брак был неудачным. Новая молодая жена отравила его последние годы жизни, а детям стала злой, жестокой мачехой. Когда Фёдору было 10 лет, умирает и его отец, мальчик остается круглым сиротой. Образованием его никто не занимался и всё тяжелое и опасное время юности Фёдор был предоставлен самому себе. Только благодаря твердости характера и любознательности он не пропал, сам занимался своим образованием, помногу читал. И неизвестно как сложилась бы судьба будущего адмирала, если бы на него не обратил внимание муж старшей сестры Натальи капитан-лейтенант флота И.С. Сульменев. Их взаимные долгие беседы о море, корабельной жизни увлекли мальчика и по ходатайству Сульменева в 1812 году Фёдор Литке поступает под его команду на флот. Во время службы в 1813 г. Литке участвует в осаде Данцига, где отличился, был произведен в мичманы и награжден орденом Анны 4-й степени.

В 1817 г. Фёдор Литке получает назначение на шлюп «Камчатка», отправляющийся в кругосветное плавание под началом . В этом путешествии Фёдор Петрович получает бесценный опыт, из юного мичмана превращается в опытного флотоводца. В этом плавании Литке сблизился с другим будущим великим путешественником Фердинандом Врангелем, дружба с которым продолжалась всю жизнь.


Кругосветное плавание В.М. Головнина на «Камчатке» (1817-1819)

В.М. Головнин высоко оценил профессиональные и личные качества Литке и по возвращению рекомендовал Фёдора Петровича к руководству экспедицией по исследованию Новой Земли. В то время Новая Земля оставалась фактически terra incognita. Со времен плаваний Баренца в 1594-1597 и Розмыслова в в 1768-1769 гг. серьезных исследований тех мест не предпринималось. Карты Новой Земли и окрестных земель были весьма примитивны.

Северный Ледовитый океан привлекал мореплавателей возможностью более короткого пути из Атлантического океана в Тихий, в Китай и далее к богатым восточным странам. Обширный новоземельский архипелаг как раз лежал на пути этих плаваний, против которых была сама суровая северная погода и льды. Одной из первых европейских экспедиций по отысканию северо-восточного прохода было плавание в 1553 г. английской флотилии, состоящей из трех кораблей под началом Хью Уиллоби. Корабли пересекли Северное море и двинулись далее на север. Во время одной из бурь один из кораблей под командованием капитана Ченслера отстал. В сентябре два оставшихся судна встали на якорь в устье реки Варзина (Кольский полуостров). Зимовка окончилась трагически, все 70 участников экспедиции погибли. Они были найдены на следующую весну лопарями. Вещи с обоих судов доставлены в Холмогоры и по повелению царя возвращены англичанам, которые так узнали об участи погибшей экспедиции. Отставший же капитан Ченслер, укрывшись после разлуки с адмиралом в Вардгоусе, поплыв опять к востоку, вошел в Белое море и прибыл, наконец, в западное устье реки Двины, к Никольскому монастырю. Этим положено было начало торговли России с Англией.

Голландский путешественник Вильям Баренц в 1594-1597 годах трижды пытался найти северо-восточный проход. Во время третьей экспедиции он вместе со своими людьми был вынужден зазимовать на Новой Земле. Вскоре после окончания зимовки и отплытия с островов Баренц умер от цинги. Эта экспедиция стала последней голландской попыткой поиска северного пути в Азию. В честь Вильяма Баренца названо Баренцево море.

На старинных картах хорошо видно, что даже к началу XIX века восточный берег Новой Земли остается совершенно неизвестным мореплавателям и картографам.


Новая Земля (Атлас Joan Blaeu, 1665) (Источник: www.davidrumsey.com)
Новая Земля (Атлас Gaspari, 1817)

Экспедиция штурмана Розмыслова в 1768-1769 была первой русской научной экспедицией, снаряженной специально для изучения и описи Новой Земли. Она не только произвела съемку Маточкина Шара (пролив между Северным и Южным островами), но и собрала интересные сведения о природе новоземельских островов.

В 1819 году была создана специальная экспедиция во главе с лейтенантом А.П. Лазаревым. Инструкция, данная Лазареву, ставила перед ним задачу описать в одно лето всю Новую Землю и остров Вайгач и кроме того определить географические координаты Канина Носа и острова Колгуева. Масштаб поставленных задач, конечно, никак не соотносился с реальным положением дел и и возможностями того времени. И экспедиция неминуемо закончилась полной неудачей. Лазарев даже ни разу не высаживался на Новой Земле и ограничился лишь плаванием вдоль западных берегов. Некоторые привезенные им сведения впоследствии оказались сильно ошибочными. По возвращении в Архангельск оказалось, что более половины команды больны цингой, а трое в дороге умерло.

Поэтому инструкции, данные Литке, были уже не в пример осторожнее. В частности ему было указано:

Цѣлъ порученія, вамъ дѣлаемаго, не есть подробное описаніе Новой Земли, но единственное обозрѣнiе на первый разъ берѳговъ оной и познаніе величины сего острова по опредѣленію географическаго положенія главныхъ его мысовъ и длины пролива, Маточкинымъ шаромъ именуемаго - буде тому не воспрепятствуютъ льды или другія какія важныя помѣшательства

27 июля 1821 года экспедиция в составе 43 человек на бриге «Новая Земля» вышла из порта Архангельска и отправилась на северо-восток. Продовольствия было припасено на 16 месяцев на случай непреднамеренной зимовки. 31 июля экспедиция достигла берегов Новой Земли, где экипажем проводилась описание берегов. Работы первого года были по существу только разведкой, во время которой Литке изучал условия плавания в северных морях и проверял морские качества корабля. А условия были опасными. 31 июля 1821 года, лавируя к северу от острова Моржовца, бриг «Новая Земля» сел на мель, которая с тех пор носит имя Литке. В конце августа бриг взял курс назад на Архангельск, куда прибыл 11 сентября.


Ф.П. Литке у берегов Новой Земли. Художник П. Павлинов

На следующий год с 9 июля по 17 августа Литке занимался исследованием берегов близ Мурманска и сразу по окончании работ сразу отправился к Новой Земле. Во время экспедиции 1822 года был исследован пролив Маточкин шар, уточнены его географические координаты, описан берег до южного Гусиного Носа. Начавшийся шторм заставил прекратить работы, и 12 сентября пошли в Архангельск.

Успех второго года побудил продолжать работы и в 1823 году. Во время третьей экспедиции была закончена опись пролива Маточкин шар. Карта Розмыслова оказалась достаточно близкой к истине. Длина пролива по Розмыслову отличалась от определенной Литке на три мили. Из Маточкина Шара Литке пошел к югу и 31 августа дошел до Кусовой Земли, закончив таким образом опись западного берега Новой Земли до самой южной оконечности. Карские ворота были чисты ото льда. Однако Литке, боясь быть прижатым льдами к берегу и быть вынужденным к зимовке, не пошел в Карское море. Возвращаясь бриг налетел на каменную банку, был сломан руль и сорвана обшивка. Когда гибель казалась уже практически неизбежной, порыв ветра снял судно с отмели. Только исключительная прочность «Новой Земли» спасла Литке и его спутников от смерти. Благодаря героизму и прекрасной выучке команды бриг дошел 12 сентября до Соломбалы. Несмотря на аварию успехи третьего года были значительны. Помимо описи берегов Новой Земли, Маточкина Шара, острова Колгуева и астрономических определений, Литке в нескольких местах произвел магнитные наблюдения. За эту экспедицию Ф.П. Литке был награжден 1-го февраля 1823 г. чином капитан-лейтенанта.

Оценивая итоги трехлетних работ, Литке пишет:

В первые три экспедиции совершено было, по-видимому, все то, что возможно совершить у берегов Новой Земли на мореходном судне, снабженном не для зимовки: западные и южные берега, равно как и пролив Маточкин, были описаны; двухлетнее покушение проникнуть к северному берегу было неуспешно, по причине сплошных льдов в той стороне; осмотреть восточный берег с мореходного судна был мало надежды по причине льдов же, кои, по всем известиям, почти никогда того берега не оставляют.

В 1824 год была предпринята попытка достичь восточного берега. Однако сплошные льды помешали этому и успехи четвертой экспедиции были невелики.


«Бриг „Новая Земля“ под командованием Ф. П. Литке у берегов Новой Земли». Худ. Валентин Печатин

По окончании экспедиции Литке приступил к обработке собранных материалов и в 1826 г. закончил своё сочинение «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан, совершенное на бриге «Новая Земля» в 1821-1824 годах», которое было впоследствии переведено на немецкий язык известным естествоиспытателем Эрманом. В предисловии к немецкому изданию книги Эрман писал:

При съемке и описании всех достигнутых им (Литке) пунктов Ледовитого океана он настолько превзошел всех своих предшественников научным тщанием и беспристрастием своих суждений, что эти работы нельзя пройти молчанием ни в истории мореплавания, ни в истории географии


Маршруты плаваний Ф.П. Литке к берегам Новой Земли в 1821-1824 гг.

Едва Литке успел окончить свою книгу, как был назначен командиром шлюпа «Сенявин» на котором и отправился в своё второе кругосветное плавание, длившееся с 1826 по 1829 г. Но это уже совсем другая история.


Ф. П. Литке (1797-1882). Шлюп «Сенявин»
СССР, 1947. Соловьев 1111, Михель 1089

Первым же северно-восточным маршрутом прошел финский мореплаватель Нильс Норденшельд в 1878-1879 годах. Правда его путешествие продолжалось два сезона — в конце сентября 1878 г. его корабль «Вега» на 9 месяцев вмерз в лед всего в 195 км от Берингова пролива.


«Вега». Финляндия, 1996.
Михель 1436 (нет в коллекции)

За одну навигацию Северный морской путь впервые прошел ледокольный пароход «А. Сибиряков» в 1932 г., под командованием капитана Владимира Ивановича Воронина.


СССР, 1977

В честь Ф.П. Литке тоже был назван ледокол, построенный в Англии в 1909 г. и купленный Россией во время первой мировой войны. На ледоколе, или как его тогда называли ледорезе «Ф.П. Литке» в 1934 г. впервые за одну навигацию был совершен переход по Северному морскому пути по направлению с востока на запад. Капитаном в том плавании был Н. М. Николаев.


СССР, 1977

А на Новой Земле в советские годы был устроен полигон по испытанию атомных бомб. В частности здесь 30 октября 1961 года была взорвана 56 мегатонная Царь-бомба, взрывная сейсмическая волна от которой три раза обогнула земной шар.

Бриг «Новая Земля»

Бриг «Новая Земля» был специально построен для арктических экспедиций на Соломбальской верфи, поэтому имел усиленную обшивку. Строитель — корабельный мастер 5 класса Андрей Михайлович Курочкин. Заложен 4 декабря 1817 г., спущен на воду 10 июля 1819 г.

Технические характеристики:

  • водоизмещение — 200 т
  • длина — 24,4 м
  • ширина — 6,1 м
  • осадка — 1,3 м
  • высота борта — 2,8 м
  • вооружение — 16 пушек (во время арктических путшествий 6 3-фунтовых пушек)

Чертеж брига «Новая Земля» (