Пословицы с бсп. XXX
В зависимости от значения, смысловых отношений между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Для проверки значения бессоюзного сложного предложения можно использовать синонимичные конструкции сложносочинённых или сложноподчинённых предложений.
Запятая в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления (одновременности и последовательности). Между простыми предложениями можно вставить союз и .
Ср.: Метель не утихала , небо не прояснялось (Пушкин). - Метель не утихала, и небо не прояснялось; Поезд пошёл быстро, его огни скоро исчезли , через минуту уже не было слышно шума (Чехов). - Поезд пошёл быстро, и его огни скоро исчезли, и через минуту уже не было слышно шума.
Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления, но отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены:
Налево чернело глубокое ущелье ; / 1 за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари / 2 (Лермонтов).
Двоеточие в бессоюзном сложном
1. Второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения). Перед вторым предложением можно поставить слова а именно, то есть .
Ср.: Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (Пушкин). - Страшная мысль мелькнула в уме моём, а именно: я вообразил её в руках разбойников.
Обратите внимание!
Двоеточие ставится обязательно, если в первом предложении бессоюзного сложного предложения есть слова так, таков, такой, одно и т.п., конкретное содержание которых раскрывается во втором предложении.
Обычай мой такой : подписано, так с плеч долой (Грибоедов); Я вам скажу только одно : нельзя сидеть сложа руки (Чехов).
2. Второе простое предложение дополняет содержание первого (дополнительные отношения). Перед вторым предложением можно вставить союз что .
Ср.: Я знал : удар судьбы меня не обойдёт (Лермонтов). - Я знал, что удар судьбы меня не обойдёт.
Обратите внимание!
Иногда в первом предложении есть глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и др.; словосочетания поднять глаза, поднять голову и др., предупреждающие о дальнейшем изложении. В этом случае между частями бессоюзного предложения можно вставить не просто союз что , а сочетание слов: и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что и т.п.
Ср.: Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь (Пушкин). - Я выглянул из кибитки и увидел, что всё было мрак и вихорь; Он подумал , понюхал : пахнет мёдом (Чехов). - Он подумал, понюхал и почувствовал, что пахнет мёдом.
3. Второе простое предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении (причинные отношения). Перед вторым предложением можно вставить причинный союз потому что .
Ср.: Теперь все в доме имели суровое выражение : землетрясение было не к добру (Тынянов). - Теперь все в доме имели суровое выражение, потому что землетрясение было не к добру; Птиц не было слышно : они не поют в часы зноя (Тургенев). - Птиц не было слышно, потому что они не поют в часы зноя .
Тире в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:
1. Второе простое предложение содержит неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. Перед вторым предложением можно вставить слова и вдруг, и неожиданно, и внезапно, и сразу :
Сыр выпал - с ним была плутовка такова (Крылов). - Сыр выпал, и неожиданно с ним была плутовка такова; Дунул ветер - всё дрогнуло , ожило , засмеялось (М. Горький). - Дунул ветер, и сразу всё дрогнуло, ожило, засмеялось.
2. Во втором предложении сложного бессоюзного предложения выражено противопоставление. Между простыми предложениями можно вставить союзы а, но .
Ср.: Служить бы рад - прислуживаться тошно (Грибоедов). - Служить бы рад, а прислуживаться тошно; Он гость - я хозяин (Багрицкий). - Он гость, а я хозяин.
3. Второе предложение содержит следствие, результат, вывод. Между частями можно вставить слова поэтому, тогда, в результате .
Ср.: Я умираю - мне не к чему лгать (Тургенев). - Я умираю, поэтому мне не к чему лгать; Я бы в летчики пошёл - пусть меня научат (Маяковский). - Я бы в летчики пошёл, поэтому пусть меня научат.
Примечание. Если значение следствия не выражено интонационно, вместо тире ставится запятая, например: Человек не иголка, найдём (Чехов).
4. В первом предложении есть значение времени или условия. Перед первой частью можно поставить союзы когда, если .
Ср.: Кошки грызутся - мышам приволье (пословица). - Когда кошки грызутся, мышам приволье; Будет дождик - будут и грибки (Пушкин). - Если будет дождик, будут и грибки.
Примечание Если второе предложение в бессоюзном сложном предложении начинается с частицы так , то вместо тире ставится запятая, например: Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать (Пушкин).
5. Во втором предложении содержится сравнение. Между простыми предложениями можно поставить союзы будто, словно .
Ср.: Молвит слово - соловей поёт (Лермонтов). - Молвит слово, будто соловей поёт.
6. Второе предложение в сложном бессоюзном предложении имеет присоединительное значение и начинается словами так, такой, таков :
Приказ есть приказ - так его воспитали (Воробьёв).
Второе предложение имеет присоединительное значение и перед ним можно поставить слово это (иногда слово это имеется в самом предложении):
План разбора бессоюзного сложного предложения
- Указать тип сложного предложения (бессоюзное сложное предложение).
- Указать, из скольких частей состоит бессоюзное сложное предложение (выделить грамматические основы).
- Указать значение (смысловые отношения) между частями бессоюзного предложения. Обосновать постановку знака препинания (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).
- Построить схему бессоюзного сложного предложения.
Образец разбора
Дуб держится - к земле тростиночка припала (Крылов).
Бессоюзное сложное предложение; состоит из двух простых частей: 1) дуб держится ; 2) к земле тростиночка припала ; грамматические основы: 1) дуб держится ; 2) тростиночка припала . Второе предложение содержит противопоставление (между частями можно вставить союз а : Дуб держится , а к земле тростиночка припала ). Поэтому между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире.
- .
противоп.
Разделы: Русский язык
Цель урока : создание условий для усвоения новых знаний о бессоюзном сложном предложении, используя элементы исследования, в незнакомом для учителя классе, который готовится к ГИА
Задачи урока:
- образовательные: формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями БСП; определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания
- развивающие: формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развивать умения сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать
- воспитательные: воспитывать уважение к урок и предмету в целом; воспитание взаимоуважения и взаимопомощи (нравственные категории доброты).
Духовно-нравственные категории, рассматриваемые на уроке: доброта, взаимопомощь, взаимоуважение.
Оборудование урока:
- экран;
- ноутбук;
- проектор;
- CD-диск с презентацией по теме урока;
- индивидуальные карточки с заданиями;
- тетради;
- индивидуальная карта учащегося;
- учебник под ред. М.М. Разумовской «Русский язык. 9 класс» – Москва: «Дрофа», 2006.
Ход урока
Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, что на сердце твоё откликается,
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.
Организационный момент.
I. Фаза вызова
– Я собираюсь поступить в аспирантуру и пишу исследовательскую работу о сложных предложениях. Вы изучили эту тему? Мне нужна ваша помощь.
Работа с эпиграфом.
– Прочитайте эпиграф, сформулируйте главную мысль (с доброты человек начинается ). Подберите синонимы к слову «доброта» (добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие ). Какой смысл заключен в слове «доброта»? (отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим ).
– Я думаю, ребята, вы все откликнитесь на мое предложение и поможете мне.
На протяжении всего урока проводится акция: знаешь сам – помоги другому (на доску вывешивается плакат с названием акции).
– Проверим ваши знания (подготовка к ГИА ).
Сильным учащимся раздаю карточки, остальные работают с учителем.
Карточка 1
Толстые сосульки, свисавшие с крыши, обтаивали на солнце. Капли, падая с них, звонко ударяли о лед. |
Карточка 2 Составьте из простых предложений ССП, СПП и БСП. Запишите их, составьте схемы. Подлинная добродетель подобна реке. Чем она глубже, тем меньше шумит. |
Карточка 3 Составьте из простых предложений ССП, СПП и БСП. Запишите их, составьте схемы. Поговоришь с добрым человеком. Солнечный луч озарит твою душу. |
Карточка 4 Составьте из простых предложений ССП, СПП и БСП. Запишите их, составьте схемы. Луна стоит над прозрачной горой. Неверным светом залита окрестность. |
Обращение к слайдам презентации. (1 слайд)
по ходу составления предложений учащимися, они появляются на экране
– Что вы знаете о сложных предложениях? Виды сложных предложений?
– Среди предложений назовите «третье лишнее» (БСП).Почему? еще не изучали).Что вызвало затруднение при работе с карточками? (БСП) Что знаете о БСП? Назовите БСП. (предложения появляются на экране – слайд 2) Слайд 2
Зачем изучать БСП, если вы знаете, что это такое? (знаки препинания вызывают затруднение) Какие знаки препинания могут стоять между частями БСП? (. ; : - )
(учитель на доске изображает эти знаки)
(выходим на проблему: какой знак препинания поставить между предикативными частями БСП и от чего будет зависеть постановка этих знаков?).
Формулировка учащимися темы и целей урока.
– Что связывает предложения, с которыми вы работали, и данный эпиграф? (тема )
II. Фаза осмысления
– Для решения проблемы проведем небольшое исследование.
– С чего начнем исследование? (внимательно читаем и изучаем, сравниваем все три предложения: что общего? чем они отличаются?)
– Какие отличия вы можете отметить в смысловых отношениях данных предложений? (ученики выявляют следующее: между предикативными частями ССП отношения равноправные, союз и подчеркивает последовательность происходящих действий; в СПП – неравноправные, союзы придают различные смысловые оттенки (условие, время, причина). В БСП эти отношения выражены менее четко, они зависят от содержания входящих в них предикативных частей. В БСП велика роль интонации, которая диктует необходимость постановки определенных знаков препинания).
Анализируем каждое БСП (слайд 2) и результаты записываем в схему.
Работа с учебником(параграф 23, стр. 131). Сверяем полученные результаты
- – Кому понятно частично? Поднимите одну руку.
- – Кто ничего не понял? Встаньте.
- – Кому понятно всё? Поднимите обе руки.
Закрепление.
– Кто понял все или частично – работают по карточкам.
Карточка 1
|
Карточка 2 Объясните постановку знаков препинания
|
Карточка 3 Объясните постановку знаков препинания
|
Карточка 4 Объясните постановку знаков препинания
|
Карточка 5 Соберите пословицы. Запишите БСП. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. |
– Остальные работают с учителем (слайд 3)(объяснить постановку знаков препинания).
– Найдите «третье лишнее» (загадка) . Почему?
На протяжении всего урока учащиеся помогают друг другу.
– Составьте синквейн по данным текстам (для тех, кто справился с карточками)
Твори добро -
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши,
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой
униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь - действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных - доброта. (Т. Кузовлева)Дарите, люди, тёплые слова!
Чтобы от них кружилась голова.
Чтоб сладким был - словесный добрый мёд!
Чтобы слова топили в сердце лёд!Ведь слово может душу излечить,
А может просто ранить и убить.
Ведь слово может красоту создать.
А может очернить, и оплевать...И не жалейте добрые слова,
Чтобы цвела зелёная трава!
Чтобы не плакать от укуса ос.
Не кактус, а жасмин душистый рос.Ведь в слове каждом целая страна!
От злого начинается война,
И зарождаются обиды, месть...
А сколько слов?! Их всех не счесть...Дарите, люди, тёплые слова!
И пусть умолкнет злобная молва!
Давайте будем счастье создавать!
Ведь слово - это мир и благодать!
Алгоритм написания синквейна
Вывод: главным ведущим признаком, определяющим выбор знаков препинания в БСП, являются смысловые отношения между предикативными частями сложного предложения и степень их распространенности, а также замедленный темп речи, паузы между предикативными частями.
– В каких текстах используются знаки препинания в БСП? (описание природы, пословицы, поговорки, загадки)
– Итак, БСП с запятой и точкой с запятой часто используются художниками слова в описаниях природы, а БСП с двоеточием и тире – в пословицах, поговорках, афоризмах, загадках.
– Обращение к эпиграфу и к названию акции (Объяснить постановку знаков препинания).
III. Рефлексия
(слайд 4)
Домашнее задание по выбору (слайд 5)
Индивидуальная карта оценивания ученика (Ф.И.) | |||||||||
Содержание | Работа с эпиграфом | повторение | исследование | закрепление | синквейн | Участие в акции | рефлексия | ||
Работа по карточке | Работа с учителем | Работа по карточке | Работа с учителем | ||||||
оценка | |||||||||
Общая оценка |
Бессоюзное сложное предложение (БСП) - это сложное предложение, части которого соединяются интонационно без помощи союзов и союзных слов. БСП часто встречаются в сказках, в художественной и разговорной речи, среди пословиц и поговорок.
Понятие о бессоюзном предложении
В бессоюзных сложных предложениях средством связи предложений-частей БСП являются:
- интонация;
- порядок расположения предложений в составе БСП;
- соотношение вида и времени глаголов в предложениях.
Этим БСП отличаются от сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, в которых данную роль выполняют союзы.
Бессоюзные предложения могут состоять из двух и более простых или сложных предложений, между которыми в зависимости от значения ставятся запятая, двоеточие, тире или точка с запятой.
Примеры бессоюзных сложных предложений со схемами:
К вечеру прояснилось, солнце выглянуло из-за деревьев.
Он встревоженно ходил по комнате: ему не давали покоя новости, которые сообщил друг.
[…] : [[…],(которые)].
Позовут - пойдем к ним в гости.
Не путайте БСП с простыми предложениями с тире. В БСП всегда есть две синтаксические основы, выраженные подлежащим и сказуемым или только сказуемым. Примеры : Москва - столица России (простое предложение). Придет вечер - поговорим (БСП).
Классификация бессоюзных сложных предложений по значению
Простые предложения в составе БСП могут выражать различные значения. Основные виды бессоюзных предложений, а также правила пунктуации при их написании приведены в таблице.
ТОП-5 статей которые читают вместе с этой
Значение |
Какой знак препинания ставится |
Правило |
Примеры |
Одновременности, последовательности, перечисления |
запятая, точка с запятой |
Запятая ставится, если между предложениями в составе БСП можно поставить союз и . Точка с запятой ставится в случаях, если предложения в составе БСП отдалены по смыслу или распространены. |
Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко разбилось. Андрей вернулся поздно; Маша уже спала. |
Противопоставления (сопоставления) |
В предложении всегда есть смысловое противопоставление чего-либо; между простыми предложениями можно поставить союзы а, но. |
Ученью время – игре час. Победитель впереди – трус позади |
|
Времени и условия |
Первое предложение в составе БСП указывает на время или условие, перед ним можно поставить союзы если, когда . |
Любишь кататься — люби и саночки возить |
|
Сравнения |
Между частями БСП можно поставить союзы будто, словно. |
Рассердится - гроза разразится. Улыбнется - тучи разгонит. |
|
Присоединения |
Второе предложение выражает присоединительное значение и перед ним можно употребить слова такой, таков, так ; или употребляется слово это. |
Хлеб всему голова - так учила бабушка. Она снова опоздала - это случалось часто. |
|
Следствия |
Второе предложение выражает значение следствия, перед ним можно поставить союзы так что, вследствие чего. |
Зазвонил телефон - я отвлекся от работы. Пришли гости - мы быстро накрыли на стол. |
|
двоеточие |
Второе предложение выражает значение причины, перед ним можно поставить союз потому что . |
Я проснулся рано: меня разбудила сестра. Саша очень спешила: она хотела прийти первой. |
|
Пояснения |
двоеточие |
Второе предложение поясняет первое, перед ним можно поставить союзы а именно, то есть . |
Он мог посоветовать только одно: никогда не сдаваться. У речки было прекрасно: мы лежали на теплом песке и любовались природой. |
Дополнения |
двоеточие |
Второе предложение дополняет первое, перед ним можно поставить союз что или сочетания слов: и увидеть, что; и услышать, что; и почувствовать, что и т. д. |
Он отметил: у девушки красивое платье. Мужчина заглянул в домик: там было чисто и уютно. |
Сложные бессоюзные предложения изучаются на уроках русского языка в 9 классе.
Что мы узнали?
Мы разобрались, какие предложения являются сложными бессоюзными и какие знаки препинания ставятся в БСП в зависимости от их значения.
- В БСП предложения связываются не союзами или союзными словами, а интонацией, порядком расположения предложений, соотношением вида и времени глаголов.
- Между частями БСП может ставиться запятая, тире, двоеточие, точка с запятой.
- БСП могут состоять из простых и сложных предложений.
- Выделяют БСП со значением условия, времени, одновременности, последовательности, перечисления, сравнения, присоединения, противопоставления, пояснения, причины, следствия, дополнения.
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 1648.
Найди и выпиши пословицы и поговорки на правило :
Дефис между:
1. Подлежащим и подлежащим, выраженных именем существительным или местоимением,
2. Между сказуемым и сказуемым, выраженных глаголом,
3. Подлежащим, выраженным именем существительным или местоимением, и сказуемым, выраженным именем прилагательным.
Пословицы и поговорки с дефисом
1. Хлеб — всему голова.
2. Курить — здоровью вредить.
3. Два сапога - пара, да оба на левую ногу надеты.
4. Хлебом не корми - дай воды попить.
5. Сколько волка не корми - он всё в лес смотрит.
6. Слово — дорого, а молчание — золото.
7. Слово не воробей — вылетит, не поймаешь.
9. Любишь кататься — люби и саночки возить.
10. Волков бояться — в лес не ходить.
11. Делу время — потехе час.
12. Овечка гавкнет — стадо повторит.
13. Упрямая овца - волку корысть.
14. На полатях лежать - так и ломтя не видать.
15. Знание — сила.
16. Бьёт - значит любит.
17. Целует - значит любит.
18. Назвался гру́здем - полезай в короб.
19. Как вы лодку назовёте - так она и поплывёт.
20. Голому одеться — только под подпоясаться.
21. Женатый — не проклятый.
22. Женится — переменится.
23. Сперва — аз да буки, а там — и науки.
24. Мошна туга — всяк ей слуга.
25. Борода — трава, скосить можно.
26. Банька — не нянька, а хоть кого ублажит.
27. Маленькие детки — маленькие бедки.
28. С малыми детками горе, с большими — вдвое.
29. Без матки пчелки — пропащие детки.
30. Без хозяина дом — сирота.
31. Авось да небось — родные братья, оба лежни.
32. Авось обманет — в лес уйдет.
33. Авось да небось — такая подпора, хоть брось.
34. Понадеялся на авось — и дело сорвалось.
35. Простота — хуже воровства.
36. Ума палата, а глупости — саратовская степь.
37. Голод — не тетка, пирожок не подсунет.
38. Лес рубят — щепки летят.
39. С глаз долой — из сердца вон.
40. Бесстыжему плюй в глаза — все божья роса.