Знаки препинания в простом осложнённом предложении. ЕГЭ


Знаки препинания в простом осложненном предложении.

Обособленные определения .

11. В приведенных ниже предложениях стоят циф­ры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных определениях.

Человек, (1) чувствующий себя уютно в обществе сво­их сограждан, (2) во много раз работоспособнее и пред­приимчивее того, (3) который должен всегда, (4) каждую минуту, (5) быть начеку, (6) чтобы предотвратить неза­служенное оскорбление или хамство. Хорошие манеры, (7) как проявление внутренней культуры, (8) - необхо­димый атрибут здорового общежития. (Н. Акимов)

12. В приведенных ниже предложениях стоят циф­ры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных определениях.

Списка книг, (1) которые необходимо знать, (2) чтобы слыть культурным, (3) образованным и начитанным че­ловеком, (4) составить нельзя. Хотя бы потому, (5) что «минимум образованности» - понятие, (6) лишенное смысла. Оно обозначало бы, (7) что есть какое-то коли­чество книг, (8) прочитав которые можно успокоиться и с чистым сердцем впредь считать себя образованным че­ловеком. (С. Львов)

13. В приведенных ниже предложениях стоят циф­ры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных определениях.

Духовные богатства, (1) накопленные человечеством, (2) неисчерпаемы, (3) а жажда познания неутолима. «У меня нет никакого таланта, (4) - говорил Альберт Эйнштейн, (5) - а только страстное любопытство». Это страстное любопытство и заставляет людей читать книгу за кни­гой. (С. Львов)

14. В приведенных ниже предложениях стоят циф­ры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных определениях.

Мать, (1) однако, (2) стояла в сторонке в своей облы­севшей шубенке, (3) в смешном капоре, (4) под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пятьдесят семь лет), (5) и с заметным волнением, (6) как-то еще более усиливавшим ее жалкую внешность, (7) беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, (8) из которых некоторые, (9) смеясь, (10) на нее оглядывались и что-то друг другу говорили.

15. В приведенных ниже предложениях стоят циф­ры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных определениях.

Мать все так же стояла на площадке и, (1) печально склонив свою голову, (2) смотрела мне вслед. Заметив, (3) что я смотрю на нее, (4) она помахала мне рукой и конвертом так, (5) как это делают на вокзале, (6) и это движение, (7) такое молодое и бодрое, (8) только еще боль­ше показало, (9) какая она старая и жалкая.

16. В приведенных ниже предложениях стоят циф­ры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных определениях.

Почему слова поздравления часто бывают пустыми, (1) округлыми, (2) ничего не выражающими? Откуда они берутся, (3) эти слова не от души? Куда делся цвет слов, (4) их накал, (5) их пронзительность? Просто эти слова присыпаны пеплом других слов, (6) не своих, (7) чужих, (8) невыношенных, (9) не подсказанных изнутри. За ними ничего не стоит, (10) вот почему даже лучшие из них по­теряли свой жар, (11) свой цвет и запах.

17. В приведенных ниже предложениях стоят циф­ры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных определениях.

Четыре часа пополудни. День жаркий, (1) но воздух чист и ароматен. Солнце усердно нагревает темно-серые стены большого, (2) неуклюжего дома, (3) стоящего вдали от прочих деревенских изб. Об архитектуре его можно сказать одно: вероятно, (4) он был недостроен, (5) когда его покрыли крышей.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

18. В приведенных ниже предложениях стоят циф­ры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных приложениях.

Царь подивился ответу их мудрому и послал родст­венника своего, (1) Хостоврула, (2) на Евпатия, (3) а с ним могучие полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, (4) что Евпатия живого к нему приведет. И по­шли полки татарские, (5) желая Евпатия живым взять. Сам Хостоврул вступил в бой с Евпатием.

19. В приведенных ниже предложениях стоят циф­ры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных приложениях.

Жулька также принадлежала к очень распространен­ной породе маленьких собак, (1) тех тонконогих собачек с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бро­вями и на груди, (2) которых так любят отставные чинов­ницы. Основной чертой ее характера была деликатная, (3) почти застенчивая вежливость. (А.И. Куприн)

20. В приведенных ниже предложениях стоят циф­ры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных приложениях.

Для первого знакомства я должен откровенно при­знаться, (1) что перед вами именно такой чудак. Более 35 лет провел я, (2) уставившись если не на зеленый огурец, (3) закупоренный в стеклянную посудину, (4) то на нечто вполне равнозначащее, (5) на зеленый лист в стеклянной трубке, (6) ломая себе голову над разрешением вопроса о запасании впрок солнечных лучей. (К.А. Тимирязев)

21. В приведенных ниже предложениях стоят циф­ры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных приложениях.

Литературная премия, (1) учрежденная вашим великим соотечественником, (2) Альфредом Нобилем, (3) есть высшее увенчание писательского труда. Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, (4) и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. (И. Бу­нин)

22. В приведенных ниже предложениях стоят циф­ры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных приложениях.

Всего через несколько дней мы, (1) старые и молодые, (2) богатые и бедные, (3) здоровые и больные, (4) усядемся за новогодний стол и, (5) выпивая и закусывая чем Бог послал, (6) уставимся в «ящик» - ликуй, (7) Рейтинг, (8) законодатель телевизионных мод! Ведь всех нас, (9) та­ких разных, (10) объединяет одно: мы - телезрители. (И. Петровская)

23. В приведенных ниже предложениях стоят циф­ры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных приложениях.

Две русые головки, (1) прислонясь друг к дружке, (2) бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, (3) алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки лас­ково сплелись... другие, (4) тоже молодые руки бегают, (5) путаясь пальцами, (6) по клавишам старенького пи­анино...

Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, (7) жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, (8) мой единственный товарищ. Мне холодно... Я зябну...(И.С. Тургенев)

24. В приведенных ниже предложениях стоят циф­ры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных приложениях.

До двадцати шести лет Яков Артамонов жил хорошо, (1) спокойно, (2) не испытывая никаких особенных непри­ятностей, (3) но затем время, (4) враг людей, (5) которые лю­бят спокойную жизнь, (6) начало играть с Яковом запутан­ную бесчестную игру. Началось это в апреле, (7) ночью, (8) года три спустя после мятежей. (А.М. Горький)

Ключи к разделу:

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ ОСЛОЖНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Правило

Пример

Не обособляются

1. Распространенное определение (причастный оборот или оборот с прилагательным) в позиции после определяемого слова.

Хозяева, обрадованные встречей, пригласили войти в дом.

1) прилагательное или причастие в составе сказуемого:

Он вернулся до- мой усталый от суеты. (Им.п можно заменить Т.п.: вернулся усталым);

2) определяемое слово и определение составляют единое смысловое целое: Он шел с видом обиженным на весь свет.

2. Определение предшествует определяемому слову и выражает дополнительный обстоятельственный оттенок

Привлеченные светом мотыльки летели в комнату (можно задать обстоятельственный вопрос от сказуемого): летели в комнату почему? - были привлечены светом

При отсутствии обстоят. оттенка (нельзя от сказуемого задать обстоят, вопрос) предшествующее определение не обособляется: Из окна выглянула одетая в розовую кофту женщина.

3. Любое определение, относящееся к личному местоимению

А он, мятежный, просит бури...

Определение, относящееся к неличному местоимению, не обособляется: кое-что сказанное вами заслуживает внимания.

4. Однородные определения, стоящие после определяемого слова

Настала зима, морозная, снежная, долгая.

5. Любое определение, отделенное от главного слова другими членами предложения.

Одетая в розовую кофту, в окно выглянула женщина.

ПУНКТУАЦИЯ ПРИ ПРИЛОЖЕНИЯХ

Приложение - второстепенный член предложения, особая разновидность определения. Оно выражается су­ществительным и согласуется с главным словом в па­деже.

А. Если одиночное приложение и главное слово произносятся слитно, без паузы, между ними может быть дефис:

Дефис ставится

Дефис не ставится

1) общее - конк­ретное (летчик-ис­пытатель, акро­бат-жонглер);

1) имя нарицательное - имя собствен­ное (река Москва, озеро Байкал, царе­вич Иван) Искл.: матушка-Русь, мать-Земля и т.п.

2) приложение вы­ражает оценку или является метафо­рой

(город-герой, птица-песня, кор­милица-нива)

2) предшествующее слово равно прила­гательному (гигант завод, старик крестьянин);

3) имя собствен­ное - имя нарица­тельное

(Дюма-отец, Москва-ре­ка, Байкал-озеро,

Рокфеллер-стар­ший).

3) род - вид (птица зяблик, газ угле­род)

Искл.: заяц-русак, птица-лира, яст­реб-стервятник, жук-олень, рак-от­шельник, бабочка-капустница и под. (цельное название)

4) приложения связаны союзом И (де­путаты консерваторы и либералы) господин, гражданин, товарищ, ваш брат (разг.) (господин посланник, наш брат студент).

Б. Распространенное или одиночное приложение, произносящееся с выделительной интонацией, может обособляться (выделяться запятыми или тире):

Правило

Пример

Не обособляются

1. Распространенное приложение, стоящее после главного слова – имени нарицательного

Говорила больше мать, женщина с седыми волосами.

2. Любое приложение, стоящее после имени соственного.

Мой брат Петя, учитель , прекрасно поёт.

3. Приложение, предшествующее главному слову, обособляется, если имеет дополнительный обстоятельственный оттенок

Упрямец во всем , Сергей оставался упрямцем в учении.

Предшествующее приложение не обособляется, если не обладает дополнительным обстоятельственным оттенком:

Труды великого русского физиолога И.П. Павлова вошли в сокровищницу русской мысли.

4. Имя собственное (имя человека или кличка животного) является приложением и обособляется, если имеет пояснительное значение (можно добавить а именно, а зовут его, то есть ).

Елизавета поехала к брату, Аркадию .

При отсутствии пояснительного оттенка имена собственные не обособляются. Елизавета поехала к брату Аркадию .

5. Приложение с союзом КАК (с оттенком причины), оно обычно стоит в начале или середине предложения.

Илюше, как резвому мальчику , иногда так и хочется делать все самому

Оборот с оттенком «в качестве» не обособляется (обычно стоит в конце предложения): Полученный ответ рассматривается как согласие.

6. Приложение, которое вводится словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом и т.п.

Завел себе щенка, по кличке Малыш.

7. Приложение, относящееся к личному местоимению.

Ему ли, карлику , тягаться с исполином?

8. Приложение, которое вводится частицами и пояснительными союзами даже, особенно и т.п; или, то есть и т.п.-

Всякая птица, даже воробей, привлекала мое внимание. Он был искусен в чистописании, или каллиграфии.

9. Приложение, которое вводится вводными словами например, в частности, к примеру и т.п.

Если вводное слово начинает или заканчивает приложение, то от него запятой не отделяется; если стоит в середине приложения, то обособляется: Каждый ученик, старшеклассник в частности , должен думать о будущем.

Но: Всякий школьник, учащийся, например, старших классов, должен думать о будущем.

10. Приложение, ото­рванное от главного слова или при отсутст­вии главного слова.

Так, собака, накормит, что просто не встанешь (Н. Гоголь).

Приложение желательно обособлять при помощи тире в сле­дующих случаях:

1. Можно вставить а именно (обычно в конце предложения): В углу святилось желтое пятно - огонь в окне квартиры Серафимы.

2. Для внесения ясности, к какому однородному члену отно­сится: За столом сидели хозяйка дома, ее сестра - по­друга жены, жена и я.

3. Для отделения предшествующих однородных приложе­ний: Автор замечательных детских произведений, блес­тящий переводчик, поэт и драматург - Маршак занял видное место в русской литературе.

4. Если внутри приложения есть запятые: Смотритель ноч­лежки - отставной солдат, участвовавший в турецкой войне, шел следом.

Пятнадцатое задание ЕГЭ по русскому языку предполагает проверку знаний учащимися правил пунктуации русского языка. За верное выполнение этого задания можно получить целых два первичных балла, поэтому нужно хорошо к нему подготовиться. Помочь в этом может приведенный ниже теоретический материал.

Теория к заданию №15 ЕГЭ по русскому языку

Пунктуация при однородных членах предложения

Запятая ставится Запятая не ставится
Между однородными членами, не связанными союзами Между двумя однородными членами, связанными союзом «и»
Вчера я читала, убиралась, готовила. Вчера я читала, убиралась и готовила.
Между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато Между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару
Вчера я читала и готовила, а убраться не успела. Вчера я читала и готовила.
Между однородными членами, связанными повторяющимися союзами: В устойчивых сочетаниях
сочинительными и, да (в значении и), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то Ни свет ни заря, и смех и грех, ни то ни се, и туда и сюда, ни себе ни людям
Вчера не только читала, но и готовила.
Между несколькими однородными членами, связанными союзами и и или Между двумя глаголами в одной и той же форме, выступающими в роли единого сказуемого
Вчера я и читала, и готовила. Пойду почитаю книгу.

Пунктуация в сложносочиненном предложении

Запятая перед союзом «и» не ставится, если
Если есть общий член предложения Весной природа просыпается и люди радуются теплу.
(общий член предложения– «весной»)
Если есть вводное слово, общее для обеих частей предложения Как это часто бывает, мы забыли о хорошем и вспомнили о плохом.
Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть Когда я проснулась, солнце еще не встало и все в доме спали.
Предложение вопросительное Когда мы увидимся и ты мне все расскажешь?
Предложение побудительное Внимательно прочитайте задание и сделайте его!
Предложение восклицательное Как ярко светит солнце и как красиво море!
Предложение неопределенно-личное В соседнем доме выключили свет и зажгли свечку.
Предложение безличное Необходимо внимательно изучить этот параграф и сделать пометки в тетради.
Предложение назывное Мороз и солнце!

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №15 ЕГЭ по русскому языку

Пятнадцатое задание демонстрационного варианта 2018

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.
  2. К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.
  3. Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.
  4. Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.
  5. Поэту видится то алмазный блеск березняка то бархатный блеск пашен то янтарный блеск свечей.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.- Предложение простое, осложнено однородными сказуемыми, соединенными одиночным союзом И, поэтому в предложении нет запятых.
  • К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными повторяющимся союзом И, значит между ними ставим ОДНУ запятую.
  • Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.- Простое предложение, осложненное двумя группами однородных дополнений, связанных между собой одиночными союзами И. Запятых нет.
  • Для художественной речи характерна как образность, так и эмоциональность.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными союзом как…, так и …, между частями которого всегда ставится запятая. ОДНА запятая в предложении.
  • Поэту видится то алмазный блеск березняка, то бархатный блеск пашен, то янтарный блеск свечей.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными союзом то…, то…, то…, между частями которого всегда ставится запятая. В предложении две запятых.

Ответ: 2, 4.

Первый вариант задания

  1. Солнце зашло и на землю опустился туман.
  2. Солнце зашло стало прохладно и на землю опустился туман.
  3. Солнце покраснело стало огромным и начало медленно садиться за лесом.
  4. Солнце покраснело и стало огромным оно начало медленно садиться а потом совершенно скрылось за лесом.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
  2. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Вечером солнце зашло и на землю опустился туман. – Предложение сложное, имеет две части, две грамматические основы (), запятую не ставим, так как два простых предложения в составе сложного имеют общий второстепенный член предложения вечером .
  • Солнце зашло, и на землю опустился туман.- Предложение сложное, имеет две части, две грамматические основы (1 – солнце зашло, 2 – опустился туман ), запятую между частями сложного предложения ставим, так как нет общего второстепенного члена предложения, нет общего придаточного или части безличного предложения.
  • Солнце зашло, стало прохладно, и на землю опустился туман.- Предложение сложное, состоит из трех частей (1 – солнце зашло, 2 – стало прохладно, 3 – опустился туман ), между частями сложного предложения ставим запятые. Это сложное предложение с несколькими грамматическими основами, не связанными общим членом предложения или вводным словом.
  • Солнце покраснел, стало огромным и начало медленно садиться за лесом.- Предложение простое, осложненное однородными сказуемыми, ставим одну запятую между первым и вторым сказуемым, перед одиночным союзом И при однородных членах запятая не ставится.
  • Солнце покраснело и стало огромным, оно начало медленно садиться, а потом совершенно скрылось за лесом.- Предложение сложное, состоит из двух частей, имеет две грамматические основы (1- солнце покраснело, стало огромным; 2 – оно начало садиться, скрылось ); каждая часть в свою очередь осложнена однородными сказуемыми: первая запятая ставится между частями сложного бессоюзного предложения, вторая запятая разделяет однородные сказуемые.

Ответ: 2, 4.

Второй вариант задания

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных.
  2. Человек способен обдумывать последствия своих действий и поступков и это отличает нас от животных.
  3. Человек способен обдумывать последствия своих действий поступков решений и это отличает нас от животных.
  4. От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий поступков и решений.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
  2. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных.- В первом предложении запятая не требуется – между однородными членами «действий и поступков» стоит союз «и».
  • Человек способен обдумывать последствия своих действий и поступков, и это отличает нас от животных. — Во втором предложении нужно поставить одну запятую – после слова «поступков»; она будет разделять грамматические основы «человек способен» и «это отличает».
  • Человек способен обдумывать последствия своих действий, поступков, решений, и это отличает нас от животных. — В третьем предложении требуются три запятые. Запятые ставятся между однородными членами, а также – между частями сложного предложения.
  • Способность обдумывать последствия и отличает нас от животных. — В четвертом предложении запятая не нужна, так как предложение простое, неосложненное.
  • От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий, поступков и решений. — Запятая здесь ставится только между однородными членами, не соединенными союзом.

Ответ: 2, 5.

Третий вариант задания

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Бактерии грибы и беспозвоночные животные вовлечены в целый цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование.
  2. И бактерии и грибы и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование.
  3. Как бактерии и грибы так и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и это поддерживает её нормальное существование.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
  2. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Бактерии, грибы и беспозвоночные животные вовлечены в целый цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование. — Запятую тут ставим между однородными членами, не соединенными союзом «и». После слова «почве» запятая не нужна, потому что сказуемые «вовлечены» и «поддерживают» являются однородными, соединенными союзом «и».
  • И бактерии, и грибы, и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование. — В данном случае союз «и» связывает несколько однородных членов, поэтому перед ним нужно ставить запятые.
  • Как бактерии и грибы, так и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве, и это поддерживает её нормальное существование. — Первая запятая ставится в составе связки «как …, так и …», а вторая разделяет грамматические основы сложного предложения.
  • Нормальное существование почвы поддерживается биологическими и химическими процессами с участием как бактерий и грибов так и беспозвоночных животных. — Опять же, запятая в составе «как …, так и …».
  • Биологические и химические процессы с участием многих биологических компонентов поддерживают нормальное существование почвы. — Пятое предложение не требует знаков препинания – однородные члены «биологические и химические» связаны союзом «и».

Классификация синтаксических единиц в русском языке достаточно сложная, она включает в себя множество разнообразных понятий, среди которых есть и простое осложненное предложение. Эта тема изучается в 11 классе и требует от учеников большого внимания, так как на ней основано множество пунктуационных правил.

Что такое простое осложненное предложение и его примеры

Итак, простое осложненное предложение – это такая синтаксическая единица, в конструкцию которой, кроме обычных членов предложения, входят также другие конструкции без грамматической основы. Имеются в виду вводные слова, обращения и вставки.

Часто простые осложненные предложения путают со сложными, ведь они напоминают их по структуре, отличаясь вместе с тем по семантике.

Разница между сложным предложением и простым осложненным заключается в том, что у сложного две и больше грамматических основ, а у простого – только одна. Таким образом, если найти подлежащее и сказуемое (или только один из этих главных членов, если речь идет об односоставном предложении), то легко определить, какое именно это предложение.

Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, нужно рассмотреть примеры простого осложненного предложения.

Виктор Петрович, позвольте нам уйти пораньше – в этом предложении грамматическая основа состоит из одного глагола, а обращение осложняет его – у него нет своей грамматической основы, но оно тесно связано по смыслу с основной частью синтаксической единицы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что осложняющий компонент – это некое дополнительное высказывание, которое связано с предложением.

Классификация элементов, осложняющих простое предложение

Для начала следует рассмотреть таблицу, в которой они перечислены с примерами:

В качестве осложняющей конструкции может выступать и обращение, то есть наименование лица, к которому обращена речь: Сынок, принеси мне пилу.

Знаки препинания в простом осложненном предложении

Правила, которые регламентируют их постановку, достаточно простые, но их нужно запомнить.

Так, если предложение осложняется однородными членами, то между ними и основной частью синтаксической единицы запятая не ставится, но может стоять двоеточие, если есть определяющее слово.

Все остальные конструкции, то есть обращения, вводные слова, вставки и обособленные члены предложения, отделяются от основной его части с помощью запятой.

Что мы узнали?

Простое осложненное предложение – это предложение с одной грамматической основой, которое может осложняться разнообразными конструкциями, среди которых однородные члены предложения, вводные слова и вставки, обращения, а также обособленные члены предложения (и обстоятельства, и определения, и дополнения). Определить, сложное ли это предложение или простое, но осложненное, можно после того, как будет найдена грамматическая основа. Если она одна, то это простое предложение, а то, что кажется еще одним предложением – просто осложняющий его элемент. Чтобы понять, какие знаки препинания нужно ставить в осложненном предложении, для начала определяют, что именно его осложняет. Если это однородные члены, то отделять их от основной синтаксической конструкции не нужно, во всех остальных случаях запятая между основной частью предложения и тем, что его осложняет, обязательна.

Разделы: Русский язык , Общепедагогические технологии

Грамматика повелевает даже царями.
Ж. Мольер

Цель урока: повторение пунктуации простого осложненного предложения

Презентация. Слайд 1

Учитель. Ребята! Сегодня мы повторяем пунктуацию простого осложненного предложения. Давайте вначале побеседуем.

  1. Каковы признаки простого предложения?
  2. Предложение распространенное и осложненное – это одно и то же?

Чтобы у вас было ясное представление об этом, посмотрите на таблицу.


Слайд 2 (Таблица)

– Так с какими же пунктограммами мы сегодня встретимся?

Ответы учащихся

Вопрос: Что нужно учитывать при выборе знака препинания?

Ответ ученика.

Учитель. Да, верно, всегда необходимо “видеть” и учитывать строение предложения, так как в русском языке пунктуация связана со структурой предложения. Таким образом, вначале надо разобраться в строении предложения, а затем применять пунктуационное правило. Конечно же, надо помнить и о том, что знаки препинания выполняют и смыслоразличительную функцию. Перед вами известная шутка:

Слайд 3

Кисель там варят из резины,
Галоши делают из глины,
Кувшины лепят пирожки…

А чтобы у нас не получился “кисель из резины”, будем думать и о смысле предлагаемых в заданиях предложений.

Вопрос: Какие из перечисленных пунктограмм вызывают у вас наибольшую трудность?

Ответы учеников.

Учитель. Предлагаю систематизировать процесс повторения и принять порядок изложения материала в соответствии с таблицей. Давайте начнем с однородных и неоднородных определений.


Слайд 4 (Таблица)

  1. Домой Тихон Ильич ехал в солнечное, жаркое утро… (И. Бунин)
  2. Все серые, карие, синие глазки – смешались, как в поле цветы. (Н. Некрасов)
  3. Стояла темная июльская ночь. (М. Пришвин)

Учитель. Прокомментируйте, пожалуйста, содержание таблицы. Выберите из предложений, написанных на доске, нужные для иллюстрации ваших рассуждений.

Ответы учеников.

Задание: А теперь пишем под диктовку:

Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. (М. Лермонтов)

Скучные, глухие времена дедушки сменились временем молодых господ. (И. Бунин)

Опять знакомо запахло пресной теплой водой, илом, полевой вечерней свежестью. (И. Бунин)

Слайд 5

Проверка работы – сверка со слайдом.

Учитель. Ребята, в части А есть задание № 21. Прочтите задание к нему. Оно простое, но ошибки в нем встречаются часто. Все дело в том, что люди не видят структуру предложения, забывают о том, что это главная подсказка. Обратимся к таблице:


Слайд 6 (Таблица)

Задание: Смотрим на экран, озвучиваем содержание таблицы.

Ответ ученика

Задание: спишите предложения, расставьте запятые, объясните их постановку.

Слайд 7

Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. (М. Лермонтов)

Анекдот о трех картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил из его головы. (А. Пушкин)

Ветер пришел на помощь березе и своим голым веником она начала из года в год хлестать ель по макушке. (М. Пришвин)

Ответы учеников по каждому предложению.

Учитель открывает схемы, нарисованные на доске.

Задание: Перед вами схемы, в которых необходимо расставить знаки препинания.

О и О и О

и О и О и О

Вопрос: Каким принципом расстановки запятых пользуемся? /Ставим запятые после каждого однородного члена предложения./

Задание: Проиллюстрируйте схемы примерами и познакомьте с тем, что у вас получилось.

Ответы учеников.

Учитель: Предлагаю вам более художественный вариант (устно):

Куда столь быстро, и легко,
И гордо, и прелестно
Ты пролетаешь, облачко,
Скиталец поднебесный?
А. Бестужев-Марлинский. “К облаку”

Учитель. Следующую остановку сделаем, ребята, на вводных словах. Вы хорошо усвоили этот материал, но все-таки давайте вспомним слова, которые не являются вводными и не выделяются запятыми. Назовите их. А теперь посмотрите на экран и убедитесь, что вы ничего не забыли.

Слайд 8

Как будто, ведь, вряд ли, примерно, вот, как раз, все-таки, непременно, обязательно, именно, даже, вдруг, как бы, между тем, к тому же, почти, поэтому, словно, буквально.

Учитель. Если вы что-то пропустили, запишите эти слова в тетрадь. Итак, с этими словами все просто: надо их только запомнить. А ведь многие вводные слова могут быть очень коварными. Напомню вам лексическое значение самого термина: вводить – “заставить войти”, включить что-то во что-нибудь. Они введены, но с другими членами предложения грамматически не связаны, например:

Слайд 9

  1. Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы?
    Тогда как в другом предложении они же связаны и вводными не являются.
  2. Ветер здесь может быть очень сильным.

Учитель. Особый разговор был у нас о слове однако. Кто его помнит?

/Слово однако не выделяется запятой, если стоит в начале предложения./

Задание: Ребята, объясните знаки препинания в данном тексте, определите, чем осложнены простые предложения. (Текст выводится на экран.)


Слайд 10

По ходу выполнения задания повторяются правила обособления причастных и деепричастных оборотов, уточняющих членов.

Ответы учеников.

Учитель. Теперь я уверена, что вы сможете справиться с заданиями ЕГЭ № 21, 22, 23, 24 из части А.

Задание выполняется по сборникам или на компьютере.

Учитель. Следующее задание будет по типу В5. Текст у всех одинаковый, а вот задания будут различными (по рядам или группам).

Текст к заданию:

Учитель: И в этом задании, как и в предыдущих, надо “видеть” строение предложения, чтобы найти нужную синтаксическую единицу.


Слайд 11

Учитель. Давайте проверим себя. Докажите, что ваш выбор ответа верен.

Ответы учеников.

Учитель. А теперь подведем итоги урока. Сделаем это с помощью рефлексии. Сформулируйте ответы на следующие вопросы:


Слайд 12

Домашнее задание. Упр. 476; используя все, что может осложнять и распространять предложения, составьте текст-рассуждение на тему: “Может ли современный человек наслаждаться красотой?”

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Митрофановская средняя общеобразовательная школа»

Кантемировского муниципального района Воронежской области

Конспект урока русского языка
в 11 классе


Контрольная работа по теме: «Простое осложнённое предложение»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Зубко Любовь Николаевна


Митрофановка

2012

Зачёт

Тема «Простое осложнённое предложение» Теория
    Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения.
    : определения, приложения, обстоятельства.
Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных и уточняющих членах предложения.
    Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи. Порядок слов в предложении. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Контрольная работа . Вариант 1 Контрольный диктант Вариант 2 Контрольное списывание Вариант 3 Контрольный тест
Проверочная работа Тест Обособленные члены предложения Практикум Прямая речь. Цитирование Контрольная работа

Пунктуация в простом осложнённом предложении

Вариант 1

Контрольный диктант

Олеся

Весна наступила в этом году ранняя, дружная и - как всегда на Полесье – неожиданная… Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что ничего нельзя было расслышать за их криком. Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни…

В эти весенние дни образ Олеси не выходил из моей головы. Мне нравилось, оставшись одному, лечь, зажмурить глаза… и беспрестанно вызывать в своём воображении её то суровое, то лукавое, то сияющее нежной улыбкой лицо, её молодое тело, выросшее в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые ёлочки, её свежий голос, с неожиданными низкими бархатными нотками. «Во всех её движениях, в её словах, - думал я, - есть что-то благородное, какая-то врожденная изящная умеренность…»

Не одна красота Олеси меня в ней очаровывала, но также и её цельная, самобытная, свободная натура, её ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детский, невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины.

Каждый раз, когда я приходил, Олеся встречала меня с своим привычным сдержанным достоинством. Но всегда, по первому невольному движению, которое она делала, увидев меня , я замечал, что она радуется моему приходу… Мы всё сильнее и крепче привязывались друг к другу.

Иногда я возмущался против собственного бессилия и против привычки, тянувшей меня каждый день к Олесе. Я и сам не подозревал, какими тонкими, крепкими, незримыми нитями было привязано моё сердце к этой очаровательной, непонятной для меня девушке. Я ещё не думал о любви, но уже переживал тревожный, предшествующий любви период, полный смутных, томительно грустных ощущений. (По А.И. Куприну)

2. Определите стиль текста тип(-ы) речи. /художественный повествование, описание/

беспрестанно вызывать (абзац 2) /примыкание/

/сияющее нежной улыбкой /

/увидев меня/

6. Какие изобразительно-выразительные средства языка использованы А.Куприным в абзаце 2 при описании образа девушки? Приведите примеры. / эпитеты, сравнение/

Вариант 2

Контрольное списывание

    Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя, где необходимо пропущенные буквы.

Олеся

Весна наступила в этом году ра(н,нн)яя дружная и - как всегда на Полесье – (н..)ожида(н,нн)ая… Воробьи стаями обсыпавш..е пр..дорожные ветлы кричали так громко и возбужде(н,нн)о что (н..)чего нельзя было ра(с,сс)лышать за их криком. Везде чу..ствовалась радос..ная тор..пливая тревога жизни…

В эти весе(н,нн)ие дни образ Олеси (н..)выходил из моей головы. Мне нравилось оставшись одному леч.. зажмурить глаза и беспреста(н,нн)о вызывать в своём во..бражении её то суровое то лукавое то сияющ..е нежной улыбкой лицо её молодое тело выр..сшее в пр..волье старого бора так(же) стройно и так(же) могучекак растут молодые ёлочки её свеж..й голос с (н..)ожиданными низк..ми бархатн..ми нотками. «Во всех её движениях в её словах думал я есть что-то благ..родное какая(то) врожде(н,нн)ая изящная умере(н,нн)ость…

(Н..)одна красота Олеси меня в ней оч..ров..вала но так(же) и её цельная сам..бытная свободная натура её ум одн..време(н,нн)о ясный и окута(н,нн)ый (н..)покол..бимым наследств..(н,нн)ым суевер..ем детский н..ви(н,нн)ый но и (н..) лише(н,нн)ый лукавого кокетства красивой женщины.

Каждый раз когда я пр..ходил Олеся встречала меня с своим пр..вычным сдерж..(н,нн)ым досто..нством. Но всегда, по первому н..вольному движению, которое она делала увидев меня я зам..чал что она радуе(т,ть)ся моему приходу… Мы всё сильнее и крепче пр..вяз..вались друг к другу.

Иногда я возмущался против собств..(н,нн)ого б..ссилия и против привычки тянувш..й меня каждый день к Олесе. Я и сам (н..)подозревал какими тонкими крепкими н..зрим..ми нитями было пр..вязано моё сердце к этой оч..ровательной (н..)понятной для меня девушке. Я ещё (н..)думал о любви но уже пер..живал тревожный пр..дшествующий любви период полный смутных томительно грус..ных ощущений. (По А.И.Куприну)

2. Определите стиль текста тип(-ы) речи.

3. Укажите способ связи слов в словосочетании беспрестанно вызывать (абзац 2)

4. Выпишите из текста определение, выраженное причастным оборотом, которое используется

рассказчиком при описании лица Олеси.

5. Из абзаца 4 выпишите обособленное обстоятельство (деепричастный оборот).

6. Какие изобразительно-выразительные средства языка использованы А.Куприным в абзаце 2 при описании образа девушки? Приведите примеры.

Вариант 3

Контрольный тест

Пунктуация в простом осложнённом предложении



Прочитайте текст и выполните задания В1 – В6.

В доме Чайковского


Дом кажется ра..сохся от старости. А может быть и от (того) что он стоял на поляне в сосновом лесу а от сосен всё лето т..нуло жаром. Иногда дул ветер но он к сожалению (н..) проникал в открытые окна.

Чайковскому нравился этот деревя(н,нн)ный дом. Единств..(н,нн)ое раздр..жавш..е композитора скрипуч..е половицы. Только п..р..ступив через пять шатких половиц он мог пройти к роялю. Со стороны это выгл..дело должно быть забавно когда пожилой композитор проб..рался к роялю пр..гляд..ваясь к половицам пр..щур..(н,нн)ыми глазами.

Но вот (н..)одна из половиц (н..)скрипнула Чайковский садит..ся за рояль и (мы это видели не раз) усмехается. Н..пр..ятное позади а сейчас начнёт..ся уд..вительное и весёлое. Рас..охш..йся дом к изумлен..ю многих запоёт от первых(же) звуков рояля. А без музыки Петра Ильича Чайковского дом казалось скучал. Иногда ночью просыпаясь композитор слышал как потреск..вая пропоёт то одна то другая половица вспомнив к его радости дневную музыку.

Композитор мечтал п..р..дать лёгкий восторг от всего от зрелища радуги и от ауканья крестьянских девушек и от самых простых явлений жизни.

И он конечно (н..)когда (н..)ждал вдохн..вен..я а работал и работал. И вдохн..вен..е рождалось разумеется в работе.

(По К.Паустовскому)

Эталон

Контрольный тест

Простое осложнённое предложение.


Дата сдачи работы « ____» _____________20___ г.
Баллы А ___ В ___ Всего ____
Оценка* ______ / ____________ / Проверил ___________
* А, В «3» – 8 – 12 б; «4» – 13 – 20 б; «5» – 21 – 22 балла

Проверочная работа

Обособленные члены предложения

Вариант 1


1. Укажите предложение, в котором обособленные члены отсутствуют (знаки препинания не расставлены). а) Мне нравилась его спокойная и ровная речь простая и ясная. б) Солнце поднялось над горами и сгоняло ещё лежавший в тени иней. в) Вся деревушка тихая и задумчивая имела приятный вид.
    Найдите предложение с обособленным согласованным определением (знаки
препинания не расставлены). а) Весь мир с листвой с весенним громом для радости открылся им. б) Литература предполагает прежде всего массового читателя. в) Мне часто вспоминается теперь эта тёмная река затенённая горами.
3. Неверно выделено приложение. а) Ходил Стенька Разин в Астрахань -город. б) В народе её называют чудо -ягодой. в) И вот сама идёт волшебница-зима . 4. Укажите предложение, в котором оборот с союзом как следует обособить. а) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу. б) Вы как инициатор должны играть главную роль. в) Это событие следует рассматривать как исключительный случай.
5. Найдите правильно построенное предложение. а) Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно. б) Взяв её под руку, они пошли вместе. в) Писатель должен показывать жизнь такой, какая она есть, не приукрашивая и не ухудшая её.

    Укажите, какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления

обособленных членов.

По фотографиям Лев Николаевич представлялся мне не только духовным

(1) но и физическим гигантом (2) высоким, могучим и широким в плечах.

А) 1 – (, ) 2 – (–) б) 1 – () 2 – (,) в) 1 – (, ) 2 – (:) 7. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном предложении.

Песчаная отмель далеко золотилась (1) протянувшись от тёмного

обрывистого берега (2) в дремотно светлеющую реку (3) пропадавшую за дальним лесом.

А) 1, 3 б) 2, 3 в) 1, 2, 3
8. Укажите правильный вариант расстановки запятых в предложении.

Поспешно умываясь (1) и (2) со смирением одеваясь в самое дурное своё

платье (3) и старенькую мантилью (4) содрогаясь от свежести (5) Наташа выходила на пустынные улицы (6) прозрачно освещённые утренней зарёй.

а) 1, 3, 4, 6 б) 4, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6

9. В каких строках А.Блока есть обособленные обстоятельства (знаки препинания не расставлены)? Укажите, верный вариант ответа.

1) Дыша духами и туманами она садится у окна.

2) Тоска дорожная железная свистела сердце разрывая

3) И смотрю и вражду измеряю ненавидя кляня и любя. (А.Блок)

а) 1, 2 б) 1, 3 в) 2, 3

10. В каком варианте деепричастный оборот не обособляется?

а) Он работал не покладая рук. (М.Горький)

б) Чуть шумят качаясь сосны (В.Брюсов

в) Окна разинув стоят магазины. (В.Маяковский)

11. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Откинувшись в кресле (1) он смотрел на нас (2) присмиревших ребят (3) и (4) отложив раскрытую книгу (5) казалось (6) всё ещё думал о прочитанном.

а) 1, 2, 4, 5 б) 1, 2, 3, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6

12. Укажите, чем осложнено предложение (знаки препинания не расставлены).

В языке, как известно, есть одинаково звучащие и пишущиеся слова с совершенно различным значением – омонимы.

а) сравнительным оборотом, обособленным приложением

б) однородными определениями и вводным сочетанием

в) вводным сочетанием, однородными определениями и обособленным приложением

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю

О всех кораблях ушедших в море

О всех забывших радость свою.

А.Блок.


Проверочная работа

Обособленные члены предложения

Вариант 2

    Укажите предложение с обособленными членами (знаки препинания не расставлены):
а) Иван Сергеевич был высокого роста худощавый и медлительный. б) Бунина большинство знает как прозаика. в) Она встретила сына с радостью неожиданной для него. (М.Горький)
2. Укажите условие, при котором определение не обособляется: а) находится между подлежащим и сказуемым; б) относится к личному местоимению; в) находится перед определяемым словом.
3. Укажите предложение, в котором приложение не обособляется (знаки препинания не расставлены). а) Ночевала тучка золотая на груди утёса великана. (М.Лермонтов) б) Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. (А.Пушкин ) в) Вот оно объяснение. (Л.Толстой)
    Найдите предложение, в котором следует поставить одну запятую.
а) Как стилист Чехов недосягаем! (М.Горький) б) Жизнь как подстреленная птица. (Ф.Тютчев) в) Лишь тот кто уважает других людей имеет право на уважение.

5. В каком варианте ответа указаны предложения с обособленным приложением (знаки препинания не расставлены)?

1) Петергоф пригород Санкт-Петербурга славится парками и фонтанами.

2) В картине Левитана «После дождя» заключена вся прелесть дождевых сумерек в приволжском городке.

3) М.И.Глинка великий русский композитор после премьеры оперы

«Иван Сусанин» увлёкся созданием оперы на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».

А) 1, 2 б) 2, 3 в) 1, 3

6. В каком варианте ответа верно указаны конструкции, осложняющие данное

предложение?

Тут, в уютной квартире Мережковского на Литейной, сколько раз приходилось мне присутствовать при самых значительных, утончённых прениях, наложивших отпечаток на всю мою жизнь. (А.Белый)

а) уточнение, однородные члены, обособленное дополнение

б) приложение, однородные члены, обособленное обстоятельство

в) уточнение, однородные члены, обособленное определение

7. Как правильно продолжить предложение:

Глядя на эту картину…

а) возникает ощущение тревоги.

б) мы невольно грустим.

в) у многих сжимается сердце.

8. Укажите предложение без грамматической ошибки.

а) Не имея часов, можно определить время по цветам.

б) Доехав до конечной станции, нам предстояла пересадка.

в) Наблюдая экзотическую природу, возникла теория Дарвина.

9. Укажите вариант ответа, в котором верно указаны все цифры, на месте которых в предложениии должны стоять запятые.

Музыка питается более глубокими корнями (1) и (2) опираясь на прошлое (3) она лучше видит будущее, чем мы (4) живущие в моменте и миге. (С.Городецкий)

а) 1, 2, 4 б) 2, 3 в) 1, 2, 3, 4

10. Укажите предложение, в котором обстоятельство не обособляется (знаки

препинания не расставлены).

а) Чьи-то глаза смотрели не мигая.

б) Пошумев река успокоилась.

в) Казаки разъехались не договорившись.

11. Какой вариант ответа содержит предложение с пунктуационной ошибкой. а) Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех. б) Опять Шопен не ищет выгод, но окрыляясь на лету, Один прокладывает выход из вероятья в правоту. в) Гремит Шопен, из окон грянув, а снизу, под его эффект Прямя подсвечники каштанов, на звёзды смотрит прошлый век.

(Б.Пастернак)

12. В каком варианте ответа, указаны предложения, в которых деепричастные

обороты не обособляются?

1) Можно прожить и не хвастая умом.

2) К работе над повестью можно приступить начиная с будущей недели.

3) Понять это произведение можно, лишь учитывая условие его создания.

а) 1, 2 б) 2, 3 в) 1,3

13. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт сын ошибок трудных

И гений парадоксов друг

(А.С.Пушкин)

ЭТАЛОН

Проверочная работа

Обособленные члены предложения

Вариант 1

Вариант ответа

Вариант 2

Вариант ответа

Практикум

Прямая и косвенная речь. Цитирование.

    Прочитайте начало рассказа И.Бунина «Тёмные аллеи». Оформите цитату одним из известных вам способов, дополнив фрагмент из данного текста необходимыми предложениями.

В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими чёрными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казённая почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас...

    Найдите в данном отрывке из рассказа предложение с прямой печью, в котором допущена пунктуационная ошибка, запишите это предложение в исправленном виде: *

«Надежда! Ты»? – сказал он торопливо. «Я, Николай Алексеевич», – ответила она. «Боже мой, боже мой, – сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на неё. – Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не виделись? Лет тридцать пять?»

*Ошибка допущена в предложении 1. «Надежда»! Ты? » – сказал он торопливо.

    Составьте схемы следующих предложений с прямой речью:

А. Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся: «Ведь не могла же ты любить меня весь век!»

Б. «Значит могла. Сколько ни проходило времени, всё одним жила… Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня – помните как? И всё стихи мне изволили читать про всякие «тёмные аллеи», – прибавила она с недоброй улыбкой.

В. «Ах, как хороша ты была! – сказал он, качая головой. – Как горяча, как

прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались?»

    Оформите данное высказывание К.Г.Паустовского как эпиграф и как цитату, расставив необходимые знаки препинания и указав автора.
У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание. К.Г.Паустовский

Использованная литература

    Бабайцева В.В. и др. Тренинг по пунктуации. – М.: Дрофа, 2004.

    Базжина Т.В. Русская пунктуация: Пособие-справочник. – М., 2000

    Пучкова Л.И. ЕГЭ 2009. Русский яз. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2009

    «1 С» - компьютерные программы для образования.