Тест по биологии "Законы Г.Менделя" (9 класс). Менделя (9 класс) В) гаметы В, С, с
Технология использование теста на уроке биологии.
Раздел: Основы генетики.
Тема урока: Сцепленное наследование. Закон Моргана.
Данная тестовая работа проходит в начале урока для проверки знаний по темам «Первый и второй законы Менделя».
Особенность данной работы состоит в том, что при ее проведении верный ответ зашифровывается определенной буквой, каждую из которых учащийся вписывает в предложенную матрицу. Всего заполняется 2 матрицы - одна подписывается и сдается учителю для проверки, а другая остается у ученика. Учитель дает задание учащимся после сдачи первой матрицы составить из предложенных букв слово, имеющее отношение к изучаемой теме.
Тестовая работа.
1.Назовите метод, являющийся основным в изучении закономерностей наследования, который разработал и впервые применил Г. Мендель.
Скрещивание - Ц
Гибридологический - Щ
Гибридизация - Ч
Метод ментора - Ф
Генеалогический. - Ж
2.Ген - это:
Мономер белковой молекулы - А
Материал для эволюционных процессов - У
Участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре белка - И
Способность родителей передавать свои признаки следующему поколению - О
3.Аллельные гены - это гены:
Определяющие развитие комплекса признаков - Э
Отвечающие за развитие одного признака - Я
Расположенные в одних и тех же локусах (местах) гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака - Е
Гены, подавляющие проявление рецессивного гена - Ю
4.В чем сущность гипотезы чистоты гамет?
Гаметы чисты, всегда несут доминантные признаки - Б
Гаметы чисты, всегда несут рецессивные признаки - Г
Гаметы чисты, несут только один аллельный ген из пары - В
Гаметы чисты, несут пару аллельных генов.-Д
Закон расщепления - П
Закон единообразия - Р
Закон независимого наследования - С
5.Один из законов Г. Менделя называется иногда законом доминирования. Назовите этот закон Г. Менделя.
6.Муж и жена имеют ямочки на щеках, а их дети - нет. Доминантным или рецессивным признаком является наличие ямочек на щеках?
Доминантным - Е
Рецессивным - А
7.Как называется второй закон Г. Менделя?
Закон расщепления признаков в соотношении 3:1 - А
Закон единообразия первого поколения - И
Промежуточное наследование при неполном доминировании - У
8.Как называются особи, не дающие расщепления в потомстве?
Гомозиготные - К
Гетерозиготные - Л
Доминирующими - М
Моногибридными - Н
9.Скрестили друг с другом два растения ночной красавицы. Одно из них имело красные цветки, а другое - белые. В F2 было получено определенное соотношение особей по фенотипу. Назовите это соотношение.
10.Что такое анализирующее скрещивание?
Скрещивание с гомозиготой по рецессивным признакам. - С
Скрещивание с гомозиготой по доминантным признакам.- Х
Скрещивание с гетерозиготой.- Ш
Для одних случаев - скрещивание с гомозиготой, для других - с гетерозиготой. - М
11.При скрещивании двух организмов, анализируемых по двум парам альтернативных признаков, среди потомства получено расщепление по фенотипу 9:3:3:1. Каковы генотипы скрещиваемых организмов, если между аллельными генами имеет место полное доминирование?
ААbb и aaBB - Я
AaBb и aabb -А
AaBb и AaBb - И
AaBb и Aabb - У
Матрица для ответа.
Кристи
9 правильных ответов из 1125.11.2011
Шаталова, Стойко, Черниховский
9 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 81.82%
25.11.2011
Черниховский
10 правильных ответов из 1125.11.2011
Черниховский
10 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 90.9%
28.11.2011
Сербаева М 1110 правильных ответов из 11
28.11.2011
Никита Книга
7 правильных ответов из 1129.11.2011
Котков 9г 9 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 81.82%
29.11.2011
Юрьев Вова
10 правильных ответов из 1129.11.2011
зеленов
7 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 63.64%
29.11.2011
Осипова
10 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 90.9%
29.11.2011
Алёна
Авакян 9Г 8 правильных ответов из 1129.11.2011
Руляк Екатерина
8 правильных ответов из 1129.11.2011
Ситяева Алёна
10 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 90.9%
29.11.2011
Ситяева Алёна
10 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 90.9%
29.11.2011
Барташова 9Г
9 правильных ответов из 1129.11.2011
Петровская Женя 9А
7 правильных ответа из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 72.73%
29.11.2011
Лобанова Анастасия 9г
9 правильных ответа из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 81.82%
29.11.2011
Глушков
10 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 90.9%
29.11.2011
Вавилкина Эля 9а
10 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 90.9%
29.11.2011
ШТРОНДА КАТЯ 9а7 правильных ответов из 11
Ваш уровень знаний по теме составляет 63.64%
29.11.2011
Котова Маша 9г
10 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 90.9%
30.11.2011
балджян
9 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 81.82%
30.11.2011
Герасименко Роман 9а
10 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 90.9%
01.12.2011
Эльвира Шимохина 9г8 правильных ответов из 11
Ваш уровень знаний по теме составляет 72.73%
01.12.2011
Юшкевич Артём 11б8 правильных ответов из 11
Ваш уровень знаний по теме составляет 72.73%
03.12.2011
Перевозников 11 А
9 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 81.82%
07.12.2011
Марат Фазлиахметов 9\"А\"
10 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 90.9%
08.12.2011
Петрухина Ольга 9В
11 правильных ответов из 1108.12.2011
Колесник 9В
10 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 90.9%
09.12.2011
Колесников Виктор 9В
11 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 100%
10.12.2011
Складан Маргарита 9В
11 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 100%
10.12.2011
Бархатова Дарья 9В
11 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 100%
11.12.2011
Кондратьев Артём
7 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 63.64%
11.12.2011
Агеева Наталья
9 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 81.82%
11.12.2011
Климова Юлия 9В
11 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 100%
12.12.2011
Степанов Станислав 9Б
8 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 72.73%
15.12.2011
ностиа 9б
10 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 90.91%
26.12.2011
Шульга Владимир 9 Б
11 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 100%
26.12.2011
Воробович Никита 9Б
11 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 100%
09.01.2012
эхсон
из 11 10правильных учитесь21.01.2012
кристи и вики
прикольна12.03.2012
Даша
Даша 10 из 1125.03.2012
иван 1в
11 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 100%
25.03.2012
Иван 10 \"В\"
11 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 100%
03.04.2012
Алина
1 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 100% Я в 4 классе
04.04.2012
хаха
11 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 100%
17.04.2012
натаффка
10 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 90.91%
30.04.2012
8 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 72.73%
24.05.2012
алена
7 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 63.64%
08.08.2013
элина удинка аванесян
7 из 1123.08.2013
ахахах
18.1805.12.2013
идиот
2 из 1110.10.2014
темный...
3 из 11, пожалуй буду дворником((29.01.2017
Полька
5 из1112.02.2018
Шура
6 правильных ответов из 11Ваш уровень знаний по теме составляет 54.55%
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ
«ГЕНЕТИКА»
(теоретическая часть)
тесты в форме ЕГЭ
ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ
9 – 11 КЛАСС
подготовила
учитель биологии
Андреева Эльвира Юрьевна
Норильск – 2010
Вариант теста № 1
(тема «Генетика»)
Тест состоит из 3-х частей.
круглыми- bbAA 3) BBAA BbAA 4) BbAb
- 3:1 3) 1:1 9:3:3:1 4) 6:3
Вариант теста № 2
(тема «Генетика»)
Тест состоит из 3-х частей.
Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.
Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:
или на выбор нескольких правильных ответов;
задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;
задания на определение последовательности биологических явлений или процессов
- АА 3) аb Аа 4) аа
(закону А соответствует - …; а закону Б соответствует- …)
С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Построить решетку Пеннета 2:8 со своими признаками, выписать все возможные фенотипы
Вариант теста № 3
(тема «Генетика»)
Тест состоит из 3-х частей.
Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.
Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:
или на выбор нескольких правильных ответов;
задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;
задания на определение последовательности биологических явлений или процессов
круглыми красными
- bbAA 3) BBAA BbAA 4) BbAb
- фенотип 3) генотип эпистаз 4) аллелопатия
(закону А соответствует - …; а закону Б соответствует- …)
Вариант теста № 4
(тема «Генетика»)
Тест состоит из 3-х частей.
Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.
Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:
или на выбор нескольких правильных ответов;
задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;
задания на определение последовательности биологических явлений или процессов
- 9:3:3:1 3) 3:1 !:2:1 4) 1:1
- AABb 3) AaBB AaBb 4) aaBB
Вариант теста № 5
(тема «Генетика»)
Тест состоит из 3-х частей.
Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.
Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:
или на выбор нескольких правильных ответов;
задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;
задания на определение последовательности биологических явлений или процессов
А1. Хромосомы, одинаковые по форме и размеру и несущие одинаковые гены, называются:
- сестринскими 3) гомологичными альтернативными 4) аллельными
- моногибридный 3) гибридологический дигибридный 4) гетерозиса
- АА х аа 3) ААВВ х вваа Аа х аа 4) АаВа х аавв
- изменились только гены, а не хромосомы изменились только хромосомы, а не гены гены и хромосомы не изменились изменились и гены и хромосомы
- bbAA 3) BBAA BbAA 4) BbAb
- неполного доминирования 3) независимого наследования полного доминирования 4) расщепления признаков
- 3:1 3) 1:1 9:3:3:1 4) 6:3
- сцепление генов 3) взаимодействие генов независимое распределение генов 4) множественное действие генов
- сцепленного наследования 3) независимого наследования расщепления признаков 4) неполного доминирования
1) не связаны с изменение генов 3) носят доминантный характер 2) не связаны с изменением хромосом 4) носят рецессивный характер
А11. Совокупность всех внутренних признаков это:
- фенотип 3) генотип эпистаз 4) аллелопатия
- нормой реакции 3) модификацией фенотипом 4) мутацией
В1. Установите соответствие между первым и вторым законом Менделя и их характеристиками
(закону А соответствует - …; а закону Б соответствует- …)
- гомозиготное скрещивание А. I закон Менделя гетерозиготное скрещивание Б. II закон Менделя родители являются чистыми линиями родители берутся из F 1 расщепление по фенотипу 3:1 в F 1 только гетерозиготны
С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Для чего применяют анализируемое скрещивание?
С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос. С помощью какого метода выявлены причины болезни Дауна?
Вариант теста № 6
(тема «Генетика»)
Тест состоит из 3-х частей.
Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.
Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:
или на выбор нескольких правильных ответов;
задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;
задания на определение последовательности биологических явлений или процессов
А1. Совокупность всех генов одного организма, это:
- геном 3) генофонд генотип 4) кариотип
- размножением 3) воспроизведением оплодотворением 4) гибридизацией
- АА х аа 3) ААВВ х аавв Аа х аа 4) АаВа х АаВв
- моногибридное 3) гетерозиготное дигибридное 4) анализирующее
- расщепления 3) независимого наследования доминирования 4) сцепленного наследования
- соотносительную изменчивость 3) генные мутации комбинативную изменчивость 4) приспособленность к среде
- особи различаются по генотипу у особей появляется мутационная изменчивость особи различаются по генотипу у особей появляется модификационная изменчивость
- АА 3) аb Аа 4) аа
- промежуточного наследования 3) независимого наследования сцепленного наследования 4) единообразия потомства
- расщепления 3) промежуточного наследования доминирования 4) независимого наследования
- все особи имеют доминантный признак все особи имеют рецессивный признак все особи имеют промежуточный признак все особи имеют одинаковый признак
- норму реакции 3) генотип соматических клеток генотип половых клеток 4) фенотип
В1. Установите соотношение между первым и третьим законами Менделя
(закону А соответствует - …; а закону Б соответствует- …)
- гетерозиготное скрещивание расщепление признаков по фенотипу 9:3:3:1 в F 1 только гетерозиготны гомозиготное скрещивание признаки наследуются независимо друг от друга родителей чаще всего определяют путем анализируемого скрещивания
С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Где находятся гены признаков сцепленных с полом?
С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Построить решетку Пеннета 2:4 со своими признаками, выписать все возможные фенотипы
Вариант теста № 7
(тема «Генетика»)
Тест состоит из 3-х частей.
Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.
Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:
или на выбор нескольких правильных ответов;
задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;
задания на определение последовательности биологических явлений или процессов
А1. Совокупность всех признаков одного организма, это:
- геном 3) генофондом геномом 4) фенотипом
- гомологичными 3) аллельными сцепленными 4) альтернативными
- АА х аа 3) ААВВ х вваа Аа х аа 4) АаВа х АаВв
- аллельными 3) доминантными сцепленными 4) рецессивными
- гетерозисом 3) анализируемым скрещиванием отдаленной гибридизацией 4) полиплоидией
- bbAA 3) BBAA BbAA 4) BbAb
- полного доминирования 3) анализируемого скрещивания независимого наследования 4) расщепления признаков
- только Х-хромосомы, а мужские Х- и Y-хромосомы Х- и Y-хромосомы, а мужские только Х-хромосомы только Y-хромосомы, а мужские Х- и Y-хромосомы только Y-хромосомы, а мужские Х хромосомы
- носят массовый характер 3) не затрагивают фенотипа возникают у отдельных особей 4) не передаются по наследству
- все предложенные 3) хромосомная генная 4) геномная
- фенотип 3) генотип эпистаз 4) аллелопатия
- геном 3) кариотип генотип 4) генофонд
В1. Установите соответствие между вторым и третьим законами Менделя и их характеристиками:
(закону А соответствует - …; а закону Б соответствует- …)
- расщепление по фенотипу 1:2:1 А. II закон Менделя гетерозиготное скрещивание Б. III закон Менделя расщепление признаков по фенотипу3:1 расщепление признаков по фенотипу 9:3:3:1 используется в селекции для более сложных операций гомозиготное скрещивание
С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.За счет, каких процессов может нарушаться сцепление генов?
С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос. Новое в изучении наследственных заболеваний.
Вариант теста № 8
(тема «Генетика»)
Тест состоит из 3-х частей.
Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.
Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:
или на выбор нескольких правильных ответов;
задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;
задания на определение последовательности биологических явлений или процессов
А1. Функциональная единица генетического материала, это:
- клетка 3) хромосома ген 4) ядро
- гетерозигота 3) гомозигота аллельный ген 4) сцепленный ген
- Аа х Аа 3) АаВВ х ввАа Аа х аа 4) АаВа х Аавв
А5. У гибридов ночной красавицы с розовыми цветками в F 2 проявляются растения с красными, розовыми и белыми цветками в соотношении:
- 9:3:3:1 3) 3:1 !:2:1 4) 1:1
- расположены в разных хромосомах 3) расположены в одной хромосоме подверглись мутации 4) проявляют взаимодействие
- возраста организма 3) условий среды этапа онтогенеза 4) генотипа
- AABb 3) AaBB AaBb 4) aaBB
- расщепления 3) независимого наследования независимого наследования 4) сцепленного наследования
- расщепления 3) независимого наследования генов сцепленного наследования 4) гомологичных рядов в наследовании
- 12:3:1 3) 9:3:3:1 9:6:1 4) 1:1:1:1
- дальтонизм 3) обе болезни гемофилию 4) будет здоров
В1. Установите соответствие между первым и вторым законом Менделя и их характеристиками:
- в F 1 только гетерозиготны расщепление признаков может быть 1:2:1 или 3:1 гомозиготное скрещивание родители являются чистыми линиями проводят анализируемое скрещивание расщепление по фенотипу 9:3:3:1
С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Какие основные методы применяются в генетических исследованиях?
С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Как связаны между собой генотип и фенотип?
Ключ ответов к тестам по генетике.
номер вопроса
Задание 1. Выберите правильный ответ.
1. Чистота гамет определяется:
- а) гаплоидным набором хромосом;
- б) отсутствием мутантных генов;
- в) присутствием в гамете одного из двух аллельных генов;
- г) гомозиготностью
2. Причиной единообразия гибридов первого поколения является:
- а) одинаковые генотипы родителей;
- б) гетерозиготность родительских особей;
- в) в) чистота исходных родительских особей;
- г) неполное доминирование
3. При скрещивании двух моногетерозигот (Аа ) наблюдается расщепление по фенотипу, соответствующее формуле:
- а) 1: 1;
- б) 1: 2;
- в) 3: 1;
- г) 9: 7.
4. Что наследует потомство от родителей:
- а) признаки;
- б) свойства;
- в) генотип;
- г) гены
5.Что обозначает термин “аллель”:
- а) наследственный признак;
- б) локус;
- в) одно из возможных состояний гена;
- г) мутантный ген
6.Как называется явление парности признаков:
- а) реципрокность;
- б) альтернативность;
- в) комплементарность;
- г) аллелизм
7.Сколько аллелей одного гена в норме получают потомки от каждого из родителей:
- а) два;
- б) несколько;
- в) один;
- г) много
8.Сколько типов гамет образует особь, имеющая генотип, гомозиготный по десяти генам:
- а) два;
- б) несколько;
- в) один;
- г) много
9.В каком случае организмы с разными генотипами имеют одинаковый фенотип:
- а) при полном доминировании;
- б) не могут иметь;
- в) при неполном доминировании;
- г) при летальности одного гена
10.Чем можно объяснить, что особи с одинаковым генотипом имеют разный фенотип:
- а) неполным доминированием;
- б) кодоминированием;
- в) пенетрантностью;
- г) полным доминированием
11.Как называется скрещивание родительских особей в разных комбинациях (♀P 1 x ♂P 2 ; ♀P 2 x ♂P 1):
- а) беккросс;
- б) анализирующее;
- в) реципрокное;
- г) обратное
12.Чем определяется количество гамет, которое образует особь:
- а) диплоидностью;
- б) количеством доминантных генов в генотипе;
- в) степенью гетерозиготности;
- г) количеством рецессивных генов в генотипе
13.Что такое фенотипический радикал:
- а) совокупность доминантных генов;
- б) гены, определяющие фенотип;
- в) гены, полученные гибридами F 1 ;
- г) совокупность рецессивных генов
14.Какому поколению соответствует расщепление по фенотипу в соотношении 1: 2: 1:
- а) F 2 полное доминирование;
- б) F 2 неполное доминирование;
- в) анализирующее скрещивание;
- г) F 1 неполное доминирование
15.Какие генотипы появляются с одинаковой частотой в F 2 моногибридного скрещивания:
- а) все;
- б) АА и Аа ;
- в) Аа и аа ;
- г) АА и аа
16.Каким образом при гибридологическом анализе устанавливается независимость наследования признаков:
- а) по количеству единиц расщепления;
- б) по отсутствию рекомбинантов;
- в) по наличию рекомбинантов;
- г) по формуле расщепления
17.С постоянной ли частотой возникают в F 2 дигибридного скрещивания определенные генотипы:
- а) нет;
- б) в зависимости от F 1 ;
- в) часто;
- г) всегда
Задание 2. Решите следующие задачи.
1. У двух нормальных родителей родился ребенок альбинос. Доминантный или рецессивный ген определяет альбинизм? Могут ли в дальнейшем у этой пары родиться нормальные дети?
2. Одна из форм шизофрении наследуется как моногенный аутосомный рецессивный признак. Какова вероятность проявления заболевания в потомстве двух здоровых родителей, если бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали шизофренией?
3. Сын имеет голубые глаза, дочь карие. Какова окраска глаз у родителей, если со стороны матери и дед и бабушка голубоглазые?
4. В одном из зоопарков Индии у пары тигров с нормальной окраской родился тигренок альбинос. Тигры-альбиносы встречаются крайне редко. Какое скрещивание должны провести селекционеры, чтобы как можно быстрее получить максимальное количество альбиносов?
5. У растения ночная красавица красная окраска цветов неполно доминирует над белой, и поэтому гетерозиготные особи имеют розовые цветы. При каком варианте скрещивания все потомство будет иметь розовую окраску цветов? Какая окраска будет доминировать в потомстве от скрещивания растений с розовыми цветами?
6. У человека карие глаза (ген В ) доминируют над голубыми (ген b ), а умение лучше владеть правой рукой (ген R ) над леворукостью (ген r ). Какого потомства можно ожидать от брака голубоглазой правши и кареглазого левши, если оба гетерозиготны по доминантным признакам?
7. У собак короткошерстность доминирует над длинношерстностью, черная окраска над коричневой. Какого потомства следует ожидать от скрещивания двух животных: гетерозиготной по обоим генам самки и гетерозиготного по гену длины шерсти коричневого самца? Используйте закон вероятности.
8. У львиного зева ген красной окраски цветков (R ) неполно доминирует над геном белой окраски (r ), так что гетерозиготы (Rr ) имеют розовую окраску цветов; ген широких листьев (B ) неполно доминирует над геном узких (b ), в связи с чем у гетерозигот (Bb ) листья имеют промежуточную ширину. Какова будет окраска цветов и ширина листьев в F 2 от скрещивания растения гомозиготного по доминантным генам с гомозиготным рецессивом?
9. У человека леворукость и альбинизм определяются рецессивными аутосомными генами, локализованными в разных хромосомах. Могут ли родители иметь нормальный фенотип, если один ребенок унаследовал леворукость, а другой — альбинизм?
10. Карий цвет глаз, темный цвет волос и владение правой рукой — доминантные аутосомные признаки, которые наследуются независимо. Голубоглазая, светловолосая женщина-правша имеет мужа — кареглазого, темноволосого мужчину-левшу. У них есть сын — голубоглазый, светловолосый левша и дочь — кареглазая, темноволосая правша. Определите генотипы всех членов семьи.
11. У томатов красная окраска плодов (R ) доминирует над желтой (r ), высокий рост (T ) над карликовым (t ), двугнездные плоды (D ) над многогнездными (d ). Растение гомозиготное по всем трем доминантным генам скрещивалось с гомозиготным рецессивом. Какая часть F 2 будет внешне похожа на доминантного родителя? (Используйте закон вероятности.)
Задание 3. Заполните пропуски в следующих утверждениях.
1.Для скрещивания Мендель брал разные сорта гороха с... признаками.
2.Одно из основных условий гибридологического метода — использование в качестве родителей... особей.
3.Гибриды I поколения наследуют признак... родителя.
4.По всем парам признаков, наследование которых изучал Мендель, в F 2 наблюдалось расщепление в соотношении... .
5.Под “чистотой гамет” Мендель понимал присутствие в них только одного из пары... генов.
6.Скрещивание с использованием одной и той же формы сначала в качестве женского родителя, а затем в качестве мужского носит название... .
7.Для определения генотипа конкретного гибрида Мендель производил... скрещивание.
8.При анализе результатов дигибридного скрещивания в дополнение к I и II законам Мендель сформулировал закон... .
9.Возвратное скрещивание гибрида с родительской формой называется... .
10.Цитологическую основу III закона Менделя составляет... генов в разных хромосомах.
11.Совокупность генов, определяющих фенотип, называется фенотипическим... .
12.Появление в F 2 особей с новыми фенотипами, отличными от родительских, является результатом... генов.
13.При неполном доминировании среди гибридного потомства преобладают особи с... признаком.
14.Если в гетерозиготном состоянии оба аллельных гена полностью проявляют свое действие, то такое явление называется... .
Задание 4. Укажите, какие из предложенных ниже утверждений правильные.
1.В основе единообразия гибридов первого поколения лежит гомозиготность родительских форм.
2.Количество гамет, которое образует особь, зависит от числа доминантных генов.
3.При неполном доминировании расщепление по фенотипу не совпадает с расщеплением по генотипу.
4.Законы Менделя носят универсальный характер.
5.Законы Менделя действуют только в случае полового способа размножения особей.
6.Распределение генотипов во втором поколении ди- и полигибридного скрещивания носит случайный характер.
7.В результате неполного доминирования у гибрида развивается промежуточный признак.
8.Гены, расположенные в разных хромосомах, образуют новые комбинации в результате случайного расхождения хромосом к полюсам в мейозе.
9.Независимо могут наследоваться только две пары признаков.
10.Количество фенотипов в гибридном потомстве определяется числом хромосом у родителей.
Контрольные вопросы
1.На каком объекте были открыты законы Менделя?
2.Почему при гибридологическом анализе должен использоваться чистый материал?
3.Какой тип доминирования более удобен для генетического анализа (полное или неполное доминирование)?
4.Как называются гибриды с новыми сочетаниями родительских признаков?
5.На основе какого закона выведены формулы для расчета расщепления в полигибридных скрещиваниях?
6.Почему Менделю не удалось получить такие же результаты, как на горохе, при работе с ястребинкой?
7.Каковы условия действия законов Менделя?
8.Чем обусловлена независимость наследования признаков?
9.С какой целью используется решетка Пеннета?
10.Сколько пар признаков одновременно могут наследоваться независимо?
11.Каков механизм рекомбинации генов при независимом наследовании?
12.Как ведут себя аллельные гены в случае кодоминирования?
13.С какой целью проводят анализирующее скрещивание?
14.Что такое экспрессивность и пенетрантность гена?
При подготовке к экзамену по биологии пригодятся также материалы книг: