Олег Петрович Мухин – член Бюро Президиума Федерации космонавтики России и первый вице-президент Северо-Западной межрегиональной общественной организации Федерации космонавтики Российской Федерации, почётный академик Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского.
Вся жизнь Олега Петровича связана с космонавтикой. Он даже родился в один день с главным конструктором С. П. Королевым. Мухин учился и работал в Военмехе, в космической академии им. А.Ф. Можайского, в Музее космонавтики и ракетной техники имени В.П. Глушко, расположенном в Петропавловской крепости.
Он знал лично Валентина Петровича Глушко и участвовал в работе Ленинградской секции ФК СССР, стоял у истоков Федерации космонавтики РФ. Сегодня мы пришли офис организации, который находится в Петропавловской крепости, и беседуем с Олегом Петровичем о космосе, об организации, которую он возглавляет, о состоянии российской космонавтики и об отношении молодежи к ней.
– Как и когда Вы начали интересоваться космосом?
– Сначала я интересовался морем: мне нравились корабли, путешествия. Со временем увлечение морской тематикой плавно перетекло в астрономию. На смену интересов были причины: в это время был запущен первый спутник, затем Юрий Гагарин полетел в космос. Мои ориентиры серьёзно переключились на космос. Мой отчим тоже сыграл важную роль: он часто водил меня по музеям, играл со мной в тематические игры.
– Как и когда Вы стали вице-президентом федерации космонавтики России?
– В 1983 году был создан Ленинградский комитет, где я был ответственным секретарём. К этому моменту я был знаком со многими легендами космоса. После распада Советского Союза создали Федерацию Космонавтики России. Я вошел в её бюро. По предложению моей знакомой, мы решили создать свою новую организацию. Председатель Николай Рукавичников поддержал эту идею. Впоследствии меня избрали вице-президентом Федерации Космонавтики. Первым президентом был космонавт Леонид Кизин, он был начальником академии «Можайки», потом был Георгий Гречко, хотели взять Сергея Крикалева, однако, он в это время был в космосе, и Георгий Михайлович согласился, пока Сергей в космосе. Так получилось, что на этой должности он задержался на пять лет. Далее возглавил Сергей Крикалев.
– Какие задачи стоят перед вами, как перед руководителем такой организации?
– Наблюдать и следить за всеми (смеясь). Мы проводим огромное количество разных мероприятий, в которые привлекаем множество интересных людей. Недавно проводили «КосмоСтарт» куда мы приглашали школьников, студентов и работников космической отрасли. Школьник общаются со студентами, которые рассказывают им о поступлении и учебе, а работники просвещают студентов.
– На ваш взгляд, существует ли жизнь за пределами нашей планеты?
– Думаю, что да! Ведь масштабы вселенной поражают воображение. Вы выходите и смотрите на звездное небо, видите огромной количество звезд. Мое мнение, что жизнь на планету земля пришла из космоса. Неспроста людей всегда тянуло в космос.
– Как вы думаете, найдется ли гуманитариям место в космосе?
– Обязательно! Без людей «искусства» жизнь невозможна. Все профессии в космонавтике задействованы, начиная от проектирования, заканчивая полетами. Куда же без гуманитариев!
– Как вы отреагировали на объявление Года науки и технологий?
– Очень хорошо. Как дальше будет, это уже другой вопрос. Но очень радует тот факт, что о науке не забыли.
– Настолько трудно, по вашему мнению в эпоху расцвета таких компаний как SpaceX нашей космонавтике развиваться и конкурировать и реально ли это вообще?
– Сейчас нет, но, полагаю, в ближайшем будущем появятся. Я могу сказать, что все упирается в решение сверху, будут выделены средства или нет. Все это решается финансами. А американцы, конечно, понимают, что они потеряли первенство, и для них это тоже вопрос внутренний. Почему китайцы полетели? Китайцам было важно полететь для того, чтобы показать, что у них страна великая. Что они великие и они могут это сделать. Они полетели и запустили своего тайконавта.
– Кто является Вашим кумиром в области космонавтики?
– Сергей Павлович Королев и Валентин Петрович Глушко. Королев – прекрасный организатор, сначала космонавтикой не бредил. Он смог организовать это направление, создать производство, но без двигателей Глушко это все не сработало бы. Сердце ракеты – это двигатель. Мы гордимся, что он работал здесь, в Петропавловской крепости. Глушко сыграл важнейшую роль, без сомнений. Именно поэтому эти люди стоят у меня на первом месте!
– По Вашему мнению, в наше время космосу уделяется достаточное внимание в плане образования?
– Я думаю, нет. Хорошо, что астрономию вернули в школьную программу. Астрономия – это наша надежда, что в школах вновь начнут изучать космос.
– Как это можно изменить?
– Рассказывать про космос, пропагандировать. Когда на телевидении освещают проблему незаинтересованности молодёжи в космической тематике, я всегда говорю: «Вы же им совсем ничего не рассказываете!». Раньше транслировался каждый запуск, рассказывалось о работе на орбитах. К сожалению, сейчас вы этого не увидите. Это редкий случай. Никто не показывает, как космонавты работают на орбитах.
– Что для вас значит «космос»?
– Космос – это наше будущее; место, где мы будем находиться в дальнейшей жизни. Космос – это то пространство, которое тянет к себе, его хочется познать.
Беседовали Полина ДЕМИДОВА, София ДУТОВА, Софья МАРУТЬЯНЦ
Фото: Юрий СИМУЧЕНКОВ