Изобретательность способность человека находить нестандартные решения. Приемы сжатия текста изложения в действии материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему


Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к сжатому изложению по тексту».
Учитель: Гисматуллина С.М.

Цели урока:

- научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
- подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического стиля;
- продолжить у учащихся воспитание любви к чтению, к литературе, к книге;

Оборудование : дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося), памятки «Как написать сжатое изложение», «Как проверить написанное».

Ход урока.
1. Повторение понятия о сжатом изложении.
Учитель.
На уроке мы будем готовиться к написанию изложения. Изложения сжатого. Вспомните, в чем особенность такого вида изложения?
Ученик.
При сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.
Учитель.
Действительно, задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.

2. Постановка целей урока. Повторение лексического значения терминов, которые будут встречаться на протяжении всего урока.

Учитель.
Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.
Учитель.
Что такое миктотема?
Ученик.
Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.

3. Знакомство с текстом.
Учитель.
Текст слушаете, воспринимаете текст как целое, выделяете главное и второстепенное в содержании, усваиваете сюжетную линию и в конечном счёте получаете эмоциональный настрой, который и поможет написать сжатое изложение.

Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.
И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.
Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.
Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг.
(По материалам энциклопедии) (248 слов)

Учитель.
По данному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для этого мы поработаем над содержанием текста.

4. Анализ текста.

Учитель:
Назовите признаки текста.
Ученик:
1. Предложения объединены одной темой. Употреблены слова одной тематики (книга, просвещает, слова, записывать, славянская азбука, просветитель Кирилл, на бумаги, прочитанная, накопился опыт, пословица о книге, без чтения книги.)
2. Текст имеет идею.
Ученик.
Идея текста в том, что книга является вечным источником знаний в разных сферах человеческой жизни.
3.Текст можно озаглавить.
Книга – самое значительное изобретения.
Ученик:
4.Текст разделен на четыре абзаца.
- С какой целью это сделано?
Каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему.
- Определим микротему каждого абзаца и запишем в форме плана.
Учитель: Составьте план текста.
Ученик:
План текста.
1. Благодаря книге стали возможны многие изобретения.
2. Книга самый надежный и долговечный аккумулятор знаний.
3. Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти.
4. Ум ограничен и скован без чтения книг.
Учитель.
Определите тип данного текста. Докажите.
Ученик.
Тип данного текста рассуждение, потому что автор текста рассуждает и доказывает, что книга является самым значительным за всю историю человечества изобретением. Обычно текст рассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывод.
В данном тексте мы ярко видим:
тезис - Ученые из разных стран единодушно решили, что самым значительным изобретением является книга. Далее по тексту идут доказательства: 1.книга по-прежнему самый надежный и долговечный аккумулятор знаний. 2. Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти. 3. Ум ограничен и скован без чтения книг.
и вывод - именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью, ум ограничен и скован без чтения книг.

Учитель. Очень важно правильно определить тип, так как функционально-смысловые типы речи строятся по-разному, рассуждение строится так:
1) основное положение (тезис);
2) доказательства с привлечением аргументов;
3) вывод.
При написании изложения надо следить за тем, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений, сохранены важные эпизоды, не обобщались разнородные факты.
Определите стиль данного текста.
Ученик.
Стиль текста публицистический. Он воздействует на читателя и знакомит с определенной информацией. Затрагивает актуальные вопросы современности, которые представляют интерес для общества. Автор текста призывает людей больше читать.
Учитель.
Обратите внимание на лексику публицистического стиля. Слова громоздкие, тяжеловесные.

5. Работа над сжатием текста.
Учитель.
По данному тексту мы должны написать сжатое изложение.
Учитель.
Какими способами мы можем сжимать текст?
Ученик.
Первый способ называется исключение. При исключении мы опускаем с точки зрения основной мысли текста детали и излишние подробности.
Ученик.
Второй способ – обобщение. При обобщении сначала вычленяются единичные факты, затем объединяются специальными языковыми средствами.
Ученик.
Можно заменить группу однородных членов одним словом или словосочетанием.
Учитель.
Мы будем сжимать текст способом исключения.
Вспомните, какими приемами мы можем при этом воспользоваться?
Ученик.
К основным языковым приемам сжатия текста относятся следующие.
1. Замены:
замена однородных членов обобщающим наименованием;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
замена сложноподчиненного предложения предложением простым;
замена прямой речи косвенной.

2. Исключения:
исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
исключение повторов;
исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.
3. Слияния:
образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.
Учитель. Познакомьтесь с памяткой и постарайтесь воспользоваться ее советами.
Памятка «Как писать сжатое изложение»
1. Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).
2. Найдите среди них главную мысль.
3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
4. Составьте план, озаглавив каждую микротему.
5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
7. Обдумайте средства связи между частями.
8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
Учитель.
Перечитаем текст по абзацам, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
Ученик.
ПЕРВОЕ СЖАТИЕ ТЕКСТА
Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Потому что достижения науки и техники стали возможны благодаря изобретению книги.
И сегодня в век электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым стабильным хранителем информации. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она из поколения в поколение просвещает людей, делает их светлее, ведет к добру.
Многие думают, что изучать можно и устно. Можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал создатель славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, уходит из памяти. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.
Люди всегда стремились обобщить свои наблюдения и знания. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен без чтения книг.

Учитель.
Ученик.
1.замена однородных членов обобщающим наименованием;
2.замена фрагмента предложения синонимичным выражением
4. исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

Второе сжатие текста.
Какое изобретение стало значительным за историю человечества? Ученые единодушно решили, что это – книга. Потому что достижения стали возможны благодаря книге.
И сегодня книга не утратила первостепенного значения. Она остается стабильным хранителем информации. Потому книга - самый долговечный аккумулятор знаний. Она из поколения в поколение просвещает людей.
Многие думают, что изучать можно и устно. Можно. Но это то же самое, что писать вилами на воде. Так сказал просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, уходит из памяти. Услышанное, а затем прочитанное слово надолго сохраняется в памяти.
Люди стремились обобщить свои наблюдения и знания. И в книгах накопился опыт десятков поколений. Наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». Это означает: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен без чтения книг.

Учитель.
Какими приемами сжатия текста вы воспользовались?
Ученик.
1. образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.
2. исключение повторов;
3. исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
Учитель.
Третье сжатие сделайте самостоятельно, хочу предупредить вас и напомнить о логических ошибках.
Логические ошибки

1. Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.
2. Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений.
3. Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности.
4. Неудачная концовка (дублирование вывода).
5.
6. Самостоятельная работа.

Третье сжатие текста.
Какое изобретение стало значительным за историю человечества? Ученые решили, что это – книга. Потому что достижения стали возможны благодаря книге.
Сегодня книга не утратила значения. Она остается хранителем информации. Потому книга - аккумулятор знаний. Она просвещает людей.
Многие думают, что изучать можно устно. Можно. Но услышанное, не закрепленное на бумаге слово уходит из памяти, а прочитанное сохраняется в памяти.
Люди стремились обобщить знания. В книгах накопился опыт поколений. Наши предки говорили: « Ум без книг как бескрылая птица». Это означает: птица без крыльев взлететь не может, а ум ограничен без чтения книг. 90 слов

7. Подведение итогов.
Учитель.
Проверьте написанное используя памятку и критерии оценивания.

ПАМЯТКА
Как проверить написанное
1.После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза.
2.Первый раз читай с целью проверки содержания.
Ответь на вопросы:
Передано ли основное содержание исходного текста?
Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?
Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?
Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?
3.Второй раз читай с целью корректировки текста.
Ответь на вопросы:
*Можно ли текст назвать связным?
*Правильно ли выделены абзацы?
*Нет ли грамматических ошибок?
*Нет ли речевых ошибок?
*Выразительна ли речь?
4.Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь!
5.После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант.

ИКЗ Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
-логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
-в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но допущена 1 логическая ошибка,
и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но допущено более 1 логической ошибки,
и/или имеются 2 случая нарушения членения текста 0
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК3 7

Список использованных источников

1. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Сжатое изложение: 9-й класс»/Е.В. Корчагина, Е.С. Симакова.-М.:АСТ:Астрель: Полиграф-издат., 2010
2. Новая форма итоговой аттестации в 9 классе: рекомендации и опыт.-Казань: РИЦ «Школа», 2009
3. Русский язык.9-й класс. Подготовка к ГИА -2011: учебно-методическое пособие/под ред. Н.А. Сениной.-Ростов н/Д: Легион –М., 2010
4.


Полный текст материала Урок русского языка в 9 классе по теме "Подготовка к сжатому изложению по тексту" смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

ГЛАВА 3. Изобретательность - способность творить новое
Для того, чтобы понять роль изобретательности в жизни общества и человека надо ответить на такие вопросы:
1. Что такое изобретательность как способность человека?
2. Что дает человеку способность изобретать?
3. Почему, из какой нужды возникает способность изобретать?
4. Что дает обществу изобретатель и что получает?
5. Всем ли нужно быть изобретательными?

И самый животрепещущий вопрос: можно ли научиться изобретать или нужно родиться с талантом изобретателя?

Что есть «изобретательность»?
Так что же такое «изобретательность»?
Словарь русских синонимов определяет «изобретательность» как затейливость, хитроумность, хитрость, остроумие, находчивость, выдумка, хитростность.
В словаре Ожегова находим «Изобретательный - способный изобретать, находчивый». Что же находит «находчивый»? Видимо новое, не очевидное другим. И полезное, поскольку в языке просматривается уважительное отношение к человеку изобретающему.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 5. Определим изобретательность как способность человека находить новые полезные решения известных или новых проблем. Если человек постоянно занят поиском новых решений, его можно назвать «изобретателем». В Приложении 1 можно прочитать о японском изобретателе.

Ярче всего изобретательность проявляется в нештатных, необычных ситуациях, когда очевидно, что нужно найти решение, а ничто никому не приходит в голову.
И вот тут находится решение.

Что дает человеку способность изобретать?
Если у человека есть способность находить неочевидное решение в нестандартной ситуации, то он может такую ситуацию изменить в выгодную для себя сторону. И лучше, если он может это сделать, не тратя времени на раздумывание.
Изобретательность дает возможность невыгодную, проигрышную, проблемную ситуацию превратить в полезную для себя и других. Прочитайте в Приложении 2 португальскую сказку «Кувшин из серой глины». Обратите внимание на способ, найденный слабым и слепым человеком, чтобы вернуть себе деньги, украденные богатым и сильным соседом.

Почему необходимо сегодня развивать способность изобретать?
Есть несколько причин, требующих развития способности изобретать…
Мы отдалились от Природы и живем в изменяющемся Мире. Мир так быстро меняется, что целые поколения людей с трудом приспосабливаются к новому. Мир меняется, а способности человека удовлетворять свои потребности остаются прежними. Говорят, нужно учиться, получать знания. Но знания не рождают изобретательность сами по себе. Нужно тренировать себя в постоянном применении знаний.

Мир меняется и все больше возможностей открывается перед каждым человеком и нужно выбирать те, что наиболее полезны ему. Но как выбрать то, что необходимо именно мне? Особенно, когда мало времени, когда некогда выбирать, когда есть множество выборов?

Кто и где учит современного человека осуществлять сознательный и правильный выбор из множества возможностей?

Люди меняют Мир ежечасно, ежедневно. Создаются все новые ситуации: нештатные, проблемные, аварийные…
Кто-то не завернул гайки на агрегатах Саяно-Шушенской ГЭС, сорвало крышки гидроагрегатов, погибли десятки человек. Кто-то слил горючие вещества в городскую канализацию и жители трех городов Подмосковья остались без воды (Приложение 3).

В современном Мире люди сами для себя создают новые ситуации, с которыми никогда раньше не сталкивались. И в каждой такой ситуации нужно уметь найти новое, нестандартное решение.

Пример 4. В городе не стало воды. Где найти хотя бы литр воды, пригодной для питья, если всю воду разобрали?

Пример 5. Вокруг города горят леса. Воздух пропитан дымом. Где найти чистый воздух для новорожденного младенца?

Даже удовлетворение основных человеческих потребностей может потребовать изобретательности от каждого.
В изменяющемся Мире выживают и лучше живут изобретательные люди. Остальные довольствуются их достижениями, либо прозябают, жалуясь на судьбу, на происки врагов, на отсутствие удачи в жизни.

Всем ли нужно быть изобретательными?
Надо ли каждому быть изобретательным? Может быть вполне достаточно, если будут талантливые изобретатели в институтах, в специализированных фирмах? Может быть пусть они и занимаются изобретениями, а каждый нормальный человек будет им платить через налоги за их труд. Хорошо ли это?

Еще сто лет назад почти так и было. Рядом с обычными людьми жили изобретатели велосипеда, самолета, автомобиля, радио, телефона, телевизора, фотоаппарата, кино.

Пример 6. В женской гимназии Калуги работал учителем физики К.Э.Циолковский. Обыватели считали его просто сумасшедшим, не понимали его космических идей, требовали запретить ему работать над своими бредовыми фантастическими проектами и заняться делом, чтобы не позорить семью и город.

Изобретатели занимались своим делом и не мешали жить другим гражданам. Не досаждали властям жалобами на то, что им мало платят жалованья. Не требовали денег у богатых спонсоров…

Что же изменилось за сто лет?
Главное изменение - Мир стал высококонкурентным. Фермер в глубине России вынужден конкурировать с передовыми фермерами в Европе, если хочет, чтобы его хозяйство процветало. Уже сегодня малый и средний бизнес Китая успешно конкурирует с предприятиями России и всего мира.

Растет конкуренция не только в области добычи нефти и газа. Уже началась конкуренция за чистую воду, за свежий воздух - за основные природные блага. И те, кто не умеет изобретать, остаются, как говорится «на обочине прогресса».

В современном мире для того, чтобы успевать и быть успешным нужно уметь находить не столько технические решения, сколько организационные и социальные. О них можно прочитать статью патентоведа А. Ефимочкина (Приложение 4)

Можно ли научиться изобретать?
Вот несколько примеров из истории…
Древние римляне не умели делить. Задача деления одного числа на другое относилась к не решаемым.

В средние века не умели решать квадратные уравнения. Было непонятно: почему-то иногда получалось два корня, а иногда один. Решение квадратного уравнения, как и деление римских чисел, было «творческим делом»: корни находили подбором.

Во времена Д.И.Фонвизина, написавшего комедию «Недоросль», считалось, что научить грамоте можно только ребенка 14-16 лет. Обучение чтению семилеток считалось невозможным.

В чем причина? Почему задачи, считавшиеся не решаемыми еще совсем недавно, теперь решают даже дети?

Ответ простой: изменилась технология. Изобретена арабская десятичная система записи чисел, и теперь первоклассник умеет делить числа. Появились формулы Кардано и теперь поиск корней квадратного уравнения стал рутинной процедурой для школьника.

Во второй половине ХХ века педагог Н.А.Зайцев создал новое средство «Кубики» и теперь ребенок 3-4 лет можно научиться читать и писать кубиками. Николай Александрович Зайцев изобрел новую технологию обучения чтению трехлеток.

Также обстоит дело и с изобретательством. Если пользоваться старой технологией поиска решений методом проб и ошибок или озарением, то научить невозможно. Если воспользоваться достижениями ТРИЗ - технологии решения изобретательских задач, то можно научить изобретать даже школьников.

Приемы сжатия в действии.

Дан текст.

Между тем основы культуры, формы быта, духовные ценности, которые складывались тысячелетиями, устаревают гораздо медленнее, чем новинки техники или информатики. И абсолютное обновление в области человеческих отношений, полный отказ от традиций означал бы социальную катастрофу: тогда прервалась бы связь времён, погибло цивилизованное общество. Как погибло бы оно и в том случае, если бы люди попытались сохранить все традиции в неприкосновенности.

Микротома № 1

  • Было:

Мы привыкли думать, что настоящий прогресс - это не просто движение вперёд, но ещё и замена старого новым. Действительно, кто же станет ездить на лошадях, когда изобретён автомобиль? Если речь идёт о техническом прогрессе, то в основном так и происходит: старое выходит из употребления, новое приходит ему на смену. Таков закон развития техники.

  • Стало:

Мы привыкли думать, что настоящий прогресс - это не просто движение вперёд, но ещё и замена старого новым. Если речь идёт о техническом прогрессе, то в основном так и происходит.

  • Прием:

· Исключение предложений, содержащего второстепенную и повторяющуюся информацию.

Микротома №2

  • Было

А применим ли этот закон к человеческой жизни, к жизни семьи, например? Ведь семья с развитием общества тоже как-то изменяется. Сейчас уже не существует многочисленной семьи, состоящей из представителей четырёх поколений. Осталось только маленькое ядро из родителей и детей. Иногда к этому ядру примыкает кто-то из старших - как правило, бабушка. Но всё равно факт остаётся фактом: семья стала меньше.

  • Стало

А применим ли этот закон к человеческой жизни, к жизни семьи, например? Ведь семья с развитием общества изменилась: она стала меньше. От многочисленной когда-то семьи осталось маленькое ядро из родителей и детей, иногда к нему примыкает бабушка.

  • Прием:

· Упрощение (замена фрагмента текста синонимичным выражением), переформулирование мысли своими словами.

Микротома №3

Было:

Да, семья стала меньше, а вот проблем во взаимоотношениях её членов - больше. Почему? Да, наверное, потому, что мы переносим закономерности технического прогресса на самих себя, на человеческое общество. Потому, что в глубине души мы уверены, что и здесь старое - значит ненужное.

Стало:

Да, семья стала меньше, а вот проблем во взаимоотношениях её членов - больше. Наверное, потому, что мы переносим закономерности технического прогресса на самих себя, на человеческое общество.

Способ:

· Исключение предложений, содержащих повторяющуюся информацию;

Микротома № 4

  • Было:

Между тем основы культуры, формы быта, духовные ценности, которые складывались тысячелетиями, устаревают гораздо медленнее, чем новинки техники или информатики. И абсолютное обнов­ление в области человеческих отношений, полный отказ от традиций означал бы социальную катастрофу: тогда прервалась бы связь времён, погибло цивилизованное общество. Как погибло бы оно и в том случае, если бы люди попытались сохранить все традиции в не­прикосновенности.

  • Стало:

Между тем основы культуры, духовные ценности, которые складывались тысячелетиями, устаревают гораздо медленнее, чем новинки техники или информатики. И абсолютное обнов­ление в области человеческих отношений или напротив сохранение традиций в неприкосновенности привело бы к социальной катастрофе: погибло цивилизованное общество.

  • Способы:

· Исключение синонимов;

· Обобщение (образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений), переформулирование мысли своими словами.

Микротома №5 .

  • Было:

Развитие человечества - это более сложный процесс, чем совершенствование техники. Тут идут встречные потоки от родителей к детям и от детей к родителям. И встреча поколений может быть радостной, если обе стороны готовы к диалогу и компромиссу. Без неуважения, без давления, без категоричности.

  • Стало:

Развитие человечества - это более сложный процесс, чем совершенствование техники. Встреча поколений может быть радостной, если обе стороны готовы к диалогу без давления, без категоричности.

  • Способы:

· Исключение предложения, содержащего повторяющуюся информацию;

· Обобщение (образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений),

· Исключение синонимов.

Пример сжатого изложения

Мы привыкли думать, что настоящий прогресс - это движение вперед, замена старого новым. Если речь идет о техническом прогрессе, то в основном так и происходит: старое уходит из употребления, а новое приходит ему на смену.

А применим ли этот закон к человеческой жизни? Сейчас уже не существует семей, состоящих из четырех поколений. Осталось только маленькое ядро из родителей и детей. К этому ядру иногда примыкает бабушка.

Семья стала меньше, а проблем во взаимоотношениях - больше. Почему? Потому что мы в глубине души переносим закономерности технического прогресса на себя.

Формы быта, духовные ценности устаревают гораздо медленнее, чем новинки техники и информатики. Абсолютное обновление в области отношений, отказ от традиций означал бы полную катастрофу.

Развитие человечества - сложный процесс. Встреча поколений должна быть радостной. Обе стороны должны быть готовы к диалогу без неуважения, без категоричности.


Изобретательность как качество личности – способность творить новое, находить новые, нестандартные, полезные решения задач и жизненных трудностей, проявлять выдумку, находчивость и затейливость.

Где-то в бесконечных лесах Финляндии, есть одна небольшая лесная дорога. Примечательно — посреди этой дороги есть люк. Самый обыкновенный люк. Кто его построил, не ясно. Ехал по этой дороге русский водитель на своей легковушке. Увидел люк, и в его изобретательном уме созрела мысль. Открыв люк, он специально в него въехал. Естественно, одно из колес автомобиля отломалось. Хозяин авто подал в суд на дорожную службу Финляндии за материальный и моральный ущерб, и через некоторое время отсудил крупную сумму. Вернувшись на родину, он рассказал своему другу о лесной дороге, и друг тоже решил немного обогатиться за счет финских налогоплательщиков. Что и произошло через некоторое время. Вскоре о люке на лесной дороге знали все родные, близкие и друзья друзей вышеуказанного водителя и его товарища. Дорожная же служба Финляндии, выплатив русским через суд уже немалую сумму, решилась на крайние меры: заварить к чертям этот проклятый люк. Примерно через месяц руководству службы пришла повестка из суда: русский автомобилист на лесной дороге опять въехал в открытый люк и повредил свою машину. Оказалось, что этот несчастный русский, увидев заваренный люк, съездил домой за газовой горелкой, отрезал крышку люка и въехал в него. Опупевшая от судебных разбирательств дорожная служба договорилась с местным ГИБДД о выделении постового, для охраны злополучного люка. Рядом с люком построили будку, провели туда электричество, канализацию, интернет для удобства охранника. Примерно полгода аварий не было. Однажды, метрах в пятистах от постового столкнулись две русские легковушки. Авария была несерьезной, но страж порядка должен был все зафиксировать. Провозившись около десяти минут около этих двух автомобилей, финн вернулся на свое место и обалдел: люк открыт, а рядом стоит русская девятка, одно из колес которой преспокойно лежит в люке.

Изобретательность – это способность из негативной ситуации сделать «конфетку». Эта черта характера напрямую зависит от находчивости, сообразительности, упорства и настойчивости личности. Из любой, казалось бы, безнадежной ситуации, она выжмет «все соки» полезности и пригодности. Недаром в народе говорят: «Голь на выдумку хитра». Там, где неуверенный в себе человек пасует и поднимает руки, изобретательность ищет своим пытливым умом новые, полезные решения.

Изобретательность как качество личности ярче всего проявляется в необычных, нештатных ситуациях, когда присутствует сильнейшая мотивация, а необходимое, оригинальное решение никому не приходит в голову. На что только не готовы пойти заключенные, чтобы сбежать, спрятать мобильный телефон или оружие. Полиция задержала мексиканку, которая во время очередного посещения пыталась протащить своего мужа из тюрьмы в чемодане. Работники тюрьмы во Флориде, обнаружили невероятную находку. Обследуя прямую кишку заключенного, они обнаружили – 17 таблеток оксикодона, 1 сигарету, 6 спичек, 1 шприц с иглой, 1 кремниевую зажигалку, 1 презерватив, 1 рецепт и 1 контейнер для блеска губ. 230-килограммовый заключенный умудрился пронести мимо охранников 9-миллиметровый пистолет, воспользовавшись своей полнотой. Он спрятал его среди своих жировых складок. Трое заключенных вместе со своими возлюбленными пытались заняться контрабандой наркотиков в тюрьме Нью-Джерси. Продавать пытались препарат субозон, предварительно растворенный в воде и нанесенный на детские книжки-раскраски.

Изобретательность предполагает быстроту мышления, аналитический склад ума, склонность к творческой деятельности, способность глубоко и небанально мыслить. Жирный плюс изобретательности – способность в любой проблеме видеть новые возможности и использовать их с пользой. Обладатель этого качества личности, как правило, уверен в себе, инициативен, активен и энергичен. У него ярко проявлено качество самостоятельности.

Продукты изобретательности, порой шокируют своей непредсказуемостью, а, иногда, просто вызывают улыбку. В Москве на оживленном перекрестке стоит человек и раздает всем прохожим листовки. Те, берут, прячут в карманы и быстро исчезают. По дороге они с опаской достают их из карманов, чтобы прочесть, но с возмущением возвращаются назад: — Зачем пустые листки раздаешь? Тут же ничего не написано! — А что писать? И так все ясно!

Один парень общался через интернет с девушкой и все хотел прислать ей домой цветы, но никак не мог узнать номер квартиры… Знал только номер дома, в котором она живет… Так вот, однажды ночью, он отправил ей сделанное им видео, в котором ничего не было, кроме быстро меняющихся цветов картинки, и посоветовал смотреть во весь экран. Она все сделала, как он просил. А в это время два его друга стояли по разные стороны дома и наблюдали, в каком окне начнется эта «цветомузыка». Цветы прислал. Теперь они вместе.

Был поздний вечер. Уставшие супруги лежали на диване. Уже хотелось спать и ни на что не оставалось сил. Жена до этого успела сходить в душ, а муж нет. Она начала ему выговаривать, как можно ложиться в чистую постель с грязными ногами. В душ идти он всё-таки отказался, но… взял большие пакеты с ручками, надел их на ноги, завязал и со словами «теперь я не буду тереться грязными ногами о простыню» залез под одеяло. Всю ночь жена слышала шуршание его «обуви», а утром их разбудил звонок его мамы. Выскочив из-под одеяла, он ещё некоторое время шлёпал своими бахиллами по квартире. Потом они вместе долго смеялись!!!

Если говорить о классических изобретениях, несомненным королем изобретательности был Томас Эдисон. Выдающийся физик, инженер, изобретатель Никола Тесла так отзывался об этом человеке: «Если бы Эдисону пришлось найти иголку в стоге сена, он не стал бы терять время на то, чтобы определить ее наиболее вероятное местонахождение. Напротив, он немедленно, с лихорадочным прилежанием пчелы начал бы осматривать соломинку за соломинкой, пока не отыскал бы искомое». Этому всемирно известному американскому изобретателю принадлежит официальное авторство 1093 изобретений, подтвержденных в Бюро патентов США (что является абсолютным рекордом в истории науки). Еще около трех тысяч патентов на свои изобретения он получил в других странах мира. Томас Эдисон обладал поразительной работоспособностью и целеустремленностью, каждую неудачу в своих экспериментах и исследованиях он воспринимал исключительно как шаг, приближающий его к успеху. В таких случаях он любил говорить: «Я нашёл 2 000 неправильных способов, осталось найти лишь один, верный способ», или «Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают».

Изобретательность – удивительное качество личности. Она может проявиться в самых неожиданных сферах жизни и при самых разных обстоятельствах. Русские студенты сняли дом в штате Нью-Джерси. Хозяин дома был жутко прижимистый, зимой в холод температуру больше чем +18 выставлять не хотел, показывал им соответствующий законодательный акт от какого-то лохматого 1920-го года, что не обязан это делать по закону. И было им конкретно холодно. А чтобы мы сами с обогревателем не возились, запер его в такую пластиковую коробочку с дырочками, через которую воздух проходил (чтобы температура фиксировалась), а пальцы нет (чтобы установки поменять не смогли). Русские студенты включили изобретательность. Сверху этой коробочки они просто ставили стакан льда. Датчик естественно думал, что в доме жутко холодно, и обогреватель работал всю зиму от «чистого сердца». Хозяин после каждого полученного счета за электричество заезжал к ним с широко распахнутыми глазами, а они делали невинные лица и говорили: Да у нас +18, вот смотрите — датчик не тронут, все в порядке, а почему такие счета приходят – не знаем.

А вот еще один пример бытовой изобретательности. Молодой, холостой сосед, зашёл, среди белого дня к такой же молодой, холостой соседке. Поинтересовавшись как дела, он сразу перешёл к делу, возбуждённым и волнительным голосом, он начал: — Иринка, у меня такое случилось, ты не представляешь, я тебе сейчас расскажу, ты обалдеешь! — Да, что у тебя, в конце концов, случилось? — Слушай, у тебя картоха, сало, огурцы есть? — Картоха, сало есть, а огурцов нема? А зачем? — Да у меня, бутылочка есть, а закусить нечем. Так, что давай с меня бутылка, с тебя закуска, собирай пожитки и выходи на общий стол во двор, да и стаканчики прихвати. Иринка собрала корзинку с закуской, вместо отсутствующих огурцов, положила в корзинку яйца и помидоры. Вышла во двор, за общим столом сидел сосед Володька, он лыбился и смотрел по сторонам. Иринка стала накрывать стол, бутылки не было ни на столе, ни у него в руках. Володька спросил: — А запивать стаканы взяла? — Ой, нет, забыла. Сейчас принесу. Иринка вынесла к столу ещё несколько одноразовых стаканов и заметила идущую в направлении стола, соседку Лену, в руках у которой красовалась бутылка водки. Она с ходу спросила: — А ты здесь, чего? — Да вот Вовик пригласил. — Он и меня пригласил, приходит и говорит: «Ленка, у тебя бутылка есть, а то у меня такая картоха, такое сало имеется. Так, трое соседей выпили первую рюмку за изобретательного соседа Вовика, который их собрал.

Петр Ковалев

Изучение литературы в школе - это очень увлекательно и познавательно. Именно на этом предмете мы знакомимся с творчеством великих авторов, с шедеврами русской и зарубежной литературы. Но бывают и сложности в изучении. Преподаватели требуют учить стихотворения, писать сочинения и другие Сегодня мы разберем, что такое изложение, научимся правильно его писать, а также рассмотрим некоторые хитрости, которые намного облегчат вам работу.

Начнем мы с самого понятия того, что такое изложение. Приведем настоящий пример работы пятиклассника и разберем все ошибки, которые допускать не стоит. Попробуем написать идеальное изложение, учитывая поправки педагога. Предлагаем приступить незамедлительно.

Что это?

Итак, что такое один из видов творческой работы по литературе. Преподаватели очень часто используют изложение для контроля знаний учеников. Чтобы получить высокую оценку за четверть, необходимо изрядно постараться и довести качество своих творческих работ до идеального состояния.

В чем заключается смысл изложения? Вы читаете, или вам зачитывают небольшой текст, как правило, из классической литературы. Далее необходимо проанализировать прочитанное или услышанное и написать краткий пересказ, сохранив основную мысль произведения или его отрывка. Есть и такой вид работы, как устное изложение. Для чего его применяют? Изложение (устное и письменное) позволяет формировать навыки правописания и стилистики, что очень необходимо для выживания в нашем обществе. После окончания школы ученик должен представлять собой сформированную личность, которая может красиво и гладко излагать свои мысли, имеет определенные цели в жизни.

Сначала преподаватель читает текст. Задача ученика заключается в фиксировании необходимых данных (числа, имена, последовательность событий и так далее). Учитель дает некоторое время для написания чернового варианта, ученик должен оставлять пустые места там, где это необходимо (что-то забыл, не успел записать). Далее текст читается повторно. Это последний шанс что-то дополнить в своем изложении. Дополняется черновой вариант, проверяется орфография, пунктуация, стилистика. Следующий этап - написание чистового варианта.

Часто встречается такая практика: совместно с изложением необходимо выполнить небольшое творческое задание (озаглавить текст, написать развернутый вывод, то есть свое отношение к проблеме, дополнить незаконченную мысль и так далее).

План

Когда преподаватель первый раз читает текст, необходимо делать некоторые наброски. Очень важно на этом этапе сформировать план изложения. Одна часть - это отдельный абзац. Необходимо внимательно слушать и делить весь текст на смысловые части. Записывайте их, так и получится план. Он позволяет написать красивый и стройный текст, не запутаться в последовательности происходящих в тексте событий.

Написание

Что такое изложение и зачем его применяют, мы разобрались, а теперь перейдем к краткой памятке, помогающей написать качественную работу:

  • Внимательно слушайте текст, выявите главную проблему.
  • При первом прочтении старайтесь делать небольшие пометки (план, имена, даты, яркие выражения, которые необходимо включить в изложение).
  • Уточните у преподавателя значения слов, которые вам непонятны.
  • При повторном чтении составьте подробный план.
  • Далее идет работа над текстом, удалите из плана пункты, которые не несут смысловой нагрузки.
  • Напишите черновой вариант, проверьте орфографию, пунктуацию и стилистику.
  • Приступайте к написанию чистового варианта.

Пример

Приведем в пример изложение 5 класса. Здесь же мы рассмотрим и ошибки.

"В избу поставили новую хорошую дверь, все ее хвалили".

Правильно: в избу поставили новую дверь.

"Она не пропускала зимнюю стужу и летний зной, о ней перестали говорить, потому что упрекнуть ее было не в чем".

Правильно: она хорошо закрывалась и открывалась, не в чем было ее упрекнуть.

"Зато все очень много говорили о рамах, да и как о них можно было не говорить, когда они скрипели, пропускали мороз и набухали".

Правильно: все говорили о рамах, потому что они были плохими.

Принцип написания сжатого изложения даже в этом небольшом отрывке понятен. Нужно исключать информацию, которая не несет смысловой нагрузки, убирать повторы и описания.