Компетентностный подход в организации внеурочной деятельности учителя. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности

Компетентностный подход во внеурочной деятельности студентов колледжа

Основной целью компетентностного подхода в профессиональном образовании является формирование компетентного специалиста во всех областях, в том числе и профессиональной. Для реализации этой цели преподаватели работают над содержанием программ, современными педагогическими технологиями, средствами контроля и оценочными материалами, поскольку ориентирован компетентностный подход на новое видение профессионального специалиста, новую оценку профессионального образования, и главное здесь - применение таких педагогических технологий, которые бы включали студентов в разные виды деятельности - дискуссии, решение профессиональных задач, выполнение исследований, проектов, общение и др. Немалую роль при этом играет внеурочная работа студентов: участие в играх, соревнованиях, конкурсах, проектно- исследовательской деятельности, где студенты могли бы применить теоретические и практические знания, полученные в результате изучения профессиональных модулей и дисциплин ОПОП, которые должны перестать быть "мертвым грузом" и стать средствами объяснения и решения тех или иных профессиональных задач, проблем, явлений. Внеурочная работа может усилить интерес студентов к получаемой профессии, мотивировать их к работе по формированию общих и профессиональных компетенций, ведь компетенция – это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Для реализации общих и профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности ОПОП, применяются разные приемы и формы внеурочной работы, которые способствуют развитию коммуникативных навыков и умений командной и самостоятельной работы.

Например, реферативная работа способствует расширению и углублению знаний по изучаемому материалу. Рефераты пишутся с соблюдением определенных требований. Каждый реферат должен состоять из введения, основной части, выводов и заключения. В введении рассматривается актуальность темы, формулируются цели и задачи работы и способы их реализации. В основной части исследуются вопросы, соответствующие теме реферата, прослеживаются пути решения поставленной проблемы. Основная часть может состоять как из цельного текста, так и из нескольких параграфов. Основной текст должен сопровождаться необходимыми рисунками, схемами, графиками, таблицами. Выводы завершают основную часть. В них кратко излагаются основные результаты работы по пунктам, соответствующим задачам работы. В выводах должно быть показано, что цель исследования достигнута. Заключение представляет собой общий итог работы с кратким перечислением этапов выполненной работы. Защита работ производится по подготовленным презентациям. При оценивании реферата используются следующие критерии: умение сформулировать цель работы; правильный подбор информационных источников по теме; полнота и логичность раскрытия темы; самостоятельность мышления; грамотность изложения; корректность выводов; правильность оформления работы; качество презентации и защиты. Работа над рефератом формирует умение находить и извлекать необходимую информацию из различных источников (учебников, профессиональных периодических изданий, нормативной документации, Интернета), а также обобщать, структурировать найденную информацию, то есть способствует развитию общих и профессиональных компетенций.

Игровая деятельность – проведение КВН, викторин, игр, соревнований во внеурочное время позволяет вводить игровые компоненты, объединяющие несколько профессиональных модулей. Эмоциональный настрой, состязательность и азартность студентов наиболее способствуют развитию компетентности. Так, для воспитания у студентов патриотических чувств и гордости за свою страну, формирования стремления к здоровому образу жизни и сплочению студентов перед открытием XXII Олимпийских игр в Сочи было проведено внеклассное мероприятие «Зимняя Олимпиада – впервые в России», в течении которого прошло знакомство студентов с историей Зимних Олимпийских игр, Олимпийскими символами и традициями, олимпийскими чемпионами разных лет, зимними олимпийскими видами спорта. Теоретические сведения сопровождались веселыми стартами.

В период проведения недели биологии была проведена интеллектуальная игра «На перекрёстках биологии и химии». Соревновательные действия проходили между командами из трёх групп. Были проведены разные конкурсы: «Науки разные нужны, науки разные важны!», «Связь биологии с другими науками», «О, эти ученые люди…», между которыми прослеживались переходы от конкурса к конкурсу со вставками отрывков стихотворений, исторических сведений. В игре широко использовались межпредметные связи, проверялось умение использовать логичность, профессионализм, научность при формировании ответов на поставленные вопросы, рационально использовать время и критически оценивать свои знания, работать в группах. При этом происходит воспитание научного мировоззрения, формирование познавательных навыков, развитие коммуникабельности, мотивации обучения, творческих способностей.

При организации и планировании внеурочной работы следует использовать различные методы и формы, стимулирующие общение студентов в процессе внеурочной деятельности, строить работу с учетом индивидуальных особенностей студентов. Таким образом, внеурочная работа помогает сформировать у студентов профессиональные компетенции, а также понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за работу членов команды, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Реализация компетентностного подхода во внеурочной деятельности. Учитель английского языка Реализация компетентностного подхода во внеурочной деятельности. Учитель английского языка Соколова О.В год Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт. Санчурск Кировской области




Ценности, принципы, цели Это могут быть следующие суждения: свобода учащегося быть самим собой; каждый человек обладает своим "совершенством"; помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными; индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям; человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя; чтобы быть успешным в современном обществе выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций; приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.


Ценности, принципы и цели Свобода учащегося быть самим собой Помочь каждому учащемуся его индивидуальные способности сделать плодотворными Индивидуальное развитие каждого ученика, соответствует его способностям, интересам, возможностям Чтобы быть успешным в современном обществе выпускник должен владеть соответствующим ключевых компетенций


Ключевые компетенции -учиться вместе со своими учениками; -планировать и организовывать самостоятельную деятельность учеников (помогать определять цели и образовательные результаты); -мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать требуемые компетенции; строить учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая учеников в разные виды работы, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы владеть проектным мышлением (уметь организовать и руководить групповой проектной деятельностью); владеть исследовательским мышлением (уметь организовать исследовательскую работу и руководить ею); использовать систему оценивания, позволяющую ученикам адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их; осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий; владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.






Формы, методы, приёмы используемые на занятиях кружка: Формы обучения Типы занятий Методы обучения Приёмы обучения Учебные занятия игры путешествия конкурсы Изучение нового материала. Обобщающего повторения. Систематизация знаний и умений. Комбинированное Объяснительно- иллюстративный Репродуктивный Частично- поисковый Словесные: рассказ, Беседа Наглядные: таблицы, схемы,рисунки Практические самостоятельная работа




Компетентностный подход предполагает, что: Учитель должен: владеть теми компетенциями, которым он обучает; учиться вместе со своими учениками; мотивировать учащихся через использование различных видов деятельности; строить учебный процесс, используя различные формы организации познавательной деятельности с учётом их склонностей и индивидуальных особенностей; Осуществлять рефлексию своей деятельности и уметь организовать её у учащихся в процессе учебной и внеурочной деятельности.


Цели и задачи работы кружка «PLAY AND LEARN ENGLISH» «Играя, учись!» Цели: Сформировать умения общаться на английском языке с учётом речевых возможностей и интересов младших школьников; Создать наиболее благоприятные условия для развития иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников. Задачи: Совершенствование коммуникативных умений младших школьников. Развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению английским языком.


«PLAY AND LEARN ENGLISH» Электронный вариант учебного плана работы кружка «PLAY AND LEARN ENGLISH» /п Наименование тем Количество часов 1.Часы. Времена года Мой дом 8 3.Россия-родина моя Моя семья 10 5.Одежда 9 6. Животные 5 7.Еда 10 8.Посуда 5 9. Итоговое занятие 1 всего 68 часов


Основные педагогические принципы, реализуемые в ходе кружковой деятельности: Принцип систематичности и последовательности обучения (темы расположены последовательно, изучение каждого нового раздела опирается на знания, приобретенные в предыдущих разделах); Принцип доступности (соответствие содержания обучения индивидуальным возрастным способностям ребенка); Принцип творческой активности (создание творческого мышления детей); Принцип природосообразности (предполагает формирование общей культуры личности ученика, развитие активности и самостоятельности); Принцип взаимодействия научности и гуманизма (предполагает всесторонние взаимодействия педагога и ученика).






Для усвоения учебного материала детьми использовать такие формы работы, как заучивание стихов, рифмовок, песенок, ситуативных диалогов и небольших инсценировок. Общие правила проведения занятий Чередовать виды занятий. постепенно увеличивать нагрузку по формированию лексических навыков.




Ожидаемые результаты работы кружка «Играя, учись!» Сформируются первичные умения младших школьников в общении на английском языке. Полученные знания будут способствовать развитию иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников. Расширится словарный запас младших школьников. Продолжат развитие общие и специальные учебные умения, позволяющие совершенствовать учебную деятельность по овладению английским языком в классах второй ступени.


Реализации компетентностного подхода во внеурочной деятельности Методическая литература о проблеме рреализации компетентностного подхода во внеурочной деятельности «Компетентностный подход в современном образовании» Д.А.Иванов.ЗАО «МЦФЭР», 2009 г. «Модель профессиональной компетентности учителя в соответствии со Стандартом образования». Журнал «Завуч» г. «Английский язык для самых маленьких».Г.П.Шалаева. Москва. Эксмо г «Играя, учись!» Ш.М.Амамджян. Москва. Просвещение.1978 г

Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе

Актуальность проекта

Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.

В настоящее время компетентностный подход является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования.

В "Концепции модернизации российского образования », выступающей в качестве одного из базовых нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования указывается, что "общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования".

К числу таких образовательных результатов относятся:

1. Развитие способности ориентироваться:

В окружающей действительности;

В явлениях природы;

В социальных явлениях;

Во всех основных областях культуры, включая мир духовных ценностей.

2. Формирование ключевых компетенций.

Целью моего профессионального проекта является реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования.

С учетом этого, свои задачи вижу в следующем :

Изучение теоретического материала по реализации компетентностного подхода в начальной школе на уроке и во внеурочной деятельности;

Обоснование важности формирования информационно-коммуникативной компетенции у младших школьников, учитывая возрастные особенности учащихся;

Планирование и организация работы по формированию информационно-коммуникативной компетенции у младших школьников.

Термин "компетенция" в переводе с латинского – соответствие, соразмерность.

Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетенция - это готовность действовать в ситуации неопределенности.

Компетентностный подход не отрицает значений знаний, но он акцентирует внимание на готовности использовать полученные знания.

Выделяют пять основных компетенций:

Информационная компетенция – готовность к работе с информацией;

Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;

Социальная компетенция и толерантность – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируются на основе двух предыдущих;

Самообразование – готовность к постоянному совершенствованию, формируется на основе четырех предыдущих.

Я считаю, что эффективная адаптация младших школьников в образовательной среде возможна при наличии у выпускников школы первой ступени информационно-коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетенция выражается в умениях самостоятельно:

Вступать в контакт с любым типом собеседника (по возрасту, статусу, степени близости и знакомство и т.д.), учитывая его особенности;

Поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального общения;

Слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;

Высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;

Стимулировать собеседника к продолжению общения;

Грамотно разрешать конфликты в общении;

Изменять при необходимости свое речевое поведение;

Оценивать успешность ситуации общения;

Корректно завершать ситуацию общения.

Информационная компетенция выражается в умениях самостоятельно:

Интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи;

Делать аргументированные выводы;

Использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации;

Структурировать имеющуюся информацию;

Представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.

Эти компетенции взаимообусловлены. Владение определенной информацией вызывает потребность высказаться. А для того чтобы принять участие в диалоге – нужна определенная информативность.

Я наметила следующие пути формирования информационно-коммуникативной компетенции у младших школьников.

Программа реализации проекта

С 1991 года я работаю учителем начальных классов. Основная цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья.

Понятие "оптимальное развитие" носит относительный характер. Цель – не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальные способности каждого и, независимо от того, считается он "сильным" или "слабым", способствовать его развитию.

Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его самостоятельной поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, в целом с его окружением, поэтому особое внимание уделяю организации учебной деятельности и социализации детей (развитию коммуникативных умений, способности работать в коллективе).

Учебники и учебные программы «Школа России» , представляют собой интегрированные курсы, которые раскрывают перед детьми целостную картину мира, соответствующую и возрастным особенностям младших школьников, и требованиям современного информационного общества. Например: в курсе

" Окружающий мир" активизируются связи между знаниями о Земле, ее природе и общественно-культурной жизни человека в их историческом развитии.

Важное значение для младшего школьника имеет развитие речи.

Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия является актуальной. Часто непонимание друг друга в дискуссии происходит из-за разного определения понятий. Надо прийти к согласию в использовании понятия или заменить другим подходящим словом. Лучшим источником в этом отношении является справочная литература, словари. Таким образом, обогащение речи детей происходит за счет интенсивной словарной работы, глубокого проникновения в смысл слова.

Результатом моей работы стало то, что учащиеся:

Научились уважительно и творчески обращаться со словом;

Появилась потребность в самостоятельной творческой работе;

Повысился уровень развития внимания, наблюдательности, памяти, фантазии;

Ученики умеют пользоваться словарями;

Самостоятельно работают с текстом;

Показывают неплохие результаты при проверке техники чтения.

Таким образом, введение в лексическую систему языка поможет в воспитании речевой культуры, в лингвистическом развитии учащихся и будет способствовать процессу формирования коммуникативной компетентности младших школьников.

Важно, чтобы дети узнавали об окружающем мире не только через чтение и рассматривание картинок, но и благодаря своим непосредственным наблюдениям.

Я тесно сотрудничаю с работниками городской детской библиотеки им. Гайдара. Они проводят беседы с детьми.

План занятий для младших школьников на 2018-2019 учебный год.

Сентябрь. «Страна невыученных уроков».

«Занимательно о русском языке».

Октябрь. «Что за прелесть эти сказки».

Ноябрь. «Волшебник из Амстердама».

Декабрь. «Уроки этикета».

Январь. «Веселые истории Драгунского».

Февраль. «Народные традиции и праздники».

Март. «Любимые книги наших бабушек и мам».

Апрель. «Первый полет звездного корабля».

Май. «В небе Покрышкин».

Изучая то или иное литературное произведение, я знакомила своих учеников с произведениями живописи. Но в какой-то момент поняла, что этого для них недостаточно знакомство с репродукциями картин. Я стала организовывать экскурсии в выставочные залы (г.Сызрань, г.Хвалынск)

План занятий по курсу « Знакомство с искусством» для младших школьников на 2011-2012 учебный год.

Сентябрь. И. И. Шишкин- певец русского леса.

Октябрь. И. И. Левитан. «Золотая осень».

Ноябрь. А. И. Куинджи. «Свет живописи».

Декабрь. «Удаль молодецкая, сибирский характер».

Январь. В. М. Васнецов, М. А. Врубель. «Сказка в живописи».

Февраль. В. М. Васнецов. «Богатыри».

Март. Русские народные игрушки.

Апрель. Загадка синего цвета. Керамика в гжели.

Май. Знакомство с музеем. «Здесь живут картины».

На таких занятиях школьников учат «видеть» произведение искусства. На них учащиеся открывают для себя иные точки зрения, кроме собственной, а с другой стороны, получают возможность выразить свои мысли и чувства, а через них и себя. У школьников не только формируется художественный вкус, но и развивается вдумчивое отношение к собственному опыту, к различным жизненным ситуациям, совершенствуется умение обоснования своей точки зрения, их наблюдения становятся более конкретными и тонкими. Школьники учатся воспринимать живопись как глубоко своеобразный, отличающийся своими приемами и особенностями вид искусства, а не просто как иллюстрацию к литературным произведениям, видеть «точки соприкосновения» между разными видами искусства. Таким образом, результатом этих занятий считаю: заинтересованность большинством учащихся этим видом искусства и как следствие решение учиться рисовать.

Доверительные отношения на уроке создают условия, в которых дети самостоятельно добывают знания, а учитель лишь помогает им. Основной формой добываний знания, решения проблемы становится дискуссия.

Итак, общение на уроке и после него выполняет не только информативную, но и социальную, а также развивающую функцию. Оно представлено в двух аспектах: общение учителя и учащихся, общение учащихся между собой. В таком общении целенаправленно и интенсивно формируются социальные установки, образцы поведения, приобретаются навыки общественной жизни, основы информационно-коммуникативной компетентности.

На основе содержания изучаемых дисциплин, я включаю учащихся в поиск информации, учу выделять главное. В этот период я вижу свою задачу в том, чтобы предоставить ребенку больше инициативы в организации своей познавательной деятельности.

Выделяются следующие основные методы формирования информационно-коммуникативной компетенции.

    Поиск и сбор информации:

Задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.;

Задачи с избытком информации;

Задачи с недостатком информации.

2. Обработка информации:

Задание на упорядочение информации;

Составление планов к тексту;

Подготовка вопросов к тексту;

Задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения.

    Передача информации:

Подготовка сообщений по теме;

Подготовка учебных пособий по теме;

Подготовка стенгазет, стендов и т.д.

    Информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые).

    Учебно-исследовательская работа, предполагающая различные методы исследования.

    Все формы учебного диалога.

    Ролевые и деловые игры.

    Обсуждения, дискуссии.

    Выступления в качестве ведущих на мероприятиях, вечерах и т.д.

    Вовлечение учащихся в работу театральных студий.

Одной из форм внеурочной деятельности по учебным предметам

является экскурсия , которая способствует:

Развитию внимания и познавательного интереса школьников;

Обеспечивает здоровьесохраняющее обучение;

Дает наглядные ответы на вопросы;

Помогает выявить существенные и несущественные признаки предметов и явлений;

Расширяет и систематизирует знания ребенка об окружающем мире.

Я стараюсь организовать такую экскурсию, чтобы ученики не только расширили или получили новые знания, но и приняли непосредственное участие в работе.

Целью проектно-технологического образования является развитие учащихся как субъектов творческой проектной деятельности, подготовка их к успешному и гармоничному функционированию в информационно - технологически насыщенном мире.

На сегодняшний день содержание образования в школе меняется с учетом социально-экономических потребностей общества. Если раньше экономические проблемы отодвигались от школьника, то сегодня это уже невозможно.

Использование разнообразных форм дает мне возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания интересным, доступным.

Изучая элементы экономики с учащимися, я знакомила детей с различными профессиями.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, учащиеся постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых, моделируют реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.

В дидактических играх уточняются и закрепляются представления учеников о мире экономических явлений. Совершая большое количество действий, ребята учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины, олимпиады) – это своего рода праздники – яркие, необычные, таинственные. Детям нравятся нестандартные вопросы, веселые и в то же время содержательные задания (отгадывание кроссвордов и ребусов), Предусматриваются и другие формы проведения занятий: экскурсии на предприятия, встречи с предпринимателями и людьми различных профессий, деловые игры, выполнение творческих заданий.

Существенное место отводится совместной деятельности школьников, направленной на развитие у них социальных умений, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Так, овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием; народный фольклор; пословицы, поговорки), где значительное место отводится сказке. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет собой как бы мини – программу ознакомления детей с экономическими понятиями. (Э. Успенский, И. Агрон «Бизнес крокодила Гены» ; Г. М. Евменова, О. И. Меньшикова «Детский экономический словарь или маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике» ; П. Филипов, И. Петров «Беседы об экономике» ; В. Никифоров «Субботнее путешествие или урок экономики»; Т. А. Попова, О. И. Меньшикова «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»).

В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, информационно – коммуникативные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска.

Логические и арифметические задачи, задачи – шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают логику рассуждений.

Формирование ключевых компетенций учащихся может решаться также через организацию взаимодействия образовательного учреждения и родителей.

Семья в первую очередь способствует формированию гармонически развитой личности человека.

Сила влияния семьи в том, что она осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. Человек живет в семье. Здесь он проводит большую часть своего времени. Дома он отдыхает и трудится, учится, занимается любимым делом, заботится о своих близких и пользуется их заботой и вниманием. Сюда он идет и в радости и в горе. Все это происходит постоянно, многие годы и постепенно создает правила, которые, становясь традициями, составляют основу жизни человека.

Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Я считаю, что единые, согласованные требования семьи и школы – одно из условий правильного воспитания.

При работе с семьей я ставлю перед собой следующие задачи:

Изучение состава семей родителей: возраст, социальная принадлежность, профессия, образовательный уровень, микроклимат и условия в семье и д.р.;

Выявление социально и профессионально состоявшихся родителей, способных работать с детьми;

Привлечение родителей к образованию и воспитанию учащихся в школе;

Разработка единых педагогических требований и подходов к воспитанию учащихся со стороны родителей и учителей;

Разностороннее педагогическое просвещение родителей, формирование у родителей потребности в самообразовании.

Я считаю, что уважение родителей учитель завоевывает прежде всего добросовестной работой, чутким отношением к учащимся. Без этого нельзя рассчитывать на сотрудничество.

Работа с родителями строится по двум направлениям:

Участие в соуправлении школы:

Классные(общешкольные) родительские собрания;

Классный родительский комитет, общешкольный попечительский совет;

Участие в делах класса.

На первом собрании в сентябре вместе с родителями вырабатываем планы совместной работы учителя и родителей. Предлагаю каждому родителю выбрать, в каких мероприятиях он хотел бы принять участие. А разделы следующие:

    Проведение праздников.

Родители всегда являются активными участниками всех школьных праздников. Они помогают готовить костюмы, участвуют в подготовке сценариев, знакомят детей с новыми подвижными и интеллектуальными играми, придумывают конкурсы. Причем, собираясь с инициативной группой родителей по подготовке к различным мероприятиям, обдумываем, какие задания будут даны и родителям.

    Проведение классных часов.

Родители участвуют в подготовке и проведении классных часов.

    Организация экскурсий.

    Проведение спортивных мероприятий.

    Изготовление стенгазет к праздникам.

    Предлагайте что-то свое.

Каждый родитель имеет право выбора и в меру своих сил и способностей принимает участие в жизни классного коллектива. А как загораются глаза ребенка, когда именно его мама проводит классный час, различные конкурсы, его папа организовал спортивные состязания.

Эффективность реализации проекта

Реализуя компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности, мне удалось добиться определенных результатов в формировании информационно-коммуникативной компетентности у младших школьников:

100% учащихся владеют навыками работы со справочно-энциклопедическими изданиями;

Ученики выслушивают собеседника и в вежливой форме высказывают свою точку зрения; могут выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;

Умеют планировать этапы предстоящей работы, осуществлять контроль и оценку их правильности, искать пути преодоления ошибок;

Умеют работать с разными видами информации; есть опыт работы на компьютере;

При итоговой аттестации ученики моего класса показывают стабильные результаты

Четыре ученика окончили начальную школу на одни пятерки.

Ученики моего класса участвовали в Обнинских предметных олимпиадах и показали высокие результаты.

Дальнейшее развитие проекта

Мои ученики, переходя в среднее звено, успешно проходят адаптацию. Показывают высокие результаты в учебной деятельности.

Список используемых источников

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

2. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Советская педагогика. 1996. № 8.

3.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. М.,2006.

4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1995.

5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1996.

6. prepod.nspu.ru

7.www.jurnal.org

8.aspirant.rggu.ru

Новикова И.С.

Компетентностный подход во внеурочной деятельности.

Новикова Инна Сергеевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Основная общеобразовательная

Сорокинская школа» Старооскольского

городского округа Белгородской области

В современном динамично развивающемся мире актуален процесс изменения образа жизни, образа мысли, личностных установок. При этом человек вынужден не просто приспосабливаться к условиям современного общества, он должен постоянно самоутверждаться, творить самого себя. Меняется и задача современной школы: формировать всесторонне развитую личность, которая способна решать проблемы и типичные задачи, возни­кающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта.

Все эти идеи в педагогической науке легли в основу принципиально нового подхода – компетентностного, который развивает определённые способности. Основой формирования компетенций является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт).

Во внеурочной работе я активно внедряю один из методов формирования коммуникативной компетенции метод проектного обучения, потому что эта педагогическая технология ориентирована на применение имеющихся и приобретение новых знаний, и реализация, которой даёт возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. В идее проектной методики меня привлекает то, что учащиеся сами участвуют в первоначальном выборе предмета деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов, в расписании работы над проектом и в представлении «конечного продукта». На разных этапах работы над проектом развиваются разные компетентности: способность к целеполаганию, умение обрабатывать, анализировать информацию, формируются умения публичного выступления, развиваются умения работать в команде и отвечать за результаты своего труда.

Проектная работа предоставляет учащимся возможность использования известных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях и предполагает расширение активности учащихся. Она развивает способность определять ресурсы, использовать рациональные способы учебной и другой деятельности, а также даёт возможность использования исследовательских методов в обучении.

Организация проектной деятельности во внеурочной работе очень эффективна, так как во второй половине дня у ребят больше времени для разработки проекта, здесь естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной.

Важнейшая задача современной школы - научить человека жить в информационном мире. Внедрение информационно-коммуникативных технологий на элективном курсе во внеурочное время необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной деятельности, повышения интереса учащихся к приобретению новых знаний, внесения элемента новизны, у учащихся развиваются коммуникативные и информационные компетентности. Мне импонирует то, что компьютерные технологии облегчают задачу вовлечения учащихся в активную деятельность, помогают развивать интерес к предмету. Легко реализуется принцип наглядности в обучении, увеличивается доступность объяснения, так как у учащихся работает образное воображение. Это достигается за счёт увеличения доли информации, представляемой в визуальной и звуковой форме, скорости доставления информации.

Наилучшим воспитателем выступает любая значимая и привлекательная для детей деятельность. В младшем и среднем школьном возрасте дети очень любят мастерить, создавать что-то новое. На занятиях кружка «Сотвори своими руками» ребята выполняют удивительные вещи из доступных материалов. Особенно здесь раскрываются творческие способности учеников, которым тяжело даётся учеба. На занятиях кружка такие дети показывают себя с другой стороны, чувствуют свои силы, видят свой результат, и эти успехи мы всем коллективом поддерживаем, организуя выставки рисунков и творческих работ. На занятиях формируются такие компетентности как самостоятельность, инициатива, аккуратность, трудолюбие, целеустремлённость.

В современных условиях развития российского общества не приемлемы решения вчерашнего дня. Сегодня нужны ясные, земные цели, совпадающие с реальными устремлениями развивающегося человека. Реализация компетентностного подхода во внеурочное время - интересная и актуальная работа, которая должна быть направлена на развитие личности, через раскрытие творческого потенциала, через формирование креативного мышления, развитие самостоятельности и инициативности.

Важно подобрать такой материал и преподнести его так, чтобы он имел не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывал у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»

Список литературы:

    Голуб, Г. Б., Чуракова, О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся [текст]/Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова.- Самара,2003.- 91 с.

    Доманский, Е.В. Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции [электронный ресурс]/Е. В. Доманский // Интернет–журнал «Эйдос». - 2003. - 24 апреля.

    Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО [электронный ресурс]/А. В. Хуторской // Интернет–журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля.

    Краевский, В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования [электронный ресурс]/ В. В. Краевский / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.).

    Лобок, А. Главная сложность «компетентностного подхода» [электронный ресурс]/А. Лобок // Первое сентября. - 2005. - №18. -

    Перелыгина, Е.А., Фишман, И. С. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы.[текст]/Е. А. Перелыгина, И. С. Фишман.- Самара,2007.-128 с.

    Фрумин, И. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования [текст]/И. Фрумин/ Учительская газета. - 2002. - №36. - http://www.ug.ru/02.36/t24.htm

1 Компетентностный подход в организации внеучебной деятельности учителя

1. 1 Характеристика компетентностного подхода

Компетентностное образование очень противоречивая тема, которая на сегодняшний день остается недостаточно исследованной. Само понятие возникло в США в процессе изучения опыта работы выдающихся учителей, стало результатом многочисленных попыток проанализировать его, разработать концептуальную основу. Таким образом, теория компетентностного образования основана на опыте, исходит из лучшего опыта.

Это связано с тем, что, во-первых, школа начала катастрофически отставать от темпа развития знания. Вторая очень важная проблема, которая встала перед образованием, заключается в том, что образование стало массовым . «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» предписывает внедрение компетентностного подхода к оценке результатов образования. Для компетентностного подхода в качестве смыслоопределяющих категорий выступают – «компетенция» и «компетентность» в разном соотношении друг с другом.

Несмотря на некоторые разногласия в подходах, специалисты США определяют три основных компонента в компетентностном образовании. Это знания, умения и ценности .

"Компетенция" - этот термин употребляется в совершенно разных смысловых контекстах, зачастую противоположных. Он появился в инструктивных указаниях министерства как модное иностранное слово, а не как попытка обозначить некую объективно существующую и требующую осмысления педагогическую проблему .

Доманский Е. В. обратил внимание на тот факт, что разрабатываемые в России понятия компетенций имеют не только внешнюю схожесть с европейскими, но и существенное различие в их содержательной части. Природа расхождений на его взгляд имеет восточные тенденции, с их традициями и стремлением к созерцательности, развитию интуиции, познания себя .

В связи с такими наблюдениями, мы предложим некоторые российские авторские определения и разграничения понятий "компетенция" и "компетентность".

По мнению С.Е. Шишова и В.А. Кальнея, компетентность - это способность (умение) действовать на основе полученных знаний. В отличие от ЗУНов (предполагающих действие по аналогии с образцом) компетентность предполагает опыт самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний. Представление о компетенции меняет мышление об оценке и квалификации. Важно не наличие у индивида внутренней организации чего-то, а возможность использования того, что есть .

Хуторской А.В. отличает часто синонимически используемые понятия "компетенция" и "компетентность": компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности .

Автор выделяет как отдельную структуру образовательную компетенцию, определяя её как совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. Он подчёркивает, что следует отличать просто "компетенцию" от "образовательной компетенции" .

Доктор педагогических наук И. Фрумин пишет: "Самое глупое, чем можно было бы сейчас заняться, начать обсуждать определение компетентности, искать разницу между компетентностью и компетенцией, рыскать по словарям и добиваться максимальной строгости. Нас интересуют рабочие представления, с которыми можно начинать разумно обновлять содержание образования. И на этом этапе дискуссий я предложил бы ограничиться рабочим представлением о компетентностях как о способностях (наличие возможности) решать сложные реальные задачи" .

В то же время, он отмечает, что в результате многочисленных дискуссий деятелей образования компетентность сводится к типу образовательного результата, не сводимому к простой комбинации сведений и навыков и ориентированному на решение реальных задач .

И. А. Зимняя дифференцирует понятия «компетентность» и «компетенция». Анализируя смысл и значения этих категорий, и. А. Зимняя приходит к выводу, «что компетенции – это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях». (9, с.5)

Таким образом, видно как противоречиво понимание авторами природы компетентностного подхода, противоречива сама его суть, противоречивы определения его компонентов и составляющих.

Приведём некоторые взгляды учёных на реализацию компетентностного подхода в образовательных учреждениях (по материалам IX Всероссийской научно-практической конференции "Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление") .

Т.М. Ковалева (доктор педагогических наук, старший научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО, г. Томск) считает, что компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы. Применительно к образованию его можно рассматривать лишь как один из возможных подходов.

Д.Б. Эльконин (доктор психологических наук, профессор, вице-президент Международной ассоциации развивающего обучения, г. Москва) представляет компетентность как радикальное средство изменения формы образования.

Ю.В. Сенько (доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики Алтайского государственного университета, академик РАО, г. Новосибирск) высказал предположение, что для определения базовых профессиональных компетенций нужно выделить несколько основных блоков: ценностей и идей образа человека, технологий, проектной работы и реализации своего замысла, экспертной оценки, учения и обучения.

А.М. Аронов (кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой педагогики высшей школы Красноярского государственного университета) рассматривает компетентность как готовность включиться в определенную деятельность. Непосредственно в образовании компетентность выступает как определенная связь двух видов деятельности (настоящей образовательной и будущей практической).

Б.И. Хасан (доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии развития КрасГУ, директор Института психологии и педагогики развития) считает, что компетенции это цели, а компетентности это результаты (поставленные перед человеком цели или пределы), а мера их достижения это и есть показатели компетентности. Но поскольку эти определения заимствованы из права, они имеют ограниченное употребление. Педагогика и образование всегда были ориентированы только на один тип компетенции, ограниченной рамками конкретного предмета. Поэтому учитель, который хочет, чтобы ученик приобретал компетентность и выходил за рамки предмета, должен понимать ограничения предмета.

И.Д. Фрумин (доктор педагогических наук, координатор образовательных программ Московского отделения Мирового банка, г. Москва) считает, что компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность.

Применительно к системе начального образования ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться:

искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию;

думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

приниматься за дело: включаться в работу; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовывать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Компетентность не может быть определена через определённую сумму знаний и умений, т.к. значительная роль в её проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным означает мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Именно компетентность позволяет индивиду ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях, что означает успешность социализации. Социализация – это процесс взаимодействия человека и социальной среды. Человек не просто усваивает социальный опыт, а преобразует его в свои ценности, установки, ориентации. Результат социализации – социализированность, т. е. сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом.

Таким образом компетентностный подход позволяет:

Согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся. С каждым новым поколением учеников значение этого момента возрастает, ибо каждое новое поколение школьников становится все более самостоятельным, более независимым от взглядов и суждений взрослых, способным ставить собственные цели в жизни;

Повысить степень мотивации учения, прежде всего, за счет осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся;

Облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении. По словам Л.С. Выготского, «учитель-рикша», который тянет весь учебный процесс на себе, должен превратиться в «учителя-вагоновожатого», который только управляет процессом учения. Более того: на определенном этапе сами ученики становятся помощниками и сотрудниками учителя в преподавании;

Разгрузить учащихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования, переноса внимания к способам работы с информацией, групповому распределению нагрузок и изменению мотивации;

Не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности, без каких-либо специальных «воспитательных мероприятий» или особых «воспитывающих уроков», а учащийся понимает значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни.