Кратко - учение ламарка. Основные положения теории Ламарка

Несмотря на преобладание мнения о "неизменяемости живой природы", учеными-биологами было накоплено много фактического материала. Изобретение микроскопа в XVII в., использование его в различных биологических исследованиях заставили многих ученых изменить взгляды на живую природу. Сформировались как отдельные науки эмбриология и палеонтология.
Впервые в биологии до Дарвина была заложена основа научной теории о развитии органического мира французским ученым (естествоиспытателем) Ж. Б. Ламарком.
Преимуществом эволюционной теории Ж. Б. Ламарка является более глубокое изучение строения растений и животных, которое опиралось на конкретные научные данные. В труде "Философия зоологии" (1809) он на множестве примеров доказал изменяемость органического мира. Ж. Б. Ламарк занимался также систематикой животных. Впервые по схожим признакам животные были разделены на "позвоночных" и "беспозвоночных", он сгруппировал их в шесть ступеней и четырнадцать классов:

1-я ступень - инфузории и полипы;
2-я ступень - лучевики и черви;
3-я ступень - насекомые и паукообразные;
4-я ступень - ракообразные и улитки (моллюски);
5-я ступень - рыбы и пресмыкающиеся;
6-я ступень - птицы и млекопитающие.

Из них только беспозвоночных разделил на 10 классов:

  1. Жгутиковые; 6. Паукообразные;
  2. Полипы; 7. Ракообразные;
  3. Лучевики; 8. Иглокожие;
  4. Черви; 9. Усоногие;
  5. Членистоногие; 10. Улитки (моллюски).

Французский естествоиспытатель, основатель первой эволюционной теории. Исследовал свойство приспособленности организмов в связи с условиями внешней среды. Это был огромный вклад в развитие эволюционной теории. Впервые ввел в науку термин "биология". Написал известные работы "Французская флора", "Философия зоологии" и т. д.

До настоящего времени ракообразные и паукообразные изучаются как отдельные классы. Моллюски и щетинковые черви объединены в тип. Таким образом, Ж. Б. Ламарк заложил основу классификации природной естественной системы. По мнению Ж. Б. Ламарка, жизнь возникает путем самозарождения простейших живых тел, при этом наблюдается последовательное усложнение живой природы от самого низшего до самого высшего. Так как эволюционные идеи Ж. Б. Ламарка были аргументированы фактическим материалом, возникла первая эволюционная теория. Ж. Б. Ламарк считал, что основными факторами эволюции в возникновении нового вида являются внешняя среда и время. Особенно он выделял роль окружающей среды - смену гидрогеологических условий и изменение климата. Но из-за ограниченности науки того периода Ж. Б. Ламарк не смог всесторонне доказать эволюционную теорию и правильно объяснить причину изменения организмов, не смог раскрыть движущие силы (факторы) эволюции.
Он допускал в качестве основного фактора эволюции адекватное прямое влияние среды, в частности влияние упражнений органов, которое ведет к усилению данных органов не только у конкретной особи, но у ее потомства. В итоге органы, которые находятся постоянно в движении, изменяются, развиваются, а органы, малоупражняемые, уменьшаются и атрофируются. Например, наличие длинной шеи у жирафа объясняется изменением поведения предков животного, которым приходилось вытягивать шею, чтобы дотянуться до листьев на деревьях; отсутствие у змеи ног - привычкой вытягивать тело при ползании по земле, не пользуясь конечностями.
Ж. Б. Ламарк допускал также, что стремление, желание животного, ведет к усиленному притоку крови к той части тела, к которой направлено это стремление, что вызывает усиленный рост данной части тела, передаваемый затем по наследству. Но из-за несостоятельности науки того периода Ж. Б. Ламарк не смог всесторонне доказать эволюционную теорию. Однако через 50 лет английский ученый Ч. Дарвин доказал причины и закономерности эволюции органического мира.

Эмбриология. Палеонтология. Эволюционная теория.

  1. Ж. Б. Ламарк - основатель научной теории о развитии органического мира в додарвиновский период.
  2. Ж. Б. Ламарк заложил основу систематики естественной системы путем деления беспозвоночных на 10 классов.
  3. Проанализируйте достижения Ж. Б. Ламарка в науке.
  4. Что явилось причиной изменения точки зрения ученых на живую природу?
  5. В чем преимущество эволюционной теории Ж. Б. Ламарка?
  6. Почему Ж. Б. Ламарка называют основателем эволюционной теории, приве- ведите примеры.
  7. Дайте объяснение "природной системы" Ж. Б. Ламарка.
  8. Сравните особенности классификации позвоночных и беспозвоночных животных на шесть ступеней Ж. Б. Ламарка с классификацией животных К. Линнея.
  9. Назовите недостатки теории Ж. Б. Ламарка.
Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень Сивоглазов Владислав Иванович

2. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка

Вспомните!

Что такое эволюция?

Чем объясняется господство представлений о неизменности видов в эпоху К. Линнея?

В конце XVIII в. большинство учёных было готово принять идею об изменяемости видов. Продолжалось активное накопление научных знаний, многие из которых было сложно объяснить с точки зрения неизменности видов. Серьёзные перемены происходили в социально-экономической и политической обстановке Европы, в 1789–1794 гг. во Франции разразилась революция. Коренные изменения, которые потрясали общество, приводили к мысли, что и в природе не может быть постоянства.

Создателем первой эволюционной теории стал выдающийся французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк. Учёный считал, что наиболее общие категории явлений, такие как пространство, движение, материя и время, созданы Богом, а все остальные объекты образованы самой природой. Своей задачей Ламарк считал поиск того пути, по которому шла природа, формируя существующее многообразие живых существ. Эволюционную теорию Ламарк изложил в двухтомном труде «Философия зоологии» (1809). Учёный определил два основных направления эволюционного процесса: постоянное усложнение уровня организации живых существ, происходящее во времени (градация, от лат. gradatio – постепенное повышение), и увеличение разнообразия под действием условий среды. Таким образом, эволюционную теорию Ламарка можно разделить на две части: учение о градации организмов и учение об изменчивости.

Учение о градации организмов. Ламарк считал, что первые организмы произошли из неорганической природы путём самозарождения. Их дальнейшее развитие привело к усложнению живых существ, поэтому классификация организмов не может быть произвольной, она должна отображать процесс движения от низших форм к высшим. Всех животных учёный разделил на 14 классов, которые распределил по степени усложнения организации, образовав 6 ступеней – градаций (рис. 4). Самый низший уровень в этой системе занимали инфузории, наиболее высокий – млекопитающие. Для того чтобы объяснить механизм усложнения живых существ, Ламарк предположил существование у всех организмов стремления к совершенствованию, изначально заложенного в них Богом (принцип самосовершенствования). Одновременное наличие в природе и простых, и более сложных организмов Ламарк объяснял постоянно продолжающимся процессом самозарождения жизни.

Рис. 4. Градации Ламарка

Учение об изменчивости. Совершенствуясь, организмы вынуждены приспосабливаться к условиям внешней среды. Для того чтобы объяснить, как возникает разнообразие на каждой ступени «лестницы существ», Ламарк сформулировал два закона.

Закон упражнения и неупражнения органов: постоянное употребление органа ведёт к его усиленному развитию, а неупотребление – к ослаблению и исчезновению. Согласно этому закону необходимость доставать листья на деревьях ведёт к тому, что жираф, стараясь до них дотянуться, постоянно вытягивает шею, в результате чего она становится длинной. Муравьеду, чтобы доставать муравьёв из глубины муравейника, приходится вытягивать язык, и он становится тонким и длинным, а перепонки между пальцами ног у водоплавающей птицы возникают из-за постоянного раздвигания пальцев и растягивания кожи во время плавания. Примером исчезновения органов в результате неупражнения является редукция глаз у крота.

Закон наследования благоприобретённых признаков: под действием постоянных упражнений и неупражнений органы изменяются, и возникшие изменения наследуются. По мнению Ламарка, вытянувшаяся в течение жизни шея жирафа будет передана следующему поколению, которое родится уже с более длинной шеей. Открытие в XX в. материальной основы наследственности – ДНК – окончательно опровергло возможность наследования благоприобретённых признаков.

Для того чтобы доказать, что признаки, приобретённые в течение жизни, не передаются по наследству, известный исследователь Август Вейсман отрезал хвосты подопытным мышам на протяжении 22 поколений. Однако никакого укорочения хвостов у потомков не произошло.

Значение теории Ламарка. Учение Ламарка стало первой целостной эволюционной теорией. Учёный определил предпосылки эволюции (изменчивость и наследственность) и указал направление эволюции (усложнение организации). Однако, правильно оценив развитие природы от простого к сложному, Ламарк не смог вскрыть причины эволюции. Созданная теория не могла объяснить многие существующие явления, такие как наследование нефункционирующих признаков (например, рудиментарные органы), появление мимикрии или покровительственной окраски.

Эволюционные идеи Ламарка не нашли поддержки у современников и подверглись критике со стороны многих учёных, одним из которых был Жорж Кювье – основоположник сравнительной анатомии и палеонтологии.

Ж. Б. Ламарк преподнёс свою книгу «Философия зоологии» в подарок французскому императору Наполеону Бонапарту, но тот так резко отозвался об этом труде, что пожилой учёный не смог удержаться от слёз.

Скончался Ламарк в бедности и безвестности, дожив до 85 лет. До его последнего часа с ним оставалась дочь Корнелия, писавшая под диктовку ослепшего отца.

В 1909 г., в столетнюю годовщину выхода в свет «Философии зоологии», в Париже был открыт памятник Ламарку. На одном из барельефов памятника изображён Ламарк в старости. Он сидит в кресле, а его дочь, стоя рядом, говорит ему: «Потомство будет восхищаться Вами, отец, оно отомстит за Вас».

Теория катастроф Ж. Кювье. Европейские учёные достаточно часто находили ископаемые остатки каких-то животных и растений, совсем не похожие на современные. Предположение о том, что некогда существовали какие-то другие, ныне вымершие существа, шло вразрез с господствующей тогда теорией креационизма (вечности жизни и неизменности существования видов). Ж. Кювье собрал множество таких находок, описал их, систематизировал и установил, что в более древних геологических отложениях находятся только остатки моллюсков и рыб, в более поздних появляются рептилии, а ещё позднее – млекопитающие. Для того чтобы объяснить исчезновение видов, Кювье выдвинул теорию катастроф. Согласно этой теории, в результате стихийных бедствий на значительной части земного шара погибали все растения и животные, а затем на их место переселялись уцелевшие на других территориях и никак не связанные с предыдущими организмы. Ученики Кювье позже развили эту теорию. Они предположили, что после катастроф, в которых гибло всё живое планеты, совершались новые акты божественного творения. В течение нескольких десятилетий теория катастроф имела широкое научное признание, но прошло время, и большинство учёных предпочли ей эволюционную теорию Дарвина.

Вопросы для повторения и задания

1. Какой вклад в биологию внёс Ж. Б. Ламарк? Изложите основные положения его эволюционной теории.

2. Охарактеризуйте верные и ошибочные положения теории эволюции Ж. Б. Ламарка.

3. Могут ли наследоваться признаки, приобретённые в течение жизни организма?

4. Как объяснял Ж. Кювье палеонтологические данные о смене форм животных на Земле? Изложите его теорию катастроф.

Подумайте! Выполните!

1. Как вы считаете, почему главный труд К. Линнея назывался «Система природы», а Ж. Б. Ламарка – «Философия зоологии»?

2. Можно ли экспериментально проверить и, следовательно, доказать или опровергнуть утверждения Ж. Б. Ламарка?

4. Сравните градации Ламарка (см. рис. 4) и «лестницу существ» Аристотеля (см. рис. 2). В чём их сходство и отличия?

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Моральное животное автора Райт Роберт

Глава 16: Эволюционная этика Другой вопрос - что желательно преподавать, - все согласны с общей утилитарностью. Старые и бесполезные заметки (недатировано) Значит, наше происхождение - источник наших злых страстей!! Дьявол в обличье бабуина - вот наш прадед. Записная

Из книги Генетика этики и эстетики автора Эфроимсон Владимир Павлович

Часть I. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ГЕНЕТИКА ВЗАИМНОГО АЛЬТРУИЗМА Любовь к самому себе - это единственный роман, длящийся всю жизнь.О.

Из книги Нерешенные проблемы теории эволюции автора Красилов Валентин Абрамович

Часть II. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ГЕНЕТИКА ВОСПРИИМЧИВОСТИ К

Из книги Величайшее шоу на Земле [Свидетельства эволюции] автора Докинз Клинтон Ричард

ТЕОРИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ И ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ Термины эволюционируют помимо и вопреки нашей воле. Поэтому даже самое лучшее определение не может считаться окончательным. В прошлом теории (с оттенком пренебрежения) противопоставляли точному знанию, почерпнутому из Библии или, на

Из книги Читая между строк ДНК [Второй код нашей жизни, или Книга, которую нужно прочитать всем] автора Шпорк Петер

ГЛАВА 12. Гонка вооружений и «Эволюционная теодицея» Глаза и нервы, семявыносящие протоки, носовые пазухи и спины неудачно разработаны с точки зрения индивидуального благополучия, но недостатки прекрасно понятны в свете эволюции. То же самое относится к большей

Из книги Эмбрионы, гены и эволюция автора Рэфф Рудольф А

Ошибка Дарвина - возвращение Ламарка? Тезис о транспоколенческой - то есть преодолевающей границы поколений - эпигенетике поражает самую сердцевину биологии. Поскольку пробуждает подозрение, что идеи Жана Батиста Ламарка, единственного противника великого Чарльза

Из книги Самое грандиозное шоу на Земле [Доказательства эволюции] автора Докинз Клинтон Ричард

Глава 2 Палеобиология и эволюционная теория. Время и изменение...Слыша доносящийся издалека шум великих морей, омывающих берега, давным-давно ими же разрушенные, и крики морских птиц, что исчезли с лица земли. Дж. Р. Р. Толкиен «Братство кольца» Абсолютное и относительное

Из книги Мозг, разум и поведение автора Блум Флойд Э

ГЛАВА 12 ГОНКИ ВООРУЖЕНИЙ И «ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОДИЦЕЯ» Глаза и нервы, семявыносящие протоки, носовые пазухи и спины неудачно разработаны с точки зрения индивидуального благополучия, но недостатки прекрасно понятны в свете эволюции. То же самое относится к большей

Из книги Эволюция [Классические идеи в свете новых открытий] автора

Развитие эмоций: эволюционная перспектива У низших позвоночных значительного развития достигает только ствол мозга. Лимбическая система развивается только у эволюционно более продвинутых форм. В филогенетическом ряду вплоть до дельфинов и человека относительная

Из книги Что, если Ламарк прав? Иммуногенетика и эволюция автора Стил Эдвард

Избыточность и эволюционная пластичность Как мы уже отмечали в главе 4, отбор на стабильность, т. е. фактически на постоянство и неизменность, парадоксальным образом повышает эволюционную пластичность (приспособляемость) организмов, т. е. склонность к изменениям.

Из книги Рождение сложности [Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы] автора Марков Александр Владимирович

Глава 1 ИДЕИ ЛАМАРКА И ДАРВИНА - ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ За последние 45 лет мы стали свидетелями бурного роста новой области науки - молекулярной генетики. Она преобразует наши представления о механизмах наследственности и эволюции жизни на Земле. Пора проанализировать

Из книги Эволюция человека. Книга 1. Обезьяны, кости и гены автора Марков Александр Владимирович

От Ламарка к Дарвину Отдельные эволюционные идеи высказывались учеными и философами еще в античные времена, и в новое время традиция продолжилась. Дарвин был далеко не первым, кто выступил против догмата о неизменности раз и навсегда сотворенных видов. Считается, что

Из книги Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень автора Сивоглазов Владислав Иванович

Эволюционная эстетика Если эволюционная этика (область эволюционной психологии, занимающаяся происхождением морали и нравственности) уже стала признанным научным направлением (28800 результатов поиска в Google по фразе evolutionary ethics), то об эволюционной эстетике широкой

Из книги Поведение: эволюционный подход автора Курчанов Николай Анатольевич

4. Эволюционная теория Чарлза Дарвина Вспомните!Какие виды изменчивости вам известны?Что такое искусственный отбор?Основной труд Ч. Дарвина, в котором была изложена теория эволюции, называется «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение

Из книги автора

2.5. Эволюционная биология и систематика Теоретические положения эволюционной биологии имеют основополагающее значение для принципов систематики. Вне систематики нет биологии. Без учета систематики не может рассматриваться ни одна биологическая проблема, в том числе и

Из книги автора

11.5. Эволюционная психология Эволюционная психология – это единственное направление в психологии, в котором адекватно отражены достижения генетики и эволюционной биологии. Сильной ее стороной является междисциплинарный подход. Анализ взаимодействия биологического и

Ламарк первым обратил внимание на наследственность как фактор эволюции. Так называемый второй закон Ламарка - это закон о наследовании: "Все, что природа заставила особей приобрести или утратить под влиянием условий, под влиянием употребления или неупотребления, - все это природа сохраняет путем размножения у новых особей".

То есть Ламарк отметил, что индивидуальные изменения, если они повторяются в ряде поколений, при размножении передаются по наследству потомкам и становятся признаками вида.

Ламарк об адаптации и целесообразности

Изменение внешней среды непосредственно (у растений и низших животных) или через изменение потребностей и привычек (у животных, имеющих волю) вызывают приспособление организмов к среде. То есть адаптации у растений и низших животных соответствуют изменчивости. У животных адаптации вырабатываются постепенно путем изменения потребностей, действий, выработки новых привычек и упражнений.

Целесообразность по Ламарку - врожденное свойство. Приспособительный характер изменчивости Ламарк объяснял внутренним стремлением организмов к совершенствованию, к прогрессивному развитию.

Ламарк об изменяемости видов

  • Природа дает только особей, происходящих одни от других.
  • В природе имеются непрерывные ряды особей, связанных друг с другом незаметными переходами.
  • Вид - это группа сходных особей, сохраняющих неизменными свое состояние из поколения в поколение, до тех пор, пока не изменяются условия жизни.
  • Ламарк не признавал вымирания видов, за исключением тех, которые уничтожил человек.
  • Ламарку было известно, что ископаемые растения и животные не похожи на современные, однако он считал, что это результат их постепенного изменения и превращения в другие виды под влиянием внешней среды.
  • Так как изменение видов происходит очень медленно, возникло представление о постоянстве видов.
  • Особи каждого вида могут долгое время, из поколения в поколение оставаться без изменений, пока не произойдут существенные перемены в условиях жизни.
  • Не только современные виды растений и животных, но и сам человек возникли в результате длительного исторического процесса.

Ламарк о происхождении человека

Человек, по Ламарку, - часть природы, улучшенное животное. Тело человека подчинено тем же законам природы, которые управляют другими живыми существами. Строение тела человека соответствует плану строения млекопитающих. Ламарк отметил близость человека к обезьянам.

Вместе с тем, Ламарк подчеркивает наличие ряда анатомических признаков, резко отличающих его от "четвероруких" (положение головы, вертикальное положение тела при ходьбе, строение передних и задних конечностей, большая подвижность пальцев рук).

Человек - это двурукое существо, относящееся к одному роду, одному виду. В силу внешних условий четверорукие должны были не лазить по деревьям, а ходить по земле. В конце концов четверорукие стали двурукими. Большие пальцы на задних конечностях у них перестали противостоять остальным пальцам. Необходимость видеть вдаль, вынудила их приложить все усилия, чтобы стоять на задних конечностях. Эта потребность существовала из поколения в поколение. Постоянная тренировка в двухождении привела в конце концов к развитию икр, ягодиц. Задние конечности приобрели строение, необходимое для поддержания тела в вертикальном положении.

Изменение пищи привело к изменению лицевой части черепа: она укоротилась, резцы приняли вертикальное положение, увеличился лицевой угол.

Порода четвероруких, претерпевшая подобные изменения, стала господствующей среди остальных. Она завладела удобными местами, вытеснила другие высокоорганизованные породы. Двурукие интенсивно размножались, жили большими группами. По мере увеличения групп возникла потребность в общении. Сначала общение происходило с помощью мимических знаков, потом - модуляций голосом. Позже возникли членораздельные звуки. Постепенно, благодаря постоянному упражнению гортани, языка и губ, развилась речь. Отдаленность, обособленность мест, заселенных группами двуруких, способствовали возникновению разных языков.

К началу XIX в. исследования живых объектов сформировались в единую науку. Как следствие, в 1802 г. в научном обиходе вместо устаревшего термина натурфило-софия начали использовать термин биология (от греч. биос и логос). Одним из его авторов был фран-цузский натуралист, зоолог и философ Жан Батист Ламарк (1744—1829). Вклад этого учёного в биоло-гию чрезвычайно велик. Он разделил животных на беспозвоночных и позвоночных, а кольчатых червей и паукообразных выделил в отдельные классы. Осо-бое место в своих трудах Ламарк уделил идее проис-хождения человека от обезьяноподобных предков. Наконец, он — автор первого эволюционного уче-ния, суть которого изложил в своём труде «Филосо-фия зоологии» — книге, опубликованной в 1809 г.

Основные положения теории Ламарка таковы.

  • Все растения и животные — истинные произве-дения природы, они не существовали извечно, а возникли в определённое время из неорганиче-ской природы.
  • Виды изменяемы, но образование новых видов идёт крайне медленно, а потому незаметно.
  • Главной чертой исторического развития живого является восхождение от простого к сложному.
  • Каждый класс живых организмов на ступенях лестницы существ (см. таблицу) — это этап развития, новая более высокая организация. Внутри классов отсутствует разделение на просто и сложно организованные виды, а разли-чия между видами связаны с особенностями их приспособления к различ-ным условиям существования.

Таблица. Ступени организации животного мира по Ламарку

Ступень

Класс

Инфузории

Лучистые

Насекомые

Паукообразные

Ракообразные

Кольчатые

Усоногие

Моллюски

Рептилии

Млекопитающие

Главным достоинством эволюционного учения Ламарка , отличающим его от идей предшественников-трансформистов, стало то, что он впервые в биологии поставил вопрос о причинах — факторах (от лат. фактор — творец чего-либо) эволюции. Ключевым в его теории стал вопрос: почему в процессе эволюции происходит ступенчатое повышение уровня организации живых существ? Ответом на него послужил сформулированный им же постулат (от лат. постулатум — требование), согласно которому все жизненные формы изначаль-но наделены стремлением к повышению своей организации, что, по мнению Ламарка, является врождённым свойством всего живого.

Картина эволюционных изменений организмов согласно теории Ламарка выглядела следующим образом. Вначале происходят изменения среды обита-ния организма. В соответствии с этим изменяются его потребности, а также характер деятельности его органов. Одни органы упражняются, другие — нет. В результате они начинают изменяться (рис. 159): нужные — развивать-ся, а невостребованные — исчезать (первый закон Ламарка ). Приобретённые в процессе жизни изменения наследуются (второй закон Ламарка ).

Наглядной иллюстрацией теории Ламарка могут быть следующие рассуждения её автора: «...стремясь избегнуть необходимости окунать тело в воду, птица делает вся-ческие усилия, чтобы вытянуть и удлинить ноги. В результате длительной привычки, усвоенной данной птицей и прочими особями её породы, постоянно вытягивать и удли-нять ноги, все особи этой породы как бы стоят на ходулях, так как мало-помалу у них образовывались длинные ноги, лишённые перьев до бедра, а часто и выше». Материал с сайта

Теория Ламарка не получила широкого распространения среди его современников. Во многом это связано с её умозрительностью. Основные положения данной теории — больше предположения, чем проверенный фактический материал. Она не объясняла, почему живые орга-низмы стремятся к совершенству, какие биологи-ческие причины: генетические, физиологические, поведенческие и др. стоят за «желанием» живых существ быть всё организованнее. Это оставляло возможности для признания сверхъестественных сил в эволюционном процессе. Ошибочной оказа-лась и высказанная учёным идея о возможности наследования приобретённых в течение жизни признаков.

Учение Ламарка об эволюционном значении упражнения или неупражнения органов и о наследовании приобретённых при жизни признаков и свойств в XX в. ста-ли называть ламаркизмом. Его идеи, несмо-тря на то, что многочисленные исследования доказали: модификационные изменения, вызванные реакцией организмов на изменения среды обитания, не передаются потомкам, — неоднократно возрождались. Одним из таких всплесков ламаркизма стал монополизм в 1948—1964 гг. в советской науке идей агро-нома Т. Д. Лысенко, считавшего, что среда непосредственно влияет на наследственность, и путём «воспитания» организмов опреде-лёнными условиями можно вывести сорт растений или поро-ду животных с любыми нужными человеку свойствами, что никаких генов в природе не существует — это выдумки бур-жуазных учёных, а эволюция идёт под непосредственным воздействием среды, причём её влияние настолько значимо, что в определённых условиях «пеночка может превратиться в кукушку».

Автором первого эволюционного учения , согласно которому жизнь на Земле — результат органической эволюции, является француз-ский учёный Ж. Б. Ламарк , который, однако, не смог сформулировать естественных причин эволюционного развития.

На этой странице материал по темам:

  • Эволюционная теория ламарка кратко

  • Эволюционная теория ламарка краткое содержание

  • Биология эволюционная теория ламарка, вопросы гдз

  • Доклад по теории ламарко линиях

  • Доклад эволюционная теория ж.б. ламарка кратко

Вопросы по этому материалу:

Заслуги Карла Линнея(1707-1778)

Крупнейший ученым додарвиновского периода биологии, креационист, шведский натуралист и естествоиспытатель.

В этой работе.

В 1735 г. труд «Система природы» представиляющий прогрессивную систему органического мира;
установил универсальность, реальность видов и выделил их главный признак (свободное скрещивание особей одного вида);
ввел основные единицы систематики: вид, род, семейство, отряд, класс;
создал систему органического мира, в которой растения были разделены на 24 класса: 23 класса явнобрачных (цветковых) и 1 класс тайнобрачных (голосеменных и споровых). Среди явнобрачных первые 12 классов выделялись только по числу тычинок, к 13-му относились растения, имевшие более двенадцати тычинок, а при отнесении растений к 14-23 классам учитывалось еще и строение андроцея. У животных были выделены 6 классов (черви, насекомые, гады, рыбы, птицы и млекопитающие);
ввел бинарную (двойную) номенклатуру, которая указывала на принадлежность организма к роду и виду;
описал около 10 тыс. видов растений и около 4,5 тыс. видов животных;
усовершенствовал ботанический язык, установив до 1000 терминов;
впервые поместил человека в один отряд с обезьянами на основании морфологического сходства.

Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка

Первый доказал что есть эволюция. Единица эволюции является отдельный организм. Движущая сила стремление к прогрессу. Направление эволюции градация, отклонение от градации. Результат эволюции приспособленность организмов, видообразование.

1.Выступал против метафизических взглядов, считал, что образование новых видов происходит, но очень медленно и поэтому незаметно.

2.Создал первое учение об эволюции, в котором сформулировал положения о движущих силах и направлениях эволюции.

3.Первым применил термины «родство», «родственные связи» для обозначения единства происхождения.

4.Правильно представлял общую картину исторического развития органического мира – движение от простого к сложному (теория градации).

5.Создал классификацию животных, разделил всех животных на позвоночных и беспозвоночных.

1.Неверно определил движущие силы эволюции.

2. Неверно считал, что приспособленность возникает косвенным путем – изменяется внешняя среда, и у организма возникают новые потребности и изменения в поведении.

3. Неверно полагал, что изменения среды несут только полезные изменения в организмах. У организмов имеется врожденная способность отвечать на изменения среды только положительными изменениями.

4. Отрицал факт реального существования видов в природе. Живая природа представлялась как ряды постоянно изменяющихся особей, которых человек только в воображении объединяет в вид.

5. Единицей эволюции считал особь.