Специфика влияния общества на человека. Зависимость от общественного мнения Может ли человек оказать влияние на общество

Примерные темы итогового сочинения 2017-2018 (список). Направление «Человек и общество».





В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?

Согласны ли вы с утверждением Плавта: «человек человеку - волк»?

Что, по вашем мнению, значит мысль А. Де Сент-Экзюпери: «Все дороги ведут к людям»?

Может ли человек существовать вне общества?

Может ли человек изменить общество?

Как общество влияет на человека?

Несет ли общество ответственность за каждого человека?

Как общество влияет на мнение личности?

Согласны ли Вы с утверждением Г. К. Лихтенберга: «В каждом человеке есть что-то от всех людей.

Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?

Что такое толерантность?

Почему важно сохранять индивидуальность?

Подтвердите или опровергните высказывание А. де Сталь: «Нельзя быть уверенным ни в своем поведении, ни в своем благополучии, когда мы ставим это в зависимость от людского мнения»

Согласны ли Вы с утверждением: «Неравенство унижает людей и поселяет между ними несогласие и ненависть»?

Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими?

Справедливо ли мнение Тютчева о том, что «всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов»?

Нужны ли общественные нормы поведения?

Какого человека можно назвать опасным для общества?

Согласны ли Вы с высказыванием В. Розанова: «Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют. “Прибавляет” только теснейшая и редкая симпатия, “душа в душу” и “один ум”»?

Можно ли назвать любого человека личностью?

Что происходит с человеком, оторванным от общества?

Почему общество должно помогать обездоленным?

Как вы понимаете высказывание И. Бехера: «Человек становится человеком только среди людей»?

Согласны ли Вы с утверждением Х. Келлер: «Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей»

В каких ситуациях человек чувствует себя одиноко в обществе?

Какова роль личности в истории?

Как социум влияет на решения человека?

Подтвердите или опровергните утверждение И.Гёте: «Лишь в людях себя познать способен человек».

Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Всякий, кто любит одиночество, – либо дикий зверь, либо Господь Бог»?

Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?

Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?

Как вы понимаете слова С.Е. Леца: «Ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат»?

Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?

Один в поле не воин?

Что важнее: личные интересы или интересы общества?

К чему ведет равнодушие общества к человеку?

Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»?

Как Вы понимаете выражение «маленький человек»?

Почему человек стремится быть оригинальным?

Нужны ли обществу лидеры?

Согласны ли Вы со словами К. Маркса: «Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей»?

Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества?

Кто такой мизантроп?

Как вы понимаете высказывание А.С. Пушкина: «Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории»?

К чему приводит неравенство в обществе?

Меняются ли общественные нормы?

Согласны ли Вы со словами К. Л. Бёрне: «Без многого человек может обойтись, только не без человека»?

Человек ответственен перед обществом?

Может ли личность одержать победу в борьбе с обществом?

Как человек может изменить историю?

Как вы думаете, важно ли иметь свое мнение?

Может ли человек стать личностью в отрыве от общества?

Как Вы понимаете высказывание Г. Фрейтага: «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа»?

Можно ли нарушать общественные нормы?

Каково место человека в тоталитарном государстве?

Как Вы понимаете фразу: «одна голова –хорошо, а две-лучше»?

Существуют ли люди, чей труд незаметен для общества?

Сложно ли сохранить индивидуальность в коллективе?

Согласны ли Вы с высказыванием У. Блэкстоуна: «Человек создан для общества. Он не способен и не имеет
мужества жить один»?

Подтвердите или опровергните высказывание Д. М. Кэйджа: «Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом»


Что такое равноправие в обществе?

Для чего нужны общественные организации?

Можно ли утверждать, что что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни?

Согласны ли вы с тем, что человека формирует общество?

Как общество относится к людям, сильно отличающимся от него?

Как вы понимаете утверждением У. Джеймса: «Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей»?

Как вы понимаете словосочетание «общественное сознание»?

Чего не хватает современному обществу?

Согласны ли Вы с утверждением И. Гёте: «Человек не может жить в уединении, ему нужно общество»?

Как вы понимаете высказывание Т. Драйзера: «Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить»?

Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»?

Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. "Человек и общество".


А.П. Чехов « », « », « », « », «Смерть чиновника», «Вишневый сад»
Ж. Верн «Таинственный остров»
С. Коллинз «Голодный игры»
У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
Ф.М. Достоевский «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бедные люди»
М. Горький «На дне», «Бывшие люди»
А. Камю «Постороний»
Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»
Д. Дефо «Робинзон Крузо»
У. Грум «Форрест Гамп»
А.Н. Толстой «Петр Первый»
Э. Хемингуэй «Иметь и не иметь»
В. В. Набоков «Приглашение на казнь»
Е.И. Замятин «Мы»
А. Платонов «Котлован»
Б. Пастернак «Доктор »
Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор»
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники»
О. Хаксли «О дивный новый мир»
М.Ю. Лермонтов «Герои нашего времени»
А.С. Пушкин «Евгений »
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Дневник лишнего человека»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
К. Кизи «Над кукушкиным гнездом»
Н. Носов «Незнайка в солнечном городе»
Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
Х. Ли «Убить пересмешника»
Д. Лондон « »
В. Гюго «Отверженные»
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
М. Митчелл «Унесенные ветром»
Л.Н. Толстой «Война и мир», «После бала», « »
Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Шинель»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»
У. Голдинг «Повелитель мух»
Г. Маркес «Сто лет одиночества»
Г. Гессе «Степной волк»
Р. Гальего «Белое на черном»
Т. Драйзер «Сестра Керри», «Американская трагедия»
Дж. Стейнбек «Гроздья гнева»
Д. Митчелл «Облачный атлас»
А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Дж. Сэллинджер «Над пропастью во ржи»
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
А. Рэнд «Атлант расправил плечи»
Э. Фромм «Бегство от свободы»
И.А. Гончаров «Обыкновенная история»
Ф. Кафка «Процесс»
Ч. Паланик «Бойцовский клуб»

Современное общество – это сложно структурированный и в то же самое время, стремящийся к единому, глобальному стандарту ценностей механизм, на который наложили свой отпечаток наследия различных культур и традиций. Как известно, любая макросистема состоит из множества микросоставляющих, и социум здесь не исключение. Каждый отдельно взятый его представитель, так или иначе, вносит свой вклад в развитие всего «организма» в целом, но в природе всегда действует закон обратной связи и, в свою очередь, влияние общества на каждого человека не менее важно и является, чуть ли не самым главным и основополагающим его фактором.

Откуда родом?

Любой человек с момента своего рождения попадает в определенную социальную среду, где свою роль играют присущие ей традиции, обычаи, а также религиозные и культурные ценности. Семья, ближайшее окружение и наконец, общепризнанные каноны, по которым живет тот мир, с которым мы начинаем себя ассоциировать, как только входим в сознательный возраст, как из пластилина лепят из нас то, что впоследствии станет основной нашей сущностью и определяют тот духовный и моральный вектор, ориентируясь на который, мы будем строить свою дальнейшую жизнь.

Таким образом, влияние общества на становление личности огромно и умалять его значимость на этом уровне ни в коем случае нельзя. Но и в дальнейшем, оно не прекращается. Мы постоянно оглядываемся на общепринятые правила жизни при выборе того или иного варианта взаимодействия с окружающими и пытаемся дать объективную оценку своему поведению согласно именно этим нормам. Так что влияние общества на личность человека продолжается до конца его дней. Социум может казнить, а может и короновать. Он вешает ярлыки, по которым определяется наш статус и место в иерархии себе подобных. Все это отражается на сильных и слабых сторонах нашей личности, заставляет вырабатывать умение приспосабливаться к ситуации в зависимости от обстоятельств.

Поверить или разобраться?

Но влияние общества на развитие личности заключается не только в этом. Смешение различных культурных идеологий или же их вынужденная смена (к примеру, переезд в другую страну) может привести к формированию в взятого индивидуума чувства запутанности и надлому в отдельнопроцессе переоценки ценностей, что в свою очередь, чревато различными негативными последствиями для психологического состояния человека.

Окружающий нас социум обычно четко определяет где черное, а где белое, но между этими двумя цветами в жизни, как известно, есть еще много оттенков и не смотря на бесспорное влияние общества на личность, очень многое в ее становлении и дальнейшем развитии зависит от степени самосовершенствования человека и от его стремления к состоянию внутренней гармонии и целостности, а также к компромиссному взаимодействию с окружающей его социальной средой.

Влияние общества на личность человека достаточно велика. Оно формирует черты характера, внутренний мир и взгляды на жизнь именно такие, в каком непосредственно обществе находится человек. Личность человека формируется с рождения и от того, как воспитают ребенка родители и будет зависеть вся дальнейшая жизнь человека.

Человек очень зависим от того где и с кем он общается. Но ведь именно все эти составляющие и формируют личность и дальнейшие помыслу людей. Если ребенку с детства прививают состояние заботы, теплоты, доброты и честности - то в последующем он сможет достичь многого и окружающее негативное общество не сможет на него повлиять. Если же человек живет в обществе, где постоянно происходит лож, беззаконие и насилие, то такие личности зачастую становятся агрессивными и очень часто заканчивают жизнь не очень хорошо.

Общество состоит из разных прослоек населения и как правила, эти ячейки придерживаются своих границ. Порой люди из низших прослоек общества, которые не способны мирится со своим не очень хорошим положением, способны достичь высоких успехов, но таких людей не много. К сожалению.

Современное общество

Современное общество можно считать достаточно продвинутым и цивилизованным. Но это если рассматривать ситуацию в масштабных размерах всей планеты. Естественно еще остались уголки на земле где общество не такое развитое как в крупных городах и странах. Хотя это тоже не показатель. В современном мире даже в пределах одной страны существуют разные прослойки общества, которые создают своего рода границы между собой. Зачастую это зависит от таких показателей как: материальное положение, уровень образования и воспитания, общие взгляды на жизнь и отношение к окружающим. Разнообразие современного общества поражает, но это совершенно не мешает людям, также общаться друг с другом и пересекаться в различных жизненных ситуациях даже находясь в различных прослойках социального статуса. Но не стоит думать, что такая многослойность - это прихоть современности, такое положение было всегда. Если смотреть историю создания, то такое разделение было и ранее.

Не стоит забывать, что главным элементом общества является человек, который несёт в себе связь с биосферой. Именно эта связь сообщает о наличие внутреннего противостояния человека, которое и дает надежду на то, что все-таки вся биосфера останется в целости, так как это естественная среда обитания самого же человека. Именно эта надежда позволяет сохранять гармонию во всем и в поддержании жизнедеятельности тоже, не доводя сообщество до самоуничтожения.

Доброго дня вам, дорогие читатели Прекрасного мира! Сегодня статья непростая — о зависимости общественного мнения, и между прочим, я заметила эта проблема есть абсолютно у всех моих знакомых, как и у меня. Давайте разберемся, что же это за напасть такая.

Любой человек является частью целого общества. И без его влияния развиваться человеку не под силу. Именно через взаимодействие с обществом человек приобретает необходимый для жизни набор социальных навыков. Но если общество или его мнение на отдельно взятого человека влияет чрезмерно, то это может привести к неблагоприятным последствиям.

Общественное мнение — это мнение тех, кого не спрашивают.

Есть немалое количество людей, для которых общественное мнение имеет слишком большую значимость. И если им предстоит выбрать между собственными желаниями и устремлениями и общественным мнением, они будут, скорее всего, ориентироваться именно на последнее.

Общественное мнение и семья

К примеру, конкретная семейная пара прожила в законном браке не один десяток лет. Но со временем люди поняли, что в их отношениях не все ладно и им бы хотелось развестись. Однако такой порыв будет сковывать зависимость от общественного мнения. Людям очень важно, что про них могут подумать или сказать окружающие или просто знакомые. Что могут подумать люди?

Как раз таким вопросом задается практически каждый, у кого сильна зависимость от мнения общества. Однако психологи склонны полагать, что подобная зависимость для самого человека не несет абсолютно ни грамма пользы. От нее нет никакой практической помощи. Наоборот, часто такая зависимость ставит людей в строго ограниченные рамки в своем поведении.

В результате можно прожить всю жизнь, целиком ориентируясь только на мнение кого-то другого, а свои истинные устремления отодвигать на задний план. Но давайте вместе подумаем, кто в большей степени способен влиять на мысли и даже поступки столь зависимых от мнения общества людей? Ведь общество в целом влиять на человека не может, поскольку представляет собой только абстрактную категорию. Поэтому на конкретного человека влияние оказывать будут также конкретные личности. И среди них отдельно нужно выделить родителей.

Детям в определенном возрасте свойственно эмоционально отдаляться на определенное расстояние от людей, в окружении которых прошло все детство. При этом если родители воспитали ребенка правильно, то совершенно нормально, если он в будущем отправится по жизни в самостоятельное «плавание».

Однако есть немалое количество уже повзрослевших детей, которые не только продолжают жить в доме родителей, но и руководствуются в своих действиях их установками. В этом отношении, возможно, ключевым определяющим фактором выступает обыкновенная лень. Но не меньшую роль играют и имеющиеся в человеке многочисленные комплексы.

На человека может влиять общественное мнение, тон которого задают и так называемые авторитетные личности. Их роль могут с успехом исполнять друзья или же какие-то малознакомые, но уважаемые люди. Часто таким авторитетным лицом для человека становится его непосредственный начальник, кто-то из сотрудников, или же лица, руководящие страной. Последние могут влиять на конкретных людей, используя для этого средства массовой информации.

Оценочная зависимость

Зависимость от общественного мнения может носить различный характер. Некоторые люди просто впадают в панику, если кто-то прокомментирует их одежду. Другие же ориентируются на общественное мнение даже при принятии жизненно важных решений. Чрезмерная зависимость способна в итоге трансформироваться в разные формы и виды. Так, некоторые люди буквально поклоняются своим авторитетам и полностью им доверяют определять ход своей жизни.

Частными случаями такой слепой зависимости являются, например, безоговорочное следование модным тенденциям, желание всегда избегать возможных конфликтов в общественных местах, стремление для всех быть хорошим. Нередко зависимый от окружающего мнения человек доверяет родителям или кому-то из близких людей решать за себя, в какое учебное заведение ему лучше поступить и какую из профессий выбрать для последующей работы.

Откуда берется зависимость от общественного мнения?

Зависимость от общественного мнения появляется у человека совсем не случайно. На это имеются вполне объяснимые и поддающиеся анализу причины. Однако чаще всего эти причины определяют зависимость в своей совокупности. Их же истоком служат различные детские страхи, подростковые комплексы, привычки выбирать для себя чей-то чужой план в качестве основы для жизни.

В результате человек становится не способным делать осознанный, разумный, а главное, самостоятельный выбор. Так постепенно для него становится привычным тревожное состояние. У человека отсутствует возможность проживать собственную жизнь. Он принимает в ней лишь пассивное участие. В душе поселяется постоянный дискомфорт и пессимистический настрой.

Давление общественного мнения на человека может быть настолько сильным, что некоторые боятся даже сделать лишнее движение или шаг. Ими движет лишь страх натолкнуться на осуждения со стороны других людей и их косые взгляды. Не редко зависимость от чужого мнения приобретают дети, чьи родители внушали им, что, например, неприлично делать определенные вещи в присутствии других или нельзя вести себя на людях каким-то конкретным образом.

Конечно, ребенка важно учить элементарным правилам вежливости, такта и прочим полезным вещам. Однако для всего остального у него должно быть сформировано собственное мнение. В противном случае ребенок будет жить в состоянии скованности многочисленными страхами, комплексами и прочими предубеждениями.

Как избавиться от влияния общественности?

От влияния общественного мнения человек может избавиться. Для этого, прежде всего, необходимо понять, что другие посторонние вам люди, по сути, безразлично относятся к вашей собственной жизни и тем поступкам, которые вы совершаете. Поэтому бояться осуждения с их стороны абсолютно бессмысленно.

Более того, многие люди тоже чрезвычайно сдержаны в своем поведении таким же образом, что и вы. И им тоже очень страшно натолкнуться на осуждение или неприятие своих действий обществом. И даже, если кто-то и станет осуждать то, как вы выглядите, ведете себя, или говорите что-то, то спустя несколько минут об этом выражении мнения окружающие просто забудут.

Безусловно, при этом мы не ведем речь о таких поступках или даже преступлениях, которые по общим правилам находятся за границей разумного. Однако всю совокупность иных своих действий, стремлений и слов вы в праве смело и без опасения осуществлять исходя из своих личных желаний. Давление со стороны общества часто является лишь надуманной вами вещью.

Однако работу с личными страхами, как и с комплексами, вы должны проводить самостоятельно. Ведь их никто лучше вас самих не знает. Если же сами вы с ними справиться не можете, тогда за помощью допустимо и даже желательно обратиться к психологу. Именно ему проще и легче всего помочь вам в ваших трудностях. Вам предельно важно лишь признаться себе в том, что какие-то проблемы у вас все же имеются.

Настройте себя на борьбу со столь негативной зависимостью. Те люди, которые зависят от мнения кого-то другого, на самом деле больше всего боятся неодобрения окружающих. Именно данный фактор пугает человека сильнее всего. В итоге человек подвергается постоянным нравоучениям. Но страшно даже не это. Страшно то, что человеку кажется, будто эти нравоучения справедливы и вполне обоснованны в отношении него.

Психологи рекомендуют проговаривать суть своих страхов вслух. Так справиться с ними будет намного проще. Избавление от любой зависимости должно проходить постепенно. Вам важно настроить себя на такое избавление, тогда общественное мнение уже не будет диктовать вам свою волю, и вы обретете свободу и гармонию души.

Личность - продукт культурной, а не биологической эволюции. Поэтому можно предположить, что именно общество, а не при­рода, оказывает на личность максимальное влияние. Так оно и есть. Общество способно влиять на личность или подавляя, или развивая ее. Агентов влияния иначе называют агентами социали­зации. С самим процессом социализации и воспитания мы стал­кивались в курсе обществознания для 8-9-го классов, но о том, кто и как социализирует человека, еще не говорили.

Социализация представляет собой процесс усвоения культур­ных норм и освоения социальных ролей. Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которо­го именуют личностью. Тема социализации находится на пересе рении двух наук - психологии и социологии, и обе они внесли за­метный вклад в ее изучение.

Живые организмы составляют естественную иерархию. Все их многообразие можно расположить на лестнице видов, от самых простых до самых сложных. Чем сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей среде. Насеко­мые рождаются уже взрослыми, т. е. готовыми нормально функ­ционировать в своей экологической нише. Высшим организмам приходится труднее. Природа позаботилась о том, чтобы выде­лить специальный период времени, в течение которого новорож­денный обучается и приспосабливается к взрослому миру. Этот период называется детством. У птиц оно длится один сезон, у тигров, слонов и обезьян - несколько лет. Чем выше животное стоит на лестнице видов, тем продолжительнее период детства.

Чем выше животное стоит на лестнице видов, тем продолжительнее период детства.

У человека период подготовки к взрослой жизни является самымзатянутым. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают юность и молодость. Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров - в мире общественных отношений. Такой экологической ниши нет ни у одного из видов. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переобучается всю свою жизнь. Таковы требования современного общества.

В. пределах человеческой истории на удлинение детства серьез­но влиял переход от одного хозяйственного уклада к другому.

Собирательство требовало наименьшего времени обучения. Пе­реход к созданию запасов пищи и их хранению увеличил сроки обучения. Переход от собирательства к охоте потребовал еще большего увеличения родительского вклада в обучение и защиту потомства. Теперь уже успех выживания напрямую зависел от ус­пехов обучения.

Другой фактор удлинения детства - возникновение семьи. Появ­ление моногамии - устойчивого брачного союза самца и самки на период выращивания хотя бы одного выводка - вызвано было тем, что самка в одиночку не могла сохранить потомство: добы­вать пищу, охранять территорию от врагов, передавать знания. Отсюда произрастает институт отцовства и начинается история социализации в полном смысле слова. Ее нижняя граница - воз­никновение института отцовства и на его основе формирование института родительства. Завершилась история инстинктов, нача­лась история институтов.



Отсюда берет свое начало и общественное разделение труда, так как исторически первая его форма относится не к сфере про­изводства, как мы привыкли думать, а к сфере воспитания потом­ства. Женщина обеспечивает вынашивание плода, выкармлива­ние младенца грудью и психофизиологический уход за ребенком. Отец подключается к воспитанию позже, но обучает детей всей сумме необходимых для жизни в обществе знаний.

Очень многое человек наследует не только от своих далеких животных предков, но и от своих непосредственных предков - ро­дителей и их родителей. Человеческое существо, рождаясь более беспомощным, нежели детеныши животных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усвоению социального опыта. Если бы это было иначе, то вряд ли удалось бы научить его логическому мышлению и символическому языку. Ведь не может же этому обу­читься обезьяна, несмотря на все старания ученых.

Степень биологически закрепляемой социальной готовности человека очень высока. И все же ее нельзя преувеличивать. Одна­ко некоторые ученые предполагали, что, поскольку все необходи­мое для социализации заложено в генах, человек останется самим собой, в какую бы среду его ни поместили. Их уверенность поко­лебала встреча с так называемыми феральными людьми.

Феральные люди - существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Термин придумал в XVIII в. шведский ученый К. Линней. Одичавших, не ©цивилизо­ванных людей называют еще «маугли» и «детьми джунглей». Из социологов первым изучил их американец Д. Кингсли. В 1940 г. в Индии были обнаружены две девочки - восьмилетняя Камала и полуторагодовалая Амала, воспитанные волками. В 1938 г. в Пенсильвании обнаружили пятилетнюю девочку Анну. Все трое име­ли нормальные биологические предпосылки к успешной социали­зации, но были изолированы от нормальной социальной среды.

У них отсутствовала связная речь, мышление, человеческие чувства. Дети, найденные в логове зверей, были хорошо приспо­соблены к передвижению на четырех ногах; притрагиваясь к еде - мясу или молоку, они предварительно ее обнюхивали; испытывая жажду, они облизывали зубы; дети испытывали сильный страх перед огнем и никогда не смеялись. «Маугли» доказали, что ос­тавленный на произвол судьбы человек перестает быть челове­ком. Ему не помогает запас генов, унаследованных от родителей.

Когда детей-зверенышей возвратили в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной ре­чью, состоящей из 30 слов. «Изолянты» так и не научились дру­жить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человече­ском обществе они прожили не более 10 лет.

Феральные люди не могут стать полноценными членами обще­ства потому, что социализация началась у них слишком поздно. Социализация - процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество. Обнаруживаются случаи раннего взросления людей, особенно если их жизнь была богата событиями: в детстве лишились родителей, рано пошли трудиться, познали лишения, невзгоды судьбы. Тем не менее это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить про­цесс социализации в целом нельзя. Как вы думаете, почему?