Поп. Партизан Фёдор Пузанов

  • Дата рождения: 8 июня 1888 г.
  • Место рождения: Самарская губ., Бугурусланский у., Емонтаевская вол., с. Алферовка
  • Пол: мужчина
  • Профессия / место работы: священник
  • Место проживания: Новгородская о., г. Чудово
  • Место смерти: Новгородская о., Солецкий р., с. Молочково
  • Где и кем арестован: Петропавловская о., станица Становая
  • Дата ареста: 1928 г.
  • Источники данных: БД «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»

Места проживания

Новгородская о., г. Чудово
1932-1941 гг.
В 1932-1941гг. проживал в г. Чудово, трудился рабочим

Рукоположение

диакон
14.03.1923 г.
Кто рукоположил епископ Бугурусланский Алексий, викарий Самарской епархии
священник
1926
Месяц 8
Кто рукоположил епископ Петропавловский Иоанн

Служение

Уфимская губ., с. Каменка
Должность псаломщик
1918-1920 гг.
Вернувшись на родину, служил псаломщиком в церкви с. Каменка Уфимской
губ. и церкви с. Новоспасское Самарской губ.

Должность псаломщик
14.06.1921-03.1923 гг.
Самарская губ., с. Новоспасское
диакон
Дата начала: 1923 г.
Самарская губ., с. Борискино
диакон
Дата окончания: 1926 г.
Петропавловская о., ст. Становая
священник
08.1926-1928 гг.

священник
Дата начала: 1941 г.
В оккупации остался в Чудово.
Служил священником в храмах Новгородской и Псковской обл.
в составе Псковской Духовной Миссии
Псков
священник
Дата окончания: 08.03.1942 г.

священник
Должность настоятель
Дата начала: 09.03.1942 г.
9 марта (апреля?) 1942г. назначен Псковской Духовной Миссией служить в
с. Хохловы Горки.
Из статьи :

  • "Уже с первых месяцев войны практически все православные приходы страны
  • стихийно начали сбор средств в созданный фонд обороны. . . Верующие
  • жертвовали не только деньги и облигации, но и изделия (а также лом)
  • из драгоценных и цветных металлов, вещи, обувь, полотно, шерсть и многое
  • другое. К лету 1945г. общая сумма только денежных взносов на эти
  • цели, по неполным данным, составила более 300 млн. руб. - без учета
  • драгоценностей, одежды и продовольствия.
  • Средства для победы над фашистами собирались даже на оккупированной
  • территории, что было сопряжено с настоящим героизмом.
  • Так, псковский священник Федор Пузанов под боком у фашистских властей
  • умудрился собрать около 500 тыс. руб. пожертвований и передать их на
  • "большую землю". . .
  • Особо значимым церковным деянием стала постройка на средства православных
  • верующих колонны из 40 танков Т-34 "Димитрий Донской" и эскадрильи
  • "Александр Невский".

О. Федор Андреевич Пузанов стал разведчиком 5-й партизанской бригады.
Георгиевский кавалер Первой мировой войны и скромный сельский плотник
в 30-е годы, он, пользуясь относительной свободой передвижения, разрешенной
ему оккупантами как священнику сельского прихода, вел разведывательную работу,
снабжал партизан хлебом и одеждой, первым отдал свою корову, сообщал данные о
передвижениях немцев.
Кроме этого, он вел беседы с верующими и, передвигаясь от села к селу,
знакомил жителей с положением в стране и на фронтах.
Из рапорта о. Феодора правящему архиерею в 1944г. :

  • "Во время немецкой оккупации здесь были советские дети в приюте,
  • я их всегда навещал и поддерживал хлебом, продуктами, и старался
  • по приходу призывать на поддержку безродных детей Советского Союза,
  • дети меня чтили и уважали за родного отца".

Во время эвакуации немцами населения Псковского района в январе 1944 г.
О. Феодор более 300 советских граждан спас от угона в Германию.
священник Пузанов должен был сопровождать свой приход к месту погрузки в эшелон.
Колонну сельчан сопровождали немцы, но, пройдя 15 километров, немцы
свернули в сторону, приказав священнику под страхом смерти, довести колонну
самому до места назначения. За ослушание пообещали расстрелять.
(Священников Псковской миссии немцы расстреливали не только за принципиальные
отказы служить молебны во славу рейха, но и за неосторожно сказанное слово

  • Куда подевались конвоиры? Вернутся ли они? Как быстро обнаружат

исчезновение будущих "остарбайтеров" и начнут поиски? Священник этого
знать не мог. "Пастырь добрый жизнь свою полагает за овец", - сказано
в Евангелии. И отец Федор рискнул. В своем рапорте правящему архиерею
в 1944 году он писал:

  • "Немцы не успели отойти 2 км, как я дал команду о том, что сейчас же мы
  • должны идти в тыл, где, как я знал, находятся наши партизаны.
  • Этим мы только спасли себя".

После освобождения Псковщины в 1944 году священник остался на родине.
По данным во время немецкой оккупации в январе 1944г. скрывался вместе с
местным населением в лесу до прихода советских войск.
Командир 5-й партизанской бригады К. Д. Карицкий сам прикрепил к груди героя
медаль "Партизану Отечественной войны" 2-й степени
Псковская о., Порховский р., с. Хохловы Горки, церковь Грузинской Божией Матери
священник
Должность благочинный шести районов Псковской обл.
03.1944-18.09.1944 гг.
Псковская о., с. Михайлово
священник
Должность благочинный шести районов Псковской обл. (до 01. 12. 1945г.)
19.09.1944-09.12.1945 гг.
Псковская о., Порховский р., с. Хохловы Горки, церковь Грузинской Божией Матери
священник
10.12.1945-19.02.1947 гг.
Новгородская о., с. Углы
священник
Должность настоятель
20.02.1947-19.03.1948 гг.
Новгородская о., Солецкий р., с. Молочково (близ Сольцов), Успенская церковь
священник
Должность настоятель
Дата начала: 20.03.1948 г.
К 1950г. служил в с. Молочково.
Из статьи Бориса Клина об о. Феодоре :

  • "Нелицемерно любит свои пастырские обязанности" -
  • такой отзыв, датированный 1950г., находится в его личном деле.
  • "Заботливый о храме священник, любит украшать храм Божий"
  • - так сказано спустя шесть лет.
  • Но вот на его характер архиереи сетовали: в семинарии не учился,
  • потому цельности не имеет, и о мирском, мол, печется чрезмерно.
  • Сколь обоснованны были упреки, судить уже невозможно.
  • Но мне, внимательно прочитавшему архивные документы, отец Федор
  • показался как раз человеком очень цельным.
  • Широкое лицо крепкого русского мужика - так он выглядит на
  • немногочисленных фотографиях. . .
  • Сын о. Феодора Михаил в 1943-1944гг. учился в Виленской семинарии,
  • потом был призван в Красную Армию, год воевал в пехоте, был дважды ранен
  • и награжден медалью "За победу над Германией". В 1946 году он
  • пытался поступить в Ленинградскую духовную семинарию,
  • но не был допущен к экзаменам. В аудиторию вошел человек, назвал несколько
  • фамилий и предложил "очистить помещение". Причины не объяснил. . .
  • Герой-партизан раздражал церковных чиновников, а уж советских и подавно.
  • В мае 1950 года отец Федор писал, как председатель горсовета товарищ Баранов при-
  • людно заявил ему: "Нам попы не нужны теперь". И объяснил, что в свое
  • время нэпманам тоже дали "вольную торговлю, а пришло время, и взяли их
  • за горло, со всеми справились и всем нашли место, так и с вами поступим"

Новгородская о., г. Чудово, Казанская церковь
священник
Должность настоятель
Дата окончания: 1965 г.

Публикации

1. Псковский синодик пострадавших за веру Христову в годину гонений священнослужителей, монашествующих и мирян Псковской епархии ХХ столетия. Москва - Псков: "Духовное преображение", 2005.
С. 682-683.
2. http://www. izvestia. ru/obshestvo/article3140564/ (сайт Известия. ru:Известия 24. 09. 2010г. Б. Клин. Георгиевский батюшка).

В честь грядущего 70-летия Великой Победы мы открываем рубрику: «Победа и Церковь», в которой будем рассказывать о священниках-фронтовиках. Наш первый рассказ о священнике Федоре Пузанове. Почему его называли «георгиевский батюшка»? Как сельский священник участвовал в двух мировых войнах, собрал для нужд фронта полмиллиона рублей, спас, рискуя собственной жизнью, 300 прихожан от расстрела…

Георгиевский батюшка

В 1888 году у псаломщика Андрея Пузанова родился сын Фёдор. Никто тогда и подумать не мог, что обычному сельскому мальчишке будет уготована яркая и очень необычная судьба. Ребенок окончил два класса земской школы. Еще в детстве он решил пойти по стопам отца. Когда началась первая мировая война, сражался за Бога, царя и Родину. За смелость во время военных действий был награжден Георгиевскими крестами 2-й, 3-й, 4-й степени и Георгиевской медалью 2-й степени.

О церкви никогда не забывал. При первой же возможности вернулся в церковь. С 1918 по 1920 год был псаломщиком в Уфимской области, в 1923 году дослужился до диакона. Священником Федор Пузанов стал в 1926 году. Через два или три года был арестован (за что именно - данных нет). С 1932 по 1941 год жил в городе Чудове Новгородской области, был рабочим. В апреле 1942 года Псковская православная миссия назначает Пузанова настоятелем села Хохловы Горки Порховского района Псковской области.

«Дмитрий Донской»

В газете «Московский церковный вестник» в N 2 (1989 года) была опубликована статья «Партизанский отец Федор». Там кратко сообщалось, что отец Федор собрал в двух селах полмиллиона рублей (!) и передал их через партизан в Ленинград на создание танковой колонны Красной армии. Колонну просил назвать «Дмитрий Донской».

Об этом сам священнослужитель рассказывал в 1944 году архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию. «Во время партизанского движения я с 1942 года имел связь с партизанами, много мною выполнено заданий. Я помогал партизанам хлебом, первый отдал свою корову, бельем, в чем только нуждались партизаны, обращались ко мне, за что я получил государственную награду 2-й степени «Партизан Отечественной войны».

Митрополит Ленинградский Алексий (будущий патриарх Алексий I) наградил Пузанова крестом с украшением.

Сельский священник вел и активную разведывательную работу, сообщал данные о передвижениях немцев. Не прекращал он и просветительскую работу, проводил беседы с верующими, укреплял их в вере. Передвигаясь от села к селу, рассказывал жителям о положении в стране и на фронтах.

Родной отец

Доброта священника не знала границ. «Во время немецкой оккупации здесь были советские дети в приюте, я их всегда навещал и поддерживал хлебом, продуктами, и старался по приходу призывать на поддержку безродных детей Советского Союза, дети меня чтили и уважали за родного отца», — это тоже цитата из его письма архиепископу.

300 спасенных

Еще один удивительный факт известен о батюшке. Рискуя собственной жизнью, он спас 300 человек. Как ему это удалось? Под конец оккупации отступающие немцы собрали триста сельчан для угона в Германию. В царившей неразберихе вооружённый конвой свернул в лес, назначив Пузанова старшим по колонне. Ему приказали под страхом расстрела довести людей до места назначения – до погрузки в эшелон.

Священник же, убедившись, что конвой исчез из вида, увёл людей в известное ему место дислокации партизан. Там и остался нести партизанскую службу до прихода Красной Армии. Так он спас 300 человек от смерти. В своем рапорте правящему архиерею в 1944 году Пузанов писал: «Немцы не успели отойти 2 км, как я дал команду сейчас же идти в тыл, где я знал, находятся наши партизаны. Этим мы только спасли себя».

Термины «светское государство» и «светское образование» подвергнут трактовке

Нынешний блок школьных духовно-нравственных дисциплин ОРКСЭ должен преимущественно состоять из Основ православной культуры и преподаваться на протяжении всей школы - со 2-го по 10-й класс. Регионы, где этого не происходит, нужно брать на заметку. А священники должны участвовать в обучении школьников общеобразовательных школ, благо тезиса об отделении школы от церкви в российской Конституции XXI века нет. К таким выводам пришли участники круглого стола в Госдуме «Духовно-нравственное образование в российской школе: состояние, проблемы, перспективы развития», прошедшего в рамках VII Рождественских парламентских встреч.

Современного российского школьника - бездуховного и безнравственного - может спасти разве что многократный рост объема курса Основ религиозных культур и светской этики. А точнее - «традиционной российской религии», т.е. православного блока. Изучать его надо не в 4-м классе, как сейчас, а со 2-го по 10-й, не боясь перегрузить детей кучей дополнительных учебных часов в неделю, убежден председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: ибо «на самом деле, это не проблема учебной нагрузки, а проблема жизни».

Одновременно, считает владыка, надо финансировать за счет бюджета (т.е. денег всех налогоплательщиков, независимо от их вероисповедания) частные православные детские сады и школы. И в этом святом деле замминистра просвещения Татьяна Синюгина, присутствовавшая на слушаниях, тут же пообещала содействие своего ведомства, «если региональные власти, в чьем ведении находятся эти учебные заведения, сами этого не делают». При этом примечательно, что курс основ религиозных культур и светской этики в обычных школах чиновная дама называла без затей - основы православной культуры и светской этики.

Впрочем, дальше всех по пути искоренения бездуховности и безнравственности российских школяров исключительно силами РПЦ ушел зампред думского Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Сысоев, также озаботившийся данной проблемой. Попеняв для начала представителям Минпроса за непредоставленную ему статистику о выборе родителями модуля ОРКСЭ для изучения их детьми, он перешел к главному:

Все епархии должны получать информацию, в каких регионах изучают основы православной культуры, есть ли там продвижение этих показателей, а где отказались!

Более того. Какую-то статистику этого рода депутат все же нашел сам. Но она его не устроила: «В сельских епархиях основы православной культуры выбрали лишь 13% школьников. В городских - 20%. Но это же очень мало! Считаю, что надо рекомендовать Минпросвещения административно обязывать руководство школ расширять изучение ОПК! Но добровольно!»

Вести «духовно-нравственные занятия», по мнению этого и других участников слушаний, должны, естественно, священники. Тем более что из нынешней Конституции страны исчез тезис об отделении школы от церкви. Осталось лишь «правильно» оттрактовать понятия «светское государство» и «светский характер образования», подчеркнул завлаб развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Игорь Метлик. И дело в шляпе. А то сегодня клир не допускают в школы исключительно по причине трактовки «неправильной».

Говорить на фоне этих перлов, что все эвфемизмы отброшены и курс ОРКСЭ, поначалу официально стыдливо именовавшийся «культуроведческим», открыто стали называть религиозным, как-то несерьезно. На подходе второе пришествие в российскую школу «Закона Божиего». Вот только воспитается ли с его помощью особо нравственное поколение - большой вопрос. Так, изучавший этот предмет, как и все гимназисты, кроме «инородцев», Володя Ульянов, как известно, объявил тотальную войну как «опиуму для народа» в целом, так и каждому из его служителей-попов в частности. А уж что с ними творил выпускник духовной семинарии Иосиф Джугашвили со товарищи, и вспоминать противно.

В 1888 году в семье псаломщика Андрея Пузанова родился сын Фёдор. Грамоте обучился, а как же: два класса земской школы окончил. На сём его образование и завершилось, так что неудивительно, что до конца жизни Фёдор Андреевич писал с ошибками. Стезю выбрал себе, по примеру отца, церковную, хотя и от мирских дел в стороне не стоял: работал на земле, а когда началась первая мировая, отважно сражался за бога, царя и отечество: есть сведения, что за смелость свою был отмечен тремя Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью II степени. Однако же при первой возможности вернулся в церковь. С 1918 по 1920 год труждался псаломщиком в Уфимской области, в 1923 году дослужился до диакона.

Несмотря на то, что специального теологического образования Фёдор Пузанов не получил, богослужебную матчасть, надо думать, освоил вполне, и в 1926 году был рукоположен в священство. Время тогда для такого решения было, как сейчас представляется, не самое благоприятное, ну да человек он был взрослый, вполне сформировавшийся, способный, как говорится, к принятию самостоятельных решений. Через два или три года был арестован (за что именно - данных нет, а фантазировать не буду). Отсидел, надо полагать, года три, потому что по данным автобиографии с 1932 по 1941 год был пролетарием в городе Чудове Новгородской области. А в апреле 1942 года небезызвестная Псковская православная миссия назначила его настоятелем села Хохловы Горки Порховского района Псковской области.

Что делает русский православный поп Фёдор Пузанов, назначенный на служение Псковской православной миссией? При первой возможности устанавливает связь с местными партизанами. Организует снабжение партизан продовольствием (и своей коровы не пожалел), одеждой, обувью, бельём, выполняет различные разведывательные задания.


Партизан отец Фёдор Пузанов в боевом строю.

Под конец оккупации отступающие немцы собрали триста сельчан для угона в Германию, однако вооружённый конвой не выдержал, драпанул, назначив Пузанова старшим по колонне. Поп, убедившись, что конвой исчез из видимости, увёл людей в известное ему место дислокации партизан, где и остался нести партизанскую службу до прихода Красной Армии.


Командир 5-й Ленинградской партизанской бригады Герой Советского Союза полковник Константин Дионисьевич Карицкий вручает Фёдору Пузанову медаль.

В 1944 году кавалер медали «Партизану Отечественной войны» II степени Фёдор Пузанов был обратно назначен настоятелем в Хохловы Горки, только уже митрополитом Алексием. А заодно - благочинным шести районов Псковской епархии. Правда, ненадолго: уже в 1945 году он снова подвергается своего рода репрессиям, только теперь уже со стороны непосредственного руководства. Карьерный рост партизану зажали, с должности благочинного сняли. Дошло до того, что в 1947 году его унизительным образом выгнали с торжественного банкета, посвящённого визиту в Ленинград митрополита Гор Ливанских Илии Карами. Да и сына его, отучившегося при оккупации год в Виленской семинарии, а после освобождения призванного в Красную Армию и достойно провоевавшего до Победы, получившего два ранения, не допустили к экзаменам в Ленинградскую духовную семинарию. Отец Фёдор даже обращался по команде с жалобой: «Теперь несу от своих собратий позор: укоряют меня в партизанстве. Отец протоиерей Тарасов в 1945 году не раз мне делал такой укор что партизан нам не нужен...»

Так и помер партизан Фёдор Пузанов в 1965 году скромным настоятелем Успенского храма в селе Молочкове Солецкого района Новгородской области, где служил с 1948 года. Там, рядом с храмом, и похоронен. Сын его, Михаил Фёдорович (тоже уже покойный), кстати, всё-таки добился своего, дослужившись до протоиерея.

Фёдор Пузанов - далеко не единственный православный священник, защищавший свою Советскую Родину.

Настоятель Свято-Успенской церкви Ивановского района Пинской области Василий Данилович Копычко был партизанским связным и политинформатором, на службах знакомил прихожан со сводками Совинформбюро и положением на фронтах. Дом его был партизанской явочной квартирой. Бывал отец Василий и в отряде, для которого организовал сбор продовольствия и оружия. В начале 1943 года немцы раскрыли связь попа с партизанами и немедленно сожгли церковь и его дом. Самому Василию с семьёй удалось спастись и перебраться в отряд, который впоследствии соединился с Действующей армией. Василий Копычко награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «Партизану Отечественной войны» I степени, «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Протоиерей Александр Фёдорович Романушко, настоятель церкви села Мало-Плотницкое Логишинского района Пинской области, служил в Пинском партизанском соединении с лета 1942 по лето 1944 года. Неоднократно участвовал в боевых и разведывательных операциях. Награждён медалью «Партизану Отечественной войны» I степени. Кстати, именно он в 1943 году, находясь под вооружённой партизанской охраной, на похоронах убитого полицая обратился к аудитории со следующими словами:

Братья и сестры, я понимаю большое горе матери и отца убитого. Но не наших молитв «со святыми упокой» заслужил своей жизнью во гробе предлежащий. Он - изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Вместо вечной памяти произнесём же: «Анафема».
Друзьям погибшего батюшка посоветовал покаяться и стать на борьбу с фашизмом для искупления грехов своих тяжких. После краткой, но сочной проповеди группа полицаев прямо с похорон ушла с партизанами.

Кстати, два его сына отважно воевали с немцами сначала в партизанах, а потом и в РККА, домой вернулись с орденами.


Протоиерей Александр Романушко с товарищами-партизанами.

Настоятель церкви во имя Покрова Богоматери в селе Хворосно Логишинского района Пинской области Иоанн Лойко принародно благословил трёх своих сыновей Владимира, Георгия и Александра идти в партизаны. В феврале 1943 года Хворосно было окружено карателями. Партизанское командование решило уйти без боя и вместе с мирным населением выйти из окружения. Отец Иоанн остался с оставшимися, большей частью больными, калеками, престарелыми. 15 февраля немцы сожгли его вместе с тремястами прихожанами прямо в храме.

Священник деревни Блячино Клёцкого района Барановичской области Николай Александрович Хильтов постоянно помогал разведчикам бригады имени Василия Ивановича Чапаева, действовавшей в той же области. При церковном доме он создал «дом отдыха», где поправляли своё здоровье раненые и больные партизаны. 6 апреля 1944 года за помощь партизанам он был арестован вместе с братом Георгием Александровичем, тоже священником. Их замучали до смерти в концлагере Колдычево, причём вместе с жёнами.

Настоятель храма деревни Кобыльники Мядельского района Вилейской области Пётр Бацян имел мужество помогать евреям. Был арестован СД. В минской тюрьме освободители СССР от большевизма запрягали его в плуг и пахали на нём тюремный огород, а затем затравили насмерть собаками.


Партизанский разведчик настоятель Видонской церкви Уторгошского района Мефодий Белов прощается с дочерью Руфиной - партизанской разведчицей. В 1943 году при выполнении разведывательного задания на станции Дно отец Мефодий был схвачен немцами и после пыток расстрелян.

Полных сведений нет, но, видимо, именно в рамках поддержки православия в завоёванных землях немцы, в частности, расстреляли и умертвили иными способами 55% личного состава священников одной только Полесской епархии.

Но кино снимать, понятное дело, нужно не об этом.

Таким его считают многие из тех, кто знает, что православный священник сделал для людей в войну. Издание «Известия» пишет, что отец Федор (Федор Андреевич Пузанов), родившийся в семье псаломщика, всегда был малограмотным. Псковский краевед Михаил Шкаровский сообщает, что во время гитлеровской оккупации священник собрал с селян на нужды фронта полмиллиона рублей (теми деньгами). И средства через партизан были переданы в Ленинград, – на создание танковой колонны.
Отец Федор не воевал с оружием в руках, но, судя по архивным данным, не терял времени даром в тылу. Батюшка с 1942 года наладил контакты с псковскими партизанами, которым, помимо помощи с продовольствием, даже отдал свою корову. Историки спорят, насколько весом был материальный вклад отца Федора в партизанскую борьбу (танковая колонна «Дмитрий Донской» – якобы это именно его, отца Федора, детище после внесения псковскими колхозниками 500 тысяч рублей).
Как писали «Известия», медаль «партизану Великой Отечественной войны» II степени вручили отцу Федору именно за «хозяйственную» поддержку партизан, организованную во время гитлеровской оккупации.