Возникновение и организация школ в древней месопотамии. Древнее двуречье Воспитание и школы Древнего Востока

Институт школы и образования, как особая специализированная сфера деятельности берет свое начало в древней Месопотамии. Это был закономерный процесс, связанный с потребностью в образованных работниках самых различных направлений, состоящих на государственной службе. Тем государствам с сильно развитым бюрактратическим аппаратом требовалось на службу большое количество писцов для ведения учета, описи, документации и т.п. В храмы, так же являвшимися центрами власти на древнем Востоке, в свою очередь требовались жрецы для выполнения широкого спектра работ. Долгое время в междуречье не было каких-либо образовательных учреждений, позволявших освоить ту или иную специализацию.

Как и любой институт - система обучения складывалась постепенно, и брала свои истоки в семье, где, основываясь на семейно-патриархальных традициях, старшее поколение передавало накопленные знания младшему, как своему преемнику. В древних обществах особое внимание было уделено роли семьи, как базовому институту социализации. Семья обязана была должна дать первоначальные базовые элементы воспитания и образования, тем самым привести ребенка в общество, как полноправного гражданина. Изначально, подобные традиции были закреплены в древних литературных памятниках назидательного и поучительного характера, таких как "день школьника", Законодательно это нигде не было прописано, однако большое внимания внутрисемейным взаимоотношениям уделялось в положениях из "Кодекса Хаммурапи", где прописано множество пунктов, касательно воспитания своего ребенка или же воспитанника, обучение его ремеслу и т.д.

В Двуречье мастерство писцов передавалось по наследству от отца к сыну. Старший писец обучал грамоте своего сына или мог брать себе в ассистенты чужого юношу. На ранних периодах подобного частного наставничества было вполне достаточно для подготовки писцов к обычной повседневной деятельности. В связи с этим отношения между учителем и его учеником были более тесными, чем в последующее время. При чтении текстов на глиняных табличках, можно узнать, что учителя называли своих учеников сыновьями, а те, в свою очередь называли своих наставников отцами. Из этого существовало долгое убеждение, что передача искусства писца была исключительно между членами семьи. Но, изучив культуру и общественные отношения древних шумер, становится ясно, что так могли отзываться друг о друге и не родные люди. Дело в том, что писец "усыновлял" ученика, становясь его наставником и отвечая за него, и такие отношения продолжались до тех пор, пока молодой человек не становился полноправным писцом. В школьных табличках иногда можно прочесть, что ученики называли себя "сыновьями своих учителей-писцов", хотя родственниками им не приходились.

Со времен подобные группы учителей и учеников стали увеличиваться, учеников становилось больше, малое помещение в доме писца не слишком подходило для проведения учебных занятий. В интеллектуальном обществе встал вопрос об организации помещений для проведения занятий.

Таким образом, возникли предпосылки для организации государственных учреждений, целью которых стало бы обучение будущих писцов, чиновников и жрецов.

Первые школы, возникшие в древней Месопотамии, считаются самыми древними в мире. В руинах древних городов Двуречья вместе с самыми ранними письменными памятниками археологами было обнаружено большое количество школьных текстов. Среди табличек, обнаруженных в развалинах Ура, относящихся приблизительно к XXVIII-XXVII вв. до н. э., оказались сотни учебных текстов с упражнениями, выполненными учениками во время уроков. Обнаружено множество учебных табличек с перечнями богов, систематизированное списки всевозможных животных и растений. Общий процент школьных табличек по отношению к остальным текстам оказался внушающим. К примеру, коллекция Берлинского музея, содержит около 80 школьных текстов из 235 глиняных табличек, раскопанных в Шуруппаке и относящихся к первой половине III тысячелетия. Те школьные таблички представляли особую ценность еще и потому, что на многих из них содержатся имена писцов - составителей табличек. Ученые прочитали 43 имени. На школьных табличках также проставлены имена тех, кто их изготовил. Из подобных источников и сделалось возможным узнать об организации школ, отношениях между учителями и учениками, предметах, изучаемых в школах, и методах их преподавания.

Первые школы, возникшие в Междуречье, находились при храмах. В Месопотамии они назывались "дома табличек", или эдуббы, и были широко распространены в Древнем Шумере. В период расцвета Староавилонского царства (1-я половина II-го тысячелетия до н.э.) важную роль в деле образования и воспитания стали играть дворцовые и храмовые школы, которые обычно располагались в культовых зданиях - зиккуратах, где имелись и библиотеки, и помещения для занятий писцов. Такие, говоря современным языком, комплексы именовались "домами знаний", и по некоторым версиям, представляли собой аналог высших учебных заведений. В Вавилонии с распространением знаний и культуры в средних социальных группах появляются, по-видимому, учебные заведения нового типа, о чем свидетельствует появление на различных документах подписей торговцев и ремесленников. Так же существовали школы в царском дворце -- там, по-видимому, готовили придворных чиновников, или на территории храмов -- там обучались будущие жрецы. Довольно долго бытовало мнение, что школы были исключительно при храмах. Такое вполне могло быть в некоторых местах и в отдельные периоды, но это было явно не так, потому что документальные литературные источники этого времени, не имеют отношения к храмам. Были найдены здания, которые, по утверждению работающих там археологов, по своей планировке или наличию поблизости школьных табличек могли быть школьными классами. Шумерская школа, начинавшаяся, по-видимому, как особая служба при храмах, со временем стала светским учреждением.

Возникновение частных школ приходится на период аккадского литературного канона, в конце III тысячелетия до н. э. Роль школьного образования усиливается в I тысячелетии до н. э.

Первые школы частного типа помещались, вероятно, в больших домах учителей-писцов. Широкое распространение деловой переписки в Месопотамии, особенно в конце II-начале I тысячелетия до н. э., свидетельствует о развитие школьного образования в средних социальных группах.

Здание школы представляло собой большое помещение, разгороженное на две части. В первой части находился класс, состоявший из ряда скамеек. Ни столов, ни парт не было, однако, писцы в Древнем Шумере изображались, сидя на полу, скрестив ноги. Ученики сидели, держа глиняную табличку в левой руке, а тростниковый стиль в правой. Во второй части класса, огороженной перегородкой, сидели учителя и человек, занимавшийся изготовлением новых глиняных табличек. При школе также существовал двор для прогулок и отдыха. При дворцах, храмах, школах и училищах были отделы библиотеки "глиняных книг на разных языках". Сохранились библиотечные каталоги.

Из источников известно, что в школе мог быть как один учитель, так и несколько, выполняющие различные функции. Возглавлял эдуббу "отец-учитель", вероятно, его функции были чем-то похожим на функции директора школы в наши дни, в то время как остальные преподаватели именовались "братьями отца", некоторые тексты упоминают об учителе с розгами, следившим за порядком, а так же о помощнике учителя, который изготавливал новые глиняные таблички. Так, ассистент учителя значился "большим братом", и в число его обязанностей входило составлять образцы табличек для копирования, проверять копии учеников, выслушивать задания наизусть. Другими учителями при эдуббах были, например, "ответственный за рисование" и "ответственный за шумерский язык" (период, когда шумерский язык стал мертвым, и изучался лишь в школах). Там были также старосты, следящие за посещением, и инспектора, ответственные за дисциплину.

Из бесчисленных документов не было найдено не одного, где была указана зарплата учителей. И здесь возникает вопрос: как учителя эдубб зарабатывали себе на жизнь? А оплачивался труд учителей за счет средств родителей школьников.

Образование в Шумере было платным, и, судя по всему достаточно дорогим, так как простые крестьяне и ремесленники не имели возможности отправить своих детей в эдуббы. Да и не имело это особого смысла: сын крестьянина, ремесленника или рабочего, с ранних лет помогающего по хозяйству или работе, продолжит дело своего отца или займется своим собственным аналогичным. В то время как дети вельмож и чиновников, весьма уважаемых и престижных групп в шумерском обществе, в свою очередь продолжат карьеру отцов - писцов. Из этого следует закономерный вывод, что обучение в школе было престижным и амбициозным делом, представляющим большие возможности для карьерного роста будущих работников государственного аппарата. От того, как долго родители ученика могли платить за его пребывание в стенах школы, во многом зависело, будет ли их сын простым переписчиком текстов или пойдет дальше и получит, вместе с углубленным образованием, приличную государственную должность. Впрочем, у современных историков есть основания предполагать, что особо одаренные дети из небогатых семей имели возможность продолжать образование.

Сами ученики делились на младших и старших "детей" эдуббы, а выпускника -- "сыном школы прошлых дней". Классовой системы и возрастной дифференциации не существовало: начинающие ученики сидели, повторяя свой урок или списывая прописи, рядом с великовозрастными, почти уже доучившимися писцами, имевшими свои, гораздо более сложные задания.

Вопрос женского обучения в школах остается дискуссионным, так, как доподлинно неизвестно, учились или девочки в эдуббах, или нет. Веским аргументом, в пользу того, что девочки не получали образование в школах, был тот факт, что на глиняных табличках не встречаются женские имена писцов, подписывающих свое авторство. Возможно, что женщины не становились профессиональными писцами, но среди них, особенно среди жриц высшего ранга, вполне могли быть образованные и просвещенные люди. Однако в Старовавилонский период при храме в городе Сиппар была одна из женщин-писцов, помимо этого, женщины-писцы встречались в числе служанок и в царских гаремах. Скорее всего, женское образование было очень мало распространено и связано с узкими сферами деятельности.

На сегодняшний день неизвестно, в каком точно возрасте официально начиналось образование. В древней табличке этот возраст именуется "ранней юностью", что, вероятно, означало возраст менее десяти лет, хотя это не совсем ясно. Приблизительный срок обучения в эдуббах - начиная с восьми-девяти лет и оканчивая учебу в двадцать-двадцать два.

Школы были "приходящими". Ученики жили дома, вставали с восходом солнца, брали у своих матерей обед и торопились в школу. Если ему случалось опоздать, то получал надлежащую порку; та же самая судьба ожидала его за любой проступок во время школьных занятий или за не сделанные должным образом упражнения. Практика телесных наказаний была обычным делом на древнем Востоке. Работая целый день с текстами, читая и переписывая клинопись, вечером ученики возвращались домой. Археологами обнаружено некоторое количество глиняных табличек, которые вполне могли сойти за домашние задания учеников. В древнешумерском школьном тексте, условно названным "день школьника", описывающим день одного ученика, нашлось подтверждение вышесказанному.

Интересной деталью школьной жизни, которую открыл профессор Крамер, является ежемесячное количество времени, которое ученикам отводилось в качестве выходных дней. В табличке, найденной в городе Уре, ученик пишет: "Подсчет времени, которое я ежемесячно провожу в "доме табличек"), таков: у меня три свободных дня в месяц, праздники составляют три дня в месяц. Двадцать четыре дня каждого месяца я живу в "доме табличек". Это долгие дни".

Основным приемом воспитания в школе, как и в семье, являлся пример старших. В одной из глиняных табличек, например, содержится обращение отца, в котором глава семьи призывает сына-школьника следовать благим образцам сородичей, друзей и мудрых людей.

С целью стимулирования в учениках стремления к образованию, наряду с учебниками, учителями создавалось большое количество поучительных и назидательных текстов. Шумерская назидательная литература была предназначена непосредственно для воспитания учащихся, и включала в себя пословицы, поговорки, поучения, диалоги-споры о превосходстве, басни и сценки из школьной жизни.

Самые знаменитые из назидательных текстов переведены на множество современных языков, и озаглавленные учеными примерно так: "Школьные будни", "Школьные споры", "Писарь и его непутевый сын", "Разговор угулы и писаря". Из вышеприведенных источников и можно было в полной мере представить картину учебного дня в древнем Шумере. Основным смыслом, вкладываемым в данные произведения, было восхваление профессии писца, поучения ученикам о прилежном поведении, стремлении к постижению наук и т.д.

Пословицы и поговорки с очень раннего времени становятся излюбленным материалом для тренировки навыков письма и устной шумерской речи. Позже из этого материала создаются целые композиции морально-этического характера -- тексты поучений, из которых наиболее известны "Поучения Шуруппака" и "Премудрые советы". В поучениях советы практического характера перемешаны с различного рода запретами на магические действия -- табу. В целях подтверждения авторитета поучительных текстов говорится об их уникальном происхождении: якобы все эти советы в начале времен отец дал Зиусудре, праведнику, спасшемуся от потопа. Сценки из школьной жизни дают представление об отношениях между учителями и учениками, о распорядке дня учащихся и о программе.

Касательно экзаменов, остается неисследованным вопрос об их форме и содержании, а так же о том, повсеместно ли они были распространены или только в некоторых школах. Существуют данные из школьных табличек, в которых говорится о том, что в конце своей учебы, выпускник школы должен был хорошо владеть словами арго различных профессий (языком жрецов, пастухов, моряков, ювелиров) и уметь перевести их на аккадский язык. В обязанность ему вменялось знание тонкостей певческого искусства и вычисления. Вероятней всего, это и были прообразы современных экзаменов.

По окончании школы ученик получал звание писца (дуб-cap) и нанимался на работу, где он мог стать либо государственным, либо храмовым, либо частным писцом или писцом-переводчиком. Государственный писец состоял на службе во дворце, он составлял царские надписи, указы и законы. Храмовый писец, соответственно, вел хозяйственные расчеты, но мог выполнять и более интересную работу, например, записывать из уст жрецов различные тексты богослужебного характера или вести астрономические наблюдения. Частный писец работал в хозяйстве крупного вельможи и на какое-то интересное для образованного человека дело рассчитывать не мог. Писец-переводчик ездил по самым разным работам, нередко бывал и на войне, и на дипломатических переговорах.

Некоторые выпускники после окончания оставались при школе, выполняли роль "старшего брата", готовили новые таблички и составляли поучительные или учебные тексты. Благодаря школьным (и отчасти храмовым) писцам до нас дошли бесценные памятники шумерской литературы. Профессия писца давала человеку хорошее жалованье, писцы в древней Месопотамии причислялись к сословию ремесленников и получали соответствующее жалование а так же уважение в обществе.

В цивилизациях древнего востока, где грамотность не была привилегией большинства слоев общества, школы были не только учреждениями для подготовки будущих чиновников и жрецов, но и центрами культуры и развития научных знаний древности. Богатое наследие древних цивилизаций дошло до наших дней благодаря огромному количеству научных текстов, хранившихся в школах и библиотеках. Существовали так же частные библиотеки, расположенные в частных домах, которые собирали для себя писцы. Таблички собирали не в учебных целях, а просто для себя лично, что было обычным способом собирания коллекций. Некоторым, вероятно наиболее ученым, писцам удавалось создать с помощью своих учеников личное собрание табличек. Писцы школ, которые существовали при дворцах и храмах, были экономически обеспечены и располагали свободным временем, что позволяло им интересоваться специальными темами. Так создавались коллекции табличек по различным отраслям знаний, которые ассириологи обычно называют библиотеками. Древнейшей библиотекой считается библиотка Тиглатпаласарома I (1115-1093), расположенная в бороде Ашшур. Одна из самых крупнейших библиотек древнего Двуречья - это библиотека аккадского царя Ашшурбанапала, которого считают одним из самых образованных монархов своего времени. В ней археологами было обнаружено более 10000 табличек и, исходя из источников, царь был очень заинтересован в накоплении еще большего количества текстов. Храмы часто составляли обширные собрания религиозных текстов, происходивших из древних времен. Гордостью храмов было иметь сохранившиеся шумерские оригиналы, которые считались священными и особо почитались. Если же оригиналов не было, то брали на время важнейшие тексты из других храмов и собраний и переписывали их. Таким путем была сохранена и передана потомству большая часть шумерского духовного наследия, прежде всего мифы и эпос. Даже если оригинальные документы давно исчезли, то их содержание оставалось известным людям благодаря многочисленным копиям. Так как духовная и культурная жизнь населения Двуречья была насквозь пронизана духовными представлениями, то в области образования тоже стали появляться свои боги-покровители. С этим явлением, например, связана история богини по имени Нисаба. Имя этой богини первоначально звучало нин-ше-ба ("госпожа ячменного рациона").

Сперва она олицетворяла жертвенный ячмень, затем -- процесс учета этого ячменя, а впоследствии стала отвечать за все счетные и учетные работы, превратившись в богиню школы и грамотного письма.

Богатое наследие древних цивилизаций дошло до наших дней благодаря огромному количеству научных текстов, хранившихся в школах и библиотеках. Существовали так же частные библиотеки, расположенные в частных домах, которые собирали для себя писцы. Таблички собирали не в учебных целях, а просто для себя лично, что было обычным способом собирания коллекций.

Некоторым, вероятно наиболее ученым, писцам удавалось создать с помощью своих учеников личное собрание табличек. Писцы школ, которые существовали при дворцах и храмах, были экономически обеспечены и располагали свободным временем, что позволяло им интересоваться специальными темами.

Так создавались коллекции табличек по различным отраслям знаний, которые ассириологи обычно называют библиотеками. Древнейшей библиотекой считается библиотека Тиглатпаласарома I (1115-1093), расположенная в городе Ашшур.

Одна из самых крупнейших библиотек древнего Двуречья - это библиотека аккадского царя Ашшурбанапала, которого считают одним из самых образованных монархов своего времени. В ней археологами было обнаружено более 10000 табличек и, исходя из источников, царь был очень заинтересован в накоплении еще большего количества текстов. Он специально направлял своих людей в Вавилонию на поиски текстов и проявлял столь огромный интерес к собиранию табличек, что лично занимался отбором текстов для библиотеки.

Многие тексты с научной аккуратностью по определенному стандарту весьма тщательно копировались для этой библиотеки.

  • Зарождение воспитания в первобытном обществе
    • Происхождение воспитания, его становление
      • Происхождение воспитания, его становление - страница 2
      • Происхождение воспитания, его становление - страница 3
    • Зарождение приемов и организационных форм воспитания
      • Зарождение приемов и организационных форм воспитания - страница 2
      • Зарождение приемов и организационных форм воспитания - страница 3
    • Возникновение неравенства в воспитании в условиях разложения первобытно-общинного строя
  • Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока
    • Общее и особенное в генезисе школы и воспитания в древних цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока
      • Общее и особенное в генезисе школы и воспитания в древних цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока - страница 2
      • «Дома табличек» в Междуречье (Месопотамии) - страница 2
      • «Дома табличек» в Междуречье (Месопотамии) - страница 3
    • Школа в Древнем Египте
      • Школа в Древнем Египте - страница 2
    • Воспитание и школа в Древней Индии
      • Воспитание и школа в Древней Индии - страница 2
      • Воспитание и школа в Древней Индии - страница 3
    • Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае
      • Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае - страница 2
      • Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае - страница 3
  • Воспитание и образование в античном мире
    • Зарождение письменности в условиях эгейской культуры
    • Воспитание детей и юношества в архаической Греции IX-VIII вв.
    • Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции в VI-IV вв.
      • Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции в VI-IV вв. - страница 2
      • Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции в VI-IV вв. - страница 3
      • Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции в VI-IV вв. - страница 4
      • Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции в VI-IV вв. - страница 5
    • Просвещение в эпоху эллинизма
      • Просвещение в эпоху эллинизма - страница 2
      • Просвещение в эпоху эллинизма - страница 3
      • Просвещение в эпоху эллинизма - страница 4
      • Просвещение в эпоху эллинизма - страница 5
    • Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме
      • Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме - страница 2
      • Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме - страница 3
      • Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме - страница 4
    • Зарождение христианской традиции воспитания
      • Зарождение христианской традиции воспитания - страница 2
    • Воспитание на периферии Римской империи в в первые века нашей эры
      • Воспитание на периферии Римской империи в в первые века нашей эры - страница 2
  • Просвещение и педагогическая мысль в Византии
    • Основные этапы развития просвещения в Византии
      • Основные этапы развития просвещения в Византии - страница 2
      • Основные этапы развития просвещения в Византии - страница 3
    • Воспитание и образование в Византии
      • Воспитание и образование в Византии - страница 2
      • Воспитание и образование в Византии - страница 3
    • Педагогическая мысль в Византии
      • Педагогическая мысль в Византии - страница 2
      • Педагогическая мысль в Византии - страница 3
      • Педагогическая мысль в Византии - страница 4
    • Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения
      • Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения - страница 2
      • Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения - страница 3
    • Развитие церковной культуры
      • Развитие церковной культуры - страница 2
      • Развитие церковной культуры - страница 3
      • Развитие церковной культуры - страница 4
    • Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения
      • Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения - страница 2
      • Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения - страница 3
      • Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения - страница 4
    • Реформация и ее политика в области образования и воспитания
      • Реформация и ее политика в области образования и воспитания - страница 2
    • Иезуитская система воспитания в период контрреформации
  • Воспитание, школа и педагогическая мысль у народов Востока в эпоху средних веков
    • Практика и образование в странах Ближнего и Среднего Востока
      • Практика и образование в странах Ближнего и Среднего Востока - страница 2
    • Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья
    • Педагогические идеи ученых арабского Востока
      • Педагогические идеи ученых арабского Востока - страница 2
      • Педагогические идеи ученых арабского Востока - страница 3
    • Просвещение на территории средневековых государств Закавказья
      • Просвещение на территории средневековых государств Закавказья - страница 2
    • Воспитание и школа в средневековом Китае
      • Воспитание и школа в средневековом Китае - страница 2
      • Воспитание и школа в средневековом Китае - страница 3
      • Воспитание и школа в средневековом Китае - страница 4
    • Воспитание и педагогическая мысль в средневековой Индии
      • Воспитание и педагогическая мысль в средневековой Индии - страница 2
    • Воспитание в Древней Руси и Русском государстве
      • Воспитание в Древней Руси и Русском государстве - страница 2
      • Воспитание в Древней Руси и Русском государстве - страница 3
      • Воспитание в Древней Руси и Русском государстве - страница 4
      • Воспитание в Древней Руси и Русском государстве - страница 5
    • Образование в Русском государстве XIV-XVII вв.
    • Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве
      • Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве - страница 2
      • Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве - страница 3
      • Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве - страница 4
  • Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке в XVII-XVIII вв.
    • Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке
    • Педагогические идеи В. Ратке
    • Педагогические идеи Я.А.Коменского
      • Педагогические идеи Я.А.Коменского - страница 2
      • Педагогические идеи Я.А.Коменского - страница 3
      • Педагогические идеи Я.А.Коменского - страница 4
      • Педагогические идеи Я.А.Коменского - страница 5
      • Педагогические идеи Я.А.Коменского - страница 6
    • Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу XVIII в.
      • Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу XVIII в. - страница 2
    • Движение за обновление школьного образования и методов обучения
      • Движение за обновление школьного образования и методов обучения - страница 2
      • Движение за обновление школьного образования и методов обучения - страница 3
    • Школьное образование в Англии XVII- XVIII вв.
      • Школьное образование в Англии XVII- XVIII вв. - страница 2
    • Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка
      • Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка - страница 2
      • Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка - страница 3
      • Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка - страница 4
    • Педагогическая мысль во Франции XVIII в.
    • Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо (1712-1778)
      • Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо (1712-1778) - страница 2
      • Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо (1712-1778) - страница 3
      • Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо (1712-1778) - страница 4
    • Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789-1794)
      • Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789-1794) - страница 2
      • Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789-1794) - страница 3
    • Школа в Североамериканских Штатах в эпоху Просвещения
      • Школа в Североамериканских Штатах в эпоху Просвещения - страница 2
      • Школа в Североамериканских Штатах в эпоху Просвещения - страница 3
      • Школа в Североамериканских Штатах в эпоху Просвещения - страница 4

«Дома табличек» в Междуречье (Месопотамии)

Возникшие в 3200 г. до н. э. в междуречье Тигра и Ефрата государства (Шумер) и существовавшие здесь вплоть до 100 г. до н. э., другие древние государства, такие как Вавилон и Ассирия, обладали достаточно-стабильной и жизнестойкой культурой. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, получили развитие различные искусства. В древних городах Месопотамии, например, были разбиты парки, бульвары, проведены искусственные каналы с мостами, воздвигнуты комфортабельные дома для знати. В центре каждого города возвышалось культовое здание - башня (зиккурат). Почти в каждом городе были и школы.

Эти школы возникли за 3 тысячи лет до н. э. как результат развития хозяйства и культуры, увеличения потребности в грамотных людях - писцах. Писцы на социальной лестнице стояли достаточно высоко. Первые школы для их подготовки в Междуречье назывались «домами табличек» (по-шумерски «эдубба»). Название им дали таблички из глины, на которые наносилась клинопись. Первые таблички явно школьного характера относятся к 3-му тысячелетию до н. э. Письмена вырезались деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. В начале 1-го тысячелетия до н. э. писцы стали пользоваться деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывались письменные знаки.

Первые эдуббы возникли, очевидно, в писцовых семьях. Затем появились дворцовые и храмовые «дома табличек». Воссоздать картину этих школ позволяют клинописные глиняные таблички, являющиеся материальным свидетельством развития цивилизации в Двуречье. Десятки тысяч таких табличек обнаружены в развалинах дворцов, храмов и жилищ. Таковы, к примеру, таблички из библиотеки и архива г. Ниппура. Среди первоисточников следует отметить, прежде всего, хроники и анналы, например летописи Ашшурбанипала (668-626 до н. э.). Древние тексты помогают судить об уровне культуры и образования.

К подобным текстам можно причислить, скажем, законы царя Вавилона Хаммурапи (1792-1750 до н. э.), законы Ассирии второй половины 2-го тысячелетия до н. э. Учащиеся эдуббы жили дома. Постепенно эдуббы приобретали автономию. В основном школы были небольшими с одним учителем; в его обязанности входило управление школой и изготовление новых табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывая их в таблички-упражнения. В крупных «домах табличек» имелись особые учителя письма, счета, рисования и пр. В крупных эдуббах мог быть также специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной.

Обучение в школах было платным. Плата могла быть высокой и зависела от авторитета учителя. Чтобы заручиться дополнительным вниманием учителя, родители делали ему подношения.

Вначале цели школьного обучения выглядели как узко утилитарные: подготовка необходимых для хозяйственной жизни писцов. Позднее эдуббы стали постепенно превращаться в центры культуры и просвещения. При них возникли крупные книгохранилища, например Ниппурская библиотека во 2-м тысячелетии до н. э., Ниневийская библиотека в 1-м тысячелетии до н. э.

Складывавшуюся школу как образовательное учреждение питали традиции патриархально-семейного воспитания и одновременно ремесленного ученичества. Семейно-общинный уклад школы сохранялся без особых изменений на протяжении всей истории древних государств Междуречья. Семья при этом играла главную роль в воспитании детей. Как следует из «Кодекса Хаммурапи», отец отвечал за подготовку сына к жизни и был обязан передать ему свое ремесло.

Страницы: 1 2 3

Приблизительно за 4 тыс. лет до н.э. в междуречье Тигра и Евфрата возникли города - государства Шумер и Аккад, существовавшие здесь по­чти до начала нашей эры, и другие древние государства, та­кие как Вавилон и Ассирия. Все они обладали достаточно жизнестойкой культурой. Здесь получили развитие астроно­мия, математика, сельское хозяйство, была создана ориги­нальная письменность, возникли различные искусства.

В городах Месопотамии существовала практика древонасаж­дения, прокладывались каналы с мостами через них, возводи­лись дворцы для знати. Почти в каждом городе существовали школы, история которых восходила еще к 3-му тысячелетию до н.э. и отражала потребности развития хозяйства, культуры, нуждавшихся в грамотных людях - писцах. Писцы на социаль­ной лестнице стояли достаточно высоко. Первые школы для их подготовки в Междуречье именовались «домами табличек» (по-шумерски - эдубба), от названия табличек из глины, на которые наносилась клинопись. Письмена вырезались деревян­ным резцом на сырой глиняной плитке, которую затем обжи­гали. В начале 1-го тысячелетия до н.э. писцы стали пользовать­ся деревянными табличками, покрытыми тонким слоем воска, на котором выцарапывались клинописные знаки.

Первые школы такого типа возникли, очевидно, при семьях писцов. Затем появились дворцовые и храмовые «дома табличек». Получить представление об этих школах позволяют глиняные таблички с клинописью, являющиеся материальным свидетель­ством развития цивилизации, в том числе и школы, в Междуре­чье. Десятки тысяч таких табличек обнаружены в развалинах двор­цов, храмов и жилищ. Таковы, к примеру, таблички из библио­теки и архива г. Ниппура, среди которых следует назвать, прежде всего, летописи Ашшурбанипала (668-626 до н.э.), законы царя Вавилона Хаммурапи (1792-1750 до н.э.), законы Ассирии вто­рой половины 2-го тысячелетия до н.э. и др.

Постепенно эдуббы приобретали автономию. В основном эти школы были небольшими, с одним учителем, в обязан­ности которого входило и управление школой, и изготовле­ние новых табличек-образцов, которые ученики заучивали, переписывая их в таблички-упражнения. В крупных «домах табличек», по-видимому, имелись особые учителя письма, счета, рисования, а также специальный управитель, следив­ший за порядком и ходом занятий. Обучение в школах было платным. Чтобы заручиться дополнительным вниманием учи­теля, родители делали ему подношения.

Вначале цели школьного обучения были узкоутилитарны­ми: подготовка необходимых для хозяйственной жизни писцов. Позднее эдуббы стали постепенно превращаться в центры куль­туры и просвещения. При них возникали крупные книгохрани­лища, например Ниппурская библиотека во 2-м тысячелетии до н.э. и Ниневийская библиотека в 1-м тысячелетии до н.э.


Складывавшуюся школу как образовательное учреждение питали традиции патриархально-семейного воспитания и од­новременно ремесленного ученичества. Влияние семейно-общинного уклада жизни на школу сохранялось на протяжении всей истории древнейших государств Междуречья. Главную роль в воспитании детей по-прежнему играла семья. Как следует из «Кодекса Хаммурапи», отец должен был отвечать за подготов­ку сына к жизни и был обязан обучать его своему ремеслу. Основным методом воспитания в семье и школе являлся пример старших. В одной из глиняных табличек, где содержится обра­щение отца к сыну, отец призывает его следовать положитель­ным примерам сородичей, друзей и мудрых правителей.

Возглавлял эдуббу «отец», учителей именовали «братьями отца». Ученики делились на старших и младших «детей эдуббы». Обучение в эдуббе рассматривалось, прежде всего, как подготовка к ремеслу писца. Ученикам надлежало научиться технике изго­товления глиняных табличек, освоить систему клинописи. За годы обучения ученик должен был изготовить полный комплект табличек с предусмотренными текстами. На протяжении всей исто­рии «домов табличек» универсальными приемами обучения в них являлись заучивание и переписывание. Урок состоял в запоминании «табличек-моделей» и их копировании в «табличках-упражнениях». Сырые таблички-упражнения корректировал учи­тель. Позже иногда стали применяться упражнения типа «дик­тантов». В основе методики обучения лежало, таким образом, многократное повторение, запоминание столбцов слов, текстов, задач ц их решений. Однако применялся и метод разъяснения учителем трудных слов и текстов. Можно предположить, что в обучении использовался также и прием диалога-спора, причем не только с учителем или учеником, но и с воображаемым пред­метом. Ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали или опровергали те или иные положения.

О том, каким был уклад школы и каким хотели его ви­деть в Междуречье, говорят найденные в развалинах столи­цы Ассирии - Ниневии таблички «Восславление искусства писцов». В них говорилось: «Истинный писец не тот, кто ду­мает о хлебе насущном, а кто сосредоточен на своем труде». Прилежание, по мнению автора «Восславления...», помога­ет ученику «выйти на дорогу богатства и благополучия».

Один из клинописных документов 2-го тысячелетия до н.э. позволяет составить представление об учебном дне школь­ника. Вот что в нем говорится: «Школьник, куда ты ходишь с первых дней?» - спрашивает учитель. «Я хожу в школу», - отвечает ученик. «Что ты делаешь в школе?» - «Я делаю свою табличку. Ем завтрак. Мне задают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой, вхожу и вижу моего отца. Я рассказываю отцу» моих уроках, и отец мой радуется. .Когда я просыпаюсь утром, то вижу свою мать и говорю ей: скорее дай мне мой завтрак, я иду в школу: в школе надзиратель спрашивает: "Почему ты опаз­дываешь?" Испуганный и с бьющимся сердцем, я вхожу к учителю и кланяюсь ему почтительно».

Обучение в «домах табличек» было сложным и трудоемким. На первом этапе учили читать, писать, считать. При овладе­нии грамотой следовало запомнить множество клинописных знаков. Далее ученик переходил к заучиванию поучительных историй, сказок, легенд, приобретал известный запас прак­тических знаний и умений, необходимых при строительстве, составлении деловых документов. Прошедший обучение в «доме табличек» становился обладателем своего рода интегрирован­ной профессии, приобретая различные знания и умения.

В школах изучались два языка: аккадский и шумерский. Шу­мерский язык в первой трети 2-го тысячелетия до н.э. уже перестал быть средством общения и сохранялся лишь как язык науки и религии. В новое время аналогичную роль в Европе играл латинский язык. В зависимости от дальнейшей специа­лизации будущим писцам давались знания в области собствен­но языка, математики и астрономии. Как можно понять из табличек того времени, окончивший эдуббу должен был вла­деть письмом, четырьмя арифметическими действиями, ис­кусством певца и музыканта, ориентироваться в законах, знать ритуал совершения культовых действий. Он должен был уметь измерять поля, делить имущество, разбираться в тканях, ме­таллах, растениях, понимать профессиональный язык жре­цов, ремесленников, пастухов.

Возникшие в Шумере и Аккаде школы в виде «домов таб­личек» претерпели затем значительную эволюцию. Постепен­но они становились как бы центрами просвещения. В то же самое время начала складываться особая литература, обслу­живавшая школу. Первые, условно говоря, методические пособия - словари и хрестоматии - появились в Шумере за 3 тыс. лет до н.э. В них включались поучения, назидания, на­ставления, оформленные в виде клинописных табличек.

В период расцвета Вавилонского царства (1-я половина 2-го тысячелетия до н.э.) важную роль в деле образования и воспи­тания стали играть дворцовые и храмовые школы, которые обычно располагались в культовых зданиях - зиккуратах, где имелись и библиотеки, и помещения для занятий писцов. Та­кие, говоря современным языком, комплексы именовались «домами знаний». В Вавилонском царстве с распространением знаний и культуры в средних социальных группах появляются, по-видимому, учебные заведения нового типа, о чем свиде­тельствует появление на различных документах подписей тор­говцев и ремесленников.

Эдуббы получили особенно широкое распространение в Ассирийско-Нововавилонский период - в 1-м тысячелетии до н.э. В связи с развитием хозяйства, культуры, усилением про­цесса разделения труда в Древней Месопотамии наметилась специализация писцов, что отразилось и на характере обуче­ния в школах. В содержание обучения стали включаться заня­тия, условно говоря, философией, литературой, историей, геометрией, правом, географией. В Ассирийско-Нововавилонс­кий период появляются уже и школы для девушек из знатных семей, где обучали письму, религии, истории и счету.

Важно отметить, что в этот период создаются большие дворцовые библиотеки в Ашшуре и Ниппуре. Писцы собира­ли таблички на различные темы, о чем свидетельствует биб­лиотека царя Ашшурбанипала (VI в. до н.э.), особое внимание стало уделяться обучению математике и способам лече­ния разных болезней.

«Древние цивилизации Востока» - Пирамида Хеопса и храм. Растение. Изобретения. Финикия. Чай. Хаммурапи. Китай. Древний Восток. Древнее государство. Папирус. Ошибка. Египет. Имя исторического деятеля. Страны Восточного Средиземноморья. Исторические памятники. Хлопок. Зиккурат. Палестина. Клинопись и глиняная табличка. Ступа и колонна царя Ашоки.

«Культура Месопотамии» - 1. Апис. 2. Сфинкс. 2. Для красоты. 3. Какие одежды носили жители Месопотамии? 2. Иштар. 5. Какие записи выполнены древними шумерами? 2. Определите скульптурное изображение древнего шумера. 1. Из-за наводнений. 3. Древесина стоила очень дорого. 4. Почему в Месопотамии города и храмы возводили на платформе?

«Особенности государств Древнего Востока» - Какой вклад внесли народы Древнего Востока в мировую культуру. Малая Азия. Река Евфрат. Письменность стран Древнего Востока. Народы Древнего Востока. Канал. Высшая добродетель. Государства Древнего Востока. Уважение к старшим. Пленники. Индийцы. Индостан. Чем угощали змей древние жители Индии. Клинопись.

«Древняя Передняя Азия» - Администрация 30 Как называли чиновников тайной полиции в Персии? Алфавит. Стекло. Оценки в конце игры выставляет учитель на основании личного счета участников и достижений команды. Ашшурбанапал. Образование и искусство 10 Так называли школу в Древнем Междуречье. Письменность 10 Именно так назывались значки на глиняных табличках.

«Индия и Китай в древности» - Конфуцианство и даосизм. Жизнь есть зло. Монархии. Государство Чжоу. Древняя Индия. Брахманизм. Индра. Возникновение буддизма. Проникновение в Индию арийских племен. Древний Китай. Исход из мифологической эпохи. Государство Шан. Конфуций. Черты исторического развития Древнего Востока. Эпоха «борющихся царств».

«Древнее Двуречье» - О каком занятии идет речь. Вопрос урока. Древнее Двуречье. Словарь. Торговля. Письменность. В Южном Двуречье не хватало многих видов сырья. Природа и географическое положение. Основой жизни здесь была вода. Клинопись.

Всего в теме 34 презентации

Знакомясь с главой, подготовьте сообщения: 1. О том, что способ­ствовало созданию великих держав - Ассирийской, Вавилонской, Персидской (опорные слова: железо, конница, осадная техника, международная торговля). 2. О достижениях культуры древних на­родов Западной Азии, которые сохраняют значение в наши дни (опорные слова: законы, алфавит, Библия).

1. Страна двух рек. Она лежит между двумя больши­ми реками - Евфратом и Тигром. Отсюда и её назва­ние - Двуречье или Междуречье.

Почвы в Южном Двуречье удивитель­но плодородны. Так же как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой тё­плой стране. Но разливы рек проходили бурно: порой потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища, и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения по­лей и садов рыли каналы. Государства воз­никли здесь приблизительно в то же время, что и в долине Нила, - более пяти тысяч лет назад.

2. Города из глиняных кирпичей. Древ­ним народом, создавшим первые государ­ства в Двуречье, были шумеры. Многие поселения древних шумеров, вырастая, превращались в города - центры неболь­ших государств. Города обычно стояли на берегу реки или возле канала. Жители пла­вали между ними на судёнышках, сплетён­ных из гибких веток и обтянутых кожей. Из многочисленных городов самыми круп­ными были Ур и Урук.

В Южном Двуречье нет ни гор, ни ле­сов, а значит, не могло быть строительства из камня и дерева. Дворцы, храмы, жи-

лые дома - всё здесь сооружали из боль­ших глиняных кирпичей. Дерево было до­рого - деревянные двери имелись лишь в богатых домах, в бедных вход закрывали циновкой.

Топлива в Двуречье было мало, и кир­пичи не обжигали, а просто сушили на солнце. Необожжённый кирпич легко крошится, поэтому оборонительную го­родскую стену приходилось делать такой толщины, что по верху могла бы проехать повозка.

3. Башни от земли до неба. Над при­земистыми городскими постройками воз­вышалась ступенчатая башня, уступы ко­торой поднимались к небу. Так выглядел храм бога - покровителя города. В одном городе это был бог Солнца Шамаш, в дру­гом - бог Луны Сан. Все почитали бога воды Эа - ведь он питает влагой поля, да­рит людям хлеб и жизнь. К богине плодо­родия и любви Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей.

Только жрецам было позволено подни­маться на вершину башни - в святилище. Те, кто оставался у подножия, верили, что жрецы там беседуют с богами. На этих баш­нях жрецы вели наблюдения за движением небесных богов: Солнца и Луны. Они со­ставляли календарь, вычисляя сроки лун­ных затмений. По звёздам предсказывали людям судьбу.

Учёные-жрецы занимались и математи­кой. Число 60 они считали священным. Под влиянием древних жителей Двуре­чья мы делим час на 60 минут, а окруж­ность - на 360 градусов.

Богиня Иштар. Древняя статуя.

4. Письмена на глиняных табличках. Раскапывая древние города Двуречья, ар-

хеологи находят таблички, покрытые знач­ками в виде клинышков. Значки эти вы­давлены на табличке из мягкой глины концом специально заострённой палочки. Для придания твёрдости исписанные та­блички обычно обжигали в печи.

Клинообразные значки - это особое письмо Двуречья, клинопись.

Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое сло­во, например: звезда, нога, плуг. Но мно­гие знаки, выражающие короткие одно­сложные слова, употреблялись и для передачи сочетания звуков или слогов. Например, слово «гора» звучало как «кур» и значок «гора» обозначал также слог «кур» - как в наших ребусах.

В клинописи несколько сот знаков, и научиться читать и писать в Двуречье было не менее сложно, чем в Егип­те. Много лет надо было посещать школу писцов. Уроки продолжались ежедневно с восхода до заката. Мальчики старательно переписывали древние мифы и сказания, за­коны царей, таблички учёных-звездочётов, гадавших по звёздам.


Во главе школы стоял человек, которого почтительно именовали «отцом школы», ученики же считались «сыно­вьями школы». А один из работников школы назывался буквально так: «человек с палкой» - он следил за дисци­плиной.

Школа в Двуре­чье. Рисунок на­шего времени.

Объясните значение слов: шумеры, клинопись, глиняная табличка, «отец школы», «сыновья школы».

Проверьте себя. 1. Кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар? 2. Что общего в природных условиях Египта и Двуречья? В чём разли­чия? 3. Для чего в Южном Двуречье возводились ступенчатые башни? 4. Почему в клинописи гораздо больше знаков, чем в нашей азбуке букв?

Опишите рисунки нашего времени: 1. «Посёлок шумеров» (см. с. 66) - по плану: 1) река, каналы, растительность; 2) хижины и загоны для ско­та; 3) главные занятия; 4) колёсная повозка. 2. «Школа в Двуречье» (см. с. 68) - по плану: 1) ученики; 2) учитель; 3) работник, разминающий глину.

Подумайте. Почему в Южном Двуречье богатые люди указывали в за­вещании среди прочего имущества деревянную табуретку и дверь? Познакомьтесь с документами - отрывком из сказания о Гильгамеше и мифом о потопе (см. с. 69, 70). Почему именно в Двуречье возник миф о потопе?