Личностный адаптационный потенциал при раннем профессиональном самоопределении. Адаптивный потенциал

Сущностное значение категории “А.п.л.”, определяющей устойчивость человека к негативным факторам, предложил А.Г. Маклаков. Он полагает, что способность к адаптации является не только индивидуальным, но и личностным свойством человека. В этом видится глубокая взаимосвязь социологических и психологических подходов. Адаптационные способности индивида, по мнению того же автора, во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизни и деятельности. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность нормального функционирования организма и эффективной деятельности при увеличении интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды.

Адаптационные способности человека поддаются оценке посредством определения уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и самого процесса адаптации. Чем выше уровень развития этих характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации человека и тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым он может приспособиться. Данные психологические особенности человека составляют его личностный адаптационный потенциал, который, согласно А.Г. Маклакову, включает следующие характеристики: нервно-психическую устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу; самооценку личности, являющуюся ядром саморегуляции и определяющую степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих; уровень конфликтности личности; опыт социального общения. Все перечисленные характеристики являются значимыми при оценке и прогнозе успешности адаптации к трудным ситуациям, а также при оценке скорости восстановления психического равновесия.

Интересным представляется определение А.п.л., данное в медицинской научной литературе. Этот термин исследуется в качестве интегрального критерия здоровья, при котором все чаще рассматривают адаптационные возможности организма, отражающие степень его динамического равновесия со средой. Именно адаптация напрямую связана с тем фоном, который в конечном счете определяет риск развития заболеваний, а значит, и уровень здоровья. Следовательно, подход к количественной оценке адаптационных возможностей организма может представлять ключевой момент, от которого зависит градуальная оценка здоровья. Разные люди обладают различными способностями приспосабливаться к условиям внешней среды, труда, отдыха. От индивидуальных возможностей адаптационных систем организма зависят уровень здоровья и те формы двигательной активности, которые могут быть рекомендованы в качестве средства оздоровления. Главенствующую роль здесь играет, безусловно, сердечно-сосудистая система.

З.П. Замараева

Лит.: Бондаренко С.В. Формирование личностного адаптационного потенциала студентов технического вуза как психолого-педагогическая проблема // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия “Гуманитарные науки”. 2005. № 2 (14). С. 65-84; Замараева З.П., Чистякова А.В. Адаптационные ресурсы самообеспечения как категория и предмет социологического анализа // Социальная политика и социология. 2013. № 3. Т. 1. С. 20-32; Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб, пособие. СПб.: Питер, 2013.

Введение

Результаты исследования

Моральная адаптация личности

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема подготовки профессионалов является на сегодняшний день чрезвычайно актуальной. Современное студенчество готовится к высококвалифицированной деятельности посредством получения высшего образования. Одна из важных задач вуза на современном этапе - повышение эффективности учебной деятельности. Качество подготовки выпускника вуза закладывается на всех этапах его обучения, начиная от входа в систему "студент-вуз", заканчивая выходом из нее. В этой связи для обеспечения качества подготовки выпускника необходимо системное психологическое обеспечение его учебной деятельности на всех этапах профессионализации в рамках высшего учебного заведения. Большую роль при этом играет этап адаптации студента к вузу. Начало обучения в вузе - одно из самых значимых событий в жизни молодого человека.

Перестраивается структура жизненных отношений: изменяется место в системе общественных отношений, появляются новые обязанности. Процесс обучения в вузе связан с большими эмоциональными и интеллектуальными нагрузками и стрессовым состоянием. Среди причин, вызывающих такие перегрузки, следует назвать сам характер учебного процесса в вузе, необходимость усвоения большого потока информации, новый образ жизни и другие факторы. Образовательное пространство в период обучения в вузе становится ареной взаимодействия внутренних, субъективных особенностей студента и особенностей социальной среды.

Личностный адаптационный потенциал и его сущность

Одним из основных критериев успешной адаптации студента является показатель успешности его учебной деятельности. Часть студентов достаточно быстро и успешно адаптируется к вузу и его требованиям, другие с трудом проходят процесс входа в новую учебную среду. Знание психологических факторов, обеспечивающих успешность адаптации студента к вузу и успешность его учебной деятельности, позволит более дифференцированно построить систему психологического сопровождения студента на начальном этапе его профессионализации. От успешности обучения в вузе зависит дальнейшее благополучие будущего специалиста в выбранной им сфере деятельности.

А.Г. Маклаков ввел понятие, характеризующее адаптационные способности человека, назвав его личностным адаптационным потенциалом (ЛАП). Личностный адаптационный потенциал (как интегральная характеристика психического развития) - это взаимосвязанные между собой психологические особенности личности, определяющие успешность адаптации и вероятность сохранения профессионального здоровья. Характеристику личностного адаптационного потенциала (ЛАП) можно получить, оценив уровень поведенческой регуляции (ПР), коммуникативный потенциал (КП) и уровень моральной нормативности (МН).

Поведенческая регуляция - это понятие, характеризующее способность человека регулировать свое взаимодействие со средой. Она осуществляется в единстве энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов. Основные элементы поведенческой регуляции - самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих. Все эти структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение между потребностями, мотивами, эмоциональным фоном настроения, самосознанием, Я-концепцией и др. Поэтому система регуляции - сложное, иерархическое образование, а интеграция всех ее уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.

Другой характеристикой, определяющей эффективность процесса социально-психологической адаптации и выступающей в качестве одной из основных составляющих личностного адаптационного потенциала, являются коммуникативные качества человека. Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достичь контакта и взаимопонимания с окружающими) у всех людей разные. Они определяются наличием опыта и потребности в общении, а также уровнем конфликтности.

Не менее важной стороной процесса адаптации является соблюдение моральных норм поведения, обеспечивающих способность индивида адекватно воспринимать предлагаемую для него определенную социальную роль. Уровень моральной нормативности индивида отражает два основных компонента процесса социализации - восприятие морально-нравственных норм поведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.

Личностный адаптационный потенциал обусловливает эффективность деятельности в экстремальных условиях, к которым можно отнести период вхождения студента в новую для него учебную среду.

Целью работы является изучение роли личностного адаптационного потенциала (ЛАП, по А.Г. Маклакову) в достижении успешности учебной деятельности студентами вуза.

Гипотеза исследования: личностный адаптационный потенциал студента вуза способствует успешности его учебной деятельности.

Среди поставленных задач основными являлись:

Предмет исследования: личностный адаптационный потенциал как фактор успешности учебной деятельности студента вуза

В качестве испытуемых выступили студенты 1-го курса экономического факультета (специальности "Менеджмент организации" и "Маркетинг").

Объем выборки составил 87 человек. Из них 64 девушки и 23 юноши в возрасте от 16 до 20 лет.

Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы применялись следующие методы: организационные: сравнительный метод; эмпирические: анализ документов, психодиагностическое тестирование, анкета; методы математико-статистической обработки данных: корреляционный анализ с вычислением критерия Пирсона и оценка достоверности различий по критерию Стьюдента; интерпретационные: структурный метод.

Результаты исследования

В исследовании были использованы следующие методики. Для диагностики личностного адаптационного потенциала применялся многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова; для выявления дополнительных психологических факторов успешности учебной деятельности студентов были использованы следующие методики: опросник оценки уровня социально-психологической адаптации Р.Х. Исмагилова, модифицированный нами для студентов вуза (для изучения отношений к компонентам учебной среды); тест на выявление акцентуаций характера Шмишека-Леонгарда; опросник ЕР1 Г. Айзенка для диагностики интроверсии и нейротизма; методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса и на диагностику мотивации к избеганию неудач Т. Элерса; методика оценки индивидуального стиля учебной деятельности; методика оценки локуса контроля (по Дж. Роттеру).

В качестве критерия успешности учебной деятельности студентов был выбран средний балл, полученный на экзаменах в первую сессию.

Исследование проводилось в декабре 2005 - январе 2011 года в Новокузнецком филиале-институте Кемеровского государственного университета (НФИ Кем ГУ).

После эмпирического этапа исследования, характеризующегося сбором информации об объекте исследования по выбранным методикам, был проведен анализ результатов с помощью математико-статистической обработки. Испытуемые были разделены на две группы по показателю успешности учебной деятельности. Средний результат оценки на экзаменах в первую сессию в "группе более успешных студентов" составляет 4,59 ± 0,33, а в "группе менее успешных" 3,42 ± 0,3. Анализ достоверности различий между группами разной успешности по критерию Стьюдента показал, что достоверными являются отличия по следующим факторам: общая активность (М1 = 0,66 ± 0,61, М2 = 0,36 ± 0,53, 1 = 2,45, р < 0,05), средний балл текущей аттестации (М1 = 1,71 ± 0, 19, М2 = 1,31 ± 0,39, I = 6,049, р < 0,001), отношение к учебе (М1 = 8,53 ± 2, 19, М2 = 7,45 ± 2,27, I = 2,249, р < 0,05), личностный адаптационный потенциал (М1 = 54,55 ± 11,86, М2 = 61,27 ± 16,26, I = - 2,182, р<0,05) (сырые значения показателей ЛАП характеризуются тем, что меньший показатель соответствует большему уровню адаптационного потенциала).

Корреляционный анализ по всей выборке испытуемых дал следующие результаты. Показатель успешности учебной деятельности студентов положительно коррелирует с личностным адаптационным потенциалом (г = 0,219, р < 0,05), моральной нормативностью (г = 0,286, р < 0,05), позитивным отношением к учебе (г = 0,354, р < 0,01), общей внеучебной активностью студентов (г = 0,273, р < 0,05), средним баллом текущей аттестации (г = 0,667, р <0,01).

Таким образом, выявлена роль личностного адаптационного потенциала для достижения успешности учебной деятельности. "Группа более успешных студентов" имеет более высокий личностный адаптационный потенциал. Значит, действительно, хорошие адаптационные способности помогают успешно вписаться в новую учебную среду.

Показатель моральной нормативности для студента-первокурсника очень важен, он определяет восприятие морально-нравственных норм поведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения, что обеспечивает студенту способность адекватно воспринимать предлагаемую для него социальную роль.

Успешные студенты характеризуются более позитивным отношением к учебе в отличие от неуспешных. В.Н. Мясищев указывает, что система отношений личности является базовым образованием, от которого зависит успешность деятельности человека. Согласно В.С. Мерлину, при положительных отношениях личности уровень способностей максимально повышается, что способствует повышению эффективности труда человека. Отношение к учебе является отношением к основному виду деятельности студента. Именно в учебе реализуется взаимодействие субъекта (студента) с объектом (вузовской учебной средой).

"Группу более успешных", кроме того, характеризует высокая внеучебная активность, успешные студенты занимаются в различных творческих объединениях, спортивных секциях, студенческих досуговых организациях.

Характерным является то, что успех на сессии является не случайным, а закономерным - результаты текущей аттестации учебной деятельности в "группе успешных" значимо выше.

личностный адаптационный потенциал студент

Структура факторов личностного адаптационного потенциала, влияющих на успешность учебной деятельности студентов, была выявлена с помощью корреляционного анализа.

Определена структура связей в системе психологических факторов личностного адаптационного потенциала, обеспечивающая достижение успешности учебной деятельности студентов вуза.

Личностный адаптационный потенциал отрицательно коррелирует с нейротизмом (г = 0,442, р < 0,01) и со следующими типами акцентуаций характера: педантичный (г = 0,29, р < 0,01), возбудимый (г = 0,454, р < 0,01), тревожный (г = 0,408, р < 0,01), экзальтированный (г = 0,231, р < 0,05), циклотимный (г = 0,313, р < 0,01).

Положительно коррелирует личностный адаптационный потенциал с общим показателем уровня социально-психологической адаптации (г = 0,439, р < 0,01) и ее отдельными компонентами: отношением к данному вузу (г = 0,259, р < 0,05), удовлетворенностью условиями обучения (г = 0,288, р < 0,05), отношением к учебе (г = 0,373, р < 0,01), отношением к преподавателям (г = 0,335, р < 0,01), отношением к выбранной специальности (г = 0,315, р < 0,01), отношением к будущей работе (г = 0,346, р < 0,01), поведенческой регуляцией (г = 0,946, р < 0,01), коммуникативным потенциалом (г = 0,64, р < 0,01) и моральной нормативностью (г = 0,326, р < 0,01).

Коммуникативный потенциал отрицательно коррелирует с мотивацией к избеганию неудач (г = - 0,276, р < 0,05). Студенты, мотивированные на избегание неудач, менее инициативны. При выполнении ответственных заданий ищут причины отказа от них. Предпочитают выбирать экстремальные цели: выбирают задания либо занижено легкие, либо нереалистично высокие по трудности. Согласно исследованиям, студенты, мотивированные на избегание неудач при выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени ухудшают результативность деятельности. Отличаются меньшей настойчивостью в достижении цели. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность снижается.

Моральная адаптация личности

Моральная нормативность положительно коррелирует с таким показателем стиля учебной деятельности, как регулярность занятий (г = 0,257, р < 0,05). Индивидуальный стиль учебной деятельности - характерная для данного студента система навыков, приемов, способов решения задач учебной деятельности, обеспечивающая успешное ее выполнение. Как известно, выработка индивидуального стиля деятельность является способом адаптации к этой деятельности. Согласно нашим результатам, именно регулярность занятий является продуктивным способом подготовки студентов-первокурсников, выбор этого стиля учебной деятельности предопределяется личностным адаптационным потенциалом студента, и в частности его моральной нормативностью.

Моральная нормативность положительно коррелирует с интернальностью в отношении здоровья и болезней (г = 0,238, р < 0,05). Студенты с высокими показателями интернальности в отношении здоровья и болезней считают себя во многом ответственными за свое здоровье: если больны, то обвиняют в этом себя и полагают, что выздоровление зависит от собственных усилий. Как известно, период адаптации человека к новой деятельности сопровождается установлением динамического равновесия на всех уровнях: физиологическом, психологическом, социальном и т.д. В этой связи отмечается временное снижение общих показателей здоровья и самочувствия студентов. Чем быстрее пройдет адаптация к среде по физиологическому показателю, тем успешнее будет протекать общий адаптационный процесс, общим показателем которого и будут результаты первой сессии.

По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:

  1. Личностный адаптационный потенциал студента играет значимую роль в его адаптации к вузу и способствует достижению успешности учебной деятельности. Студенты с более высокими показателями личностного адаптационного потенциала имеют лучший результат по первой экзаменационной сессии.
  2. Высокая моральная нормативность обеспечивает способность молодого человека адекватно воспринимать предлагаемую для него социальную роль студента и положительно влияет на успешность учебной деятельности.
  3. Достижению успешности учебной деятельности студентов способствует их положительная система отношений к учебной среде и ее компонентам (отношение к вузу, к преподавателям, к учебе, к выбранной специальности, к будущей работе, удовлетворенность условиями обучения). В системе отношений главное место принадлежит отношению студента к учебе.
  4. Регулярность занятий как основной показатель индивидуального стиля учебной деятельности является продуктивным способом достижения успешности учебной деятельности студентов.
  5. Интернальный локус контроля в области достижений и в отношении к своему здоровью способствует успешной учебной адаптации и достижению высоких результатов учебной деятельности.

Таким образом, гипотеза о том, что личностный адаптационный потенциал студента способствует успешности его учебной деятельности, подтвердилась.

В исследовании выявлена структура психологических факторов адаптационного потенциала, влияющих на успешность учебной деятельности.

Заключение

В структуру факторов личностного адаптационного потенциала, обеспечивающих успешность учебной деятельности студентов, входят: положительное отношение к учебной среде и ее компонентам, интернальный локус контроля, стиль учебной деятельности, характеризующийся регулярностью занятий, высокая общая активность студента, профессиональное самоопределение по отношению к выбранной специальности.

В структуру факторов личностного адаптационного потенциала, снижающих успешность учебной деятельности студентов, входят: отрицательное отношение к учебной среде и ее компонентам, экстернальный локус контроля, стиль учебной деятельности, характеризующийся нерегулярностью занятий, низкая общая активность студента, отсутствие профессионального самоопределения по отношению к выбранной специальности, высокий нейротизм, мотивация к избеганию неудач и следующие типы акцентуаций характера: педантичный, возбудимый, тревожный, экзальтированный, циклотимный.

Список литературы

1.Дмитриева, М.А. Психологические факторы профессиональной адаптации / М.А. Дмитриева // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности; под ред.Г.С. Никифорова. - СПб: Изд-во СпбГУ, 2007.

2.Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2009.

.Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. - 2008. - Т.22. - №1.

.Маклаков, А.Г. Общие принципы, методы и направления работы психолога при оказании психологической помощи в экстремальных условиях деятельности / А.Г. Маклаков // Практикум по психологии здоровья; под ред.Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2009.

.Мерлин, В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности / В.С. Мерлин. - Пермь, 2008.

.Мясищев, В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи / В.Н. Мясищев // Проблемы способностей. - М., 2009.

.Реан, А.А. Психология адаптации личности: учебно-научное издание / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: Медицинская пресса, 2011.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Курсовая работа

"Адаптационный потенциал личности"

Оглавление

  • Введение
  • Заключение
  • Глоссарий
  • Список литературы
  • Приложение 1

Введение

Проблема подготовки профессионалов является на сегодняшний день чрезвычайно актуальной. Рассмотрение вопросов психологической и социальной адаптации невозможно без современного понимания в области психологии, медицины, науки, религии, философии, педагогики, генетики, антропологии, культурологии и т.д.

А. Маслоу рассматривает процесс адаптации как динамический процесс взаимодействия личности и среды, в качестве основного критерия адаптированности личности выдвигается степень ее интегрированности со средой.

Фундаментальные вопросы социально-психологической адаптации личности освещены в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Этим вопросом занимались Ф.Б. Березин, А.А. Налчаджян, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др. Проблему адаптационного потенциала личности в своих работах рассматривали А.М. Богомолов, Д.А. Леонтьев, А.Г. Маклаков, Ю.И. Толстых и другие.

Психическая адаптация играет значимую роль в поддержании адекватных соотношений в системе "индивидум-среда".

Целью работы является исследование проблемы адаптационного потенциала личности в организации.

Объектом исследования можно считать успешность деятельности сотрудников организации.

Предметом исследования является личностный адаптационный потенциал как фактор успешности деятельности сотрудников организации.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть различные подходы к определению адаптации и структуру адаптации;

2. проанализировать этапы и виды адаптации;

3. изучить уровни адаптации;

4. исследовать связь личностного адаптационного потенциала и успешности деятельности сотрудников;

5. рассмотреть структуру связей факторов личностного адаптационного потенциала, обусловливающих успешность деятельности работников.

При написании данной работы использовались такие общие методы исследования, как анализ и обработка литературы отечественных исследователей, системный подход к изучаемым процессам, анализ и синтез, которые позволяют сформировать наиболее существенные черты исследуемых процессов.

Глава 1. Понятие адаптации личности

Понятие "адаптация" используется в настоящее время в разных областях знания (биология, философия, социология, социальная психология, этика, педагогика, экология и др.). Первоначально термин "адаптация" (от лат. "приспособление") использовался в биологии как приспособление строения и функций организма к условиям существования и привыкания к ним. В частности, в теории "естественного отбора" Ч. Дарвина подчеркивалось возникновение новых видов путем изменения и приспособления организмов к соответствующим условиям среды. Человек, как часть животного мира, унаследовал от животных приспособительные способности, которые запрограммированы в генетическом коде биологических систем и являются важным фактором самосохранения человека.

Адаптация человека включает несколько уровней: биологический, физиологический, психологический, социальный. Универсальность сущности человека как социального существа в том, что он является и самосознающим и чувствующим субъектом, и одновременно практическим, предметно-действующим, преобразующим и среду, и себя .

Превращая природное в социальное, создавая искусственную природу - культуру - человек создает, формирует фундамент социальной адаптации. Таким образом, на основе универсальности биологической адаптации у человека возникают механизмы социальной адаптации, формирующиеся на базе его видовых особенностей - наличия сознания, социальной среды обитания, трудовой деятельности, социального общения. Отсюда - универсальность адаптации человека как социально-биологического существа, который и приспосабливается к среде и приспосабливает ее к себе, являясь тем самым, "адаптивно-адаптирующей системой". Это выражает активный и двуединый характер человеческой деятельности, которая, благодаря возникновению культуры, является универсальным преобразующим механизмом.

Культура выступает как надбиологический регулятивный, жизнеобеспечивающий и воспроизводящий механизм человеческой деятельности, то есть как особый адаптивный механизм общества. Специфика социальной адаптации человека в том, что приспособление к окружающей среде осуществляется внебиологическим способом - путем универсального преобразования внешнего мира. Адаптивно-адаптирующая система человека включает в себя не только биологические механизмы адаптации, но и в первую очередь социальные механизмы адаптации - они позволяют либо изолировать от вредного воздействия среды, либо преобразовать данную среду так, чтобы она соответствовала рациональному биологическому и социальному развитию человека.

Все отмеченные выше уровни (виды) адаптации человека тесно взаимосвязаны, но имеют в ряде случаев относительную независимость. Отдельные из них могут доминировать в определенных условиях или на определенном этапе жизни человека.

В отличие от социальной адаптации под психологической адаптацией понимается принятие социально-полезных стандартов поведения и ценностных ориентаций, сближение установок и направленности личности с ожиданиями социальной среды. Социальная и психологическая адаптация находятся в неразрывном единстве, хотя иногда могут не совпадать. Учитывая эту теснейшую взаимосвязь и единство основного содержания социального и психологического уровней адаптации целесообразно говорить о единой социально-психологической адаптации личности .

Социально-психологическая адаптация является важнейшим механизмом социализации и определяется взаимодействием личности и социальной среды. При этом возможны ряд вариантов социально-психологической адаптации в зависимости от особенностей этих взаимодействующих систем:

1. Успешная адаптация в итоге взаимодействия положительной среды (микросреды) и положительно направленной личности;

2. При несоответствии микросреды и личности по установкам, требованиям - ожиданиям, нормам отношений и поведения возникают 2 типа адаптации:

а) в случае если личность с негативной направленностью (антиобщественные установки), а микросреда с позитивной направленностью, личность, входя в данную среду, может преодолеть свой негативизм, усвоить положительные социальные нормы, идеалы, ценности;

б) в случае если личность имеет положительную направленность, а микросреда антиобщественные нормы и установки, последняя может сформировать у индивида соответствующие негативные антиобщественные установки и интересы .

Психологическая адаптация как основной механизм социализации личности сама по себе представляет сложную систему и включает следующие элементы:

1) когнитивные, психические процессы - ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение и пр.;

2) эмоционально-чувственные процессы и состояния;

3) волевые процессы, имеющие выход в практику поведения .

Процесс социально-психологической адаптации включает 2 стороны - объективную и субъективную. Объективная заключается в том, что человек со дня своего рождения приобретает различные социальные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. С детства и до самой смерти идет непрерывный процесс развития механизмов адаптации. В нем принимают активное участие окружающая социальная среда (родители, друзья и т.д.), а так же различные социальные институты (система образования, воспитания, средства массовой информации и пр.). Субъективная сторона состоит в том, что процесс социально-психологической адаптации человека связан с его половозрастными особенностями, личными качествами, взглядами, убеждениями и т.д. И здесь во многом проявляется активная роль личности, ее желание или нежелание изменить или усвоить существующие социальные ценности .

Отсюда эффективность социальной и психологической адаптации человека зависит от взаимодействия объективных условий (социальное происхождение, образовательный уровень, природные задатки, непосредственная среда - семья, школа, трудовой коллектив, неформальное окружение и т.д.) и субъективных индивидуальных особенностей (сама личность, ее активная или пассивная позиция, ее способности к творческой деятельности и т.п.).

Необходимость в социально-психологической адаптации обычно возникает при изменении привычных социальных условий или при изменении способа взаимодействия с привычной средой. Ее можно также представить как часть процесса самосознания в общем процессе социализации, когда человек пытается раскрыть и осознать свое отношение к социальным ролям, а также ищет новые социальные связи и отношения .

Среди разнообразия понимания адаптации как социально-психологического процесса можно выделить следующие подходы: адаптация как приспособление, адаптация как удовлетворенность, адаптация как функция развития личности. Первый подход сводит адаптацию к реакции на раздражающее воздействие и рассматривается на уровне упрощенной бихевиористской схемы "стимул - реакция"; второй подход напрямую связывает адаптацию с потребностной сферой человека; третий подход рассматривает адаптацию в структуре внутреннего стремления человека как неотъемлемую функцию .

Некоторые авторы, пишущие об адаптации, напрямую соотносят адаптацию с процессом перевода общественных ценностей в ценности личные; другие полагают, что в процессе адаптации человек реализует только те устремления, которые у него уже есть. Есть обобщающий эти взгляды подход, который предполагает в процессе адаптации наличие субъективных и объективных обстоятельств, позволяющих личности продуктивно, без внешних и внутренних конфликтов, осуществить профессиональную и жизненную деятельность, удовлетворяя при этом свои "социогенные потребности". В целом в исследованиях по адаптации в настоящее время наметилась интеграционная фаза, стягивающая известные концепции в единую теорию адаптаций.

Главная особенность жизненного процесса адаптации у человека состоит в том, что адаптация возникает, как правило, как вынужденный процесс, источник которого находится вне человека. Дестабилизирующие факторы или проблемная социально-психологическая ситуация нарушают социальную устойчивость, вызывают психическое напряжение, поэтому адаптационный процесс традиционно связывают также с потребностями самосохранения, обеспечения основной деятельности, приведения себя к норме общего развития в балансе личностного и общественного.

В структуру социальной адаптации входят такие компоненты как субъекты (индивиды, адаптанты), факторы (комплекс условий и обстоятельств - политических, правовых, экономических, социально-исторических, культурных, психологических, медико-биологических) и объекты (фрагменты реальности, имеющие непосредственное отношение к субъекту и процессу адаптации). Динамический аспект адаптационного процесса (адаптогенез) предполагает рассмотрение его пространственно-временных характеристик. При этом предлагаются разделения этапов адаптации по качественным основаниям на следующие :

1) уравновешивание (как стадию взаимной терпимости индивида и среды);

2) псевдоадаптацию (как стадию, сочетающую внешнюю приспособленность к обстановке с внутренне отрицательным отношением к ее требованиям и нормам отношения);

3) приноровление (как признание основных ценностей новой ситуации, связанное со взаимными уступками);

4) уподобление (как результат психологического переориентирования индивида, выраженный в трансформации прежних взглядов, ориентаций, установок в соответствии с новой ситуацией).

Существует и другое разделение, где этапы названы так: ориентировочный (ознакомление со средой), оценочный (интенсивная критическая и отборочная деятельность) и совместимости (преодоление разобщенности вплоть до свободного ориентирования в новой социокультурной среде) .

Интересное для социальной психологии наблюдение сделано социологом Л.В. Корель, которое предполагает, что при большом количестве социально и психологически значимых изменений у индивида первый этап может проходить в виде социального и даже психологического шока, а после стадии мобилизации адаптивных резервов будет формироваться "ответ на вызов среды". Если же "социальный шок" не сможет запустить процессы мобилизации, то это вынудит индивида к поиску глубинных адаптивно-эволюционных механизмов, что в определенной среде не всегда приведет к благоприятному адаптивному исходу .

В противовес динамическому аспекту адаптационного процесса выделяется аспект его устойчивости и инертности. Объяснение этому парадоксу адаптации может быть дано такое: относительная стабильность и инертность процесса адаптации связана с происходящей в ее рамках глубокой модификацией системы ценностей, которая сама по себе есть достаточно устойчивый компонент личностной структуры человека. В психологическом смысле основой стабилизации считают мотивационно-волевые процессы, протекающие в направлении реализации значимых для субъекта адаптации целей.

Механизмом социальной адаптации считается последовательность: "потребности - актуализация потребностей - удовлетворение потребностей - возвышение потребностей". В общем адаптационный процесс развивается между актуализированными и удовлетворенными потребностями. Считается, что именно в этой схеме отражается тактика социально-психологического развития личности. Но в психологии известно разделение потребностей на уровни; сообразно этому делению адаптация тоже может быть уровневой: поведенческой и ментальной. Между ними существует безусловная связь и в то же время они могут быть совершенно автономными. Адаптация может начинаться как на поведенческом, так и на ментальном уровнях, они могут протекать симметрично или асимметрично.

Типологию поведения человека в ситуации адаптации по степени вовлеченности человека в процесс адаптации разные исследователи представляют по-разному. Ч. Моррис предложил рассматривать "пассивную" (ведомость факторами среды), "самостоятельную" (независимость от факторов, но умение подавлять собственные импульсы) и "активную" (попытки изменить факторы более, чем самого себя) формы поведения человека .

Р. Мертон предложил пять адаптивных технологий в зависимости от сочетания культурных целей и социально-одобряемых средств их достижения:

конформизм (согласие с целями общества и законными средствами их достижения),

инновация (согласие с целями, но отвержение средств),

ритуализм (изменение целей при использовании известных средств),

ретреализм (полный отказ от целей и средств общества),

мятеж (отказ от целей и средств при одновременном привнесении новых целей и средств) .

В качестве психологической типологии такое разделение предлагает различать:

адаптационный потенциал личность сотрудник

человека-адаптанта как маргинала (субъекта эмоционально напряженного, но ориентирующегося на психокультурные модели социального поведения),

эгоцентриста (социально и психологически автономного субъекта),

дефензива (субъекта, утратившего интерес к психокультурным нормам жизни),

инфантила (полностью отказавшегося от самостоятельности и функционирующего в рамках социальной стереотипии субъекта),

харизматика (компенсирующего недостатки нового социокультурного фона манипулятивным использованием своего психо-социального статуса).

В целом известные теории и концепции сообразно степени социально-психологической приемлемости процесса адаптации конкретного человека в обществе свидетельствуют об адекватной и неадекватной адаптации. Сложность и неоднозначность эффективности процесса адаптации для самого адаптанта также очевидны: не всегда адекватная с точки зрения общества адаптация может привести к удовлетворительным для самого субъекта результатам. Выбор неадекватного вида адаптации может быть для субъекта вынужденным, при этом он может превратиться и в суррогатный (иллюзорный с точки зрения общества, например, использование в целях адаптации виртуальные миры алкоголизма, наркомании, сверхценных идей и т.п.). Социально-патологическое поведение субъекта адаптации может создать самому субъекту ложное ощущение освобождения от бремени непосильных для него новых социально-психологических условий .

В связи с изложенным, можно представить направления социальной адаптации, которые могут иметь вид социально-психологического прогресса (инновации), идеоадаптации (конформизм), социально-психологического регресса (деградации) и ухода от действительности (эскейпизма). Любое из этих направлений может считаться успешным с точки зрения удовлетворенности субъекта адаптации, но только социально-психологический прогресс принят как общественно-адекватный процесс, обеспечивающий воспроизводство социальной структуры, ее непрерывное качественное и количественное развитие, а также развитие субъектов социальной адаптации.

Трудовая адаптация - это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором, в отличие от биологического, и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. В данной ситуации возможны 3 пути развития событий :

личность в большей степени повлияет на трудовую среду, а влияния трудовой среды окажутся незначительными,

среда окажет большее воздействие на личность, при этом возможно изменение поведения личности,

сопоставимое взаимное влияние личности и среды друг на друга.

Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами трудового коллектива, тем самым, подчиняя свое поведение служебным предписаниям данного предприятия или учреждения.

Однако при поступлении на работу человек уже имеет определенные цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с которыми формирует свои требования к трудовой организации данного предприятия. Трудовая организация, исходя из своих целей и задач, предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению. Реализуя свои требования, работник и трудовая организация взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в результате чего осуществляется процесс трудовой адаптации. Таким образом, трудовая адаптация - двухсторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой.

Адаптированность человека в конкретной трудовой среде проявляется:

в его поведении,

в показателях трудовой деятельности, эффективности труда (его количестве, качестве),

в усвоении социальной информации и ее практической реализации,

в росте всех видов активности (трудовой, общественно-политической, познавательной),

удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности (содержанием труда, заработной платой, организацией труда, условиями труда, морально-психологическим климатом в организации, возможностью общеобразовательного и профессионального роста и т.д.)

Виды трудовой адаптации :

1. Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Профессиональная адаптация во многом выражается в ознакомлении с профессиональной работой, приобретении навыков профессионального мастерства, сноровки, необходимых для качественного выполнения трудовых обязанностей.

2. Социально-психологическая адаптация заключается в освоении человеком социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождения в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации. Это включение работника в систему взаимоотношений трудовой организации с ее традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации работник постепенно получает информацию о трудовой организации, ее нормах, ценностях, о системе деловых и личных взаимоотношений в группе, о социально-психологической позиции отдельных членов группы. Эта информация не усваивается работником пассивно, а соотносится с его прошлым социальным опытом, с его ценностными ориентациями и оценивается им. При соответствии информации прошлому опыту работника, его ориентациям, она оценивается положительно, работник начинает принимать групповые нормы, постепенно происходит процесс идентификации личности с трудовой организацией. В ходе социально-психологической адаптации работник вступает в реальную жизнь организации, участвует в ней, у него устанавливаются положительные взаимоотношения с коллегами, непосредственным руководителем, администрацией. То есть новый работник вживается в коллектив, осваивает системы ценностей, устанавливает связи и вступает в отношения с остальными членами коллектива и т.д.

3. Общественно-организационная адаптация - означает освоение новыми членами трудового коллектива структуры организационной системы, системы управления и обслуживания производственного процесса, режима труда и отдыха и т.д.

4. Культурно-бытовая адаптация - участие новых членов коллектива в традиционных для данного предприятия культурных мероприятиях вне рабочего времени. Характер этого вида адаптации определяется уровнем культуры производства, развитием его инфраструктуры, общим уровнем развития членов организации, члены которой связаны не только отношениями по работе, но и совместным досугом.

5. Психофизиологическая адаптация - это процесс освоения человеком совокупности условий труда. В современном производстве морально стареют не только техника и технологии, но и санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки. Улучшение санитарно-гигиенических условий труда и быта работников, появление все большего количества удобных и современных квартир, одежды, предметов туалета не может не сказаться на производственной деятельности. Современный работник чутко реагирует на любые изменения субъективно воспринимаемых им санитарно-гигиенических норм комфорта, ритма труда и т.д. Материалы многих исследований свидетельствуют о том, что для рабочих вопросы, связанные с санитарно-гигиеническими нормами комфорта, весьма актуальны.

Также трудовая адаптация делится на :

первичную (при первоначальном вхождении работника в производственную среду);

вторичную (при смене рабочего места без смены или со сменой профессии или при существенных изменениях среды).

Она имеет сложную структуру и представляет собой единство профессиональной, социально-психологической, общественно-организационной и культурно-бытовой адаптации.

В процессе трудовой адаптации работник проходит следующие стадии:

1. Стадия ознакомления, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, о нормах поведения в коллективе.

2. Стадия приспособления - на этом этапе работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки.

3. Стадия ассимиляции, когда осуществляется полное приспособление работника к среде, идентификация с новой группой.

4. Идентификация, когда личные цели работника отождествляются с целями трудовой организации, предприятия, фирмы, акционерного общества, кооператива и т.д. .

По характеру идентификации различают 3 категории работников: безразличные, частично идентифицированные и полностью идентифицированные. Ядро любой трудовой организации составляют полностью идентифицированные работники. Как правило, это ядро составляют не подхалимы, а наиболее квалифицированные и добросовестные работники.

Факторы трудовой адаптации - это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результаты этого процесса. Факторы делятся на субъективные и объективные. Объективные - это факторы (в трудовой организации - связанные с производственным процессом), которые в меньшей степени зависят от работника. Это уровень организации труда, механизация и автоматизация производственных процессов, санитарно-гигиенические условия труда, размер коллектива, расположение предприятия, отраслевая специализация и т.д.

К субъективным (личностным) факторам относятся :

социально-демографические характеристики работника (пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальное положение и т.д.);

социально-психологические (уровень притязаний, готовность трудится, практичность, быстрота ориентации в производственной ситуации, самоконтроль и умение действовать рационально, коммуникабельность, восприятие самого себя и способность формировать у других чувство ответственности и т.д.);

социологические (степень профессионального интереса, степень моральной и материальной заинтересованности в эффективности и качестве труда, наличие установки на повышение квалификации и образования и т.д.).

Таким образом, скорость адаптации зависит от многих факторов. Нормальный срок адаптации для разных категорий работников составляет от одного до трех лет. Неумение войти в трудовую организацию, адаптироваться в ней, вызывает явление производственной и социальной дезорганизации.

Глава 2. Адаптационный потенциал личности

Одним из основных критериев успешной адаптации работника является показатель успешности его деятельности. Часть новых сотрудников достаточно быстро и успешно адаптируется к организации и её требованиям, другие с трудом проходят процесс входа в новую среду. Знание психологических факторов, обеспечивающих успешность адаптации сотрудника и успешность его деятельности, позволит более дифференцированно построить систему психологического сопровождения работника на начальном этапе его профессионализации. От успешности адаптации зависит дальнейшее благополучие будущего специалиста в выбранной им сфере деятельности.

А.Г. Маклаков ввел понятие, характеризующее адаптационные способности человека, назвав его личностным адаптационным потенциалом. Личностный адаптационный потенциал (как интегральная характеристика психического развития) - это взаимосвязанные между собой психологические особенности личности, определяющие успешность адаптации и вероятность сохранения профессионального здоровья. Характеристику личностного адаптационного потенциала можно получить, оценив уровень поведенческой регуляции, коммуникативный потенциал и уровень моральной нормативности .

Поведенческая регуляция - это понятие, характеризующее способность человека регулировать свое взаимодействие со средой. Она осуществляется в единстве энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов. Основные элементы поведенческой регуляции - самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих. Все эти структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение между потребностями, мотивами, эмоциональным фоном настроения, самосознанием, Я-концепцией и др. Поэтому система регуляции - сложное, иерархическое образование, а интеграция всех ее уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.

Другой характеристикой, определяющей эффективность процесса социально-психологической адаптации и выступающей в качестве одной из основных составляющих личностного адаптационного потенциала, являются коммуникативные качества человека. Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достичь контакта и взаимопонимания с окружающими) у всех людей разные. Они определяются наличием опыта и потребности в общении, а также уровнем конфликтности .

Не менее важной стороной процесса адаптации является соблюдение моральных норм поведения, обеспечивающих способность индивида адекватно воспринимать предлагаемую для него определенную социальную роль. Уровень моральной нормативности индивида отражает два основных компонента процесса социализации - восприятие морально-нравственных норм поведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.

Личностный адаптационный потенциал обусловливает эффективность деятельности в экстремальных условиях, к которым можно отнести период вхождения сотрудника в новую для него среду .

А.Г. Маклаков делает акцент на том, что адаптация - это не только процесс, но и свойство любой живой саморегулируемой системы, которое состоит в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Уровень развития данного свойства определяет интервал изменения условий и характера деятельности, в рамках которого возможна адаптация для конкретного индивида. Обращаясь к роли личности в адаптации, он пишет, что адаптационные способности индивида во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизни и деятельности. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность нормального функционирования организма и эффективной деятельности при увеличении интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды .

Таблица 1. Характеристика базовых шкал адаптационного потенциала личности

Источник: Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001. - Т.22, № 1. - С.21.

Особенность социальной адаптации заключается в том, что адаптивным изменениям с целью достижения указанного состояния подвергается в большей степени не физическое тело и его функции, а система общественного поведения человека. Отсюда социальную адаптацию можно определить как процесс и результат установления относительного взаимного соответствия между потребностями личности и требованиями социальной среды .

В этой ситуации С.А. Ларионова выделяет следующие уровни адаптации:

эффективная адаптация - высокая степень адаптированности;

неполная адаптация, неустойчивая адаптация - снижение степени адаптированности в определенных социальных ситуациях;

дезадаптация - нарушение адаптации .

Психологическое содержание адаптирующейся личности определяется:

осознанием изменяющейся окружающей среды;

рефлексией себя в новой картине среды;

саморегуляцией адаптационного потенциала, необходимого для преобразования взаимодействия с окружающей средой и собой;

трансформацией способов взаимодействия с окружающей средой;

выраженной эгоориентацией как возможным следствием усиления потребности в самораскрытии;

изменением образа Я как элемента Я-концепции .

Рассмотрение содержания и сущности феномена адаптации приводит к необходимости уточнения понятий, производных от термина "адаптация", которые имеют собственную специфику предметных областей. Это понятия "адаптивности" и "неадаптивности", а также "адаптационных ресурсов", "адаптационных возможностей", "адаптационных способностей", объединяемых в смысловую категорию "адаптационного потенциала".

По мнению Т.В. Рогачевой, если адаптивность представляет собой тенденцию личности к реализации и воспроизведению в деятельности уже имеющихся стремлений, направленных на осуществление тех действий, целесообразность которых была подтверждена предшествующим опытом, то неадаптивность представляет собой противоречие между преследуемой субъектом целью и результатом его активности. Во всех случаях необходимо говорить о различных вариантах адаптации, представляющих собой как бы шкалу, на одном конце которой - конструктивное самосохранительное поведение, на другой - неконструктивное, саморазрушительное поведение.

При уточнении понимания сути адаптационных ресурсов личности в работе С.А. Ларионовой выясняется, что это ряд психологических и индивидуальных характеристик, определяющих степень социально-психологической адаптированности личности в конкретных социальных условиях. Адаптационные ресурсы личности составляют ее определенные психологические особенности (основные факторы социально-психологической адаптации) :

ценностные ориентации, направленность личности (положительные социальные установки);

высокая степень самоприятия (отсутствие большого расхождения между Я-реальным и Я-идеальным);

высокий уровень рефлексии;

высокий уровень эмпатии, доброжелательность;

развитый волевой контроль над импульсами, аффектом, побуждениями;

достаточно высокий уровень развития адаптивных свойств интеллекта (стилевые свойства интеллекта, высокие репрезентационные способности), которые не определяются традиционными психометрическими методами;

эффективность психологических защит (отсутствие неадекватной выраженности и стереотипности отдельных видов защит);

наличие чувства юмора, позитивное отношение к парадоксам.

Что же касается адаптационных и адаптивных способностей, адаптационных возможностей, то эти понятия в изученной литературе употребляются крайне ограниченно и, как правило, в контексте адаптационного потенциала, который является предметом дальнейшего рассмотрения.

В психологии истоки понятия адаптационного потенциала личности (личностного потенциала) восходят к работам А.Г. Маклакова, С.Т. Посоховой, Д.А. Леонтьева.

А.Г. Маклаков считает, что оценить адаптационные возможности личности можно через оценку уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и процесса адаптации. Чем выше уровень развития этих характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации, тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым индивид может приспособиться. Данные психологические особенности личности взаимосвязаны и составляют одну из интегральных характеристик психического развития личности - личностный адаптационный потенциал, показатели которого содержат информацию о соответствии или несоответствии психологических характеристик личности общепринятым нормам .

В свою очередь, С.Т. Посохова вводит специальное понятие "личностного адаптационного синдрома", который характеризует общие для разных способов взаимодействия с изменяющимися социальными, предметно-технологическими и природно-климатическими условиями среды проявления адаптационного потенциала, которые связаны с активизацией личностной регуляции. Личностная регуляция обеспечивает создание внутренних условий для преобразования сложившихся взаимоотношений со средой и получения необходимой независимости от средовых воздействий. Активность личностной регуляции определяется сочетанием объективных признаков среды, их личностным смыслом и превалирующим способом взаимодействия с изменяющейся реальностью .

Д.А. Леонтьев определяет личностный потенциал как стержень личности - базовую индивидуальную характеристику, качественно характеризующую уровень личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала считает самодетерминацию личности. Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств и преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых ей усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни .

А.М. Богомолов определяет адаптационный потенциал как способность личности к структурным и уровневым изменениям (под влиянием адаптогенных факторов) качеств и свойств, что повышает ее организованность и устойчивость. Адаптационный потенциал является интегральным понятием, включающим специфические ресурсы, представленные на различных уровнях организации личности (индивидном, личностном, субъектно-деятельностном). Важными составляющими адаптационного потенциала являются механизмы, способы использования и преобразования адаптационных ресурсов, их количественных и качественных составляющих (разворачивание, аккумуляция, восполнение и т.д.). Эти процессы служат связующими звеньями между возможностями и способностями личности и реальной их реализацией в целенаправленном адаптационном процессе .

В определении Л.Э. Кузнецовой, личностный адаптационный потенциал - это интегральная переменная, характеризующаяся совокупностью индивидуальных признаков, обусловливающих эффективность психической адаптации человека, в частности в экстремальных ситуациях.

Адаптационный потенциал личности также описывается как:

интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении (позиции, установки, направленности) человека к миру;

система знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека, развитое чувство нового, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности;

совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих уровень их развития;

психологическая установка на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности;

характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации;

система личностных способностей, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности и побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию;

одна из сфер творческой личности, ее аксиологический потенциал .

С научных позиций Н.А. Некрасовой, О.А. Губаревой, адаптационный потенциал представляет собой степень открытых творческих и личностных возможностей индивида включаться в новые меняющиеся условия социальной среды (в том числе и кризисные). На этом основании они вслед за С.Т. Посоховой описывают пять составляющих адаптационного потенциала личности:

биопластическая - отражает эволюционно закрепленные целесообразные формы жизнедеятельности человеческого организма и врожденные энергетические ресурсы;

биографическая - это индивидуальная история жизни человека. Она аккумулирует микросоциум и ту микрокультуру, где рождается и куда погружается человек на ранних этапах своего жизненного пути;

психический компонент адаптационного потенциала, который обеспечивается скрытыми и реальными возможностями человека, позволяющими отражать объективную реальность во всем ее многообразии и регулировать различные взаимоотношения с ней и с самим собой, сохранять собственную целостность, самосовершенствоваться и самообразовываться;

сложившаяся система личностной регуляции (личностно-регулятивный компонент), которая дает возможность не только управлять своим поведением в соответствии с нормативными требованиями общества, достигать необходимого уровня успешности в профессиональной деятельности, но и развиваться, совершенствоваться;

творческие возможности личности.

В практическом плане под адаптационным потенциалом нередко понимается совокупность качественно своеобразных индивидуально-психологических свойств, набор которых неодинаков в различных исследованиях. Заключение о состоянии личностного адаптационного потенциала выводится в результате анализа уровневых характеристик этих свойств, объединенных в группу .

А.Г. Маклаков, разрабатывая психодиагностический инструментарий для определения адаптационного потенциала личности в экстремальной ситуации, выделил следующие важные для его объективизации психологические характеристики:

нервно-психическую устойчивость, уровень развития которой обусловливает толерантность к стрессу;

самооценку личности, являющуюся ядром саморегуляции и определяющую степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей;

ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство личной значимости для окружающих (личностная референтность);

особенности построения контакта с окружающими, характеризующие уровень конфликтности личности;

опыт социального общения, выявляющий потребность в общении и возможность построения контактов с окружающими на основе имеющегося опыта;

моральная нормативность личности, характеризующая степень ориентации на существующие в обществе нормы и правила поведения;

ориентация на соблюдение требований коллектива (уровень групповой идентификации) .

К основным чертам личностного адаптационного потенциала можно отнести и то, что:

он рассматривается как интегральная переменная, характеризующая совокупность индивидуально-психологических признаков, обусловливающих эффективность психической адаптации;

имеет свойства сложной системы и, соответственно, системный анализ выступает основным подходом к его исследованию;

включает не только наличные проявления адаптационных способностей, но и латентные свойства, которые могут проявиться при изменении содержания, силы и направления воздействия адаптогенных факторов;

определяет границы адаптационных возможностей личности и устойчивости к воздействующим факторам, содержит предпосылки к некоторому диапазону ответных адаптационных реакций;

связан с возрастно-психологическими особенностями, при этом собственная активность личности выступает в качестве условия, регулирующего меру реализации потенциальных возможностей .

Как показывает анализ литературных источников, в современных исследованиях проблем здоровья человека можно выделить две группы подходов в изучении адаптационного потенциала личности - медико-биологические и психологические. Если, согласно первой группе подходов, адаптационный потенциал соотносится с функциональным состоянием организма, обладающим определенными возможностями адекватного реагирования на неблагоприятные факторы, то в основе психологических концепций адаптационного потенциала лежит обращение к многообразным сочетаниям индивидуально-психологических характеристик личности. Многие авторы также характеризуют адаптивный потенциал как интегральное понятие личности .

Таким образом, работы по адаптации занимают важное место в исследованиях здоровья у больных и здоровых. При изучении проблем психического здоровья и в их профилактике особую значимость имеет исследование адаптационного потенциала личности с учетом особенностей ее регуляторной деятельности, ее адаптационных ресурсов и специфики жизненных условий, в которой находится личность, т.е. всего того, что характеризует ее способность к формированию, коррекции и трансформации жизненного опыта, детерминирующего переживание и поведение человека в конкретной ситуации.

Заключение

Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки каждого человека. Однако, можно выделить некоторый интервал ответных реакций индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме. Степень соответствия этому "интервалу" психической и поведенческой нормативности и обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяющего личностный адаптационный потенциал, являющийся важней интегральной характеристикой психического развития. Характеристику личностного адаптационного потенциала менеджер по персоналу может получить, оценив уровень поведенческой регуляции, коммуникативной способности и моральной нормативности.

Адаптационные способности представляют собой совокупность индивидуально-психологических и интеллектуальных характеристик, определяющих успешность и эффективность адекватного "ответа" индивида на воздействие психогенных факторов окружающей среды. Данные психологические особенности личности взаимосвязаны и составляют одну из интегральных характеристик психического развития личности - личностный адаптационный потенциал.

Личностный адаптационный потенциал обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации и определяется степенью соответствия "нормальному интервалу" психической и социально-нравственной нормативности. В него входят поведенческая регуляция, коммуникативные способности и уровень морально-нравственной нормативности. А.Г. Маклаков указывает, что адаптационный потенциал личности формируется в процессе онтогенеза и основывается на генетически обусловленных индивидных характеристиках.

Глоссарий

Адаптационный потенциал - степень открытых возможностей индивида включаться в новые меняющиеся условия среды.

Адаптация - это взаимное приспособление работника и организаций, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новые профессиональные, социальные и организационно-экономические условия труда.

Активная социальная адаптация - социальная адаптация, выражающаяся в стремлении индивида изменить социальную среду.

Виды адаптации персонала - составные элементы общего процесса трудовой адаптации, определяемые особенностями производственно-экономической системы и социальных отношений в организации.

Организационная адаптация - усвоение работником роли и организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре, а также понимание особенностей организационного и экономического механизма управления организацией.

Пассивная социальная адаптация - социальная адаптация, выражающаяся в принятии индивидом норм и ценностей новой социальной среды.

Профессиональная адаптация - доработка трудовых способностей работника, его профессиональных навыков, дополнительных знаний, навыков сотрудничества и т.п.

Психофизиологическая адаптация - приспособление работника к новым физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Различают активную и пассивную социальные адаптации.

Социально-психологическая адаптация - приспособление работника к первичному трудовому коллективу, нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе.

Субъективные показатели адаптации персонала - показатели, характеризующие удовлетворенность сотрудника работой в целом или отдельными ее проявлениями.

Трудовая адаптация персонала - процесс:

приспособления работников к содержанию и условиям трудовой деятельности и непосредственной социальной среде;

совершенствования деловых и личных качеств работников.

Список литературы

1. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - Л.: Наука, 1988. - 260 с.

2. Богомолов А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 1. - C.67-73.

3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин. - М.: Юрист, 2001. - 496 с.

4. Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие / А.В. Карпов. - М.: Гардарики, 2005. - 584 с.

5. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Акад. проект, 2009. - 944 с.

6. Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика: монография / С.А. Ларионова. Белгород, 2002. - 200 с.

7. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа // Учен. зап. кафедры общей психологии МГУ имени М.В. Ломоносова / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - Вып.1. - С.56-65.

8. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001. - Т.22, № 1. - С.16-24.

9. Маклакова Т.Г., Жаркова О.С., Берестнева Е.В. Технологии оценки адаптационного потенциала // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции "Студенческий научный форум" [Электронный ресурс] / Т.Г. Маклакова, О.С. Жаркова, Е.В. Берестнева. - Открытый доступ: http://www.scienceforum.ru/2014/482/3911

10. Медведев В.И. Адаптация человека / В.И. Медведев. - СПб.: Ин-т мозга человека РАН, 2003. - 584 с.

11. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии) / А.А. Налчаджян. - Ереван: АН АрмССР, 1988. - 263 с.

12. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход / С.Т. Посохова. - М., 2001. - 393 с.

13. Реан А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 479 с.

14. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С.И. Розум. - СПб.: Речь, 2006. - 365 с.

15. Ромашов О.В. Социология труда: учеб. пособие / О.В. Ромашов. - М.: Гардарики, 2001. - 320 с.

16. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме / М.В. Ромм. - Новосибирск: Наука, 2002.

17. Толстых Ю.И. Современные подходы к категории "адаптационный потенциал" // Известия ТулГУ. Гуманит. науки. - 2011. - № 1. - С.493-496.

18. Ушаков И.Б. Адаптационный потенциал человека // Вестн. Рос. акад. мед. наук. - 2004. - № 3. - С.8-13.

Г.М. Андреева (2001) утверждает, что в настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования. Такой же точки зрения придерживаются К.А. Абульханова (1999), Л.И. Анциферова (1994; 1996), Е.В. Шорохова (1987) и др. Фактически ими обозначена проблема адаптационного потенциала личности как фактора успешной/неуспешной психологической адаптации.

Ряд зарубежных психологов также считают, что для успешной психологической адаптации необходимо развитие у личности соответствующих адаптивных свойств (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс. В. Франкл). Так, Р. Кеттелл рассматривал личность как систему личностных свойств, позволяющих прогнозировать поведение человека.

Исследуя проблему системности психической деятельности, А.А. По-нукалин (1995) рассматривает адаптационный потенциал как системное свойство личности, имеющее разнокачественные организации. Соответствующий уровень адаптационного потенциала позволяет реализовать как приспособительную, так и развивающую функции.

По мнению Р.Х. Тугушева (1998), адаптационный потенциал представляет собой скалярную характеристику личности, указывающую только на возможность успешной психологической адаптации, но не определяющую ее вектор (направление).

Связывая личностный потенциал с индивидуально-психическим развитием личности, Б.Г. Ананьев выделяет следующие факторы: одаренность, специальные способности, работоспособность, статусный потенциал. Им отмечено, что ценностные ориентации выступают как духовный центр развития личности, обеспечивающий ее сознательное отношение к обществу, к труду, к самому себе. Личностный потенциал определяется выносливостью по отношению к фрустраторам (толерантность); он зависит от чувства защищенности и поддержки со стороны своей группы, повышающих жизнеспособность личности. Личностная зрелость и развитая индивидуальность — центральный момент жизнестойкости человека.

В настоящее время различают несколько форм адаптационного потенциала личности. Так, Н.И. Шевандрин (1995) считает, что личность характеризуется пятью потенциалами: познавательным, морально-нравственным, творческим, коммуникативным и эстетическим, которые и’Т>ают роль значимых детерминант направленности. К.А. Абульханова (2°01), Л.И. Анцыферова (1999), Б.С. Братусь (1998), А.И. Зеличенко (1986), «Г. Селиванова (2003), D.G. Myers (2003) делают акцент на духовно-

нравственном потенциале личности, который способствует преодолению жизненных противоречий.

Изучая успешность протекания адаптационного процесса, В.Н. Куни-цына и др. (2002) выделяют первичные факторы, которые включают природные свойства человека (биологические, психофизиологические), и личностные (агрессивность, тревожность, ригидность, стрессоустойчивость, интровертированность, аутистичность и др., тесно связанные с темпераментом) и вторичные факторы: психогенные или социогенные (следствие психологических травм; стрессов; фрустраций; трудных жизненных ситуаций), ведущие к неадекватной самооценке и влекущие за собой негативные изменения в социальном взаимодействии.

Учитывая вышесказанное, мы считаем, что адаптационный потенциал включает:

— достаточно устойчивую составляющую (нейродинамическая и пси
хофизиологическая системы личности);

— относительно изменчивую составляющую (личностные свойства,
сильно кореллирующие с темпераментом);

— субъектную составляющую (способность «Я» перестраивать цен
ностно-смысловую сферу).

Вторичный фактор адаптации связан с возмущающим воздействием и может оказывать влияние в первую очередь на изменчивую составляющую адаптационного потенциала.

В концепции личностного адаптационного потенциала А.Г.

Маклаков (2000; 2001) определяет его как систему адаптационных способностей, которые обеспечивают возможность адекватной психологической (психической) саморегуляции функционального состояния в изменившихся условиях жизнедеятельности. Под адекватной (успешной) адаптацией он понимает способность человека справиться с проблемами, обусловленными необходимым изменением жизненных обстоятельств — восстановить психическое здоровье, нарушенную структуру мотивов, преодолеть кризис идентичности, установить позитивные отношения с окружением. Оценить адаптационный потенциал, по его мнению, можно через оценку уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции процесса адаптации как деятельности. Им выделена следующая система таких психологических характеристик:

— нервно-психическая устойчивость (толерантность к стрессу, стрес
соустойчивость);

— самооценка личности (ядро саморегуляции);

— личностная референтность;

— групповая идентификация.

Достаточно полную систему факторов, обеспечивающих толерантность (устойчивость) личности к сильным воздействиям внешней среды предложила Е.В. Змановская (2004):

1. Индивидуально-типологическая ранимость (сенситивность; эмо
циональная лабильность; импульсивность; ригидность; склонность к сома-
тизации).

2. Нарушения саморегуляции личности (несформированность ассерхивного поведения; дефицит целеполагания; ложная самоидентичность;
заниженная самооценка; отсутствие или утрата смысла жизни).

3. Ресурсы личности (жизненно-важные качества и компенсаторные
возможности; духовность; здоровье; ценность здорового образа жизни;
внешняя привлекательность; способность к сотрудничеству; активность;
специальные способности; вера; творчество; хобби; достижения; любовь;
дружба; значимые личные отношения; жизненный опыт).

4. Дефицит социально-поддерживающих систем (отсутствие родст
венников, семьи; зависимая семья; низкий социальный статус семьи; се
мья, переживающая кризис; отсутствие близких друзей; отсутствие сексу
ального партнера; проблемные друзья).

Последний фактор, выделенный Е.В. Змановской, рассматривается также М.А. Гулиной (2001; 2002) как наиболее значимый: чувство «защищенности», возникающее в результате социально-психологической поддержки, существенно снижает эмоциональную напряженность, что повышает адаптационный потенциал личности.

Л.М. Фридман и И.Ю. Кулагина (1991) считают, что психологическая устойчивость, как целостная характеристика личности — это устойчивость к фрустрирующему и стресогенному воздействию трудных ситуаций. Поведение психологически устойчивой личности, по их мнению, осуществляется по схеме: задача — актуализируемый мотив — действие — осознание трудности — негативная эмоциональная реакция — поиск способа преодоления трудности — редукция отрицательных эмоций — улучшение функционирования, а для психологически неустойчивой личности: задача — мотив — действие — осознание трудности - негативная эмоциональная реакция — хаотический поиск выхода — усугубление трудностей — возрастание негативных эмоций — ухудшение функционирования — понижение мотивации (оборонительная реакция).

Адаптивный потенциал (А.п.)

предел устойчивости культурных растений и сельскохозяйственных животных к неблагоприятным факторам. У культурных растений - к насекомым-вредителям, засоренности посева, болезням, засухе, засолению почвы, холоду. У сельскохозяйственных животных - к холоду, временному дефициту корма, болезням. Повышение А.п. - основное направление адаптивной селекции.

  • - Последовательные стадии адаптации. Звенья адаптивного ряда могут быть связаны между собой генеалогически или просто следующими друг за другом поколениями...

    Термины и определения, используемые в селекции, генетике и воспроизводстве сельскохозяйственных животных

  • - оптимальная композиция, уникальный комплекс физиологич...

    Экологический словарь

  • - см. в ст. Адаптация...

    Экологический словарь

  • - система получения сельскохозяйственной продукции, обеспечивающая максимальную окупаемость биологической продукцией каждой единицы введенной в агроэкосистему антропогенной энергии...

    Экологический словарь

  • - наследственно детерминированная способность организма приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Степень проявления этой способности зависит от биотического потенциала...

    Экологический словарь

  • - 1...

    Телекоммуникационный словарь

  • - В сельском хозяйстве - система получения сельскохозяйственной продукции, обеспечивающая максимальную окупаемость биологической продукцией каждой единицы введенной в агроэкосистему антропогенной энергии...

    Словарь бизнес терминов

  • - adaptive response - .Свойственная всем типам клеток форма индуцируемой репарации , происходящей после двукратного воздействия алкилирующего агента или ионизирующего облучения...
  • - adaptive peak - .Mаксимальное значение приспособляемости данного генотипа к данным условиям внешней среды...

    Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь

  • - inducible enzyme - индуцируемый фермент.Фермент, синтезируемый только в ответ на действие специфического индуктора...

    Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь

  • - совокупность последовательных стадий адаптации биологического вида к изменению какого-либо фактора окружающей среды...

    Большой медицинский словарь

  • - повышение приспособленности гибридных особей к условиям среды, их конкурентоспособности в борьбе за существование.См. также: Гетерозис  ...

    Финансовый словарь

  • - АДАПТА́-ИЯ, -и,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - адапти́вный I прил. 1. соотн. с сущ. адаптация I, связанный с ним; адаптационный I 1.. 2. Свойственный адаптации, характерный для неё; адаптационный I 2.. II прил. 1. соотн. с сущ. адаптация II, связанный с ним...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - АДАПТИВНЫЙ ая, ое. adaptif,-ve adj. 1911. Лексис. Являющийся признаком одаптации. Крысин 1998...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - адаптационный, самоприспосабливающийся,...

    Словарь синонимов

"Адаптивный потенциал" в книгах

Гигантский потенциал

автора Афонькин Сергей Юрьевич

8.5.1. Биотический потенциал

Из книги Общая экология автора Чернова Нина Михайловна

Гигантский потенциал

Из книги Секреты наследственности человека автора Афонькин Сергей Юрьевич

Гигантский потенциал Частота зарождения потенциальных гениев оценивается В. П. Эфроимсоном как 1/2000–1/10000, и она должна быть более-менее одинаковой у всех народностей. Эта не такая маленькая цифра. Она указывает, что по статистике как минимум в каждой второй школе страны

8.5.1. Биотический потенциал

Из книги Общая экология автора Чернова Нина Михайловна

8.5.1. Биотический потенциал Любая популяция теоретически способна к неограниченному росту численности, если ее не лимитируют факторы внешней среды. В таком гипотетическом случае скорость роста популяции будет зависеть только от величины биотического потенциала,

Русский потенциал

Из книги Михаил Ломоносов автора Баландин Рудольф Константинович

Русский потенциал Отдадим должное просвещенным немцам, ставшим членами Петербургской Академии наук. Они составили авангард исследователей и русской истории, и отдаленных регионов России.Научное изучение Сибири началось, когда отправился в первую экспедицию ботаник

Потенциал

автора Тиссен Рене

Потенциал О потенциале ключевой сферы компетенции можно судить по соответствующему показателю. Показатель потенциала представляет собой ожидаемый процент роста валовой прибыли за год и опять-таки может оказаться отрицательным, что бывает, когда прогнозируется

Потенциал

Из книги Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов автора Тиссен Рене

Потенциал Одна из самых опасных ловушек, в которую только может угодить компания, – это продолжать делать что-то «потому, что мы всегда так делали». В наши дни, когда времени никогда не хватает, особенно важно уметь постоянно «придумывать себя» заново. Ищите новое

Потенциал (П)

Из книги Инвестиции в недвижимость автора Кийосаки Роберт Тору

Потенциал (П) Вам, конечно, не раз приходилось слышать, что Америка – страна неограниченных возможностей. На мой взгляд, это утверждение справедливо сегодня, как никогда. Если кто-то сомневается, я предлагаю взглянуть, как устраиваются в жизни иммигранты, приезжающие

Потенциал

Из книги Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом автора Уитмор Джон

Потенциал Эффективность любого рода наставничества – будь то коучинг, советы, консультации, подсказка или менторство – зависит от нашей веры в человеческий потенциал. Выражения «скрытый потенциал», «добиться полной отдачи» предполагают, что в каждом человеке скрыты

Адаптивный сбыт: как научится продавать

Из книги Управление отделом продаж автора Петров Константин Николаевич

Адаптивный сбыт: как научится продавать Для организации успешного сбыта торговому представителю мало хорошо знать товары и политику компании, круг потенциальных покупателей и конкурентов. Все это нужно, но недостаточно. На хватавшийся информации новичок будет

Адаптивный стартап, адаптивная карьера

Из книги Жизнь как стартап [Строй карьеру по законам Кремниевой долины] автора Хоффман Рид

Адаптивный стартап, адаптивная карьера Сайт Flickr – один из самых популярных сервисов для размещения фотографий. По некоторым оценкам, на его серверах хранится больше 5 млрд изображений. Но его основатели не были профессионалами в сфере фотографии. Катерина Фэйк и Стюарт

Потенциал

Из книги Интегральный город. Эволюционные интеллекты человеческого улья автора Хэмилтон Мэрилин

Потенциал Давайте вернёмся к нашему изначальному поиску и вопросу: каким образом мы можем раскрыть потенциал своего города? Ответы на четыре простых вопроса определяют наш поиск.1. Каковы сильные стороны вашего сообщества/города?2. Что блокирует потенциал в вашем

Потенциал

Из книги Сценарии жизни людей [Школа Эрика Берна] автора Штайнер Клод

Потенциал Эти четыре «живых» взаимодействия (антитезис, разрешение, веселье и защита) в дополнение к взаимодействию Взрослый-Взрослый составляют инструментарий транзактного аналитика. Когда деятельность дополняется всеми этими возможностями, они дают терапевту

3. Программно-адаптивный модуль 3.1. Общественная инициатива, общественное движение и политическая партия

Из книги Об имитационно-провокационной деятельности автора СССР Внутренний Предиктор

3. Программно-адаптивный модуль 3.1. Общественная инициатива, общественное движение и политическая партия В толпо-“элитарном” обществе и в толпо-“элитарных” общественных организациях (движениях и политических партиях) на программно-адаптивный модуль возлагается

Потенциал

Из книги автора

Потенциал Пожалуй, одним из наиболее недооцененных факторов, снижающих устойчивость реформ государственного управления, является потенциал. Под потенциалом в данном случае подразумевается способность (в смысле человеческих и финансовых ресурсов) выполнения